Автор: Лисицина Лариса Викторовна
Должность: заместитель заведующего по воспитательной и методической работе
Учебное заведение: МДОУ № 77
Населённый пункт: г. Реманское Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Управление качеством методической работы в ДОО
Управление качеством методической работы в ДОО
Дошкольное
образование
–
первая
ступень
общего
образования.
Дошкольная
образовательная организация (ДОО) создается обществом для выполнения конкретных целей и
поэтому обязана выполнять современный социальный заказ.
Развитие системы дошкольного образования определяется эффективностью управления и
внедрения в практику ДОО новейших научно-педагогических достижений в области управления.
Направленность системы управления в ДОО на конечный педагогический результат предполагает
не только особую мотивационно - целевую ориентацию руководителей, но и новый подход к
информационному
обеспечению,
педагогическому
анализу,
планированию,
организации,
регулированию и контролю всей деятельности.
Основными
ориентирами,
определяющими
качество
современного
дошкольного
образования,
выступают:
удовлетворение
потребности
семьи
и
ребенка
в
услугах
ДОО;
благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор
учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение.
При решении качества образования можно проследить два направления, которые выводят
оценку образовательных систем на новый уровень. Первое направление связано с развитием
количественного
анализа,
основанного
на
данных
государственного
обязательного
статистического
наблюдения,
внешней
оценки
образовательных
достижений,
обработки
результатов социологических исследований. Это позволяет перейти от суждений и мнений к
обоснованному
сравнительному
анализу,
прогнозу
по
выявлению
зависимостей
различных
факторов, влияющих на результативность образовательных систем. Второе направление основано
на
смещении
приоритетов
в
оценке
образования
с
процесса
на
результат.
Вариативность
образовательных
программ
и
технологий
указывает
на
то,
что
схожие
результаты
функционирования образовательных услуг могут быть достигнуты разными путями.
Управление
качеством
воспитательно-образовательного
процесса
составляет
основной
предмет управленческой деятельности на всех уровнях системы дошкольного образования.
Понятие «качество образовательного процесса» многогранно. С точки зрения детей, это
обучение в интересной, увлекательной для них игровой форме; с точки зрения родителей, это
эффективное обучение детей по программам, сохраняющим их здоровье, поддерживающим у них
интерес и желание учиться, обеспечивающим возможности поступления в школу; с точки зрения
воспитателей,
это
,
с
одной
стороны,
положительная
оценка
их
деятельности,
с
другой
–
успешные результаты обучения, здоровье и индивидуальный прогресс воспитанников. С точки
зрения руководителя ДОО, это, во-первых, эффективность деятельности воспитателей и ДОО как
организационной
структуры;
во-вторых,
высокая
оценка
деятельности
воспитателей
и
ДОО
родителями и детьми; в-третьих, успешные результаты обучения, здоровье и индивидуальный
прогресс
воспитанников;
в
четвертых,
высокая
оценка
деятельности
руководителя
и
ДОО
управляющими органами образования.
Система взаимосвязанных мер и мероприятий, направленных на всестороннее повышение
квалификации
и
профессионального
мастерства
каждого
педагога,
развитие
творческого
потенциала
педагогического
коллектива,
совершенствование
воспитательно-образовательного
процесса, достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников.
Цель методической работы в ДОО – постоянное повышение уровня профессионального
мастерства педагога и педагогического коллектива. Первостепенная задача методической работы
– оказание реальной помощи педагогам в развитии их мастерства как синтеза профессиональных
знаний, умений и навыков и необходимых для современного педагога качеств личности.
Методическая
работа
существенно
влияет
на
качество
и
эффективность
обучения
и
воспитания,
на
конечные
результаты
работы
дошкольного
учреждения,
поэтому
вполне
правомерно рассматривать ее как важный фактор управления современной ДОО.
Очень важно поставить вопрос о качестве и эффективности методической работы. Ее
результаты
нужно
рассматривать
в
соответствии
с
динамикой
итоговых
результатов
всего
педагогического процесса в детском саду, уровнем образованности, воспитанности и развитости
детей, позитивной динамикой этих показателей.
Основными критериями оптимальности конечных результатов методической работы в
ДОО являются:
критерий
результативности;
достигается,
если
результаты
образования,
воспитания
и
развития воспитанников повышаются до оптимального уровня за отведенное время без
перегрузки;
критерии
рациональных
затрат
времени,
экономичности
методической
работы;
достигаются там, где повышение мастерства педагогов с целью оптимизации обучения и
воспитания
проходит
при
разумных
затратах
времени
и
усилий
педагогов
на
методическую работу и самооборазование;
критерий роста удовлетворенности педагогов своим трудом; можно считать достигнутым,
если
в
коллективе
наблюдаются
улучшение
психологического
микроклимата,
рост
творческой активности педагогов, их удовлетворенность процессом и результатами своего
труда.
Система методической работы в детском саду должна развиваться в соответствии с рядом
важнейших принципиальных требований:
связь с жизнью, практической реализацией задач по перестройке системы образования в
детском саду;
научность,
т.е.
система
повышения
квалификации
педагогов
должна
соответствовать
современным научным достижениям в различных областях;
системность, планомерность методической работы;
комплексность, предусматривает единство и взаимосвязь всех направлений повышения
квалификации;
систематичность,
последовательность,
непрерывность,
что
обеспечивает
занятость
педагогов разными формами методической работы в течении всего учебного года;
единство теории и практики; общая направленность на решение практических задач
позволяет правильно использовать теорию как средство такого решения;
оперативность, гибкость, мобильность;
творческая
сущность методической работы в
условиях
динамического
роста
дошкольной
жизни,
постоянной
смены
обстановки,
усложнения решаемых проблем требует умения оперативно и гибко реагировать на ее
изменения, перестраивать в случае необходимости ее систему;
коллективный
характер
при
разумном
сочетании
групповых
и
индивидуальных,
формальных и неформальных, обязательных и добровольных форм и видов методической
работы и самообразования педагогов;
создание благоприятных условий для эффективной методической работы, творческого
поиска.
Реализация в системе методической работы комплекса перечисленных выше требований
обеспечивает оптимальные результаты – показатели ее эффективности в управлении современной
ДОО.
Литература
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров/Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В.
Микляева; Под ред. Н.В. Микляевой. М.,2013.
Хабибулина
Р.Ш.
Контрольно-аналитическая
деятельность
руководителя
дошкольного
образовательного учреждения. СПб., 2009.