Напоминание

Управление качеством методической работы в ДОО

Автор: Лисицина Лариса Викторовна
Должность: заместитель заведующего по воспитательной и методической работе
Учебное заведение: МДОУ № 77
Населённый пункт: г. Реманское Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Управление качеством методической работы в ДОО







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Управление качеством методической работы в ДОО

Дошкольное

образование

первая

ступень

общего

образования.

Дошкольная

образовательная организация (ДОО) создается обществом для выполнения конкретных целей и

поэтому обязана выполнять современный социальный заказ.

Развитие системы дошкольного образования определяется эффективностью управления и

внедрения в практику ДОО новейших научно-педагогических достижений в области управления.

Направленность системы управления в ДОО на конечный педагогический результат предполагает

не только особую мотивационно - целевую ориентацию руководителей, но и новый подход к

информационному

обеспечению,

педагогическому

анализу,

планированию,

организации,

регулированию и контролю всей деятельности.

Основными

ориентирами,

определяющими

качество

современного

дошкольного

образования,

выступают:

удовлетворение

потребности

семьи

и

ребенка

в

услугах

ДОО;

благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор

учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение.

При решении качества образования можно проследить два направления, которые выводят

оценку образовательных систем на новый уровень. Первое направление связано с развитием

количественного

анализа,

основанного

на

данных

государственного

обязательного

статистического

наблюдения,

внешней

оценки

образовательных

достижений,

обработки

результатов социологических исследований. Это позволяет перейти от суждений и мнений к

обоснованному

сравнительному

анализу,

прогнозу

по

выявлению

зависимостей

различных

факторов, влияющих на результативность образовательных систем. Второе направление основано

на

смещении

приоритетов

в

оценке

образования

с

процесса

на

результат.

Вариативность

образовательных

программ

и

технологий

указывает

на

то,

что

схожие

результаты

функционирования образовательных услуг могут быть достигнуты разными путями.

Управление

качеством

воспитательно-образовательного

процесса

составляет

основной

предмет управленческой деятельности на всех уровнях системы дошкольного образования.

Понятие «качество образовательного процесса» многогранно. С точки зрения детей, это

обучение в интересной, увлекательной для них игровой форме; с точки зрения родителей, это

эффективное обучение детей по программам, сохраняющим их здоровье, поддерживающим у них

интерес и желание учиться, обеспечивающим возможности поступления в школу; с точки зрения

воспитателей,

это

,

с

одной

стороны,

положительная

оценка

их

деятельности,

с

другой

успешные результаты обучения, здоровье и индивидуальный прогресс воспитанников. С точки

зрения руководителя ДОО, это, во-первых, эффективность деятельности воспитателей и ДОО как

организационной

структуры;

во-вторых,

высокая

оценка

деятельности

воспитателей

и

ДОО

родителями и детьми; в-третьих, успешные результаты обучения, здоровье и индивидуальный

прогресс

воспитанников;

в

четвертых,

высокая

оценка

деятельности

руководителя

и

ДОО

управляющими органами образования.

Система взаимосвязанных мер и мероприятий, направленных на всестороннее повышение

квалификации

и

профессионального

мастерства

каждого

педагога,

развитие

творческого

потенциала

педагогического

коллектива,

совершенствование

воспитательно-образовательного

процесса, достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников.

Цель методической работы в ДОО – постоянное повышение уровня профессионального

мастерства педагога и педагогического коллектива. Первостепенная задача методической работы

– оказание реальной помощи педагогам в развитии их мастерства как синтеза профессиональных

знаний, умений и навыков и необходимых для современного педагога качеств личности.

Методическая

работа

существенно

влияет

на

качество

и

эффективность

обучения

и

воспитания,

на

конечные

результаты

работы

дошкольного

учреждения,

поэтому

вполне

правомерно рассматривать ее как важный фактор управления современной ДОО.

Очень важно поставить вопрос о качестве и эффективности методической работы. Ее

результаты

нужно

рассматривать

в

соответствии

с

динамикой

итоговых

результатов

всего

педагогического процесса в детском саду, уровнем образованности, воспитанности и развитости

детей, позитивной динамикой этих показателей.

Основными критериями оптимальности конечных результатов методической работы в

ДОО являются:

критерий

результативности;

достигается,

если

результаты

образования,

воспитания

и

развития воспитанников повышаются до оптимального уровня за отведенное время без

перегрузки;

критерии

рациональных

затрат

времени,

экономичности

методической

работы;

достигаются там, где повышение мастерства педагогов с целью оптимизации обучения и

воспитания

проходит

при

разумных

затратах

времени

и

усилий

педагогов

на

методическую работу и самооборазование;

критерий роста удовлетворенности педагогов своим трудом; можно считать достигнутым,

если

в

коллективе

наблюдаются

улучшение

психологического

микроклимата,

рост

творческой активности педагогов, их удовлетворенность процессом и результатами своего

труда.

Система методической работы в детском саду должна развиваться в соответствии с рядом

важнейших принципиальных требований:

связь с жизнью, практической реализацией задач по перестройке системы образования в

детском саду;

научность,

т.е.

система

повышения

квалификации

педагогов

должна

соответствовать

современным научным достижениям в различных областях;

системность, планомерность методической работы;

комплексность, предусматривает единство и взаимосвязь всех направлений повышения

квалификации;

систематичность,

последовательность,

непрерывность,

что

обеспечивает

занятость

педагогов разными формами методической работы в течении всего учебного года;

единство теории и практики; общая направленность на решение практических задач

позволяет правильно использовать теорию как средство такого решения;

оперативность, гибкость, мобильность;

творческая

сущность методической работы в

условиях

динамического

роста

дошкольной

жизни,

постоянной

смены

обстановки,

усложнения решаемых проблем требует умения оперативно и гибко реагировать на ее

изменения, перестраивать в случае необходимости ее систему;

коллективный

характер

при

разумном

сочетании

групповых

и

индивидуальных,

формальных и неформальных, обязательных и добровольных форм и видов методической

работы и самообразования педагогов;

создание благоприятных условий для эффективной методической работы, творческого

поиска.

Реализация в системе методической работы комплекса перечисленных выше требований

обеспечивает оптимальные результаты – показатели ее эффективности в управлении современной

ДОО.

Литература

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров/Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В.

Микляева; Под ред. Н.В. Микляевой. М.,2013.

Хабибулина

Р.Ш.

Контрольно-аналитическая

деятельность

руководителя

дошкольного

образовательного учреждения. СПб., 2009.