Напоминание

"Некоторые формы работы по концентрации внимания и развитию музыкальной памяти на уроках сольфеджио в 1 классе ДШИ"

Автор: Гиенко Ольга Всеволодовна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МУДО ДШИ № 1
Населённый пункт: г.Раменское, Московская область
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: "Некоторые формы работы по концентрации внимания и развитию музыкальной памяти на уроках сольфеджио в 1 классе ДШИ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

План-конспект открытого урока

преподавателя МУДО ДШИ № 1 г.Раменское

по классу теоретических дисциплин

Гиенко Ольги Всеволодовны

Дата проведения «24» ноября 2018 года

Тема

урока:

«Некоторые

формы

работы

по

концентрации

внимания

и

развитию музыкальной памяти на уроках сольфеджио в 1 классе ДШИ»

Цель

урока:

показ

методов,

способов,

приемов

развития

внимания

и

музыкальной памяти у учащихся младших классов на уроках сольфеджио для

совершенствования уровня музыкального развития и воспитания детей.

Задачи

Обучающие:

правильное прочтение нотного текста с последующим запоминанием в

процессе целостного анализа;

совершенствование освоения музыкального материала;

повторение и закрепление теоретических сведений;

овладение навыками грамотной записи нотного текста.

Развивающие:

развитие

слуховой,

мелодической,

ритмической,

зрительной

музыкальной памяти;

развитие музыкально-образного и творческого мышления через игровую

ситуацию;

развитие логического мышления.

Воспитательные:

воспитание чувств ответственности и самоконтроля;

повышение активности и самостоятельности;

развитие коммуникативной культуры поведения и общения;

формирование интереса к предмету.

Способы и методы: словесный, практический, творческий, сравнительный,

игровой, проблемно-поисковый

Оборудование: парты, стулья, доска, фортепиано.

Ход открытого урока.

Вступительное слово

Внимание – необходимая предпосылка возникновения и развития музыкального

мышления,

фактор

активизации

процессов

восприятия

музыки

и

развития

музыкальной памяти.

Решающее

значение

в

воспитании

музыкальной

памяти

имеет

умение

сосредотачиваться. Дети, особенно младшие школьники, могут быть рассеянными,

уставшими после первой смены в общеобразовательной школе. В силу возраста

устойчивость внимания выражена слабо, так как возбуждение преобладает над

торможением. Внимание часто переключается с одного объекта на другой. Кроме

того, в каждой группе есть более активные дети – лидеры и пассивные, которые

зачастую не успевают осмыслить происходящие процессы обучения вовремя и

постепенно

становятся

просто

слушателями,

а

затем

и

вовсе

занимающимися

посторонними делами .

Чтобы максимально сконцентрировать внимание, вовлечь в работу абсолютно

всех, мы решили называть себя «командой», где ответ каждого влияет на общий

результат, и общим голосованием, с максимальной объективностью выставлять

себе баллы « а не оценки». Это помогло повысить дисциплину и ответственность,

как за работу в классе, так и в выполнении домашнего задания.

Слуховое внимание – одно из главных условий развития музыкальной памяти,

которая

в

свою

очередь

является

необходимой

составляющей

для

успешного

процесса обучения.

Музыкальная память (интонационная, гармоническая, метроритмическая) – не

просто способ запоминать мелодию, это память аналитическая, когда происходит

запоминание и одновременно понимание структуры мелодии, музыкальной формы,

строения,

их

взаимосвязей,

особенностей

голосоведения. Все понять – значит

хорошо запомнить.

Развитие

музыкальной

памяти

неразрывно

связано

с

развитием

внутреннего

слуха и другими составляющими музыкально-теоретических дисциплин, которые

чаще всего переплетаются, дополняя друг друга. Поэтому существует множество

методов, приемов, форм работы для достижения заданной цели.

I.

Подготовительный этап.

1.

Приветствие.

2.

Концентрация внимания. Речёвка «Чики-чики…».

II . Основной этап. Показ некоторых форм работы по развитию музыкальной

памяти в процессе повторения и закрепления пройденного.

1.

Настройка в тональности До-мажор. Пение гаммы вверх и вниз.

2.

Закрепление в памяти тоники, как основного опорного тона. Допеть Т

вверху или внизу в сыгранной мелодии.

3.

Пение гаммы с «немыми» пропусками. Ладонь преподавателя указывает

открытый звук, кулак – пение про себя.

4.

«Живые клавиши». Ступени (ноты) гаммы поются по очереди. Команда

замечает и исправляет ошибки в интонировании и показывает руками, что

нужно сделать – выше, ниже «не плавать» исправляем хором.

5.

«Охрипшие»

мелодии.

Спеть

про

себя

мелодию

по

движению

руки

преподавателя и угадать песню, спеть нотами.

6.

«Хлопушка-загадка». Узнать по прохлопанному ритму песню. Выявить

отличия одинаковых ритмических рисунков (например, реприза).

7.

Выучить и запомнить новую песенку. Сначала познакомить с текстом: «Я

люблю побегать, поскакать. А ещё люблю я танцевать». Для лучшего

запоминания создать образ девочки-шалуньи, бегающей (от V

к I ст.) и

скачущей (V-III-I ст.) по лесенке и танцующей (опевание).

8.

«Письмо

другу».

Один

ученик

поет

первую

фразу

любой

песенки

и

предлагает допеть вторую фразу кому-либо другому (усложнение: спеть

вторую фразу и предложить спеть первую).

9.

«Найди ошибки». Узнать написанную на доске мелодию и исправить

ошибки.

10. «Забывалка». Дописать пропущенные такты, записанные на доске ранее

выученной песенки.

11. «Вспоминалка». Спеть словами и нотами новую песенку, предварительно

вспомнив образ девочки, скачущей по лесенке.

III . Заключительный этап.

1.

Подводим итоги. Так как за каждое задание коллективно выставлялись

баллы, подсчитываем их и выводим средний балл. Оцениваем свою

работу.

2.

Домашнее задание.