Автор: Гиенко Ольга Всеволодовна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МУДО ДШИ № 1
Населённый пункт: г.Раменское, Московская область
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: "Некоторые формы работы по концентрации внимания и развитию музыкальной памяти на уроках сольфеджио в 1 классе ДШИ"
План-конспект открытого урока
преподавателя МУДО ДШИ № 1 г.Раменское
по классу теоретических дисциплин
Гиенко Ольги Всеволодовны
Дата проведения «24» ноября 2018 года
Тема
урока:
«Некоторые
формы
работы
по
концентрации
внимания
и
развитию музыкальной памяти на уроках сольфеджио в 1 классе ДШИ»
Цель
урока:
показ
методов,
способов,
приемов
развития
внимания
и
музыкальной памяти у учащихся младших классов на уроках сольфеджио для
совершенствования уровня музыкального развития и воспитания детей.
Задачи
Обучающие:
правильное прочтение нотного текста с последующим запоминанием в
процессе целостного анализа;
совершенствование освоения музыкального материала;
повторение и закрепление теоретических сведений;
овладение навыками грамотной записи нотного текста.
Развивающие:
развитие
слуховой,
мелодической,
ритмической,
зрительной
музыкальной памяти;
развитие музыкально-образного и творческого мышления через игровую
ситуацию;
развитие логического мышления.
Воспитательные:
воспитание чувств ответственности и самоконтроля;
повышение активности и самостоятельности;
развитие коммуникативной культуры поведения и общения;
формирование интереса к предмету.
Способы и методы: словесный, практический, творческий, сравнительный,
игровой, проблемно-поисковый
Оборудование: парты, стулья, доска, фортепиано.
Ход открытого урока.
Вступительное слово
Внимание – необходимая предпосылка возникновения и развития музыкального
мышления,
фактор
активизации
процессов
восприятия
музыки
и
развития
музыкальной памяти.
Решающее
значение
в
воспитании
музыкальной
памяти
имеет
умение
сосредотачиваться. Дети, особенно младшие школьники, могут быть рассеянными,
уставшими после первой смены в общеобразовательной школе. В силу возраста
устойчивость внимания выражена слабо, так как возбуждение преобладает над
торможением. Внимание часто переключается с одного объекта на другой. Кроме
того, в каждой группе есть более активные дети – лидеры и пассивные, которые
зачастую не успевают осмыслить происходящие процессы обучения вовремя и
постепенно
становятся
просто
слушателями,
а
затем
и
вовсе
занимающимися
посторонними делами .
Чтобы максимально сконцентрировать внимание, вовлечь в работу абсолютно
всех, мы решили называть себя «командой», где ответ каждого влияет на общий
результат, и общим голосованием, с максимальной объективностью выставлять
себе баллы « а не оценки». Это помогло повысить дисциплину и ответственность,
как за работу в классе, так и в выполнении домашнего задания.
Слуховое внимание – одно из главных условий развития музыкальной памяти,
которая
в
свою
очередь
является
необходимой
составляющей
для
успешного
процесса обучения.
Музыкальная память (интонационная, гармоническая, метроритмическая) – не
просто способ запоминать мелодию, это память аналитическая, когда происходит
запоминание и одновременно понимание структуры мелодии, музыкальной формы,
строения,
их
взаимосвязей,
особенностей
голосоведения. Все понять – значит
хорошо запомнить.
Развитие
музыкальной
памяти
неразрывно
связано
с
развитием
внутреннего
слуха и другими составляющими музыкально-теоретических дисциплин, которые
чаще всего переплетаются, дополняя друг друга. Поэтому существует множество
методов, приемов, форм работы для достижения заданной цели.
I.
Подготовительный этап.
1.
Приветствие.
2.
Концентрация внимания. Речёвка «Чики-чики…».
II . Основной этап. Показ некоторых форм работы по развитию музыкальной
памяти в процессе повторения и закрепления пройденного.
1.
Настройка в тональности До-мажор. Пение гаммы вверх и вниз.
2.
Закрепление в памяти тоники, как основного опорного тона. Допеть Т
вверху или внизу в сыгранной мелодии.
3.
Пение гаммы с «немыми» пропусками. Ладонь преподавателя указывает
открытый звук, кулак – пение про себя.
4.
«Живые клавиши». Ступени (ноты) гаммы поются по очереди. Команда
замечает и исправляет ошибки в интонировании и показывает руками, что
нужно сделать – выше, ниже «не плавать» исправляем хором.
5.
«Охрипшие»
мелодии.
Спеть
про
себя
мелодию
по
движению
руки
преподавателя и угадать песню, спеть нотами.
6.
«Хлопушка-загадка». Узнать по прохлопанному ритму песню. Выявить
отличия одинаковых ритмических рисунков (например, реприза).
7.
Выучить и запомнить новую песенку. Сначала познакомить с текстом: «Я
люблю побегать, поскакать. А ещё люблю я танцевать». Для лучшего
запоминания создать образ девочки-шалуньи, бегающей (от V
к I ст.) и
скачущей (V-III-I ст.) по лесенке и танцующей (опевание).
8.
«Письмо
другу».
Один
ученик
поет
первую
фразу
любой
песенки
и
предлагает допеть вторую фразу кому-либо другому (усложнение: спеть
вторую фразу и предложить спеть первую).
9.
«Найди ошибки». Узнать написанную на доске мелодию и исправить
ошибки.
10. «Забывалка». Дописать пропущенные такты, записанные на доске ранее
выученной песенки.
11. «Вспоминалка». Спеть словами и нотами новую песенку, предварительно
вспомнив образ девочки, скачущей по лесенке.
III . Заключительный этап.
1.
Подводим итоги. Так как за каждое задание коллективно выставлялись
баллы, подсчитываем их и выводим средний балл. Оцениваем свою
работу.
2.
Домашнее задание.