Напоминание

"Воспитание самостоятельности у малышей"

Автор: Коваль Марина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Белоснежка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, Тюменская область
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Воспитание самостоятельности у малышей"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МБДОУ «Белоснежка» г. Ноябрьск Тюменская область

Воспитатель: Коваль Марина Анатольевна

Воспитание самостоятельности у малыша.


Воспитывая ребенка, заботливые родители стараются давать ему самое лучшее, оберегать от всяческих проблем и забот. Полагая. что кроха еще очень мал, мы отстраняем его от выполнения вполне посильных для него дел, тем самым мешая ему развиваться. Мы даже не подозреваем, что наши дети способны на большее. Третий год жизни - период интенсивного
развития самостоятельности.
Промедление в ее формировании приводит к появлению у детей капризов, упрямства или бездеятельности: дети надеются, что все для них должны делать окружающие. Важно вовремя понять, что ребенок не так беспомощен, как нам кажется, и дать ему возможность освоить новые и интересные для него виды деятельности. Дайте ему почувствовать себя взрослым и очень скоро он войдет во вкус и многое будет делать сам. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Основное правило воспитания самостоятельности: не надо делать за ребенка то,

что он способен выполнить сам.


-При этом нужно наглядно демонстрировать способы и последовательность выполнения действий, -объяснять, (причинно- следственная связь)
-задавать вопросы, направляющие внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом. -Хвалить, бодбадривать -Не сравнивать с другими детьми -Не преувеличивайте ошибки. (ошибаясь дети учатся) -Учите играя -Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию. Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение. Решающее значение в воспитании самостоятельности у детей раннего возраста играет личный пример взрослых. Предъявляя требования к ребенку, взрослые в то же время должны предъявлять требования и к себе, так как деятельность младшего дошкольника имеет подражательный характер. В раннем возрасте самостоятельность хорошо воспитывать через такой вид детского труда, как
самообслуживание.
Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Обучая детей самостоятельности,
нужно учитывать их опыт.
Нельзя. например, начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. -Так, действия, связанные с раздеванием быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; -ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований, перевод ребенка на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки. -Это не терпит спешки. Поэтому, если вы торопитесь, нужно этим заняться в другое, более спокойное время. Иначе вы неизбежно будете нервничать и подгонять ребенка, а он, в свою очередь, расстроится и не захочет больше повторять попытки. Навыкам
одевания и раздевания
ребенок учится в течение нескольких лет. Навыки эти непростые, так как такие действия, как застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д., требуют определенных усилий и терпения, причем как от детей, так и от родителей, которые, устав ждать, пока их чадо
справится с очередной пуговицей или застежкой, начинают делать все за ребенка, тем самым убивая в нем стремление к самостоятельности. Если он никак не может засунуть пуговичку в петлю на рубашке, не кидайтесь сразу помогать ему, а старайтесь приободрить, поддержать. Пусть малыш применит определенные усилия, пока наконец не научится с легкостью застегивать пуговицы. Не подгоняйте малыша во время одевания, комментируйте свои действия, тогда ребенок будет вам помогать, протягивая руку или ногу.
Поможем
: удобная обувь, колготки, носочки…. К трем годам малыш уже помогает аккуратно складывать свою одежду, убирать ее в шкаф. В три с половиной года он уже практически самостоятельно раздевается, но еще не в состоянии справиться с рукавами (манжетами) и воротником. При одевании следует придерживаться основного условия: надо учить ребенка надевать все вещи правильно с самого начала и направлять на это его внимание. Переучивать всегда сложнее, лучше сразу вырабатывать верный навык (алгоритм одевания)
Еще раз повторимся:
главное – последова-тельность во всем. Не сдавайтесь, если ребенок не хочет брать в руки ложку или надевать штанишки. Постепенно
, шаг за

шагом
, он научится всему тому, что умеете вы и чего когда-то не умели делать. Очень важно для развития самостоятельности,
чтобы у ребенка была его

собственная территория,
на которой он будет полноправным хозяином. Прекрасно, если это будет отдельная комната. Если такой возможности нет, отделите ему игровой уголок в комнате.

Необходимо дать ему понять
, -что играть в игрушки надо в своей комнате (или в детском уголке), -что нельзя раскидывать их по квартире. Если мама считает, что аккуратность и порядок в доме необходимы, надо ввести правило убирать за собой игрушки. -Ребенок должен понять, что игрушки надо убирать на место. Во время уборки спрашивайте у малыша, куда нужно положить ту или иную игрушку, где ее «домик». Малыш может ошибаться и пытаться положить, скажем, большую куклу в маленькую коробку, а маленькую машинку – в большую. -Направляйте действия малыша, рассказывайте ему о том, что кукле гораздо удобнее будет в большой коробке, а маленькой машинке в большом ящике одиноко и скучно и она хочет к другим машинкам. Безусловно, вам легче и сподручнее самому быстро одеть малыша, натянуть на него колготки, ботинки, завязать шнурки. Но если вы хотите вырастить не неумеху, а вполне зрелого, самостоятельного человека, вам стоит запастись терпением и предоставить ребенку самому помучиться над непослушной одеждой, обувью, едой и т. д. Наверняка вы и сами видите: как бы мало ни умел еще ваш ребенок, он стремится быть самостоятельным, ему очень хочется продемонстрировать свои таланты, показать, какой он ловкий, умелый. Так, может быть, стоит пойти ему навстречу, тем более что ваши цели в конечном счете совпадают?
Что могут уметь дети 2 - 3 лет.

Одевание - раздевание.
1. Надевать и снимать носки, гольфы, колготки -
самостоятельно.
2. Надевать и снимать штаны, шорты, юбки -
самостоятельно.
3. Обувать и снимать сандалии, ботинки, сапоги -
с небольшой помощью взрослых.
4. Надевать и снимать кофту, куртку -
с помощью взрослых.
5. Вешать и складывать одежду в шкаф и на стульчик -
с помощью взрослых.

Умывание.
1. Засучивать рукава перед умыванием
с небольшой помощью взрослых.
2. Брать мыло из мыльницы, руки намыливать, мыть круговыми движениями, отжимать их после мытья, закрывать кран, снимать полотенце, вытирать руки насухо, вешать полотенце на место -
самостоятельно.
3. Не мочить одежду.
4. Не лить воду на пол в целях безопасности.
Питание.
1. Держать ложку тремя пальцами. 2. Есть аккуратно, с закрытым ртом. не проливая из ложки суп. 3. Из - за стола выходить, полностью прожевав пищу. 4. Пользоваться салфеткой. 5. Говорить спасибо.
Условия, необходимые для развития самостоятельности в самообслуживании.

В одевании.
1. Вешалка для всей одежды ребенка, соответствующая его росту. 2. Индивидуальная полка или место на полке для хранения предметов туалета. 3. Постоянное место для хранения пижамы. 4. Удобная для одевания одежда.
В умывании
. 1. Устойчивая подставка под ноги. 2. Отдельная мыльница с туалетным мылом, разрезанным на 2 - 4 части. 3. Удобное место для полотенца. 4. Удобный размер полотенца, желательно с петелькой.


При приеме пищи.
1. Стул в соответствии со столом. 2. Небольшого размера столовый прибор: тарелка. чашка, ложка. вилка. 3. На доступном для ребенка расстоянии хлебница с хлебом, нарезанным мелкими ломтиками, салфетница.
Особое воздействие на детей оказывают художественные произведения: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Капутикян «Кто скорее допьёт», З. Александровой «Что взяла клади на место», «Топотушка», И. Муравейка « Я сама», рассказы Л. Вороньковой «Маша- растеряша», потешки: «Водичка, водичка…». Большое значение по формированию навыков самообслуживания занимают потешки. Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, мы читаем потешки соответственно действию называя имя ребёнка:
«Ладушки, ладушки с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки!»
Или:
«В кране булькает вода,

Очень даже здорово!

Умывается сама Машенька Егорова» (имя ребёнка)

Вот ещё потешка:

«знаем, знаем, да,да,да!

Где тут прячется вода!

Выходи водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку по-нем-нож-ку!

Нет, не понемножку – посмелей,

Будем умываться веселей!»