Напоминание

"Развитие техники левой руки скрипача"

Автор: Коханова Наталья Владимировна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ "Камертон"
Населённый пункт: город Тольятти
Наименование материала: методические рекомендации для преподавателей ДМШ и ДШИ
Тема: "Развитие техники левой руки скрипача"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Развитие техники левой руки

скрипача на начальном этапе обучения»

методические рекомендации для преподавателей

ДШИ и ДМШ

Преподаватель МБУ ДО ДШИ

«Камертон»

Коханова Н.В.

1

Коханова Н.В. Развитие техники скрипача на начальном этапе обучения:

методические рекомендации для преподавателей ДМШ и ДШИ

В

данной

работе

представлены

приемы

игры,

упражнения

и

этюды.

Предложено

несколько

постановочных

моментов

при

игре

на

скрипке.

Данные методические рекомендации нацелены на проблему постановки и

развития техники левой руки скрипача.

2

От автора

Методические рекомендации «Развитие техники левой руки скрипача на начальном

периоде обучения, используемые в скрипичных классах ДМШ и ДШИ. Музыкальный

материал подобран в каждом разделе по принципу постепенного усложнения

технических и художественно-исполнительных задач. Такое расположение материала

представляется наиболее целесообразным. Порядок расположения разделов лишь

приблизительно указывает на последовательность изучения упражнений и этюдов,

определяющуюся в конечном итоге индивидуальными задачами, которыми ставит

педагог перед учеником в зависимости от уровня его подготовки и способностей.

Для более технического развития учащихся полезно чередовать, а так же изучать

параллельно этюды из разных разделов сборника. Это будет способствовать

одновременному и гармоничному развитию у детей основных приемов, необходимых

на данном этапе обучения, и выработке важнейших навыков, обеспечивающих должный

фундамент для дальнейшего успешного совершенствования скрипача. В начале каждого

раздела сформулированы основные методические рекомендации при усвоении

определенного вида техники.

Данная работа является интересным решением в педагогике музыкальных школ и

школ искусств. Представленный материал апробирован многолетним личным опытом

3

работы и предназначено в основном для развития техники левой руки с начального

этапа обучения до среднего звена.

Упражнения и этюды составлены из сборников: Г. Шрадик « Упражнения для скрипки»;

С. Шальман « Я буду скрипачом»; К. Родионов « Начальные уроки для скрипки»; « Юный

скрипач» (1-2 вв); « Избр. Этюды для скрипки» (1-3 кл), (средние классы ДМШ). В основе

пособия вошли следующие основные разделы :

Введение

1 раздел:

1) Постановка левой руки;

2) Подготовительные упражнения, каждое из которых направленно на

выработку определенного игрового навыка, расположены в порядке постепенного

усложнения различных музыкально-исполнительских задач;

3) Этюды.

2 раздел:

1) Скольжение пальцев, хроматизм, двойные ноты. В этом разделе даны

методические рекомендации по изучению этюдов;

2) Упражнения;

3) Этюды.

3 раздел:

1)

Изучение смены позиции. В этом разделе даны методические

рекомендации по переходам в позиции;

2) Упражнения на переходы;

3) Этюды раскрывающие тему переходов.

4

Введение

Освоение постановочных моментов при игре на скрипке – длительный процесс,

требующий внимание на массе различных частных проблем. Все они по большому счету

делятся на два раздела: постановка левой и правой руки. В данном пособии автор

нацелен на проблемы постановки и первоначального развития техники левой руки.

Несколько слов о постановке начинающего скрипача в целом: стоять нужно

свободно, без напряжения, равномерно опираясь на обе ноги. Скрипка лежит краем

нижней деки на левом плече (ключице). Положение большого пальца примерно против

первого и второго пальцев левой руки. Предплечье и кисть должны образовывать

приблизительно прямую линию. Пальцы ставить на струну полукругло. Вторые суставы

пальцев не сжимать.

Смычок следует держать всеми пальцами правой руки свободно. Полусогнутый

большой палец своей «подушечкой» касается трости рядом с выступом колодочки.

Остальные ложатся на трость.

Первоначальные упражнения должны быть кратковременными. Ученик в процессе

занятий должен чаще проверять состояние рук; ноты ставить перед учеником таким

образом, чтобы середина страницы находилась на уровне глаз играющего.

После одного-двух уроков посвященных знакомству ученика с инструментом и

основами постановки, следует перейти к практическим занятиям: движение смычка по

открытым струнам. Работа по развитию навыков ведения смычка должна проходить в

неразрывной связи с воспитанием культуры звукоизвлечения, стремление учащегося к

извлечению чистого по тембру звука успешнее осуществляется, когда само качество

звучания обусловлено соображениями художественного порядка.

Предлагаемые упражнения с первых уроков дают понять учащемуся, что свободный от

«свистящих» и «царапающих» призвуков скрипичный тон является результатом

целесообразного взаимодействия трех основных звукообразующих факторов:

протяженности штриха («скорость его движения»), плотности прилегания волоса к

5

струне («сила нажима») и места струны, к которому прикасается волос смычка («точка

касания»).

1.

Начинать упражнение надо со средних струн (Ре и Ля);

2.

В начале необходимо хорошо усвоить движения серединой смычка его верхней

половиной с остановками после каждого звука; затем постепенно сокращая

остановки (паузы), переходить к усвоению навыка смены смычка.

3.

Последовательно расширяя движения, надо научиться доводить смычок до

колодки; одновременно с этим следует упражняться в движениях нижней части

смычка (с паузами без пауз).

Далее идет группа более сложных движений:

1.

Игра на крайних струнах (Ми и Соль);

2.

Смена струн, то есть переходы смычка со струны на струну; вначале

раздельными движениями смычка вниз и вверх (с паузами, затем без пауз);

3.

Распределение частей смычка (упражнения на различные метроритмические

сочетания);

4.

Смена струн легато (вначале учить с остановками после каждого звука, затем без

пауз).

5.

И, наконец, выработка навыков

одновременной игры на двух струнах так

называемые «двойные ноты».

Разумеется, эта схема развития навыков ведения смычка практически осуществляется

на протяжении всего первого (а отчасти и второго) года обучения игре на скрипке.

6

1 раздел:

Постановка левой руки

Игра на скрипке требует четко дифференцированных движений пальцев левой руки,

точной координации их в процессе исполнения со слуховыми импульсами и движениями

правой руки, управляющей рукой. Особая сложность техники игре на скрипке (в отличие

от техники игры, например на ф-но) заключается при этом совершенно различных

двигательных функциях левой и правой рук скрипача. В игре на скрипке выявляется

замечательная тонкость движений руки, ставшая результатом процесса длительной

эволюции человека. Анализ приемов скрипичной аппликатуры показывает, что та или

иная аппликатура обусловливает не только различные движения пальцев, их

расположение и чередование на грифе, но так, же и движения кисти и локтя, в

зависимости от высоты и сочетания исполняемых звуков.

При игре в первой позиции уже необходимо применить вышеперечисленные

движения левой руки и пальцев. Игра в пределах нескольких позиций вызывает

необходимость применения в большей степени комбинированных движений пальцев,

кисти и локтя левой руки.

С первых уроков у детей есть тенденция «схватить», «зажать» скрипку, поэтому особое

внимание обращается на расслабление кисти руки локтя левой руки. Для примера:

поднимем руки ученика перед собой, чуть выше головы, потом опустим ее так, чтобы

пальцы оказались на уровне глаз. Представим, что держим «зеркальце». Теперь каждый

палец по очереди помани, как будто подзываешь кого-то. Пальцы должны быть

свободными и не тянуть за собой друг друга.

Особого внимания требует постановка большого пальца. Зажатый, согнутый или

чересчур высоко стоящий над грифом большой палец приведет к зажатости всей левой

7

руки. Наиболее целесообразный вариант постановки – положение его против первого

пальца касаясь ногтевой фалангой шейки скрипки. Это положение следует сохранять и

при перемещении руки вдоль грифа вплоть до четвертой позиции.

Рекомендуем 2 упражнения, способствующие раскрепощению большого пальца:

1)

Взяв скрипку в положение «для игры», необходимо несколько раз подвигать

большим пальцем вдоль шейки скрипки, сосредоточив внимание на его полной

свободе.

2)

В положении скрипки «для игры» необходимо несколько раз прогнуть кисть,

приближая ее к шейке и обратно. Данное упражнение направлено на

освобождение кисти левой руки.

Первостепенная задача педагога - определить правильность падения пальцев на

струну. Надо следить за точным падением пальца – серединой подушечки на струну, так

чтобы ноготь как бы смотрел на скрипача; затем чтобы смежные пальцы не падали под

углом и между ними не было бы просветов. При постановки пальца используется его вес,

движение пальца начинается из пястного сустава, без нажима на струну. Все пальцы

ставятся на струну округленно. Всегда следует помнить о дальнейшем этапе работы, в

данном случае о вибрации, то есть о перекате подушечки пальца по струне. Помочь

этому могут упражнения для развития пальцев без инструмента: подняв левую руку «как

будто», необходимо поочередно работать округленными пальцами вначале медленно,

затем постепенно ускоряя темп оттягивать округленные пальцы назад, как бы на бемоле.

Подобное упражнение необходимо выполнять ежедневно. Тем самым заблаговременно

готовиться растяжение 2, 3, 4го пальцев, оттяжка первого к порожку на бемоле. Первый

палец левой руки ставится на струны большей частью подушечки с некоторым наклоном

в сторону порожка, располагаясь удобно и свободно. Второй палец ставится на струну на

расстоянии целого тона от первого. Третий палей палец ставится со вторым на

расстоянии полутона. Положение четвертого пальца должно быть не напряженным и

слегка округленным с учетом его дальнейшей растяжки. По мере установки каждого

следующего пальца предыдущие пальцы оставлять на месте; при повторении ноты палец

остается на струне, не допускать преувеличения давления оставляемых пальцев.

8

Упражнения

1

2

3

4

9

5

6

7

8

10

9

10

11

11

12

13

12

Этюды

Этюды составлены из сборников: К.Родионов «Начальные уроки», Избранные этюды для

скрипки (1-3кл.)

А. Комаровский

К.Родионов

К.Родионов

Н.Бакланова

13

Е.Гнесина-Витачек

14

Е.Гнесина-Витачек

Е.Гнесина-Витачек

Е.Гнесина-Витачек

15

Г.Дулов

Е.Гнесина

16

17

18

19

2 раздел:

Скольжение пальцев, хроматизм, двойные ноты, изучение этюдов.

Продолжая тему левой руки, мы преследуем цель приобретения инструментального

навыка нейтрализации хватательного рефлекса, о котором пишет Ю.И. Янкелевич в своей

книге «Педагогическое наследие».

Необходимо подчеркнуть, что во всех школах (кроме Кампаньоли, Войку и

Михайловского ) рекомендуется держать скрипку между большим и указательным

пальцами и что этот прием полностью используется в виртуозной скрипичной практике.

Держание шейки скрипки превращается в ее сжимание, что значительно ограничивает

свободу движения пальцев. Анализируя механизм работы пальцев необходимо отыскать

такие условия, при которых держание шейки скрипки не сопровождалось бы сжиманием

ее, тормозящим движение пальцев.

Решая эту проблему я считаю целесообразно посвятить 2 раздел данного пособия:

скольжению пальцев, хроматизму и техническое исполнению двойных нот.

Техника исполнения хроматических пассажей, связанная с использованием различных

аппликатурных приемов, весьма трудна и требует специального изучения. Различается 3

вида аппликатуры хроматических гамм и пассажей, каждый из которых основан на

преобладании одного определенного типа движения пальцев на грифе:

1)

Движение последовательного скольжения пальцев по полутонам

2)

Движение последовательного чередования пальцев по полутонам

3)

Скольжение одним и тем же пальцем по полутонам.

Каждый из этих видов аппликатуры хроматических гамм, дающих различные эффекты

звучания, может быть применен в соответствии с художественными задачами, стоящими

перед исполнителем.

20

1)

Последовательное скольжение пальцев по полутонам (разгибательно -

сгибательные движения пальцев при спокойном положении руки). Этот наиболее

употребительных вид аппликатуры хроматических гамм в известной степени

исключает применение открытых струн, что соответствует правилам исполнения

хроматических гамм.

2)

Последовательное чередование

пальцев по полутонам,

преимущество данного вида

аппликатуры заключается в том,

что уничтожая непрерывное

скольжение пальцев, она облегчает

исполнение хроматических гамм в быстром темпе и способствует тем самым

большей четкости звучания.

3)

Скольжение одного и того же пальца по полутонам. Исполнение хроматических

гамм при помощи скольжения одного и того же пальца широко применяется в

скрипичной игре. Этот прием можно применять:

А) на одной струне, б) чаще всего при нисходящей последовательности полутонов,

в) преимущественно третьим, реже четвертым пальцами. Применение 3го пальца

является более целесообразным, так как он дает большую опору на грифе при

движении. Исполняя хроматизм при помощи передвижения по грифу одного

пальца добиваться четкого звучания, избегая при этом резкого напряженного

движения. Палец должен двигаться быстро и плавно, слегка касаясь струн. Следить

за четкостью ногтевого сустава пальца. Кисть должна оставаться спокойной и

свободной.

Двойные ноты

21

Основой техники левой руки скрипача является: правильное использование принципа

оставления, подготовки и перемещение пальца на грифе. Принцип оставления,

подготовки и перемещение пальцев дающий экономию движений, основан на том, что

особенность природы скрипки позволяет при исполнении на одной струне восходящего

звукоряда оставлять на струне пальцы, бравшие нижележащие звуки, без того чтобы они

звучали. Благодаря этой особенности при исполнении звукоряда в нисходящем порядке

все звуки его уже заранее подготовлены, и для извлечения их достаточно лишь снижать

по порядку вышележащие пальцы. Оставление и подготовку перемещения пальцев

можно применять и при игре на нескольких струнах, ибо благодаря сводчатой форме

подставки и извлечению звука смычком можно играть на одной струне, и пальцы

держать одновременно на других струнах, подготовляя заранее нужный звук.

Оставление пальцев на струнах и подготовка их, так же как и вообще достаточная

близость их к струнам в процессе исполнения, являются необходимой предпосылкой к

овладению техникой левой руки. Приводя к экономии движения пальцев, принцип

оставления и подготовки их уничтожает лишнее нерациональное движение. При игре на

нескольких струнах оставление и подготовка пальцев уничтожают так же посторонние

призвуки при переходах смычком со струны на струну. Следует учитывать, что свободное

развитие беглости у начинающих учащихся первое время связано с излишним и

чрезмерным движение пальцев и лишь постепенное изживание ненужных, лишних

движений может дать благоприятные результаты.

Оба звука двойных нот должны звучать ровно, для этого нужно следить за

равномерным прилеганием волоса смычка к обеим струнам. Чистоте интонирования

способствует предварительная игра двойной ноты: вначале отдельными движениями

смычка, а затем легато.

Работа над этюдами имеет цель развития и совершенствования основных приемов

исполнительской техники. Важнейшим условием этой работы является понимание

учащимся основной методической задачи данного этюда, характера заключенных в нем

технических трудностей и нахождение эффективных способов их преодоления. В

22

зависимости от художественных достоинств, вида фактуры и степени трудности методы и

формы работы над этюдами могут быть различными. В некоторых этюдах можно

ограничиться корректным исполнением текста, отрабатывая в процессе упражнения

лишь основные технические приемы. Другие же этюды надо доводить до предельно

возможного совершенства. Однако во всех случаях при работе над этюдами желательно

придерживаться следующих рекомендаций: разбор этюда следует производить в

замедленном темпе, уделяя основное внимание правильному прочтению нотного текста,

хорошему звучанию и чистоте интонирования. Место, включающее в себя не одну, а

несколько разнохарактерных трудностей следует учить раздельно, по задачам, обращая

поочередно внимание на преодоление интонационных ритмических, аппликатурных и

штриховых трудностей. Исполнение этюда в быстром темпе обычно требует применения

более экономных по размаху движений. Поэтому после того как текст разобран, а

основной прием этюда достаточно хорошо усвоен, необходимо переходить к

исполнению этюда в более подвижном темпе. Этюды, предназначенные для выработки

подвижностей, легкости и беглости, следует продолжать учить и после того, как они

усвоены на память. Такой способ поможет выработке непринужденности и ловкости

движений - навыков, необходимых для « виртуозной игры». Работая над этюдами, надо

постоянно помнить, что руки при игре нельзя напрягать, - игровой аппарат должен быть

свободным. Очень полезно применять штриховые и ритмические варианты, главным

образом при изучении этюда, состоящих из нот одинаковой длительности (исполнение

разными частями смычка, разными видами штрихов, комбинированными штрихами,

разными ритмическими фигурами).

23

Упражнения

1

2

3

4

24

5

25

Этюды

26

27

28

29

30

31

32

33

3 раздел:

Смена позиций

Позицией называется положение левой руки на грифе, определяемое соотношением и

взаимодействием первого и большого пальцев и позволяющее исполнить, не сдвигая

руки с места, заданную последовательность звука.

Место положения позиции определяется расстоянием первого пальца (поставленного на

струну) от порожка. В зависимости от изменения этого расстояния и соответствующего

ему изменения положения большого пальца, осуществляемого последовательным

сдвиганием руки вверх вдоль шейки по тонам и полутонам, принято делить гриф скрипки

на позиции.

Первой позицией называется такое положение первого пальца по отношению к

порожку, при котором, с учетом заданной тональности, берется интервал большой,

малой, а иногда и увеличенной секунды.

Деление грифа скрипки на позиции является рациональным вспомогательным

средством, при начальном обучении облегчающим овладение учащихся грифом.

Порядковое представление позиции дает возможность уточнить деятельность пальцев

по мысленно распределенным участкам грифа и способствует развитию ощущения

расстояний.

Для продвинутого скрипача позиционная принадлежность звуков, связанная с

цифровыми обозначениями позиций, снимается. Она не имеет уже существенного

значения и превращается порой даже в тормоз, сковывающий свободу ориентировки на

грифе. Фактическое положение левой руки скрипача в процессе исполнения нередко

находится в противоречии с общепринятым порядковым обозначением позиций. Это

вносит ненужную путаницу в сознании скрипача и является источником серьезных

погрешностей при выборе аппликатуры.

34

Приступая к изучению 2 и 3 позиций учащийся должен усвоить аппликатуру этих

позиций. При игре в этих позициях необходимо следить за тем, чтобы с повышением

позиции, расстояние на грифе между пальцами в одинаковых интервалах немного

уменьшалась по сравнению с первой позицией.

Объем позиции на одной струне определяется расстоянием между первым и

четвертым пальцами, которые образуют как бы крайние точки позиции. Наиболее

естественное расстояние между первым и четвертыми пальцами на одной струне в

первых 3х – 4х позициях образует интервал чистой кварты.

Рациональное использование позиций в игре открывает перед скрипачом

неисчерпаемые выразительные возможности. Громадное художественное значение

позиций в искусстве игры на скрипке основано на 2х моментах, связанных с

особенностями природы скрипки:

1) на возможности извлечения звука на одной и той же высоты на разных струнах;

2) на возможности певучего соединения звуков разной высоты при помощи плавного

скольжения пальцев по струне (прием portamento).

Благодаря тому , что на скрипке звук одной и той же высоты может быть извлечен на

разных позициях и на разных струнах, игра в позициях используется как средство,

способствующее достижению разнообразной окраски звучания и выразительной игры.

Степень использования позиций на разных струнах не одинакова. Практика скрипичной

игры показывает, что на струнах Ля, Ре, и Соль используется больше позиции низкого и

среднего регистров и меньше высокого. Только на струне Ми применяются все позиции.

Это объясняется тем, что:

1)

Игра на высоких позициях на струнах Ля и Ре и отчасти Соль, особенно в быстром

темпе, сопряжена с неудобствами (задевание соседних струн)

2)

Звучание верхних регистров этих струн несколько тусклое. Поэтому верхние

позиции на струнах Ля и Ре применяются обычно лишь в кантилене в тех случаях,

35

когда необходимо достичь особого тембра звучания, а не в технических местах,

требующих более сильного и яркого звучания.

Исключение составляет струна Соль, часто используемая целиком на протяжении

всего своего диапазона. Это можно объяснить особой интенсивностью звучания,

присущей данной струне, а так же тем, что она по своему местоположению -

крайняя и игра на ней не сопряжена с опасностью задевания соседних струн.

Игра на скрипке в пределах одной позиции не представляет собой значительных

трудностей для левой руки скрипача. Ауэр прямо указывает на это, начиная

рассмотрение техники левой руки лишь с переменой позиции. С этой точки зрения

техника левой руки является в основном техникой переходов из позиции в позицию.

Выбор рациональной аппликатуры в данном случае приобретает первостепенное

значение, так как плавная смена позиции в значительной степени зависит не только от

мастерства скрипача, но и от применения при переходах рациональной аппликатуры.

Смену позиции целесообразно усвоить предварительно на упражнениях путем

перехода пальца через открытую струну, подмены пальцев на одном звуке, скольжение

одного пальца, смена одного пальца, комбинированного скольжения двух пальцев, а

также перехода через флажолет. Для освоения приемов игры в данном пособии

использован музыкальный материал, собранный из разных хрестоматий, сборников

этюдов и собственных сочинений. Устранению зажатости кисти левой руки способствуют

упражнения на флажолеты.

Автором

разработан

блок

специальных

упражнений

и

этюдов

.

Основное

внимание

обратить

на

плавное

перемещение

в

позицию

всей

руки

и

освобождение

от

напряжения

всех

ее

суставов

:

плечевого

,

локтевого

,

кистевого

и

пальцевых

.

Перед

сменой

позиций

следует

дослушивать

и

доигрывать

до

конца

оба

звука

(

до

перехода

и

после

него

).

36

Упражнения

1

37

2

3

38

4

5

39

40

Этюды

А.Григорян

А.Григорян

41

42

Е.Гнесина-Витачек

Е.Гнесина-Витачек

Е.Гнесина-Витачек

43

44

А.Комаровский

А.Комаровский

45

46

Список использованной литературы

1) А.Ямпольский «Основа скрипичной аппликатуры» Изд.4-е «Музыка», Москва 1977г.

2) М.Либерман, М.Берлянчик «Культура звука скрипача», «Музыка», Москва 1985 г.

3) Л.Гинзбург «О работе над музыкальным произведением» Изб. 3е, «Музыка»,Москва

1998г.

4) В.Григорьев «Леонид Коган», Москва 1975 г.

5) К.Мострас «Интонация на скрипке» Изд. 2-е, Музгиз, Москва 1962г.

6) А.Ширинский «Штриховая техника скрипача», «Музыка», Москва 1983г.

7) Г.Шрадик «Упражнения для скрипки»; Изд. «Музыка», Москва 1992г.

8) С.Шальман «Я буду скрипачом»;Ленинград «Сов.комп.» 1984г.

9) К.Родионов «Начальные уроки игры на скрипки» (1,2 ч.ч); «Музыка»,Москва 1993г.

10) А. Григорян «Начальная школа игры на скрипке»;Всесоюзн. Изд. «Сов.комп.»1974г.

11) «Юный скрипач» (1-2вв.);Сов.комп.Москва 1978,1982гг.

12)Избранные этюды для скрипки(средние классы ДМШ);Сост.Г.Турчанинов Москва

1995г.

13)Избранные этюды для скрипки(старшие классы ДМШ) сост. К.Фортунатов; Изд.

«Музыка» Москва 1980г.

14) «Этюды для скрипки» (для учащихся 5-7 классов ДМШ) в. 2 сост. С. Закарян; Изд.

«Музыка»1975г.

15) Йова Йорданова «Букварь для маленьких скрипачей»; «Музыка»,Москва 2006г.

47

Содержание

От автора

……………………………………………………………………………………………………………………………………………….2

Введение

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….4

Раздел № 1 «Постановка левой руки»

Методические рекомендации……………………………………………………………………………………………………………………..6

Упражнения……………………………………………………………………………………………………………………………………………….…8

Этюды

А.Комаровский № 1……………………………………………………………………………………………………………………………….….12

К.Родионов № 2,3……………………………………………………………………………………………………………………………………...12

Н. Бакланова № 4,5………………………………………………………………………………………………………………………………..….12

Е. Гнесина-Витачек № 6,7……………………………………………………………………………………………………………………….…13

А.Комаровский № 8…………………………………………………………………………………………………………………………………...13

Е. Гнесина-Витачек № 9-12………………………………………………………………………………………………………………………..14

Г.Дулов № 13……………………………………………………………………………………………………………………………………………....15

Е.Гнесина-Витачек № 14,15…………………………………………………………………………………………………………………….....15

А.Яншинов № 16…………………………………………………………………………………………………………………………………..…....16

А.Комаровский № 17………………………………………………………………………………………………………………………..………..16

К.Родионов № 18……………………………………………………………………………………………………………………………..………...17

Г.Гаммель № 19.……………………………………………………………………………………………………………………………….………...17

Г.Дулов № 20…………………………………………………………………………………………………………………………………..………….18

О.Шевчик № 21…………………………………………………………………………………………………………………………………………..18

Раздел № 2 «Скольжение пальцев. Хроматизм. Двойные ноты. Изучение

этюдов»

Методические рекомендации………………………………………………………………………………………………………………..…19

Упражнения………………………………………………………………………………………………………………………………………………..23

Этюды

А.Яншинов № 1( подготовка к трели )……………………………………………………………………………………………………….25

А.Комаровский № 2…………………………………………………………………………………………………...................................26

Ф.Вольфарт № 3 (хроматизм )……………………………………………………………………………………………………………………27

А.Комаровский № 4 ( для развития беглости в триолях )……………………………………………………………………….28

Ф.Вольфарт № 5………………………………………………………………………………………………………………………………………….29

К.Родионов этюды на двойные ноты № 6-12……………………………………………………………………………………………30

А.Яншинов № 13…………………………………………………………………………………………………………………………………………31

Е. Гнесина-Витачек № 14…………………………………………………………………………………………………………………………..31

А.Яншинов № 15…………………………………………………………………………………………………………………………………………31

Б.Компаньоли № 16……………………………………………………………………………………………………………………………………32

Ф.Рис № 17………………………………………………………………………………………………………………………………………………….32

К.Родионов № 18………………………………………………………………………………………………………………………………….…….32

Раздел № 3 «Смена позиций»

Методические рекомендации……………………………………………………………………………………………………………………33

48

Упражнения…………………………………………………………………………………………………………………………………………….….36

Этюды

А.Григорян № 1-3………………………………………………………………………………………………………………………………………..40

Ш.Берио («Школа») № 4…………………………………………………………………………………………………………………………....41

Е. Гнесина № 5-7(т.2)…………………………………………………………………………………………………………………………………..42

Е. Гнесина №8……………………………………………………………………………………………………………………………………………..43

А.Григорян № 9…………………………………………………………………………………………………………………………………………...43

А Комаровский №10…………………………………………………………………………………………………………………………………...43

А.Комаровский № 11,12…………………………………………………………………………………………………………………………….44

Ф.Вольфарт №13…………………………………………………………………………………………………………………………………………45

Ш.Берио («Школа») № 14…………………………………………………………………………………………………………………………..45

Список использованной литературы………………………………………………………………………………………………………..46

Содержание……………………………………………………………………………………………………………………………………………….47

49

50