Авторы: Юнусова Оксана Николаевна, Мысякова Лидия Андреевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: ГБСУСОССЗН Серафимовский детский Дом – интернат
Населённый пункт: РБ, Туймазинский район, с. Серафимовский, ул. 55-летия Победы, 11
Наименование материала: Методическая разработка - программа по дополнительному образованию
Тема: АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности "Торопыжки"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯСЕРАФИМОВСКИЙ
ДЕТСКИЙ ДОМ ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
Рассмотрено
на заседании МС
Протокол №1
от « ___» августа 20__г.
Принята к
утверждению на
заседании ПС
Протокол № 1
от «___» августа 20__г.
Согласовано
Методист
«__» августа 20__г.
________________
Е.Г. Усманова
Утверждаю
Директор
ГБСУСОССЗН СДДИ
__________ А.А Низамиев
приказ №___
от «___» августа 20___г.
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
физкультурно-спортивной направленности
«Торопыжки»
Возраст обучающихся: 6-18 лет
Срок реализации: 2019 -2020 гг.
Составители:
Юнусова Оксана Николаевна,
Мысякова Лидия Андреевна
воспитатели
с. Серафимовский, 2019г
1.Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-
правовых инструктивно-методических документов:
1.
Федеральный
закон «Об
образовании
в
Российской
Федерации»
от
29.12.2012№ 273-ФЗ;
2.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
29 августа 2013 г.№ 1008;
3.
Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряже-
ние Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. №
1726-р;
4.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы образовательных организаций дополни-
тельного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденные По-
становлением главного государственного санитарного врача Россий-
ской Федерации от 04.07.2014 г.;
5.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образова-
тельную деятельность по адаптированным основным общеобразова-
тельным программам для обучающихся с ограниченными возможностя-
ми
здоровья, СанПиН
2.4.2.3286-15, утвержденные Постановлением
главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 10.07.2015 г. № 26 (вступил в действие с 01.09.2016г.).
6.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных об-
щеобразовательных программ (включая разноуровневые программы).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 № 09-3242;
7.
Методические рекомендации по реализации адаптированных дополни-
тельных общеобразовательных программ способствующих социально-
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инва-
лидов, с учетом их особых образовательных потребностей. Письмо Ми-
нистерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016
года № ВК- 641/09;
8.
Положение о порядке разработки и утверждения адаптированных до-
полнительных общеразвивающих программ для обучающихся с ум-
ственной отсталостью (ИН) и ТМНР, ГБСУСОССЗН СДДИ Пр.
№157/3 от _19.05.2017 г.;
9.
Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными
нарушениями развития Информационно-методический сборник для
специалистов. Под редакцией А.Л. Битовой, директора РБОО «Центр
лечебной педагогики», О.С. Бояршиновой, канд. биол. Наук
Направленность (профиль) программы - физкультурно-спортивная.
2
Актуальность программы
Новизна программы в том, что каждое упражнение – занятие – ориен-
тировано, прежде всего, на детей с ТМНР, ДЦП. Поэтому, темы программы
были составлены и продуманны в упрощенном виде; для ребят, проживаю-
щих в СДДИ с. Серафимовский, а конкретно – в I отделении, чтобы выполняя
задания, они испытывали позитивные эмоции, желание и интерес заниматься
в кружке «Торопыжки».
Отличительные особенности программы:
В программе применена комбинация методик:
-Методики, направленные на профилактику опорно-двигательного аппарата:
Упражнения корригирующей гимнастики для профилактики нарушений
осанки.
Общефизическое
действие
упражнений
при
их
правильной
дозировке
способствует гармоническому развитию мускулатуры ребенка, позволяющей
ему длительно сохранять правильную осанку благодаря достаточной выно-
сливости мышц.
-Методики, направленные на развитие двигательной активности, повышение
работоспособности детей:
Ритмическая гимнастика одна из разновидностей оздоровительной гим-
настики, Она укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и
сердечно - сосудистую системы, способствует формированию правиль-
ной осанки.
«Эффект Моцарта» Проведение релаксации под музыку Моцарта помо-
гает расслабить и успокоить детей, снять эмоциональное напряжение.
Для процесса реабилитации и социальной адаптации ребёнка с ограни-
ченными возможностями здоровья в окружающий мир являются физическая
культура и спорт. У лиц с ТМНР затруднён контакт с окружающим миром из-
за его физического недостатка. Следствие этого ребёнок теряет уверенность в
себе, чувство собственного достоинства и появляется чувство тревоги. С
целю восстановления психического равновесия и возможности заниматься
активной
жизнедеятельностью
ребёнку-инвалиду
рекомендуют
активные
физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия.
Двигательная
активность
детей-инвалидов
значительно
ограничена,
это
влечёт за собой гиподинамию. Физические упражнения направлены на разви-
тие различных систем организма, на повышение уровня здоровья, стимулиру-
ют умственную деятельность и повышают иммунитет.
Коррекция требует применения специальных методов и приемов. В про-
цессе физкультурно-оздоровительной работы сосредоточили внимание на
индивидуальных особенностях каждого ребенка.
3
Адресат программы Программа ориентирована на детей с умственной
отсталостью (ИН) и ТМНР, проживающих в Серафимовском детском доме
интернате в возрасте от 4 до 18 лет и имеющих СНР средней и тяжелой
степени, для 1 отделения, 3 поста. Диагнозы, при которых данная программа
может
быть
рекомендована:
ДЦП,
по следствия
п е р е н е с е н н о й
нейроинфекции, резидуальная энцефалопатия. Дети группы имеют тяжелые
опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы
ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.п.) и как следствие, полная
или почти полная зависимость от посторонней помощи в передвижении,
самообслуживании
и
предметной
деятельности.
У
большинства
детей
проявляется интерес к общению и взаимодействию, что позволяет обучать
детей пользоваться спортивными материалами, инвентарем, оборудованием.
Оптимальное количество -4-7 человек, участвующих в занятиях.
Объем программы. 76 часов
Формы обучения.
Занятия
в
реабилитации
умственно
отсталых
детей
имеют
свою
специфику.
Для
этой
категории
целесообразно
использовать
наиболее
эффективными будут индивидуальная и индивидуально-групповая формы в
связи с особенностями контингента и степени детей с ТМНР.
Методы обучения
Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью при всем
многообразии подходов, обусловленных своеобразием их физической и психи-
ческой сферы, имеет ряд общих методов, совокупность которых характеризует
любой физкультурной деятельности. К ним относятся:
метод формирования занятий;
метод обучения двигательной деятельности;
метод развития физических способностей;
метод воспитания личности;
метод организации взаимодействия педагога и занимающегося;
метод регулирования психического состояния детей.
Так же в реабилитации умственно отсталых детей используют 2 группы мето-
дов: реабилитационно - педагогические и спортивно-педагогические
К реабилитационно - педагогическим относятся:
компенсация - метод формирования заменителей,
коррекция - метод устранения нарушений,
подкрепление - метод сохранения достигнутого уровня.
Из спортивно-педагогических используют:
метод строго регламентированного упражнения, т.е. упражнений, выполняе-
мых по определенной схеме и дозировке в занятиях; игровой метод.
Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, диа-
гностический.
Формы проведения занятий: занятие-игра, игровая программа.
4
Все занятия строятся по коммуникативному принципу:
1.
Подготовительная часть (разминка, гимнастика) - подготовка
двигательного аппарата к работе.
2.
Основная –упражнения, согласно учебному плану.
3.
Заключительная - восстановление дыхания, упражнение на рас-
слабление, Самомассаж.
В процессе занятия:
1. Занятия по ознакомлению упражнений (пошагово)
2. Повторение и закрепление пройденного материала
3. Занятия смешанного характера
4.Работа с группой
5.Индивидуальная работа с ребенком.
Занятия дополнительного образования имеют отличия в своей струк-
туре:
1. создание положительного отношения к теме и способу ее реализации, че-
рез
игровую форму, быть не утомительной и длиться в течение 5-7 минут, смена
деятельности, релаксация под расслабляющую музыку.
2. Беспроигрышным вариантом проведения разминок, гимнастик, упражнений
для детей с ТМНР– это выполнение их любимых движений и действий, к приме-
ру, детям обычно нравится хлопать ручками, топать ножками, прыгать и потяги-
ваться, как им хочется (отступление от программы, в связи с самочувствием и
настроением ребенка).
Срок освоения программы определяется содержанием программы -
1 год (2019-2020г.)
I организационный
этап -
составляет 1 неделя (Сентябрь), направлен на
диагностику
воспитанников,
актуального
состояния
их
физических
возможностей и индивидуальных особенностей детей.
II практический этап - составляет 9 месяцев (сентябрь- май), направлен на
реализацию программы по организации коррекционно-развивающей работе,
с
детьми
с
умственной
отсталостью
(ИН)
и
ТМНР,
проживающих
в
ГБСУСОССЗН СДДИ.
III
заключительный
этап
- составляет
1
неделя
(Май),
направлен
на
мониторинг
результатов
программы,
внесение
корректив,
согласно
полученных результатов.
Режим занятий: 2 раз в неделю, продолжительностью 25 минут (до 25
мину).
Методики
для
диагностики
результативности
реализации
программы
Диагностика физкультурно-спортивной направленности развития детей опи-
рается на методику, которая разработана рецензентами: Шалгинова В. И.,
к.пед.н , доцент; Шурышев Н.А. , к.пед.н., доцент;
5
Швалева Тамара Алексеевна, к.пед,н., доцент, зав.кафедрой физической
культуры и спорта ХГУ им. Н.Ф. Катанова;
Матонина Оксана Павловна, инструктор по физической культуре МДОУ ЦРР
–д/с «Дельфин». «Диагностика физической подготовленности
дошкольников». / Швалева Т.А. , Матонина О.П. –Абакан, Из-во…….., 2008г.
(Приложение 2).
Цель
Физическое развитие детей с ограниченными возможностями, посредством
занятий адаптивной физкультурой.
Задачами, способствующие достижению цели для
детей с умственной отсталостью и ТМНР являются:
Воспитательные:
воспитать целеустремленность, волю, дисциплинированность, испол-
нительность;
способствовать социальной адаптации детей с ограниченными возмож-
ностями в обществе;
воспитать культуру общения и поведения;
сформировать установку на здоровый образ жизни.
Развивающие:
способствовать развитию двигательных качеств у детей с ограниченны-
ми возможностями;
развить навыки общения и сотрудничества в коллективе;
сформировать интерес к занятиям адаптивной физкультурой и к здоро-
вому образу жизни;
формировать умения понимать причины успеха/неуспеха в учебной де-
ятельности.
Обучающие:
сформировать интерес к занятиям адаптивной физкультурой;
обучить детей основам техники игры различных видов спорта;
сформировать двигательные навыки.
2.Содержание программы.
Учебно - тематический план
2 занятия в неделю (вторник-четверг) –78 часов в год.
6
№
Название
разделов:
вид аппликации
Краткое описание
Количество часов
Всего
Теория
Практика
I
Входная
диагностика
Выявление уровня первичной
подготовки детей в данном
виде деятельности.
4
1,0
3,0
II
Игры с модулем
Используются мягкий модуль
5
1,25
3,75
III
Лазание по
гимнастическо
й лестнице
Используется игровой
комплекс
9
2,25
6,75
IV
Игры с мячом
Используются мячики разных
размеров и текстуры
16
4,0
12,0
V
Упражнения на
координацию,
Упражнения с
предметами
Используются обруч,
гимнастическая палка, кубики
4
1,0
3,0
VI
Самомассаж
Используется упражнения для
кистей рук и пальчиков
4
1,0
3,0
VII
Упражнения
на матах
Используются гимнастические
маты
7
1,75
5,25
VIII
Подвижные
игры
Используется различные П/И,
МП/И, для группы детей,
малогрупповые,
индивидуальные.
16
4,0
12,0
IX
Весёлая
Разминка
Используются упражнения в
стихотворной форме
5
1,25
3,75
X
Итоговая
диагностика
Выявление уровня итоговой
подготовки детей в данном
виде деятельности.
4
1,0
3,0
Коррекционный компонент: в программу включены корригирующие и
рекреационные упражнения: для коррекции ходьбы, прыжков, лазанья и
перелазанья, расслабления.
Для
коррекции
двигательных
нарушений
используются
методы
физкультурно-оздоровительного
образования (Е.М.
Голикова). К
данным
методам
относятся:
формирование
знаний,
обучение
двигательным
действиям,
развитие
физических
способностей,
воспитание
личности,
организации и взаимодействия педагога и занимающегося, регулирования
психического состояние ребенка.
Воспитательный компонент: накопление и обогащение двигательного опы-
та детей (овладение основными движениями);
формирование у воспитанников потребности в двигательной активно-
сти и физическом совершенствовании.
7
развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного
опыта
совершенствовать физические качества в разнообразных формах двига-
тельной деятельности.
продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно вы-
полнять движения.
развитие физических качеств (силу, гибкость, выносливость и коорди-
нацию)
совершенствовать двигательные умения и навыки детей
закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от
опоры; бегать наперегонки, с преодолением препятствий.
закреплять умение лазать по гимнастической стенке.
формирование потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании:
продолжать формировать умение самостоятельно организовывать зна-
комые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.
приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь для
физических упражнений, убирать его на место.
3.Методические материалы
Информационно-методическое
обеспечение образования
детей
с
умственной
отсталостью,
с
ТМНР
направлено
на обеспечение широкого,
постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного
процесса
к
любой
информации,
связанной
с
реализацией
СИПР,
организацией
образовательного
процесса
и
обеспечения
условий
его
осуществления.
Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса
включает:
необходимую нормативную правовую базу образования воспитанников;
характеристики предполагаемых информационных связей участников
образовательного процесса;
доступ к информационным ресурсам различными способами (поиск
информации в сети интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе к
электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных
и региональных базах данных;
Оборудование и материал, используемый на занятиях по дополнительно-
му образованию
Спорткомплекс из мягких модулей.
Набор мягких модулей для спортивных игр и соревнований.
Гимнастическая лестница, дорожки.
Мячи резиновые, (различного диаметра).
Комплект мячей - массажеров.
Обруч пластмассовый плоский.
Гимнастические палки.
8
Спортивный комплекс .
Кегли.
Набивные мячи.
Мячи для метания в даль (пластмассовые).
Игровые предметы.
Информационные ресурсы.
Сайт ГБСУСОССЗН СДДИ
Информационно-методическое
о бе с п еч е н и е образования
детей
с
умственной
отсталостью
(ИН)
и
ТМНР
направлено
на обеспечение
широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников к
любой информации, связанной с реализацией СИПР, организацией занятия
и обеспечения условий его осуществления.
Информационно-методическое обеспечение на занятиях включает:
необходимую нормативную правовую базу детей;
характеристики
предполагаемых
информационных
с вя з е й
воспитанников;
доступ к информационным ресурсам различными способами (поиск
информации в сети интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе к
электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных
и региональных базах данных;
4.Список литературы
9
1.
Гамидова С. К. Содержание и направленность физкультурно-оздорови-
тельных занятий / Гамидова Светлана Константиновна ; [Смол. гос. акад.
физ. культуры, спорта и туризма]. - Смоленск, 2012.
2.
Герасимова Т. В. Формирование навыков здорового способа жизни мето-
дами оздоровительной физической культуры // Педагогика, психология и
медико-биол. проблемы физич. воспитания и спорта. – 2009. - № 10.
3.
Кирпиченков А. А. Оздоровительно-развивающие занятия на основе
комплексного применения физических упражнений. - Смоленск, 2012.
4.
Литвинова О. П. Влияние оздоровительной аэробики на развитие двига-
тельных качеств // Педагогика, психология и медико-биол. проблемы фи-
зич. воспитания и спорта. – 2009. - № 10.
5.
Свечкарёв В. Г. Использование машины адаптивного воздействия в прак-
тике оздоровительной физической культуры / В. Г. Свечкарёв, В. В.
Гурин // Кубан. науч. мед. вестн. - 2006. - № 11.
6.
Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной
системы. - М.: Советский спорт, 2010
7 Ростомашвили Л.Н.: Адаптивное физическое воспитание детей со сложны-
ми нарушениями развития. - М.: Советский спорт, 2009
8. Авт.: В.А. Лисовский, С.П. Евсеев, В.Ю. Голофеевский, А.Н. Мироненко;
Под ред. С.П. Евсеева; Рец.: О.С. Насонкин, Е.Н. Ткаченко: Комплексная про-
филактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов. - М.: Совет-
ский спорт, 2001
Приложение 1
10
Календарно-тематический план
( 76часов в год, 2 раза в неделю)
№
Дата
Темы занятия
Дополнительного
образования
Дидактическая цель
План
Факт
Сентябрь
I Полугодие, 2019 год
1
03.09
Входная диагностика
Методика диагностики физи-
ческого развития ребенка
Использовать диагностическую кар-
ту, посчитать баллы, сделать выво-
ды.
2
05.09
Методика диагностики физи-
ческого развития ребенка
Использовать диагностическую кар-
ту, посчитать баллы, сделать выво-
ды.
3
10.09
Методика диагностики физи-
ческого развития ребенка
Использовать диагностическую кар-
ту, посчитать баллы, сделать выво-
ды.
4
12.09
Методика диагностики
физического развития
ребенка
Использовать диагностическую
карту, посчитать баллы, сделать
выводы.
5
17.09
Игры с модулем
Развивать двигательную активность
детей.
6
19.09
Лазание по гимнастической
лестнице
Развивать двигательную активность
детей
7
24.09
Самомассаж
«Стряпаем вместе»
Учить детей выполнять ладошками
имитацию скатывания колобков.
8
26.09
Упражнения на матах
«Морская звезда»
Учить детей, лежа на спине, раски-
нуть руки и ноги в сторону.
Октябрь, 2019 год
9
01.10
Лазание по гимнастической
лестнице
Развивать двигательную активность
детей
10
03.10
П/И
"Мыши водят хоровод"
Развивать двигательную активность
ребят.
11
08.10
Игры с мячом
«Горячая картошка»
Учить детей передавать мяч друг
другу с небольшого расстояния.
12
10.10
Самомассаж
«Добываем огонь»
Учить детей растирать ладошки,
будто «добываешь огонь».
13
15.10
Весёлая разминка
«Потянулись»,
«Гуси»
Использовать музыкальное сопро-
вождение на выбор педагога
Снятие утомляемости и сонливо-
сти детей восстановление физи-
ческих сил воспитанников.
14
17.10
Игры с мячом
«Кого назвали, тот и ловит
мяч»
Формировать умение в ловле мяча
двумя руками
11
15
22.10
Упражнения на матах
«Ищем клад»
Учить детей ползти до
определенной цели (флажка).
Использовать музыкальное
сопровождение на выбор педагога
16
24.10
П/И
«Солнышко и дождик»
Формировать умение ходить и бе-
гать врассыпную, не наталкиваясь,
друг на друга; приучать действовать
по сигналу.
17
29.10
Игры с модулем
Развивать двигательную активность
детей.
18
31.10
Игры с мячом
Игра «Мой веселый звонкий
мяч»
Развивать умение у детей делать
движения соответствующие тексту.
Ноябрь, 2019 год
19
05.11
Упражнения на матах
«Колобок»
Учить детей перекатываться, снача-
ла в одну сторону, затем в другую
сторону.
20
07.11
П/И
«Кошка и мышки».
Упражнять детей в подлезание, уме-
нии реагировать на сигнал, выпол-
нять движения в соответствии с тек-
стом стихотворения.
21
12.11
Самомассаж
«Греем ручки»
Учить прикладывать ручки к губам
и растирать ладошки, чтоб стало
«жарко».
22
21.11
Игры с мячом
Игра с мячом «Передай по
кругу»
Учить кидать и ловить мяч двумя
руками.
23
26.11
П/И
«Ножки»
Учить прислушиваться к взрослому,
выполнять движения в соответствии
с текстом; развивать воображение.
24
28.11
Игры с модулем
Развивать двигательную активность
детей.
Декабрь, 2019 год
25
03.12
Лазание по гимнастической
лестнице
Развивать двигательную активность
детей
26
05.12
Игры с мячом
«Гонка мячей»
Дети учатся вести мяч к воротам
(пиная его), на скорость. Использо-
вать музыкальное сопровождение
на выбор педагога
27
10.12
Игры с мячом
«Прокати и догони»
Учить катать мяч в прямом направ-
лении, отталкивать его энергично,
развивать умение ориентироваться в
пространстве, активизировать про-
слеживающую функцию глаза.
28
12.12
Игры с модулем
Развивать двигательную активность
детей.
29
17.12
Упражнения на матах
«Тоннель»
Учить детей проползать сквозь мо-
дульные системы, с предметом в ру-
ках.
30
19.12
Лазание по гимнастической
Развивать двигательную активность
12
лестнице
детей
31
24.12
Самомассаж
«Пила»
Учить раскрывать ручку ладонью
Вверх. Другую ладонь положить
Ребром на нее и выполнять
упражнение будто «пилят дрова».
32
26.12
Игры с мячом
«Салют»
Учить подбрасывать пластмассовые
шарики над головой.
Использовать музыкальное
сопровождение на выбор педагога
33
31.12
П/И
«Пузырь»
Закреплять у детей умение
становиться в круг, постепенно
расширять и сужать его; учить
согласовывать движения; развивать
внимание
II полугодие. Январь, 2020 год
34
02.01
Игры с мячом
«Лови – бросай»
Развивать координацию движений,
ловкость, фиксацию взора.
35
07.01
Лазание по гимнастической
лестнице
Развивать двигательную активность
детей
36
09.01
П/И
«Карусели»
Учить согласовывать движения друг
с другом и ритмом текста; развивать
внимание.
37
14.01
Игры с мячом
«Школа мяча»
Развивать координацию движений,
ловкость, прослеживающую
функцию глаза.
Использовать музыкальное
сопровождение на выбор педагога
38
16.01
Упражнения на матах
«Болото Дуремара»
Учить проходить препятствия,
расставленные на матах.
39
21.01
П/И
«Где звенит?»
Развивать у детей внимание и ори-
ентировку в пространстве.
40
23.01
Упражнения на координацию
"Идет котик по лавочке"
Использовать музыкальное со-
провождение на выбор педагога
Развивать координацию движений.
Формировать желание заниматься
физическими упражнениями.
41
28.01
П/И
«У медведя во бору»
Знакомить детей с русскими
народными подвижными играми;
учить бегать по сигналу в разных
направлениях, не наталкиваясь друг
на друга.
42
30.01
Игры с модулем
Развивать двигательную актив-
ность детей.
Февраль, 2020 год
43
04.02
Весёлая разминка
«Шагают ножки»
«Упражнения с предметами»
Использовать музыкальное сопро-
вождение на выбор педагога
Снятие утомляемости и сонливо-
сти детей восстановление физи-
ческих сил воспитанников.
44
06.02
Игры с мячом
Формировать навыки владения
13
«Играй, играй, мяч не
теряй!»
мячом, ловкость, мелкую моторику
рук.
45
11.02
П/И
«Самолёты»
Упражнять детей в умении бегать,
не наталкиваясь друг на друга; вы-
полнять движения по сигналу.
46
13.02
Игры с мячом
«Быстрый мячик»
Развивать координацию движений,
ловкость, фиксацию взора.
Использовать музыкальное сопро-
вождение на выбор педагога
47
18.02
П/И
«Зайцы и волк»
Знакомить детей с русскими народ-
ными подвижными играми;
приучать детей внимательно слу-
шать воспитателя, выполнять прыж-
ки и другие действия в соответ-
ствии с текстом; учить ориентиро-
ваться в пространстве.
48
20.02
Упражнения на матах
«Я на солнышке лежу, я на
солнышко гляжу..»
Ребята выполняют свободные махи
руками – ногами.
Использовать музыкальное сопро-
вождение на выбор педагога
49
25.02
Лазание по гимнастической
лестнице
Развивать двигательную активность
детей
50
27.02
Игры с мячом
«Кого назвали, тот и ловит
мяч»
Развивать внимание, ловкость, бы-
строту реакции на сигнал.
Использовать музыкальное сопро-
вождение на выбор педагога
Март, 2020 год
51
03.03
Упражнения на координацию
"Идет бычок, качается"
Использовать музыкальное со-
провождение на выбор педагога
Развивать координацию движе-
ний. Формировать желание за-
ниматься физическими упраж-
нениями.
52
05.03
П/И
«Лошадки»
Приучать детей двигаться вдвоем
один за другим, согласовывать
движения, не подталкивать
бегущего впереди, даже если он
двигается медленно.
53
10.03
Лазание по гимнастической
лестнице
Развивать двигательную активность
детей
54
12.03
Игры с мячом
«Передал - садись»
Укреплять мышцы спины и плече-
вого пояса, развивать быстроту ре-
акции на сигнал.
Использовать музыкальное сопро-
вождение на выбор педагога
55
17.03
П/И
«Вышла курочка гулять»
Учить внимательно слушать
взрослого, выполнять движения
в соответствии с текстом.
56
19.03
Весёлая разминка
«Шарик мой воздушный»
«Громко звучит погремушка»
Использовать музыкальное сопро-
вождение на выбор педагога
Снятие утомляемости и сонливо-
14
сти детей восстановление физи-
ческих сил воспитанников.
57
24.03
Упражнения на матах
«Сделал сам - передай
другому»
Дети учатся передвигаться по мату,
«обегать предмет и передавать
эстафету товарищу.
Использовать музыкальное
сопровождение на выбор педагога
58
26.03
П/И
«Поезд»
Развивать у детей умение выпол-
нять движения по звуковому сигна-
лу, упражнять в ходьбе, беге друг за
другом.
59
31.03
Упражнения на координацию
"Кружимся – кружимся"
Использовать музыкальное сопро-
вождение на выбор педагога
Учить поворачивать туловищем во-
круг себя, слушать музыку.
Апрель, 2020год
60
02.04
Игры с мячом
«Веселые мячи»
Развивать быстроту реакции,
ориентировку в пространстве,
зрительно – двигательную
координацию.
61
07.04
Лазание по гимнастической
лестнице
Развивать двигательную активность
детей
62
09.04
П/И
«Птички летают»
Учить имитировать движения птиц,
действовать по сигналу.
63
14.04
Игры с мячом
«Снежинки»
Учить ребенка бросать мяч двумя
руками, развивать зрительно-двига-
тельную координацию, общую и
мелкую моторику рук.
64
16.04
П/И
«Зайчики в домике»
Повышать двигательную актив-
ность детей, развивать быстроту,
ловкость; учить ориентироваться в
пространстве.
65
21.04
Весёлая разминка
«Ветер качает деревья»
«Поймай комара»
Использовать музыкальное сопро-
вождение на выбор педагога
Снятие утомляемости и сонливо-
сти детей восстановление физи-
ческих сил воспитанников.
66
23.04
П/И
«Через ручеек»
Научить правильно ходить по узень-
кой дорожке, держать равновесие.
67
28.04
Упражнения на координацию
"Плывет кораблик"
Использовать музыкальное со-
провождение на выбор педагога
Развивать координацию движений:
сидя на стульчике раскачивать туло-
вище. Формировать желание зани-
маться физическими упражнения-
ми.
68
30.04
Весёлая разминка
«Достань солнышко»
Использовать музыкальное сопро-
вождение на выбор педагога
Снятие утомляемости и сонливо-
сти детей восстановление физи-
15
«Крылышки»
ческих сил воспитанников.
Май, 2020 год
69
05.05
Игры с мячом
«Детский боулинг» или
«Сбей кегли»
Развивать элементарные навыки
попадания мячом в цель (энергично
отталкивать мяч в заданном
направлении, развивать зрительно-
двигательную координацию, общую
моторику.
70
07.05
Лазание по гимнастической
лестнице
Развивать двигательную активность
детей
71
12.05
Игры с мячом
«Пирамидка»
Элементарные навыки попада-
ния мячом в цель (энергично от-
талкивать мяч в заданном
направлении).
72
14.05
Весёлая разминка
«Большой — маленький»
«По ровненькой дорожке»
Дети выполняют движения по
тексту стихотворения.
Использовать музыкальное
сопровождение на выбор педагога
73
19.05
Выходная диагностика
Методика диагностики физи-
ческого развития ребенка
Использовать диагностическую кар-
ту, посчитать баллы, сделать выво-
ды.
74
21.05
Методика диагностики физи-
ческого развития ребенка
Использовать диагностическую кар-
ту, посчитать баллы, сделать выво-
ды.
75
26.05
Методика диагностики физи-
ческого развития ребенка
Использовать диагностическую кар-
ту, посчитать баллы, сделать выво-
ды.
76
28.05
Методика диагностики
физического развития
ребенка.
Использовать диагностическую
карту, посчитать баллы, сделать
выводы.
Приложение 2
Диагностика по адаптивной физкультуре опирается на
16
разработки кандидата педагогических наук, доцента кафедры методики
физического воспитания Уральской государственной академии физической
культуры Шармановой С. Б., кандидата педагогических наук, профессора
кафедры методики дошкольного воспитания и обучения МПГУ Степаненкова
Э. Я. (в упрощенном виде).
Характеристика тестов
1.
Показатели прыжков (от 0 до 4 баллов)
Каждому ребенку дается три попытки подряд, фиксируется лучший результат.
2.
Показатели метания мяча (от 0 до 4 баллов)
Метание в цель проводится индивидуально, каждому ребенку также дается
по три попытки каждой рукой, двумя руками.
3.
Координационные показатели (от 0 до 4 баллов)
для определения координационных способностей использовали следующие
контрольные упражнения: лазанье по гимнастической лестнице; игры с куби-
ками, ловля мяча двумя руками. Кроме того, для разных возрастных групп ис-
пользовали дополнительные следующие тесты:
4.
Определение силы (от 0 до 4 баллов)
Выполняется 2—3 попытки сначала левой, затем правой рукой. Регистрирует-
ся лучший результат обеих кистей рук .
Силовая выносливость (от 0 до 4баллов)
Поднимание ног в положении лежа на спине
Прыжки на двух ногах
Оценка производилась по четырёхбалльной шкале (для детей с ТМНР):
* до 16 баллов - быстрое, одновременное выполнение упражнения в про-
странстве и во времени, сохраняя правильное направление, амплитуду движе-
ния, траекторию полета, точность воспроизведения движения, после показа
упражнений; Ребенок проявляет самостоятельность.
*12 баллов - упражнение выполнено правильно в пространстве и во времени,
параметры воспроизведения движений точное, но выполнено с небольшой за-
держкой, после показа упражнений; Совместно с педагогом
* до 4 баллов - нечеткое выполнение упражнения, потеря равновесия, выпол-
нение отдельных элементов в медленном темпе, после показа упражнений.
Замедленное выполнение после длительного показа, не точности в деталях
движения, не соответствия параметрам движения; Совместно с педагогом.
*0 баллов – у ребенка нет стремления к выполнению упражнений, даже сов-
местно с педагогом.
Список детей 3 пост, 1 отделение
Провели воспитатели:
Юнусова О.Н., Мысякова Л.А.
Заполняется в ручную в сентябре, в мае.
17
№
Список детей
(из15-16 групп)
Баллы
общие
Нач.г
Кон.г.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Выводы по диагностике: прописываются в ручную, на основе результатов
тестов.
18