Напоминание

Художественно-выразительные средства и исполнительские приёмы в передаче комического, трагического, прекрасного и возвышенного в музыке, поэзии, живописи

Автор: Алякрицкая Лариса Петровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ "Форте"
Населённый пункт: город Тольятти Самарской области
Наименование материала: Методическая разработка к открытому уроку по фортепиано
Тема: Художественно-выразительные средства и исполнительские приёмы в передаче комического, трагического, прекрасного и возвышенного в музыке, поэзии, живописи







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБУ ДО Детская школа искусств «Форте»

Методическая разработка к открытому

интегрированному уроку на тему:

Художественно-выразительные средства

и исполнительские приёмы

в передаче комического, трагического,

прекрасного и возвышенного

в музыке, поэзии, живописи

составитель Алякрицкая Л.П.,

преподаватель по классу фортепиано

г. Тольятти

2019г.

1

Методическая разработка

к открытому интегрированному уроку

преподавателя по классу фортепиано Алякрицкой Ларисы Петровны,

Детская школа искусств «Форте»

Отделение: музыкальное

Предмет: фортепиано

Учащиеся: Афонин Тимофей (3 класс), Богданова София (3 класс), Лещина

Милена (3 класс), Злодеева Вера (6 класс)

Те ма

у р о ка :

« Худ оже с т в е н н о - в ы р а з и т е л ь н ы е

с р ед с т в а

и

исполнительские

приёмы

в

передаче

комического,

трагического,

прекрасного и возвышенного в музыке, поэзии, живописи»

Цель урока: научить учащихся слышать и понимать индивидуально-

неповторимое содержание каждой изучаемой пьесы

Задачи урока:

Обучающие:

1.

Дать представление об эстетике, как науке о красоте, и её основных

категориях;

2.

Познакомить с произведениями композиторов: В. Моцарта, Л.

Бетховена, Р. Шумана, С. Франка, Д. Кабалевского, К. Кырвера, С.

Орлова, С. Разорёнова;

Развивающие:

1.

Показать художественно-выразительные средства и исполнительские

приёмы

в

передаче

комического,

трагического,

прекрасного

и

возвышенного в поэзии, живописи, музыке;

2.

В

увлечении

содержанием

музыки,

в

процессе

исполнения,

суметь

«вылепить» характерный образ, понятный слушателям;

3.

Способствовать

интенсификации

общего

и

музыкального

развития

учащихся;

Воспитательные:

1.

Совершенствовать коммуникативную культуру учащихся;

2.

Поднять мотивацию учащихся к самостоятельной, вдумчивой работе за

инструментом (фортепиано).

Тип урока: контрольно-обобщающий

Форма урока: концерт-беседа

Вид урока: интегрированный (эстетика, фортепианная музыка, поэзия,

живопись);

Форма обучения: мелкогрупповая;

2

Технологии, методы и средства обучения:

1.

Интегративная технология;

2.

Элементы ИКТ;

3.

Элементы коммуникативной технологии;

4.

Элементы технологии поэтапного формирования умственных и

практических действий;

5.

Элементы метода эвристической беседы;

6.

Наглядно-иллюстративный метод

7.

Технология листов опорных сигналов

Учебно-методический комплекс:

Фортепианная литература:

1.

В. Моцарт Ария Es dur;

2.

Л. Бетховен Сонатина №2 f moll;

3.

Р. Шуман Первая утрата e moll

4.

С. Франк Жалоба куклы G dur

5.

Д. Кабалевский Шуточка C dur

6.

К. Кырвер Солнце садится за морем e moll

7.

С. Орлов Прелюд G dur

8.

С. Разорёнов Два петуха C dur

9.

Б. Окуджава – С. Райхштейн Марш-песня «Нам нужна одна

победа» из к/ф «Белорусский вокзал», переложение М. Куликова

для фортепиано в 4 руки

Поэзия:

1.

А. Пушкин «Я памятник воздвиг»

2.

М. Лермонтов «Парус»

3.

Ф. Тютчев «Не то, что мните вы, природа»

4.

А. Барто «Разлука», «В театре»

5.

Э. Лир «К пожилому флейтисту из Конго»

Живопись:

1.

Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком»

2.

К. Брюллов «Последний день Помпеи»

3.

В. Перов «Охотники на привале»

4.

А. Рылов «В голубом просторе»

5.

К. Мирошник «Золотые ворота. Море», «Танец»

3

Этапы урока:

I.

Организационный этап.

Приветствие, вступительное слово, сообщение темы, цели, задач, формы,

типа и плана урока.

II.

Основной этап.

1.

Эстетика

наука

о

ценностном

отношении

человека

к

миру,

к

художественной деятельности людей;

2.

Основные

категории

эстетики:

прекрасное,

комическое,

трагическое,

возвышенное;

3.

Художественно-выразительные

средства

и

исполнительские

приёмы

в

передаче прекрасного, комического, трагического, возвышенного в поэзии,

живописи, музыке.

III.Заключительный этап

Выводы, домашнее задание.

Оборудование и необходимые условия:

Фортепиано (1)

Ноутбук, проектор, экран, презентация

Художественные иллюстрации

Стол, стулья, мольберты

Вступительное слово

Интеграция

является

относительно

новым

веянием

в

образовательном

процессе (это понятие пришло в российскую педагогику в 80-е годы и стало

обозначать

высшую

форму

межпредметных

связей)

и

становится

востребованным

в

современной

школе,

где

развёрнуты

активные

поиски

инновационных

педагогических

технологий.

Цель

формирование

целостного и гармоничного понимания и восприятия мира.

Интегрированный урок – урок, на котором изучается материал двух или

нескольких

предметов.

Интегрирование

соединяет

знания

из

разных

образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. В

интегрированной форме лучше проводить обобщение материала, итоговые

мероприятия.

Интегрирование

побуждает

к

обобщению

знаний.

Межпредметные связи при этом являются важным условием формирования

системности знаний.

В

интегрированном

обучении

применяются

элементы

различных

технологий:

Технология формирования приёмов учебной работы

4

Технология листов опорных сигналов

Технология дифференцированного обучения

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности

Модульная технология

Структура интегрированного урока:

Чёткость, компактность, сжатость учебного материала

Взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом

этапе урока

Большая информативная ёмкость учебного материала.

Такой

урок

проходит

как

правило

в

нестандартной

форме,

что,

несомненно, будет повышать познавательный интерес учащихся и поднимет

мотивацию к обучению.

На данном уроке по классу фортепиано нетрадиционно и то, что он

мелкогрупповой, охвачен весь класс учащихся-пианистов преподавателя, на

уроке задействованы 4 учащихся разного возраста (3-6 классов).

Тема урока одинаково актуальна для каждого из учащихся на данных

этапах

обучения.

Понимание

и

сопереживание

интонационного

смысла

музыки,

как

показывает

практика

одна

из

центральных

проблем

в

исполнительской практике учащихся-пианистов. В течение года именно этой

проблеме уделялось основное внимание при изучении учебного репертуара.

Сегодня будет представлен контрольно-обобщающий урок по этой теме.

Содержание урока

I.Организационный этап

Приветствие, вступительное слово, сообщение темы, цели, задач,

формы, типа и плана урока.

II.Основной этап

1.

Преподаватель: Сегодня на уроке вы вместе, чтобы послушать друг,

друга, познакомиться с новыми для каждого из вас произведениями,

поговорить о важном, поразмышлять о музыке и её исполнении.

Вопросы к учащимся:

В школе вы изучаете науки, какие?

Знакома ли вам наука эстетика?

Преподаватель:

Эстетика –

наука

о

ценностном

отношении

человека

к

миру,

к

художественной деятельности людей, ядром этой науки являются красота и

искусство, которые рассматриваются во взаимосвязи.

5

Эстетика

слово

греческого

происхождения,

означающее

имеющий

отношение к чувственному восприятию.

В процессе изучения произведений, размышлений о содержании музыки,

с каждым из вас, мы выделяли

признаки комического

или трагического,

прекрасного

и возвышенного.

Это

4

основные

логические

понятия

в

эстетике, которые называются категориями.

2.

Основные категории эстетики: прекрасное, комическое, трагическое,

возвышенное.

Преподаватель: Особое

место

в

системе

эстетических

категорий

принадлежит прекрасному.

Оно

служит

своеобразной

точкой

отсчёта

в

системе «эстетических координат». И уже по отношению к прекрасному и

только

в

связи

с

прекрасным

могут

быть

определены

особенности

возвышенного, трагического и комического.

Великий

мыслитель

древности

Аристотель

рассматривал прекрасное

как

целостность, гармонию и совершенство.

Вопрос к учащимся: Кто из вас может сыграть пьесу из своей программы

как образец прекрасного в музыке?

Моцарт В. Ария

исполняет Лещина Милена, 3 класс (параллельно демонстрация слайда)

Комическое в искусстве мы воспринимаем как развенчание безобразного

и низменного. В комическом обязательны критика и утверждение. В баснях

писатель сопоставляет поведение животного с поведением человека. Явления

природы сами по себе осмеянию не подвергаются.

Формы комического: юмор, сатира (шутка и гротеск, сарказм, ирония,

насмешка).

Преподаватель: Приведите примеры - комического в искусстве?

В поэзии: А. Барто «В театре» (прочла Лещина М.), Э. Лир «К пожилому

флейтисту из Конго» - (прочла преподаватель), в живописи: В. Перов

«Охотники на привале» (выставка).

Преподаватель: а - комическое в музыке?

Учащиеся:

Кабалевский Д. Шутка

исполняет Богданова София, 3 класс (параллельно демонстрация слайда)

Разорёнов С. Два петуха

исполняет Афонин Тимофей (параллельно демонстрация слайда)

Преподаватель: вы

заметили,

что шуточка

представлена

лёгкими,

короткими, стремительными пассажами? А второе произведение – это скорее

музыкальная ирония,

пьеса

токкатного

характера,

предполагает

совсем

другой исполнительский приём – martellato.

6

Трагическое

в

искусстве

часто

проявляется

как

гибель

прекрасного.

Причём, при нарушении художественной меры один шаг от трагического до

комического

(например,

неправильно

взятый

темп,

неверная

интонация).

Иногда трагическое и комическое взаимопроникают – тогда появляется смех

сквозь слёзы. Вспомните, например, «Сказку о рыбаке и рыбке».

Примеры трагического в литературе: преподаватель: «Маленькие трагедии»

А.

Пушкина, Соня Богданова: «Разлука» А. Барто, (прочла Богданова С.).

Преподаватель:

В

живописи:

К.

Брюллов

«Последний

день

Помпеи»

(выставка).

Преподаватель: А в музыке, в вашей программе, есть трагические, весьма

печальные образы?

Учащиеся: Вспомните, например, «Сказку о рыбаке и рыбке». Вспомните,

например, «Сказку о рыбаке и рыбке».

Франк С. Жалоба куклы

исполняет Богданова София, 3 класс (параллельно демонстрация слайда)

Шуман Р. Первая утрата

исполняет Лещина Милена, 3 класс (параллельно демонстрация слайда).

Преподаватель: В творчестве Л. Бетховена трагическое неотрывно от

возвышенного. Давайте послушаем! Сам Людвиг ван Бетховен высказывался:

«Музыка должна высекать огонь из души человеческой».

Сонатину

№2

f

moll

композитор

сочинил

в

возрасте

следующей

исполнительницы

в

12

лет.

Тональность

этой

сонатины

та

же,

что

и

написанной позже «Аппассионаты», то же можно сказать и о содержании:

трагизм, героика, борьба за свободу.

Бетховен Л. Сонатина №2 f moll

Исполняет Злодеева Вера (параллельно демонстрация слайда).

Преподаватель:

Возвышенное

это восторг

перед

грандиозностью

событий, значительностью действий, соприкосновение человека с наиболее

значительными

и

крупномасштабными

природными

и

социальными

явлениями, которые вызывают особое эстетическое чувство – восхищение,

преклонение и одновременно побуждение к действию (например, запечатлеть

на фото красивый закат солнца).

Возвышенное характеризует внутреннюю значительность предметов и

явлений, несоизмеримых по своему идеальному содержанию с реальными

формами их выражения.

Преподаватель:

Приведите

примеры

возвышенного

в

искусстве,

в

исторических событиях, в общественной жизни?

7

Преподаватель: Верно! Я хочу показать вам примеры возвышенного в

поэзии: Лермонтов М. «Парус», Пушкин А. «Я памятник воздвиг», Тютчев Ф.

«Не то, что мните вы, природа» (читает четверостишия).

В живописи: А. Рылов «В голубом просторе», К. Мирошник «Золотые

ворота.

Море»,

«Танец»

(презентация,

выставка

иллюстраций

на

мольбертах).

В художественной литературе: Дэвид Вейс «Возвышенное и земное»

(О жизни и творчестве В.А. Моцарта).

Преподаватель: а в музыке?

Учащиеся:

Кырвер К. Солнце садится за морем

исполняет Афонин Тимофей (параллельно демонстрация слайда)

С. Орлов «Прелюд» G Dur

Исполняет Злодеева Вера (параллельно демонстрация слайда)

Б.Окуджава, М. Куликов «Нам нужна одна победа» из к/ф «Белорусский

вокзал»

Исполняют

Злодеева

Вера,

Алякрицкая

Л.П.

(параллельно

демонстрация

слайда)

3.

Художественно-выразительные

средства

и

исполнительские

приёмы в передаче прекрасного, комического, трагического, возвышенного в

поэзии, живописи, музыке.

Преподаватель:

В

живописи

содержание,

идею

картины

мы

воспринимаем

непосредственно

через

сильное

воздействие

зрительного

образа: сюжет, цветовая гамма. Выражение лица, глаз, мимика, позы, фон.

Приёмы игры света и тени, перспектива.

В поэзии, в художественной литературе (это -

выразительные виды

искусства)

язык

(слово)

имеют картинное

изобразительное

значение.

Художественно-выразительное

значение

создают

эпитеты,

синонимы

и

антонимы,

метафора,

сравнение,

гипербола,

аллегория.

В

поэзии

ритмичность,

приподнятость.

В

исполнительском

плане

интонационно-

осмысленное, эмоционально выразительное прочтение.

Преподаватель:

какие

художественно-выразительные

средства

вы

знаете в музыке, для передачи прекрасного, комического, трагического и

возвышенного?

Ответы учащихся.

Преподаватель: Верно! Вы назвали звук, ритм, интонацию, фразировку,

наличие кульминации, дыхание, верно выбранный темп, динамику звучания,

педализацию, соответствующие характеру музыки приёмы игры.

8

Преподаватель: Я лишь добавлю: агогика, как перспектива в развитии

музыки

романтической, партитурное

интонирование

в

трёхплановой

гомофонно-гармонической

фактуре

романтического

типа:

мелодия,

бас,

гармоническое заполнение в среднем регистре.

Преподаватель: какие интонации вы сегодня услышали в исполненных

произведениях?

Учащиеся: мягкие и ласковые, рельефные, умоляющие, стонущие,

летящие, настойчивые, призывные, повелительные, непреклонные,

мечтательные, победные.

III.Заключительный этап

Выводы, домашнее задание.

Выводы:

1.

Эстетика как наука о красоте в природе, в обществе, в человеке, в

искусстве выделяет четыре категории, общие для всех видов искусства:

прекрасное, комическое, трагическое, возвышенное;

2.

В поэзии, живописи, музыке есть как общие художественно-

выразительные средства (изобразительность, в музыке домысливаемая,

красочность, в музыке звуковая, интонация, эмоциональная подача ) и

исполнительские приёмы, так и специфические (в музыке: верно выбранный

темп, фразировка, цезуры, агогика, динамический план, наличие

кульминаций, педализация, приёмы игры);

3.

В музыке отсутствует непосредственная картинная

изобразительность присущая живописи и поэзии;

4.

Музыкальная речь появляется только тогда, когда в музыке есть

осмысленная интонация;

5.

«Замороженные»

в

нотной

символике

чувства,

мысли

и

идеи

композитора

исполнитель

сможет

«растопить»

лишь

теплотой

своего

творческого воображения, опирающегося на активность слуха, музыкальный

и жизненный опыт, специальные знания и общую культуру.

Домашнее задание:

1.Самостоятельно,

с

помощью

ИКТ,

сделать

свою

подборку

примеров

прекрасного, комического, трагического, возвышенного в музыке, поэзии,

живописи;

9

2.Про следить

за

художе ственно-выразительным

и с п ол н е н и е м ,

интонационной содержательностью произведений в вашей экзаменационной

программе.

Список литературы:

Борев Ю. Эстетика. М., Политическая литература. 1988

Государственный Русский музей. М.,Изобразительное искусство. 1987

Коган Г. Работа пианиста. М., Музыка. 1979

Лермонтов М. Ю. Сочинения. Том1. М., Правда. 1988

Лир Эдвард Книга бессмыслиц. Перевод с английского Марка Фрейдкина.

М.,Рудомино. 1991

Малинковская А. Фортепианно-исполнительское интонирование. М., Музыка.

1990

Мирошник К., Кургузова-Мирошник Н., Тольятти. 2003

Поэтическая Россия. Ф. Тютчев./ Стихотворения. М. Советская Россия. 1976

Пушкин А. Лирика. М., Правда. 1980

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии

Сто картин Третьяковской галереи. Новости. 1991

Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике

Эрмитаж. Aurora Art Publishers/ Leningrad/ 1983

10