Автор: Мячкова Елена Алексеевна Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"
Населённый пункт: Тверская область, город Осташков
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "История школьного обучения"
5 класс (обществознание)
Тема: История школьного обучения.
( урок – путешествие)
Цель урока: сформировать представление учащихся об
историческом развитии и исторических особенностях школьного
образования в различных странах.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Планируемые образовательные результаты
Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Личностные:
– осуществлять
расширенный поиск
информации с
использованием
дополнительного
материала;
– самостоятельно делать
выводы;
– структурировать тексты,
включая умение выделять
главное и второстепенное,
главную идею текста,
выстраивать
последовательность
описываемых событий.
– самостоятельно
анализировать
условия достижения
цели,
ориентироваться в
новом учебном
материале;
– планировать пути
достижения целей;
– принимать решения
в проблемной
ситуации.
– участвовать в
диалоге;
–слушать и
понимать других;
– работать в
группах.
Понимать
важность учебы
и познание
нового,
понимать
ценности других
народов
Основные понятия, изучаемые на
уроке:
Школа, обучение, методы обучения, функции
школьного обучения, риторика, философия,
письменность, досуг, праздность.
Вид используемых на уроке средств
ИКТ:
Проектор, презентация, компьютер.
Предварительное задание:
Подготовить дополнительный материал об
обучении родителей, бабушек и дедушек.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1. Актуализация знаний
– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим разговор об обучении.
И отправимся в необычное путешествие.
5 класс (обществознание)
На доске вам представлен план изучения нового материала:
1.
Возникновение школы и её функции в обществе.
2.
Школа в разные исторические времена, её роль и методы обучения:
- древность;
- Древний Египет;
- Рим;
- монастырские школы;
- школа ваших родителей.
Скажите, какие слова объединяют все эти понятия? (школа, обучение)
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
(Тема нашего урока «История школьного обучения»)
– Запишите тему урока в тетрадь.
Как вы думаете, что сегодня мы должны сделать на уроке, чего достичь.
Назовите цели нашего урока. ( Узнать историю школьного обучения)
2. Создание проблемной ситуации
Учитель: Сегодня у нас необычный урок – путешествие. Мы побываем с
вами в различных исторических эпохах и узнаем, как же учили в школе в
разные времена. Начинаем наше путешествие. Представьте, что у нас
существует машина времени. Сегодня мы с Вами разделены на группы.
Каждая группа в нашем путешествии будет отвечать за свою историю
школьного обучения.
Проблема: Почему люди решили передавать свои знания друг другу с
помощью обучения.
Проблема записывается на доске.
3. Новый материал.
I.
Задание для капитанов.
Найти на стр. 88 значение слова «школа». Из какого языка оно к нам
пришло? (досуг, праздность, из греческого языка)
I.
Первая остановка в далёком прошлом, когда люди ходили в
шкурах, только – только приручили огонь и научились делать
первые орудия труда из камня и кости.
Приложение 1.
(Ж.Д.Эрвильи «Приключение доисторического мальчика»)
Задание:
1.
Найдите, чему научили детей в первобытном племени?
2.
Кто помогал детям в обучении?
(учебник п.18 стр.85)
II.
Мы снова отправляемся в путь. Следующая остановка в Древнем
5 класс (обществознание)
Египте. Приложение 2.
Прочитайте текст п.18 стр.85 – 86 о школе в Древнем Египте. Дайте ответ:
1.
Кого в древнем Египте называли писцами?
2.
С помощью каких знаков и на чём делались записи?
3.
Кого обучали в школах Египта? Где открывались эти школы?
III.
Перед нами Древний Рим, римская система образования.
Прочитайте
текст п.18 стр.87 о римской системе образования. Дайте ответ:
1.
Сколько ступеней в римской системе образования? (три ступени)
2.
Чему учили в начальной системе? (читать, писать, считать)
3.
На какой ступени изучали архитектуру, медицину, астрономию?(на2)
IV.
IX век. Образование в школах при монастырях.
Прочитайте текст п.18 стр.88 о монастырских школах. Дайте ответ:
1.
Какие навыки приобретал учащийся монастырской школы (чтение,
письмо)
2.
Почему книги заучивали наизусть ( их было мало)
3.
Почему много времени отводилось занятиям музыкой (готовили
певчих для церковных хоров)
Вот и подошло к завершению наше сегодняшнее путешествие. Мы
побывали в разных эпохах и в разных местах. А как ваши родители учились
в школе, мы услышим сейчас. По вашей подготовке исследования обучения
в вашей семье.
Ответ на проблемный вопрос:
Школа необходима для передачи знаний, умений, которыми владеют
взрослые, детям, а также для подготовки детей к взрослой жизни.
4. Рефлексия (итог урока)
– Как оцените свою работу? Перед вами древо знаний. У него уже есть
листья, но нет плодов. Кто хорошо понял тему нашего урока, кому она
понравилась, прикрепляет красное спелое яблоко, а тот, кто не понял,
прикрепляет зелёное яблоко. Оно ещё не дозрело, и вам необходимо
доработать.
5 класс (обществознание)
5. Домашнее задание: § 18 (стр. 89 с 1по 4 вопросы устно, 5 письменно)