Напоминание

"История школьного обучения"

Автор: Мячкова Елена Алексеевна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"
Населённый пункт: Тверская область, город Осташков
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "История школьного обучения"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

5 класс (обществознание) Тема: История школьного обучения. ( урок – путешествие) Цель урока: сформировать представление учащихся об историческом развитии и исторических особенностях школьного образования в различных странах.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Планируемые образовательные результаты
Познавательные: Регулятивные: Коммуникативные: Личностные: – осуществлять расширенный поиск информации с использованием дополнительного материала; – самостоятельно делать выводы; – структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. – самостоятельно анализировать условия достижения цели, ориентироваться в новом учебном материале; – планировать пути достижения целей; – принимать решения в проблемной ситуации. – участвовать в диалоге; –слушать и понимать других; – работать в группах. Понимать важность учебы и познание нового, понимать ценности других народов
Основные понятия, изучаемые на

уроке:
Школа, обучение, методы обучения, функции школьного обучения, риторика, философия, письменность, досуг, праздность.
Вид используемых на уроке средств

ИКТ:
Проектор, презентация, компьютер.
Предварительное задание:
Подготовить дополнительный материал об обучении родителей, бабушек и дедушек.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. Актуализация знаний
– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим разговор об обучении. И отправимся в необычное путешествие.
5 класс (обществознание) На доске вам представлен план изучения нового материала: 1. Возникновение школы и её функции в обществе. 2. Школа в разные исторические времена, её роль и методы обучения: - древность; - Древний Египет; - Рим; - монастырские школы; - школа ваших родителей. Скажите, какие слова объединяют все эти понятия? (школа, обучение) Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Тема нашего урока «История школьного обучения») – Запишите тему урока в тетрадь. Как вы думаете, что сегодня мы должны сделать на уроке, чего достичь. Назовите цели нашего урока. ( Узнать историю школьного обучения)
2. Создание проблемной ситуации

Учитель:
Сегодня у нас необычный урок – путешествие. Мы побываем с вами в различных исторических эпохах и узнаем, как же учили в школе в разные времена. Начинаем наше путешествие. Представьте, что у нас существует машина времени. Сегодня мы с Вами разделены на группы. Каждая группа в нашем путешествии будет отвечать за свою историю школьного обучения.
Проблема:
Почему люди решили передавать свои знания друг другу с помощью обучения. Проблема записывается на доске.
3. Новый материал.
I. Задание для капитанов. Найти на стр. 88 значение слова «школа». Из какого языка оно к нам пришло? (досуг, праздность, из греческого языка) I. Первая остановка в далёком прошлом, когда люди ходили в шкурах, только – только приручили огонь и научились делать первые орудия труда из камня и кости. Приложение 1. (Ж.Д.Эрвильи «Приключение доисторического мальчика») Задание: 1. Найдите, чему научили детей в первобытном племени? 2. Кто помогал детям в обучении? (учебник п.18 стр.85) II. Мы снова отправляемся в путь. Следующая остановка в Древнем
5 класс (обществознание) Египте. Приложение 2. Прочитайте текст п.18 стр.85 – 86 о школе в Древнем Египте. Дайте ответ: 1. Кого в древнем Египте называли писцами? 2. С помощью каких знаков и на чём делались записи? 3. Кого обучали в школах Египта? Где открывались эти школы? III. Перед нами Древний Рим, римская система образования. Прочитайте текст п.18 стр.87 о римской системе образования. Дайте ответ: 1. Сколько ступеней в римской системе образования? (три ступени) 2. Чему учили в начальной системе? (читать, писать, считать) 3. На какой ступени изучали архитектуру, медицину, астрономию?(на2) IV. IX век. Образование в школах при монастырях. Прочитайте текст п.18 стр.88 о монастырских школах. Дайте ответ: 1. Какие навыки приобретал учащийся монастырской школы (чтение, письмо) 2. Почему книги заучивали наизусть ( их было мало) 3. Почему много времени отводилось занятиям музыкой (готовили певчих для церковных хоров) Вот и подошло к завершению наше сегодняшнее путешествие. Мы побывали в разных эпохах и в разных местах. А как ваши родители учились в школе, мы услышим сейчас. По вашей подготовке исследования обучения в вашей семье. Ответ на проблемный вопрос: Школа необходима для передачи знаний, умений, которыми владеют взрослые, детям, а также для подготовки детей к взрослой жизни.
4. Рефлексия (итог урока)
– Как оцените свою работу? Перед вами древо знаний. У него уже есть листья, но нет плодов. Кто хорошо понял тему нашего урока, кому она понравилась, прикрепляет красное спелое яблоко, а тот, кто не понял, прикрепляет зелёное яблоко. Оно ещё не дозрело, и вам необходимо доработать.
5 класс (обществознание)
5. Домашнее задание:
§ 18 (стр. 89 с 1по 4 вопросы устно, 5 письменно)