Автор: Ахметов Рафаэль Камилджанович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ Большеключищенская средняя школа имени В.Н. Каштанкина филиал в с. Елшанка
Населённый пункт: Ульяновская область, Ульяновский район с. Елшанка
Наименование материала: статья
Тема: Преподавание физической культуры в малокомплектной сельской школе
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Большеключищенская средняя школа имени В.Н. Каштанкина филиал в с. Елшанка
433323, Россия, Ульяновская обл., Ульяновский р-н, с.Елшанка, ул. Набережная , д.23
Тема:
«Преподавание физической культуры в малокомплектной сельской школе»
Автор: Ахметов Р.К.
учитель физической культуры
Ульяновск, 2019
Как
по-настоящему
увлечь
ребенка
физической
культурой,
сформировать
привычку
самостоятельно
и
регулярно
заниматься
физическими упражнениями? Как привить вкус к здоровому образу жизни?
Как
помочь
школьнику
в
его
стремлении
к
гармоничному
физическому
развитию? Эти и многие другие вопросы встают перед учителем физической
культуры. Ответить на них однозначно нельзя. Каждый ищет свой путь в
работе с учащимися в соответствии со своими возможностями и условиями
работы. В сельской школе есть свои подходы при решении этих проблем.
Практикой
убедительно
доказано,
что
успешность
формирования
умений и навыков в значительной мере зависит от степени осознания детьми
ставящейся перед ними задачи. Осмысленность же предполагает понимание
и принятие учеником того, что от него хотят, а также наличие условий для
самостоятельных действий. Только исполнительских качеств ученика, пусть
даже он хорошо физически подготовлен, явно недостаточно. Перспективнее
стремиться
к
развитию
у
школьников
творчества,
инициативы,
самостоятельности.
Но,
тем
не
менее,
в
настоящее
время
сельские
школы
с
малокомплектным
составом
учеников
сталкиваются
первостепенно
с
проблемой
мотивации
учеников
к
занятиям.
Всем
известно,
что
самая
привлекательная
для
детей
форма
занятий
физической
культурой
-
это
соревнование.
Участвуя
в
них,
школьник
стремится
показать
наиболее
высокий результат и победить, а это способствует выработке необходимых
психологических
и
физических
качеств
( ц е леу с т р е м ле н н о с т и ,
инициативности,
настойчивости,
решительности
и
т.д.).
Сложность
проведения спортивных соревнований в малочисленной школе заключается в
том,
что
состав
детей
одного
возраста
сильно
ограничен
из-за
малой
наполняемости классов (иногда в классе 2-3 человека).
Смысл соревнований и конкуренция в данной ситуации отсутствуют,
что снижает интерес детей к занятиям. Создание разновозрастных команд,
примерно равных по подготовленности и количеству участников, является
выходом из создавшегося положения.
Поэтому
важным
направлением
в
решении
задач
физического
воспитания
в
сельской
малочисленной
школе
является
объединение
школьников
нескольких
классов
в
разновозрастную
группу.
Объединение
учащихся
позволяет
увеличить
количество
занятий
до
трех-четырех
в
неделю. В этом случае два занятия проводятся в соответствии с программой
по физической культуре. Кроме того, учитель может проводить спортивный
час
(час
«здоровья»)
для
всех
учащихся
в
рамках
учебного
расписания,
совершенствуя и расширяя учебный программный материал.
Не
секрет,
что
школа
в
селе
зачастую
оказывается
единственным
очагом
приобщения
детей
к
занятиям
физической
культурой
и
спортом,
служит
местом
организованного
проведения
досуга,
становится
единственным центром интеллектуально-культурной жизни села.
Таким
образом,
в
работе
учителя
физической
культуры
сельской
школы существуют специфические проблемы, которые требуют от учителя
умения
правильно
ориентироваться
в
конкретных
условиях,
гибкости,
творчества,
широкой
эрудиции.
Особое
внимание
необходимо
уделять
мероприятиям, направленным на сохранение и укрепление здоровья детей, в
которой немалое внимание отводится занятиям физической культуры.
Основными
направлениями
здоровьесберегающей
технологии
в
малокомплектной школе являются:
I. Совершенствование
системы
физического
развития
детей,
увеличение объема двигательной активности за счет включения в расписание
третьего урока физкультуры во всех классах, увеличение количества занятий
спортивных
секций,
проведение
спортивных
соревнований,
организация
динамических пауз, воспитания и мотивации к занятиям спортом и здоровому
образу жизни.
II. Рациональная
организация
режима
дня,
оптимальная
учебная
нагрузка, правильное расписание, хорошо организованное питание, смена
видов деятельности, ежедневные занятия спортом, комфортная спокойная
атмосфера в школе.
III. Изменение
образовательной
среды
в
школе,
подбор
удобной
мебели и другого оборудования, рациональное оформление и цветовой фон,
хорошее
освещение,
соблюдение
санитарно-гигиенических
требований,
предоставление возможностей для различных форм отдыха, физкультурно-
оздоровительной деятельности, эффективного использования пришкольной
территории, интересная внутришкольная жизнь
Таким
образом,
можно
выделить
следующие
направления
совершенствования
учебно-воспитательного
процесса
в
сельской
малочисленной школе:
-организация
межвозрастного
обучения,
которая
предполагает
укрупнение классов, что будет способствовать снижению психологической
нагрузки на каждого из детей, расширению их опыта общения и социального
опыта, развитию умений по взаимопомощи;
-изменение
системы
воспитательной
работы
в
соответствии
со
следующими идеями:
-сотворчества участников
педагогического
процесса,
реализация
которой обеспечивает развитие креативных способностей детей и взрослых,
формирование сотруднических отношений между ними;
-расширения связей учащихся с окружающим миром, необходимость
реализации
которой
обусловлена
ограниченностью
и
замкнутостью
пространства,
в
котором
происходит
социальное
становление
сельского
школьника,
бедностью
и
ограниченностью
общения
в
условиях
малочисленной школы; взаимодействия детей разного возраста обусловлена
тем, что в условиях малочисленной школы не эффективно проведение ряда
уроков, а тем более воспитательных мероприятий по классам, где обучается
до 10 человек;
-педагогизации социального окружения школы на основе включения в
жизнь
учащихся
заботы
и
проблемы
ближайшего
окружения,
превращая
школу в культурно - духовный центр.
-экологическое воспитание сельских школьников через осознание ими
себя как части природы и через природосообразное совершенствование себя;
-развитие
навыков
самостоятельности
и
активности
в
получении
знаний
в
учебном
процессе:
лекционные,
семинарские
занятия
и
уроки,
построенные
на
дискуссии;
применение
различных
форм
коллективной
учебно-познавательной
деятельности,
среди
которых
работа
в
малых
и
межвозрастных
группах;
использование
опорных
сигналов
как
средств
наглядности, организации и систематизации учебного материала.
В связи с вышеизложенным, необходимо отметить, что при работе с
детьми в малокомплектной школе должна работать система «ученик-учитель-
родитель-ученик».
Только
при
полном
контакте
с
учащимися
и
их
родителями
может
быть
обеспечена
благотворная
среда
для
воспитания
здоровой нации.