Напоминание

Преподавание физической культуры в малокомплектной сельской школе

Автор: Ахметов Рафаэль Камилджанович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ Большеключищенская средняя школа имени В.Н. Каштанкина филиал в с. Елшанка
Населённый пункт: Ульяновская область, Ульяновский район с. Елшанка
Наименование материала: статья
Тема: Преподавание физической культуры в малокомплектной сельской школе







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Большеключищенская средняя школа имени В.Н. Каштанкина филиал в с. Елшанка

433323, Россия, Ульяновская обл., Ульяновский р-н, с.Елшанка, ул. Набережная , д.23

Тема:

«Преподавание физической культуры в малокомплектной сельской школе»

Автор: Ахметов Р.К.

учитель физической культуры

Ульяновск, 2019

Как

по-настоящему

увлечь

ребенка

физической

культурой,

сформировать

привычку

самостоятельно

и

регулярно

заниматься

физическими упражнениями? Как привить вкус к здоровому образу жизни?

Как

помочь

школьнику

в

его

стремлении

к

гармоничному

физическому

развитию? Эти и многие другие вопросы встают перед учителем физической

культуры. Ответить на них однозначно нельзя. Каждый ищет свой путь в

работе с учащимися в соответствии со своими возможностями и условиями

работы. В сельской школе есть свои подходы при решении этих проблем.

Практикой

убедительно

доказано,

что

успешность

формирования

умений и навыков в значительной мере зависит от степени осознания детьми

ставящейся перед ними задачи. Осмысленность же предполагает понимание

и принятие учеником того, что от него хотят, а также наличие условий для

самостоятельных действий. Только исполнительских качеств ученика, пусть

даже он хорошо физически подготовлен, явно недостаточно. Перспективнее

стремиться

к

развитию

у

школьников

творчества,

инициативы,

самостоятельности.

Но,

тем

не

менее,

в

настоящее

время

сельские

школы

с

малокомплектным

составом

учеников

сталкиваются

первостепенно

с

проблемой

мотивации

учеников

к

занятиям.

Всем

известно,

что

самая

привлекательная

для

детей

форма

занятий

физической

культурой

-

это

соревнование.

Участвуя

в

них,

школьник

стремится

показать

наиболее

высокий результат и победить, а это способствует выработке необходимых

психологических

и

физических

качеств

( ц е леу с т р е м ле н н о с т и ,

инициативности,

настойчивости,

решительности

и

т.д.).

Сложность

проведения спортивных соревнований в малочисленной школе заключается в

том,

что

состав

детей

одного

возраста

сильно

ограничен

из-за

малой

наполняемости классов (иногда в классе 2-3 человека).

Смысл соревнований и конкуренция в данной ситуации отсутствуют,

что снижает интерес детей к занятиям. Создание разновозрастных команд,

примерно равных по подготовленности и количеству участников, является

выходом из создавшегося положения.

Поэтому

важным

направлением

в

решении

задач

физического

воспитания

в

сельской

малочисленной

школе

является

объединение

школьников

нескольких

классов

в

разновозрастную

группу.

Объединение

учащихся

позволяет

увеличить

количество

занятий

до

трех-четырех

в

неделю. В этом случае два занятия проводятся в соответствии с программой

по физической культуре. Кроме того, учитель может проводить спортивный

час

(час

«здоровья»)

для

всех

учащихся

в

рамках

учебного

расписания,

совершенствуя и расширяя учебный программный материал.

Не

секрет,

что

школа

в

селе

зачастую

оказывается

единственным

очагом

приобщения

детей

к

занятиям

физической

культурой

и

спортом,

служит

местом

организованного

проведения

досуга,

становится

единственным центром интеллектуально-культурной жизни села.

Таким

образом,

в

работе

учителя

физической

культуры

сельской

школы существуют специфические проблемы, которые требуют от учителя

умения

правильно

ориентироваться

в

конкретных

условиях,

гибкости,

творчества,

широкой

эрудиции.

Особое

внимание

необходимо

уделять

мероприятиям, направленным на сохранение и укрепление здоровья детей, в

которой немалое внимание отводится занятиям физической культуры.

Основными

направлениями

здоровьесберегающей

технологии

в

малокомплектной школе являются:

I. Совершенствование

системы

физического

развития

детей,

увеличение объема двигательной активности за счет включения в расписание

третьего урока физкультуры во всех классах, увеличение количества занятий

спортивных

секций,

проведение

спортивных

соревнований,

организация

динамических пауз, воспитания и мотивации к занятиям спортом и здоровому

образу жизни.

II. Рациональная

организация

режима

дня,

оптимальная

учебная

нагрузка, правильное расписание, хорошо организованное питание, смена

видов деятельности, ежедневные занятия спортом, комфортная спокойная

атмосфера в школе.

III. Изменение

образовательной

среды

в

школе,

подбор

удобной

мебели и другого оборудования, рациональное оформление и цветовой фон,

хорошее

освещение,

соблюдение

санитарно-гигиенических

требований,

предоставление возможностей для различных форм отдыха, физкультурно-

оздоровительной деятельности, эффективного использования пришкольной

территории, интересная внутришкольная жизнь

Таким

образом,

можно

выделить

следующие

направления

совершенствования

учебно-воспитательного

процесса

в

сельской

малочисленной школе:

-организация

межвозрастного

обучения,

которая

предполагает

укрупнение классов, что будет способствовать снижению психологической

нагрузки на каждого из детей, расширению их опыта общения и социального

опыта, развитию умений по взаимопомощи;

-изменение

системы

воспитательной

работы

в

соответствии

со

следующими идеями:

-сотворчества участников

педагогического

процесса,

реализация

которой обеспечивает развитие креативных способностей детей и взрослых,

формирование сотруднических отношений между ними;

-расширения связей учащихся с окружающим миром, необходимость

реализации

которой

обусловлена

ограниченностью

и

замкнутостью

пространства,

в

котором

происходит

социальное

становление

сельского

школьника,

бедностью

и

ограниченностью

общения

в

условиях

малочисленной школы; взаимодействия детей разного возраста обусловлена

тем, что в условиях малочисленной школы не эффективно проведение ряда

уроков, а тем более воспитательных мероприятий по классам, где обучается

до 10 человек;

-педагогизации социального окружения школы на основе включения в

жизнь

учащихся

заботы

и

проблемы

ближайшего

окружения,

превращая

школу в культурно - духовный центр.

-экологическое воспитание сельских школьников через осознание ими

себя как части природы и через природосообразное совершенствование себя;

-развитие

навыков

самостоятельности

и

активности

в

получении

знаний

в

учебном

процессе:

лекционные,

семинарские

занятия

и

уроки,

построенные

на

дискуссии;

применение

различных

форм

коллективной

учебно-познавательной

деятельности,

среди

которых

работа

в

малых

и

межвозрастных

группах;

использование

опорных

сигналов

как

средств

наглядности, организации и систематизации учебного материала.

В связи с вышеизложенным, необходимо отметить, что при работе с

детьми в малокомплектной школе должна работать система «ученик-учитель-

родитель-ученик».

Только

при

полном

контакте

с

учащимися

и

их

родителями

может

быть

обеспечена

благотворная

среда

для

воспитания

здоровой нации.