Напоминание

Методическое оснащение учебных кабинетов и учебно-производственных мастерских согласно требованиям ФГОС

Автор: Галиев Рафис Хазгалиевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 145 Федеральной службы исполнения наказаний
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Методическое оснащение учебных кабинетов и учебно-производственных мастерских согласно требованиям ФГОС
Дата публикации: 09.08.2019







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ№ 145

(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 145)

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

на тему:

«Методическое оснащение учебных кабинетов и

учебно-производственных мастерских согласно требованиям ФГОС»

Выполнил:

Преподаватель

Галиев Р.Х.

Уфа 2019

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..

3

Основная

часть………………………………………………………………...

4

1.

Комплектация

кабинета………………………………………………..

4

2.

Общие требования к учебному кабинету……………………………....

6

3.

Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета………..

6

4.

Общие требования к учебным мастерским…………………………….

8

5.

Требования к учебно-производственным мастерским………………...

9

Заключение…………………………………………………………………….

12

Список

литературы…………………………………………………………… 13

Введение

Создание

условий

для

реализации

ФГОС

в

части

методического

оснащения во всех образовательных учреждениях определено в качестве

ключевых

требований

и

зафиксировано

в

ряде

законодательных

и

нормативных

актов.

Эффективность

работы

преподавателя

(мастера

производственного

обучения)

зависит

от

многих

составляющих

(от

его

мастерства,

методов

и

форм

обучения,

содержания

программ,

способов

управления

учебным

процессом).

Немаловажную

долю

в

этом

процессе

играет умения работать в современных условиях, обеспеченность работы

на

уроках

техническими

средствами

обучения,

наличие

учебного

оборудования, наглядности, дидактического и раздаточного материала.

Исходя

из

вышесказанного,

каждый

преподаватель

(мастер

производственного

обучения)

должен

уделять

большое

внимание

планированию

и

организации

работы

учебного

кабинета.

Настоящий

методический

доклад

выполняет

функцию

ориентира

в

создании

эффективной обучающей среды, необходимой для реализации требований к

уровню

подготовки

выпускников

на

каждой

ступени

обучения,

установленных ФГОС. Они исходят из задач комплексного использования

материально-технических

средств

обучения,

перехода

от

репродуктивных

форм учебной деятельности к самостоятельным, творческим видам работы,

переноса

акцента

на

формирование

коммуникативной

культуры

обучающихся

и

развитие

умений

работы

с

различными

типами

информации.

Сегодня

современный

кабинет

должен

способствовать

повышению

эффективности

учебного

процесса,

организации

самостоятельной

и

творческой деятельности обучающихся.

Кабинет - это сложная система, включающая мебель, устройства для

хранения

учебного

оборудования,

предназначенного

для

специальных

занятий. Большинство кабинетов нельзя создать за короткое время. Кабинет

создается

постепенно,

дооборудуется

и

совершенствуется

в

течение

нескольких

лет.

Однако

оборудование

учебного

кабинета,

позволяющее

вести эффективное преподавание предмета - при всем разнообразии вкусов

преподавателей (мастеров производственного обучения) - должно отвечать

определенным

требованиям.

Данный

методический

доклад

поможет

оформить учебный кабинет в соответствии с требованиями ФГОС.

Основная часть

1.

Комплектация кабинета

Учебный

кабинет

-

это

учебное

помещение

образовательного

учреждения, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием,

мебелью,

техническими

средствами

обучения,

в

котором

проводится

учебная,

факультативная

и

внеклассная

работа

с

обучающимися

и

методическая работа по предмету.

Комплектация

кабинета

учебным

оборудованием

в

большей

мере

отражает вкусы и склонности преподавателя (мастера производственного

обучения), его методические приемы, интересы. От него в первую очередь

зависит, какие имеющиеся в продаже средства обучения станет приобретать

администрация

образовательного

учреждения.

Однако

оборудование

учебного

кабинета,

позволяющее

вести

эффективное

преподавание

предмета,

при

всем

разнообразии

вкусов

преподавателя

(мастера

производственного обучения) должно отвечать определенным требованиям.

Для

обеспечения

условий

успешного

выполнения

образовательной

программы по учебным дисциплинам, выбора кабинета издается приказ по

образовательному

учреждению

о

назначении

ответственных

за

учебно-

производственные

помещения,

определяются

функциона льные

обязанности.

Ответственный за учебно-производственные помещения совместно с

администрацией

образовательного

учреждения

производит

учет

всего

имеющего ся

учебного

оборудования

и

техниче ских

с р е д с т в ,

предназначенных для преподавания данного предмета, а также мебель и

приспособления,

выделяемых

администрацией

образовательного

учреждения

для

оборудования

кабинета.

Результаты

инвентаризации

оформляются актом и заносятся в паспорт кабинета.

Рекомендуется следующий этап оснащения кабинета:

- классная доска;

-

приспособление

для

демонстрации

таблиц

и

другого

наглядного

материала на уроке (рейки, стенды, решетки);

- хранилище приборов, для раздаточного материала;

- витрины или подставки для книг;

-

о с н а щ е н и е

р а б о ч е го

м е с т а

п р е п од а в а т е л я

( м а с т е р а

производственного обучения).

Под

руководством

ответственного

за

учебно-производственные

помещения

составляется

перспективный

план

и

план

оборудования

кабинета на учебный год.

В

годовом

плане

оборудования

кабинета

предусматривается

приобретение учебно-наглядных пособий. Текущим планированием должен

быть

охвачен

также

перечень

работ

по

созданию

условий

для

хранения

пособий. В текущих планах на каждый новый учебный год планируется

систематическое пополнение учебного оборудования (закупка недостающей

аппаратуры

и

мебели,

книг,

тиражируемых

пособий,

изготовление

самодельных

средств

обучения).

План

оборудования

кабинет а,

рассчитанный на несколько лет, является перспективным.

Для

своевременной

оценки

работы

ответственного

за

учебно -

производственные

помещения

и

качества

функционирования

кабинета

проводится

его

паспортизация.

Цель

паспортизации

учебного

кабинета:

проанализировать

состояние

кабинета,

его

готовность

к

обеспечению

требований

стандартов

образования,

определить

основные

направления

работы

по

приведению

учебного

кабинета

в

соответствие

требованиям

учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Паспорт кабинета включает в себя:

- фамилия, имя, отчество ответственного за учебно-производственные

помещения;

- дисциплины, базирующиеся на кабинете;

- площадь кабинета;

- число посадочных мест;

- расписание проведения индивидуальных консультаций в кабинете;

- информация о содержании кабинета;

- наличие учебно-методической и справочной литературы;

- наличие методических пособий, дидактических материалов;

- наличие технических средств обучения;

- наличие учебно-методического комплекта по разделам, темам;

-

контрольно-оценочные

материалы

для

проведения

текущей,

промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по каждой учебной

дисциплине;

- оборудование кабинета и оборудование учебной мастерской.

В кабинете должны быть в наличии:

- тематические разработки занятий;

- дидактический и раздаточный материал;

-

материалы

для

организации

контроля

знаний

и

самостоятельной

работы обучающихся;

- демонстрационные материалы;

-

творческие

работы

обучающихся

(рефераты,

проекты,

модели,

эскизы, чертежи) (при необходимости);

- учебно-методическая и справочная литература по дисциплине;

- библиографическая картотека по дисциплине;

- картотека дидактических материалов;

-

оборудование

и

методические

разработки

для

проведения

практикума (для учебной мастерской).

2.

Общие требования к учебному кабинету

Наличие нормативной документации в образовательном учреждении

для функционирования учебных кабинетов:

-

приказа

о

назначении

ответственных

за

учебно-производственные

помещения, его функциональные обязанности;

-

паспорта

кабинета,

оформленного

с

указанием

функционального

назначения,

имеющегося

в

нем

оборудования,

технических

средств,

наглядных

пособий,

учебников,

методических

пособий,

дидактических

материалов

и

согласованного

с

председателем

методической

комиссии,

утвержденного заместителем директора;

- правила пользования учебным кабинетом обучающимися;

- плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу;

- техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы в учебном

кабинете;

Соблюдение

эстетических

требований

к

декорированию

и

оформлению учебного кабинета:

-

оптимальная

целесообразность

организации

пространства

(место

преподавателя (мастера производственного обучения), места обучающихся,

наличие трибуны, подиума);

- наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов,

фотоматериалов, экспозиций (по плану работы кабинета).

3. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета

1.

Укомплектованность

кабинета

учебным

оборудованием,

учебно-

методическим комплексом, комплектом средств обучения, необходимых для

выполнения образовательной программы.

2. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекта средств

обучения

по

профилю

кабинета

требованиям

стандарта

образования

и

образовательной программы (примерная программа, авторская программа,

рабочая

программа,

учебники,

учебные

пособия

и

дидактические

материалы).

3.

Наличие

комплекта

дидактических

материалов:

раздаточный

материал, материал для диагностики качества обучения и образовательного

процесса: типовые задания, тесты, тексты тематических контрольных работ,

материалов

для

диагностики

качества

обучения

и

образовательного

процесса, типовые задания, тесты, тексты тематических контрольных работ

по профилю кабинета и их анализ.

4.

Укомплектованность

средствами

обучения

для

обеспечения

обучения

по

образовательным

программам

и

внеурочной

деятельности

в

рамках функционирования кабинета. В кабинете необходимо иметь (план

работы

кабинета,

опись

имущества

и

оборудования,

находящегося

в

кабинете,

каталог

учебной

и

информационной

литературы,

актуальные

информационные

стенды,

наличие

учебно-методической

документации

(программы учебной дисциплины (МДК, ПМ), планы занятий, конспекты,

технологические

карты,

методические

разработки

занятий

(открытые

уроки, внеклассные мероприятия), утвержденные заместителем директора,

указания

по

выполнению

практических,

самостоятельных

работ,

фонды

оценочных средств.

5.

Плакаты,

подбор

материалов

для

стендов

(картины,

плакаты,

графики, таблицы).

6.

Наглядные

пособия,

объемные

пособия

(модели,

коллекции,

приборы,

аппараты),

печатные

пособия,

учебники

и

проекционные

материалы (кинофильмы, видеофильмы, слайды).

7.

Технические

средства

обучения

и

технические

программные

средства обучения которые включают:

- звукотехнические средства: диктофон, кассетный плеер, магнитола,

магнитофон, наушники, проигрыватель (компакт-дисков), радиоприемник;

-

светотехниче ские

средства:

видеокамера,

д и ап р о е кто р ,

мультимедиапроектор, принтер, сканер, сканирующая ручка, фотоаппарат,

фотопринтер, цифровая фотокамера;

-

звукосветотехнические

средства:

видеокамера,

видеомагнитофон,

кинопроектор,

монитор,

оборудование

для

домашнего

кинотеатра,

телевизор,

электронный

переводчик,

средства

программированного

обучения: компьютерная техника.

8.

Дидактический

материалы,

которые

являются

вспомогательными

материалы

в

процессе

обучения

помимо

основных

учебников.

Обеспеченность обучающихся комплектом типовых заданий, тестов, эссе,

контрольных

работ

для

диагностики

выполнения

требований

базового

и

продвинутого

уровней

образовательного

стандарта.

А

также

таблицы,

дидактические

тексты,

обобщенные

планы,

памятки,

инструкции,

справочные

материалы,

модели

и

имитация

изучаемых

или

исследуемых

объектов,

процессов

или

явлений,

тесты

с

возможностью

самоконтроля,

алгоритмы

выполнения

задания,

задания

на

развитие

воображения

и

творчества, инструкции к практическим работам, задания с проблемными

вопросами, тесты.

9. Методический уголок, по организации и выполнению домашних

заданий, по подготовке к различным формам диагностики, по учебной и

производственной

практике.

Образцы

индивидуальных

учебных

планов,

программ обучающихся, результаты и анализ их выполнения.

10.

Образцы-отчеты

обучающихся

по

практическим

работам,

по

производственной

практике,

примеры

научно-исследовательских

работ

обучающихся.

11.

Расписание

работы

учебного

кабинета

по

обязательной

программе,

факультативным

занятиям,

расписание

внеурочной

деятельно сти

с

обучающимися,

проведение

консульт аций

и

дополнительных занятий с обучающимися имеющих пробелы в знаниях,

организация факультативных занятий, выпуск стенгазет, буклетов, памяток,

информационных листков.

12.

Стендовый

материал

учебного

кабинета:

образцы

успешного

выполнения обучающимися требований ФГОС, анализ типичных ошибок,

выполнения обучающимися творческих заданий.

13. Стендовый

материал

учебного

кабинета

рекомендательного

характера: для обучающихся по проектированию их учебной деятельности,

по

организации

и

выполнению

домашней

работы,

по

подготовке

к

различным

формам

учебно-познавательной

деятельности

(практикум,

семинар, тестирование, зачет, собеседование, экзамен).

4. Общие требования к учебным мастерским

Мастерская

образовательного

учреждения

являются

учебной

и

производственной

базой,

обеспечивающей

сочетание

производственного

обучения обучающихся с практическим трудом.

Мастерская

-

это

учебное

помещение,

оснащенное

наглядными

пособиями,

учебным

оборудованием,

инвентарем.

В

мастерской

необходимо иметь (паспорт мастерской, план работы мастерской, перечень

практических

работ,

в

соответствии

с

действующей

программой,

опись

имущества и оборудования, находящегося в мастерской, каталог учебной,

информационной литературы, наличие учебно-методической документации,

фонды

оценочных

средств).

Плакаты,

подбор

материалов

для

стендов

(картины, плакаты, графики, таблицы).

Наглядные пособия, объемные пособия (модели, коллекции, приборы,

аппараты), печатные пособия, образцы, плакаты.

Дидактический

материал

-

технологические

карты,

таблицы,

обобщенные планы, памятки (инструкции), справочные материалы, модели

и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений,

алгоритмы выполнения задания, инструкции к практическим работам.

Мастерская

состоят

из

двух

частей:

специальной

мебели

и

технологического

оборудования.

Технологическое

оборудование

обеспечивает выполнение практических работ междисциплинарных курсов

и отработку учебной практики.

Мастерская

должны

быть

о снащены

рабочими

м е с т а м и

индивидуального пользования с планшетами для инструкций и укладками с

инструментами.

К выполнению каждого нового вида работ обучающиеся допускаются

после проведения инструктажа по безопасности и охране труда.

Заключение

о

пригодности

мастерской

к

Проведению

занятий

согласовывается с председателем методической комиссии и подписывается

заместителем директора.

5. Требования к учебно-производственным мастерским

Цель

использования

учебно-производственной

мастерской

в

образовательном

процессе

-

это

работа

по

созданию

новой

модели

специалиста

с

высоким

уровнем

квалификации,

способного

к

самостоятельной

работе

с

производственным

оборудованием

в

области

профессиональной

деятельности,

осознающего

необходимость

повышения

квалификации, имеющего творческий подход к делу, обладающего высокой

культурой

мышления,

конкурентоспособного

в

изменяющихся

условиях

жизни.

Главное

требование,

предъявляемое

к

оборудованию

учебных

мастерских, соответствие учебным программам, современная конструкция,

универсальность,

экономичности

с

точки

зрения

расхода

энергии,

относительно

невысокая

стоимость,

сравнительно

небольшие

габариты

и

вес,

удобство

в

эксплуатации

и

обслуживании,

обеспечение

техники

безопасности.

Не

менее

важно

также,

чтобы

оборудование

отвечало

уровню

технической

оснащенности

мастерских

и

цехов

ЦТАО

и

обеспечивало

возможность овладения передовыми методами труда. Мастерские должны

быть

оснащены

основным

и

вспомогательным

учебно-производственным

оборудованием индивидуального и общего пользования, необходимым для

выполнения

учебно-производственных

работ

в

полном

соответствии

с

требованиями

программ

производственного

обучения,

правилами

охраны

труда и техники безопасности.

Для работы учебно-производственных мастерских:

1.

На лич ие

нормативной

документ ации

на

открытие

и

функционирование мастерских;

2.

Соблюдение

техники

безопасности

и

санитарно-гигиенических

норм в мастерских;

3. Соблюдение эстетических требований к оформлению мастерских.

Учебные

мастерские

оснащаются

станочным

и

другим

оборудованием,

инструментами,

приспособлениями,

учебно-наглядными

пособиями,

техническими

средствами

обучения

в

соответствии

с

действующими

типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования,

а

также

дидактическими

материалами,

технической

и

технологической

документацией.

Оборудование, не предусмотренное типовыми перечнями, в том числе

самодельное,

устанавливается

в

мастерских

с

разрешения

технической

инспекции труда и оформляется соответствующими актами.

В учебных мастерских оборудуются рабочие места для обучающихся

индивидуального

и

коллективного

пользования

и

рабочее

место

мастера

производственного

обучения.

Конструкция

и

организация

рабочих

мест

должны

обеспечивать

возможность

выполнения

работ

в

полном

соответствии

с

учебными

программами,

а

также

учитывать

различия

физиологических

данных

обучающихся,

требования

научной

организации

труда и технической эстетики. Планировка мастерских и размещение в них

рабочих мест, оборудования и мебели должны обеспечивать возможность

контроля за действиями каждого обучающегося.

Рабочее

место

обучающегося

для

индивидуального

пользования

-

верстак

или

специальный

стол.

Количество

рабочих

мест

в

мастерских

определяется наполняемостью групп. Рабочее место обучающегося должно

быть

организовано

так,

чтобы

предупредить

всякую

возможность

несчастного случая.

Рабочее

место

мастера

производственного

обучения

в

мастерской

должно

располагаться

на

возвышении-подиуме.

Оно

должно

быть

оборудовано

устройством

для

аварийного

обесточивания

рабочих

мест

обучающихся.

Дополнительно

оснащается

верстаком

для

демонстрации

приемов выполнения работ.

Каждая

учебная

мастерская

должна

оснащаться

раковинами

с

щетками

и

мылом

в

количестве

20%

от

числа

обучающихся,

а

также

электросушилками для рук либо полотенцами.

В специально отведенных местах размещаются емкости для отходов,

стружки,

мусора,

обтирочных

материалов.

В

комплект

оборудования

мастерских

входят

носилки

и

универсальная

аптечка

первой

помощи,

а

также противопожарные средства.

Помещение

мастерских

оформляется

стендами,

таблицами

и

плакатами постоянного пользования, в том числе по безопасности и охране

труда,

материаловедению,

профессиональной

ориентации.

В

мастерских

организуются

постоянно

действующие

выставки

изделий,

изготовленных

обучающимися, с указанием кто и когда изготовил экспонат. Заключение о

пригодности

мастерских

к

проведению

занятий

дается

комиссией

по

приему образовательного учреждения к учебному году и оформляется актом.

Требования безопасности к оборудованию:

-

надежность закрепления;

-

ограждение ременных, цепных, фрикционных, зубчатых и других

передач;

-

ограждение вращающихся и движущихся деталей оборудования и

изделий;

-

наличие

защиты

работающих

от

отлетающей

стружки

при

обработке хрупких металлов на станке;

-

окраска мест ограждения сигнальными цветами;

-

наличие

аспирационных

отсосов

для

оборудования,

во

время

работы которого выделяется пыль и вредные газы.

Заключение

Современный кабинет, учебные мастерские невозможно представить

без

учебного

оборудования,

технических

средств

обучения,

литературы,

которые,

безусловно,

расширяют

возможности

кабинета.

Умелое

использование компьютерных технологий на уроках значительно повышает

эффективность

учебной

деятельности,

поднимает

его

на

уровень

современных требований ФГОС.

Решение

же

методических

проблем

оптимизации

учебно-

воспитательной

деятельности

зависит

от

условий,

в

которых

протекает

совместная

деятельность

преподавателей

(мастеров

производственного

обучения)

и

обучающихся,

от

того,

насколько

эти

условия

отвечают

специфике

их

деятельности,

в

какой

мере

они

позволяют

добиться

запланированных

результатов

при

определенных

затратах

сил,

времени

преподавателя

(мастера

производственного

обучения)

и

обучающегося,

используя

при

этом

прогрессивные

методы,

организационные

формы,

средства обучения.

Так

же

следует

отметить,

что

оптимально,

если

в

оформлении

большинства

рубрик

в

учебных

кабинетах

большую

помощь

оказывают

обучающиеся, которые не только знакомятся с информацией стендов, но и

принимают активное участие в подборе их содержания.

Список

литературы

1. Методика профессионального обучения: учебное пособие / В. И.

Блинов [и др.]; под общей редакцией В. И. Блинова. – Москва : Издательство

Юрайт, 2018. - 219 с.

2.

Технические

средства

обучения

и

методика

их

использования:

учебное пособие / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. - 5-е изд., стер. –

Москва : Академия, 2008. - 350 с.

3. Дик Н.Ф. Настольная книга мастера производственного обучения и

преподавателя лицея. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 360 с.

4.

Левина

М.

М.

Технологии

профессионального

педагогического

образования : учеб. пособие. - М. : Академия, 2001. – 272 с.

5. Мореева Н.А., Технологии профессионального образования, - М.:

Академия, 2005. - 432 с.

6. Кузнецов, В. В. Методика профессионального обучения : учебник и

практикум для вузов / В. В. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва :

Издательство Юрайт, 2018. - 136 с.