Напоминание

ИЗУЧЕНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Автор: Симигина Тамара Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Бейская общеобразовательная школа-интернат
Населённый пункт: село Бея
Наименование материала: статья
Тема: ИЗУЧЕНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Т.М. Симигина

ИЗУЧЕНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Практика

речевого

общения

показывает,

что

не

все

школьники

младшего

возраста

разбираются

в

жанрах

малых

форм

фольклора

и

владеют

ими.

Родители

и

дети

не

используют полностью развивающий потенциал малых форм фольклора, в том числе и для

развития речи. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи

методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития

младших школьников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного

творчества народа. Ключевые слова: фольклор, малые формы фольклора, пословицы,

потешки, скороговорки, загадки, урок.

The practice of verbal communication showes, that not all of young school students understand

the genres of small forms of folklore and use them. Parents and children do not completely use

the developing potential of the small forms of folklore, including the aim of speech improving.

Using the small forms of folklore it is possible to solve all the tasks for the speech improving

along with the main methods and techniques of speech improving for the young school students,

and it is necessary to use this rich material of the verbal art creation of the people. Key words:

folklore, small forms of folklore, proverbs, nursery rhymes, patters, riddles, lesson.

Фольклор – это устное народное творчество, которое уходит корнями в историю народа.

Использование на том или ином этапе урока примеров из исторических песен или легенд,

пословиц

и

загадок

расширяет

кругозор

учащихся,

воспитывает

их

патриотические

чувства, пробуждает интерес к истории, литературе, развивает речь, делая ее меткой,

богатой и выразительной. Практика речевого общения показывает, что не все школьники

младшего

возраста

разбираются

в

жанрах

малых

форм

фольклора

и

владеют

ими.

Обучающийся не может определить значение слова и пословицы. Загадку отгадывает

неверно и не доказывает отгадку. Практически не знает пословиц, загадок, считалок и т.д.

Дети знают очень много считалок, предлагают свои варианты, но с другими жанрами мало

знакомы. Спрашивают: «А что такое пословицы?» Путают между собой: «Пословиц я не

знаю, а поговорки знаю» и называют поддевки. Дети практически не знают колыбельных

песен. На вопрос, «какие колыбельные песни ты знаешь», поют любые песни, называя их

«ласковыми»,

либо

«Спят

усталые

игрушки…».

Все

это

говорит

о

недостаточно

организованной работе с малыми формами фольклора в начальной школе.

В

результате

бесед

с

родителями,

было

выяснено,

что

детьми

практически

не

используются

малые

формы

фольклор

для

самостоятельного

чтения,

практически

не

знают ни одной колыбельной песни («Раньше пели, а сейчас мы уже большие»), кроме

«Баю – баюшки-баю, не ложися на краю…» и то не до конца. В семьях все меньше и

меньше знают данные произведения устного народного творчества, сейчас они помнят

лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну «Сорока - белобока…».

Таким образом, родители и дети не используют полностью развивающий потенциал малых

форм фольклора, в том числе и для развития речи. Поэтому появилась необходимость

разработать комплексную методику развития речи детей младшего школьного возраста

средствами малых форм фольклора. Два этапа работы: 1. Подготовительный этап. 2.

Основной этап (непосредственно обучение): на уроках, в повседневной жизни. Первый,

подготовительный, этап включает в себя создание альбомапередвижки по пословицам и

поговоркам.

Каждый

ребенок

может

взять

альбом-передвижку

домой,

с

помощью

родителей записать новую пословицу, нарисовать к ней картинку. Дети рисуют рисунки к

этим формам фольклора и объясняют, что они означают и в каких случаях их употребляют.

На втором этапе работа была организована на занятиях. Сначала следует рассмотреть

пословицы

и

поговорки,

которые

у

младших

школьников

вызывают

затруднения

в

понимании

и

интерпретировании

их

значений.

В

работе

с

пословицами

можно

использовать иллюстрации, картинки. Подбирается к уроку одна картинка, изображающая

работу человека или какую-либо его деятельность, например: рыбная ловля, изготовление

птичьего домика. К одной картинке берется ряд пословиц, синонимичных по значению, по

смыслу: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Любишь кататься, люби и саночки

возить.

Хочешь есть калачи, не лежи на печи. А можно взять одну пословицу и к ней подобрать

несколько иллюстраций, раскрывающих ее смысл, например: Семь раз примерь, один раз

отрежь. В большом деле и маленькая помощь дорога. За двумя зайцами погонишься – ни

одного не поймаешь. Тем самым не только обеспечивается понимание смысла пословицы,

но

и

осознается

ее

обобщенность

и

многозначность.

Кроме

того,

использование

иллюстраций

к

пословицам

расширяет

зрительные

представления

детей,

развивает

образное

мышление,

творческое

воображение.

После

того,

как

учащимся

показали

примеры

такой

работы,

они

могут

сопоставлять

пословицы

и

иллюстрации

самостоятельно. Другой вид работы, соотнести номера пословиц и иллюстрации к ним.

Обучающиеся

должны

определить

соответствие

или

несоответствие

иллюстраций

предложенным

пословицам.

Результаты

выполнения

заносятся

на

карточку,

которую

получает каждый учащийся и которая выглядит следующим образом:

Пословицы Иллюстрации

1.________ 1. ___________

2.________ 2.___________

3.________ 3.___________

Напротив каждого номера пословицы ученик пишет номер той иллюстрации, которая, по

его

мнению,

соответствует

данной

пословице.

Если

же

он

считает,

что

нет

соответствующей

иллюстрации

к

какой-либо

пословице,

то

напротив

номера

этой

пословицы ставится знак «—» (минус). На доске даны пословицы. Дело мастера боится.

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. Поспешишь — людей насмешишь. Рядом

выставлены следующие иллюстрации:

Мальчик

со

столярным

инструментом.

Он

мастерит

кормушку

для

птиц.

Кормушка

получается хорошая. Мальчик радостно улыбается. В доме у окна, подперев щеку рукой,

сидит девица; со скучающим видом, она смотрит в окно. У лавки, где она сидит, валяется

брошенный веник. В доме не прибрано. А за окном в пруду бабы полощут белье, кто-то

моет коня, кто-то ловит рыбу. Мимо окна улыбающаяся девица несет на коромысле воду.

Мальчик, уже вроде сделавший скворечник. Но пока он приделывал его к дереву, крышка

отвалилась. Сам скворечник завалился на бок. Птицы полетели прочь от такого домика.

Пословицы имеют живописную форму, они способны рисовать жизнь, не прибегая к

описанию.

Стремясь

к

более

яркой

выразительности,

в

пословицах

происходит

сопоставление двух предметов или явлений. Сопоставляя предметы или явления, народ их

либо сравнивает, либо противопоставляет. Речи как мёд, а дела как полынь. Чужая душа –

потёмки. Спи камешком, вставай перышком. В работе над сравнениями в пословицах

используются разные упражнения и задания. Вот одно из них. Восстановите пословицы,

подобрав к ним соответствующие сравнения: Друг не испытанный, что ... Дурную славу

нажить,

как

...

За

старой

головой,

как

..

Другая

малая

форма

фольклора,

которую

обучающиеся

изучают

на

уроке

это

потешки.

В

потешках

проявляется

опыт

традиционной практики психического воздействия на ребенка. Первоначально ученики

для определения структуры жанра потешки знакомятся с предлагаемыми им текстами, а

потом шаг за шагом пытались выделить задачу каждой отдельно взятой потешки, стремясь

понять, зачем люди придумали ту или иную из них. Так, например, по прочтении потешки

«Ладушки» ребята не только объясняют, что потешку придумали для того, чтобы играть с

малышом, но и показывают, как должна проходить игра. И именно эти практические

действия вновь помогли моим ученикам понять задачу кажущейся простой потешки:

понимать человеческую речь. Интересно, что при исполнении круговых движений пальцев

на ладони ребенка происходит воздействие на нервные окончания, что благоприятно

сказывается на развитии слуха и речи. За весь урок знакомства с потешками дети через

конкретные задачи отдельных потешек выходят на общую задачу всего жанра – весело

учить

ребенка

жестам,

движениям,

учить

понимать

человеческую

речь

и

выполнять

команды « слова». Следующей формой фольклора, с которой необходимо работать на

занятиях

являются

скороговорки.

Скороговорки

на

заданный

звук

способствует

формированию

умений

интонационно

выделять

какой-то

звук,

вслушиваться

в

произношение, в стремлении повторять его как можно чаще. Подбирать скороговорки

необходимо на те звуки, которые часто неверно произносятся детьми. Скороговорки на

первом этапе рекомендуется произносить медленно, работая над каждым звуком - словом,

выделяя звуки при многократном повторении. Это могут быть такие скороговорки: (ш)-(с)

Шла Саша по шоссе и сосала сушку. (щ)-(ч) Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока. (ж)

Жук жужжит под абажуром, жужжит жужелица, жужжит кружится. (ш) Шесть мышат в

уголке шуршат. (с)-(з)-(ц)

Стоит

воз

овса,

возле

воза

овца.

(ж)-(ш)

Змея

шипит,

а

жук

жужжит.

У

каждой

скороговорки своя игра звуков, которая не повторяется. Каждая из них решает свою задачу.

Много

работы

проводится

над

парными

согласными,

похожими

по

произношению.

Ребенку приходится внимательно прислушиваться, приучать себя слушать произносимое

слово и, слыша его, уметь, уметь его произнести. Таким образом, в игре мы учим детей

слышать, а это очень важный фактор в процессе всего обучения, это залог успеха. Работу

над скороговорками следует разделить на три этапа: На первом этапе. Ученики говорят

тихо,

шепотом,

громко.

-

Белые

бараны

били

в

барабаны.

Произносят

ученики

эту

скороговорку громко, голосом изображая бой барабана. Мышонку шепчет мышь: - Ты всё

шуршишь, не спишь? Мышонку шепчет мыши: - Шуршать я буду тише. Произношение

скороговорки шепотом, протягивая в звучании звук (Ш) и создавая тем самым образ

шуршащего мышонка. Проворонила ворона воронёнка. Начать проговаривание громко,

постепенно переходя на шепот, а потом на работу только губами. Из- под топота копыт

пыль по полю летит. На втором этапе работа над выразительностью речи, подбираются

скороговорки, в которых есть вопрос или восклицание. Такие скороговорки дети быстро

не произносят, а лишь читают их с чувством. Например: Хохотушка буква х рассмеялась

ха-ха-ха.

Встретил в чаще еж ежа: Как погода, еж? Свежа! И пошли домой дрожа, Сгорбясь,

съежась, два ежа! На третьем этапе – работа над скоростью произношения, подбор как

коротких скороговорок, так и длинных. Крошка кошка на окошке кашку кушала по

крошке. Вкусная халва мастеру хвала. Четвёртый этап – этап управления артистическими

данными.

Для

достижения

данной

цели

используется

одна

и

та

же

скороговорка.

Например: «Сегодня представим себе, что мы отправились на берег реки. Что мы будем

там делать? (Рыбачить). – А кто знает, какая рыба водится в реке? Закроем глаза и

представим себе, что мы наловили много-много ершей. Нашли ель, сварили уху. А теперь

будем

её

есть.

Вы

рады,

что

рыбы

много,

она

вкусная?».

Тогда

надо

произнести

скороговорку

радостно.

(Дети

представляют,

думают,

как

лучше

выразить

голосом

радость. А потом спрашиваю одного, второго, третьего). Дети произносят: Мы ели-ели-

ели ершей у ели. Их ели-ели-ели у ели доели. Выясняем, кто был наиболее выразителен.

Дальше продолжаем: «– Представьте себе, вы сначала были рады, что рыбы много, но все

уже наелись, а рыбы ещё много. Выбрасывать жалко и вы едите через силу. Хочется

плакать, но вы едите. (В голосе должно звучать недовольство, можно даже похныкать)».

Таким образом, скороговорки и чистоговорки играют огромную роль в развитии не только

речи,

но

и

творческих

способностей

детей.

Большой

интерес

у

детей

своей

иносказательностью изображения реального мира вызывают загадки. Загадки, в отличие

от рассказов, сказок и стихотворений даются детям значительно труднее. Некоторые дети

не понимают образного строя языка загадок и неадекватно интерпретируют метафоры. В

большинстве случаев у детей возникают ассоциации на какое-то одно слово. Например, в

загадке про облако на слово «белый» – «Это белые медведи», «Лебедь, потому что белый».

Это можно объяснить тем, что в художественном тексте описывается реальная ситуация, а

загадка

иносказание.

Существует

определенный

алгоритм

поиска

отгадки,

выработанный детьми под руководством учителя: а) определить, что и где нужно искать;

б) выделить и объединить возможные признаки; в) выдвинуть предполагаемую отгадку; г)

доказать

правильность

отгадки.

К

подбору

загадок

нужно

подходить

избирательно.

Загадка, в которой отгадываемый образ представлен четко, ярко, образно, дает большие

возможности для развития воссоздающего воображения. Лез Мартын через тын. Сам

пролез, а голову на тыну оставил. (Тыква).

Жёлтая, а не репа, Круглая, но не солнце, С семечками, но не подсолнух. (Тыква).

Педагогический процесс работы с загадками может приобретать вид игры. Игровая форма

удовлетворяет

возрастные

потребности

младших

школьников

в

игровых

видах

деятельности,

в

интеллектуальной

активности.

Загадка

учит

задумываться

над

закономерностями, совершающимися в природе, приучает к наблюдательности, развивает

художественное чутье. Что за гуси пролетают? По семёрке в каждой стае.

Вереницею летят, Не воротишь их назад. (Время: дни недели.) Предлагаемая детям загадка

нуждается в анализе даже тогда, когда дети отгадали ее правильно. Опыт показывает, что

отгадки могут быть случайными. Кроме того, дети должны войти в художественный образ,

понять, почему использована такая метафора – «гуси». Им необходимо задать вопросы.

Вот, например, какие вопросы могут быть заданы: почему вы думаете, что «гуси» – это

дни? Почему их семь? Видели ли вы полет гусей? Слышали ли слово гуськом? Что значит,

выражение летят вереницей? Почему гусей нельзя возвратить назад? Как надо относиться

ко времени, раз оно не возвращается? Как зовутся эти гуси? (Дети должны перечислить

названия дней недели в прямом и обратном порядке.) Таким образом, с помощью малых

форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с

основными методами и приемами речевого развития младших школьников можно и нужно

использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Приобщая детей к

нашему русскому эпосу, учитель начальных классов пытается воспитывать у них любовь к

Родине – России, к её бессмертному поэту – русскому народу, любовь к прекрасному,

развить речь, обогащать словарный запас учащихся. Пословица – прекрасное средство для

воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил

поведения: век живи, век учись; жить – Родине служить; не красна жизнь днями, а красна

делами.

При

работе

с

фольклорными

жанрами

используется

выразительное

чтение,

выборочное

чтение,

словесное

рисование,

инсценирование

все

это

развивает

эстетические чувства у младших школьников, помогает познать качества произведения

искусства и окружающего мира природы и людей – их красоту, испытать эстетическое

чувство прекрасного.

Всё это помогает глубже осознать ребёнку сказочный мир, помочь ему почувствовать его

неповторимость. Фольклорная прибаутка предлагает учащимся увидеть смешное в жизни

и научиться, это смешанное передавать в слове. Юмор нелепых положений вопросов,

стишков и песенок. При этом прибаутка сохраняет серьёзную интонацию, предоставляя

возможность

слушателю

самому

разобраться,

смешно

ему

или

нет.

Устное

народное

творчество – загадки, пословицы, поговорки, воспитывают в человеке высокое чувство

любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических

событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. Научить

ребёнка говорить – значит научить, его мыслить. Таким образом, использование элементов

народного

творчества

помогает

открыть

учащимся

«глаза

на

мир»,

активизирует

их

мыслительную

деятельность,

развивает

их

души,

формирует

потребность

к

самосовершенствованию,

самообретению,

саморазвитию.

Проблемы

фольклоризма

заслуживают

пристального

внимания,

а

использование

малых

фольклорных

форм

на

уроках в начальной школе актуально и перспективно.

С.Т. Симигина, 2019