Напоминание

Саратовская область - первая космическая гавань

Автор: Стрелкова Алла Юрьевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МАОУ ООШ с.Пылковка Балаковского района Саратовской области
Населённый пункт: с.Пылковка Балаковский район Саратовская область
Наименование материала: Урок краеведения
Тема: Саратовская область - первая космическая гавань







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

УРОК КРАЕВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ:

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ – ПЕРВАЯ

КОСМИЧЕСКАЯ ГАВАНЬ

Стрелковой Аллы Юрьевны

учителя истории

МАОУ ООШ с. Пылковка

Балаковского района

Саратовской области

1.

Предмет История Саратовского Поволжья

2.

Класс 5

3.

Тема и номер урока «Саратовская область - космическая гавань», 25 урок

4.

Учебное пособие для учащихся 4-5 классов общеобразовательных организаций

Саратовской области Автор В. Г.Петрович

5.

Цель урока:

создать условия для формирования чувства гражданственности и патриотизма, лучше

узнать историю своей Малой Родины, формировать духовно-нравственные ценности.

6. Задачи:

- личностные:

формировать у учащихся целостное представление о неразрывности и общности

исторического пути России и Саратовского края;

привлечь внимание учащихся к историческим событиям и памятным датам регионального

и общенационального значения;

воспитывать любовь и уважение к родному краю, его истории и национальным традициям;

формировать у подрастающего поколения чувство патриотизма, гражданственности и

национального самосознания.

-метапредметные:

анализировать информацию, полученную из источников;

отрабатывать навыки самостоятельной работы;

развивать коммуникативные и творческие способности;

применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных

явлений;

развивать умение работать в коллективе;

-предметные:

формировать представления детей о первых космонавтах Земли (Ю.А. Гагарине, и Г.С.

Титове);

определить связь Саратовской области с судьбой мировой космонавтики;

определить суть понятия: ТАСС

Персоналии: Гагарин Юлий Алексеевич Левитан Юрий Борисович Титов Герман

Степанович Чернов Юрий Львович

7.Тип урока: Открытие новых знаний

8.Формы работы учащихся: фронтальные; групповые; игровая ситуация, беседа-диалог,

проблемная ситуация.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Желаю всем нам сегодня, плодотворной работы, быть

внимательными и активными.

2.Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Песня «Земля в иллюминаторе» Земляне

3. Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала.

Создание проблемной ситуации.

Какой праздник отмечает вся наша огромная страна в апреле?

12 апреля – День Космонавтики. В этот день ещё в 1961 году человек

в первый раз полетел в космос.

Кто был первым космонавтом, покорившим космос?

Как мы можем связать «Космос» и «Саратовская область»?

Кто из вас знает, как связан этот знаменательный для страны день

с Саратовской областью?

Это и будет проблемный вопрос, на который мы с вами будем сегодня искать

ответ.

Сформулируйте тему урока.

«Саратовская область – первая космическая гавань». (Записать тему в тетрадь)

4.Усвоение новых знаний и способов действий.

Видео ролик Передаем сообщение ТАСС Голос Левитана о полете человека в космос

Какое впечатление на людей оказало это сообщение?

Какое было настроение у людей нашей страны?

Люди всех стран и континентов, затаив дыхание, слушали это сообщение из

радиоприемников. Некоторые даже подумали, что опять началась война. А это был

первый полет человека в космос. Особую гордость испытывали граждане нашей страны –

Советского Союза, ведь это наш советский человек был первым. Теперь нет такой страны,

но Юрий Гагарин был и остается нашим героем.

Запись с голосом Гагарина, или кадры кинохроники

Москва ликовала, люди сходили с ума от счастья.

Коллективная работа по группам (учитель выдает детям дополнительные тексты о Ю.А.

Гагарине)

Детство Юрия Гагарина

Взаимоотношения с окружающими

Характер Юрия Гагарина

Семья Юрия Гагарина

Юрий Гагарин и профессия

Каждая группа представляет свой отчёт о проделанной работе.

Демонстрация презентации.

12 апреля 1961 года корабль-спутник «Восток» с первым космонавтом Ю.А.

Гагариным на борту поднялся на высоту 327 км, облетел земной шар и без

особых проблем приземлился на территории д. Смеловка Саратовской

области, в 26 км от г. Энгельса. За свой подвиг первый космонавт был

удостоен звания Героя Советского Союза. Место его приземления является

популярной достопримечательностью Саратовской области. Теперь вы

понимаете, почему первый полет в космос неразрывно связан с Саратовской

областью?

Учитель демонстрирует детям портрет Ю.А. Гагарина и фото с места его

приземления.

«Заданный район Советского Союза» – это наша Саратовская область, Волга – великая

русская река. Только спустя десятилетия мы узнали, как тяжело дался этот первый полет и

приземление. Более чем полвека назад всё затмевало всеобщее ликование: первый

космонавт планеты Земля – наш, советский человек!

Работа с текстом учебного пособия История Саратовского Поволжья

-Были ли уверены в успешном космическом полётё Гагарина?

-Какая внештатная ситуация возникла на орбите? и при посадке?

-Какова дальнейшая судьба нашего героя?

Чтение стихотворения о Гагарине (читает заранее подготовленный ученик)

Улыбка Гагарина

Я помню, солнце в этот день искрилось:

Какой был удивительный апрель!

И в сердце радость с гордостью светилась:

Из космоса Гагарин прилетел!

Его все по улыбке узнавали —

Такой улыбки не было второй!

Весь мир рукоплескал! Все ликовали:

Гагарин облетел наш шар земной!

С тех пор приблизились неведомые дали,

Осваивают космос корабли…

А начинал - российский, славный парень,

ГАГАРИН-ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ ЗЕМЛИ!

И. Левченко

Физминутка

Полетаем на ракете

На носочки тихо встанем.

Потолок сейчас достанем

Мы наклонимся вперёд

В правый бок и в левый бок

А потом ещё присядем

Встанем все и тихо сядем.

Рассказ учителя

Не прошло и полных четырех месяцев с полета Ю.А. Гагарина, как наша Саратовская

область вновь стала космической гаванью для второго советского космонавта, Германа

Степановича Титова. 6-7 августа 1961 года он совершил первый длительный

космический полет (более суток), став самым молодым космонавтом в истории освоения

космоса – на момент полета до 26 лет от роду ему не хватал еще месяц. Рекорд держится

до сих пор.

Это был первый в мире многовитковый полет: если Ю.А. Гагарин облетел Землю один

раз, то Г.С. Титов – 17 раз, за 25 часов 11 минут, пролетев расстояние в 703 143 км.

Учитель демонстрирует детям портрет Г.С. Титова и фото с места его приземления.

Учитель просит детей обратиться к учебному пособию

Работая с текстом учебного пособия ученики узнают новое о космонавте Г.С.Титове.

Игровые приёмы работы с учебным текстом (Вопрос-ответ, 1 вариант задаёт

вопросы.2 вариант находит и зачитывает ответы)

Полет Г.С. Титова, как и Ю.А. Гагарина, едва не закончился катастрофой: спускаемый

аппарат корабля «Восток-2» приземлился на гороховом поле сельскохозяйственной артели

«40 лет Октября» Краснокутского района Саратовской области, в 13 км от районного

центра, а космонавта-2 ветер гнал на железнодорожный путь, по которому шел грузовой

состав.

Вновь космонавта выручила парашютная подготовка, полученная в небе над Энгельсом:

управляя стропами, Г.С. Титов приземлился на сжатом поле в нескольких десятках метров

от полотна железной дороги. Трагедии удалось избежать. «Первыми меня встретили

местные жители – труженики приволжских полей. Они помогли мне снять скафандр,

спрашивали, не нужно ли чего?», - вспоминал позже космонавт-2 обстоятельства

приземления. Один из встречавших Г.С. Титова колхозников – Василий Семенович

Ануфриев – в тот же день поставил первые деревянные колышки на месте приземления

второго советского космонавта. В 1962 году тут был установлен десятиметровый

шестигранный деревянный обелиск, напоминающий момент взлета ракеты. Со временем

его заменили бетонным монументом.

Г.С. Титов дожил до конца ХХ века, умер от сердечного приступа в сентябре 2000 года,

едва отметив своё 65-летие. Он стал генерал-полковником, доктором военных наук,

неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР, а потом Государственной

Думы РФ 1-3 созывов.

5.Включение в систему знаний и повторения нового действия

Группа заранее подготовленных учащихся предлагает совершить Виртуальную

экскурсию по космическим местам Саратовской области

(допишите недостающее название)

Презентация состоит из 7 слайдов

Саратовский индустриальный техникум (им. Ю. Гагарина)

Памятник первому (космонавту земли)

Набережная (космонавтов)

Отдел (космонавтики) Саратовского областного краеведческого музея

Аэроклуб в селе( Дубки)

Гагаринское (поле)

(Обелиск) на Гагаринском поле.

Составление синквейна

1.КОСМОС

2.Необъятный, интересный

3.Удивляет, завораживает, манит

4.Интерес, путешествия, новые открытия, исследования.

5. Вселенная.

6.Рефлексия

Организация самооценки учениками деятельности на уроке; фиксирование степени

соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

–- Что узнали вы сегодня?

– Пригодится ли вам полученный материал?

– Чему вы научились при подготовке и проведении урока?

- Мы с вами познакомились только с некоторыми фактами истории нашей области.

- У вас на столах лежат предметы, которые нужны для путешествия.

- Если вы считаете, что получили достаточно информации о Саратове, Саратовской

области, то возьмите флажок.

- Кто хочет продолжить дальше путешествовать и получить еще информацию о нашей

малой родины, возьмите с собой в дорогу чемодан и скажите, куда бы вам хотелось на

следующем занятии отправиться.

- Чтобы вам хотелось еще узнать о нашей малой родине?

- Наш край особенный, но он - часть России, большой и сильной страны. Жители нашего

края, как и все россияне, соблюдают народные традиции, честно трудятся на благо страны,

охраняют природу. Здесь, как и по всей стране заботятся о детях и пожилых людях, чтят

ветеранов войны, труда и знаменитых людей.

7.Инструктаж по выполнению домашнего задания:

Параграф 25, пересказ;

Творческие задания: выполнить рисунки «К звёздам»;

написать мини-сочинение «Я хочу быть космонавтом»;

выполнить буклет «Человек умевший мечтать и созидать».

Ребята! Вы хорошо усвоили материал новой темы и узнали много интересного о

космонавтах, памятных местах г. Саратова и Саратовской области, посвященных

известным космонавтам.

Спасибо! Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать,

делать выводы.

Спасибо за урок, ребята. До свидания!