Автор: Стрелкова Алла Юрьевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МАОУ ООШ с.Пылковка Балаковского района Саратовской области
Населённый пункт: с.Пылковка Балаковский район Саратовская область
Наименование материала: Урок краеведения
Тема: Саратовская область - первая космическая гавань
УРОК КРАЕВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ:
САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ – ПЕРВАЯ
КОСМИЧЕСКАЯ ГАВАНЬ
Стрелковой Аллы Юрьевны
учителя истории
МАОУ ООШ с. Пылковка
Балаковского района
Саратовской области
1.
Предмет История Саратовского Поволжья
2.
Класс 5
3.
Тема и номер урока «Саратовская область - космическая гавань», 25 урок
4.
Учебное пособие для учащихся 4-5 классов общеобразовательных организаций
Саратовской области Автор В. Г.Петрович
5.
Цель урока:
создать условия для формирования чувства гражданственности и патриотизма, лучше
узнать историю своей Малой Родины, формировать духовно-нравственные ценности.
6. Задачи:
- личностные:
формировать у учащихся целостное представление о неразрывности и общности
исторического пути России и Саратовского края;
привлечь внимание учащихся к историческим событиям и памятным датам регионального
и общенационального значения;
воспитывать любовь и уважение к родному краю, его истории и национальным традициям;
формировать у подрастающего поколения чувство патриотизма, гражданственности и
национального самосознания.
-метапредметные:
анализировать информацию, полученную из источников;
отрабатывать навыки самостоятельной работы;
развивать коммуникативные и творческие способности;
применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных
явлений;
развивать умение работать в коллективе;
-предметные:
формировать представления детей о первых космонавтах Земли (Ю.А. Гагарине, и Г.С.
Титове);
определить связь Саратовской области с судьбой мировой космонавтики;
определить суть понятия: ТАСС
Персоналии: Гагарин Юлий Алексеевич Левитан Юрий Борисович Титов Герман
Степанович Чернов Юрий Львович
7.Тип урока: Открытие новых знаний
8.Формы работы учащихся: фронтальные; групповые; игровая ситуация, беседа-диалог,
проблемная ситуация.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Желаю всем нам сегодня, плодотворной работы, быть
внимательными и активными.
2.Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Песня «Земля в иллюминаторе» Земляне
3. Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала.
Создание проблемной ситуации.
Какой праздник отмечает вся наша огромная страна в апреле?
12 апреля – День Космонавтики. В этот день ещё в 1961 году человек
в первый раз полетел в космос.
Кто был первым космонавтом, покорившим космос?
Как мы можем связать «Космос» и «Саратовская область»?
Кто из вас знает, как связан этот знаменательный для страны день
с Саратовской областью?
Это и будет проблемный вопрос, на который мы с вами будем сегодня искать
ответ.
Сформулируйте тему урока.
«Саратовская область – первая космическая гавань». (Записать тему в тетрадь)
4.Усвоение новых знаний и способов действий.
Видео ролик Передаем сообщение ТАСС Голос Левитана о полете человека в космос
Какое впечатление на людей оказало это сообщение?
Какое было настроение у людей нашей страны?
Люди всех стран и континентов, затаив дыхание, слушали это сообщение из
радиоприемников. Некоторые даже подумали, что опять началась война. А это был
первый полет человека в космос. Особую гордость испытывали граждане нашей страны –
Советского Союза, ведь это наш советский человек был первым. Теперь нет такой страны,
но Юрий Гагарин был и остается нашим героем.
Запись с голосом Гагарина, или кадры кинохроники
Москва ликовала, люди сходили с ума от счастья.
Коллективная работа по группам (учитель выдает детям дополнительные тексты о Ю.А.
Гагарине)
Детство Юрия Гагарина
Взаимоотношения с окружающими
Характер Юрия Гагарина
Семья Юрия Гагарина
Юрий Гагарин и профессия
Каждая группа представляет свой отчёт о проделанной работе.
Демонстрация презентации.
12 апреля 1961 года корабль-спутник «Восток» с первым космонавтом Ю.А.
Гагариным на борту поднялся на высоту 327 км, облетел земной шар и без
особых проблем приземлился на территории д. Смеловка Саратовской
области, в 26 км от г. Энгельса. За свой подвиг первый космонавт был
удостоен звания Героя Советского Союза. Место его приземления является
популярной достопримечательностью Саратовской области. Теперь вы
понимаете, почему первый полет в космос неразрывно связан с Саратовской
областью?
Учитель демонстрирует детям портрет Ю.А. Гагарина и фото с места его
приземления.
«Заданный район Советского Союза» – это наша Саратовская область, Волга – великая
русская река. Только спустя десятилетия мы узнали, как тяжело дался этот первый полет и
приземление. Более чем полвека назад всё затмевало всеобщее ликование: первый
космонавт планеты Земля – наш, советский человек!
Работа с текстом учебного пособия История Саратовского Поволжья
-Были ли уверены в успешном космическом полётё Гагарина?
-Какая внештатная ситуация возникла на орбите? и при посадке?
-Какова дальнейшая судьба нашего героя?
Чтение стихотворения о Гагарине (читает заранее подготовленный ученик)
Улыбка Гагарина
Я помню, солнце в этот день искрилось:
Какой был удивительный апрель!
И в сердце радость с гордостью светилась:
Из космоса Гагарин прилетел!
Его все по улыбке узнавали —
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!
С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли…
А начинал - российский, славный парень,
ГАГАРИН-ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ ЗЕМЛИ!
И. Левченко
Физминутка
Полетаем на ракете
На носочки тихо встанем.
Потолок сейчас достанем
Мы наклонимся вперёд
В правый бок и в левый бок
А потом ещё присядем
Встанем все и тихо сядем.
Рассказ учителя
Не прошло и полных четырех месяцев с полета Ю.А. Гагарина, как наша Саратовская
область вновь стала космической гаванью для второго советского космонавта, Германа
Степановича Титова. 6-7 августа 1961 года он совершил первый длительный
космический полет (более суток), став самым молодым космонавтом в истории освоения
космоса – на момент полета до 26 лет от роду ему не хватал еще месяц. Рекорд держится
до сих пор.
Это был первый в мире многовитковый полет: если Ю.А. Гагарин облетел Землю один
раз, то Г.С. Титов – 17 раз, за 25 часов 11 минут, пролетев расстояние в 703 143 км.
Учитель демонстрирует детям портрет Г.С. Титова и фото с места его приземления.
Учитель просит детей обратиться к учебному пособию
Работая с текстом учебного пособия ученики узнают новое о космонавте Г.С.Титове.
Игровые приёмы работы с учебным текстом (Вопрос-ответ, 1 вариант задаёт
вопросы.2 вариант находит и зачитывает ответы)
Полет Г.С. Титова, как и Ю.А. Гагарина, едва не закончился катастрофой: спускаемый
аппарат корабля «Восток-2» приземлился на гороховом поле сельскохозяйственной артели
«40 лет Октября» Краснокутского района Саратовской области, в 13 км от районного
центра, а космонавта-2 ветер гнал на железнодорожный путь, по которому шел грузовой
состав.
Вновь космонавта выручила парашютная подготовка, полученная в небе над Энгельсом:
управляя стропами, Г.С. Титов приземлился на сжатом поле в нескольких десятках метров
от полотна железной дороги. Трагедии удалось избежать. «Первыми меня встретили
местные жители – труженики приволжских полей. Они помогли мне снять скафандр,
спрашивали, не нужно ли чего?», - вспоминал позже космонавт-2 обстоятельства
приземления. Один из встречавших Г.С. Титова колхозников – Василий Семенович
Ануфриев – в тот же день поставил первые деревянные колышки на месте приземления
второго советского космонавта. В 1962 году тут был установлен десятиметровый
шестигранный деревянный обелиск, напоминающий момент взлета ракеты. Со временем
его заменили бетонным монументом.
Г.С. Титов дожил до конца ХХ века, умер от сердечного приступа в сентябре 2000 года,
едва отметив своё 65-летие. Он стал генерал-полковником, доктором военных наук,
неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР, а потом Государственной
Думы РФ 1-3 созывов.
5.Включение в систему знаний и повторения нового действия
Группа заранее подготовленных учащихся предлагает совершить Виртуальную
экскурсию по космическим местам Саратовской области
(допишите недостающее название)
Презентация состоит из 7 слайдов
Саратовский индустриальный техникум (им. Ю. Гагарина)
Памятник первому (космонавту земли)
Набережная (космонавтов)
Отдел (космонавтики) Саратовского областного краеведческого музея
Аэроклуб в селе( Дубки)
Гагаринское (поле)
(Обелиск) на Гагаринском поле.
Составление синквейна
1.КОСМОС
2.Необъятный, интересный
3.Удивляет, завораживает, манит
4.Интерес, путешествия, новые открытия, исследования.
5. Вселенная.
6.Рефлексия
Организация самооценки учениками деятельности на уроке; фиксирование степени
соответствия поставленной цели и результатов деятельности.
–- Что узнали вы сегодня?
– Пригодится ли вам полученный материал?
– Чему вы научились при подготовке и проведении урока?
- Мы с вами познакомились только с некоторыми фактами истории нашей области.
- У вас на столах лежат предметы, которые нужны для путешествия.
- Если вы считаете, что получили достаточно информации о Саратове, Саратовской
области, то возьмите флажок.
- Кто хочет продолжить дальше путешествовать и получить еще информацию о нашей
малой родины, возьмите с собой в дорогу чемодан и скажите, куда бы вам хотелось на
следующем занятии отправиться.
- Чтобы вам хотелось еще узнать о нашей малой родине?
- Наш край особенный, но он - часть России, большой и сильной страны. Жители нашего
края, как и все россияне, соблюдают народные традиции, честно трудятся на благо страны,
охраняют природу. Здесь, как и по всей стране заботятся о детях и пожилых людях, чтят
ветеранов войны, труда и знаменитых людей.
7.Инструктаж по выполнению домашнего задания:
Параграф 25, пересказ;
Творческие задания: выполнить рисунки «К звёздам»;
написать мини-сочинение «Я хочу быть космонавтом»;
выполнить буклет «Человек умевший мечтать и созидать».
Ребята! Вы хорошо усвоили материал новой темы и узнали много интересного о
космонавтах, памятных местах г. Саратова и Саратовской области, посвященных
известным космонавтам.
Спасибо! Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать,
делать выводы.
Спасибо за урок, ребята. До свидания!