Автор: Пахомова Ирина Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Журавушка"
Населённый пункт: г.Лянтор, Сургутский р-н, ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: Организация эффективного взаимодействия ДОО с родителями законными представителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ходе реализации АООП
Организация эффективного взаимодействия ДОО с родителями
(законными
представителями)
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья в ходе реализации АООП
Древняя даргинская пословица гласит: "При общем согласии можно и
глину в золото превратить!"
Выбрав ее для определения сущности нашей работы с семьями
воспитанников
с
особыми
образовательными
потребностями,
мы
хотели
подчеркнуть,
что
если
педагогам
удается
найти
взаимопонимание
с
родителями
воспитанников,
если
взрослые
члены
семьи
с
желанием
включаются
в
образовательный
процесс,
эффективность
воспитания
и
образования дошкольников возрастает значительно.
Дошкольное учреждение – это
первое
образовательное учреждение,
первый внесемейный социальный институт, с которым вступают в контакт
родители
«особого»
ребенка
и
где
начинается
их
систематическое
педагогическое просвещение.
Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных
отношений семьи и дошкольного учреждения.
Специальные занятия в детском саду с воспитанниками с ОВЗ сами по
себе
не
гарантируют
позитивных
изменений
в
обучении,
воспитании
и
развитии ребёнка, не всегда достигается коррекционный эффект. Только в
процессе совместной деятельности с семьей удается максимально помочь
ребенку,
который
испытывает
трудности
в
освоении
программного
материала.
Принципы организации работы с семьей:
- Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается
возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- Отсутствие формализма в организации работы с семьей;
- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к
развитию личности в семье и детском коллективе;
- Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
В лице педагогического коллектива родители обретают важную опору для
реализации
своего
воспитательного
потенциала.
Педагог
дошкольного
учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их
обучению и воспитанию.
В
ходе
реализации
образовательной
программы
важнейшей
задачей
становится определение и внедрение в практику традиционных эффективных
форм
взаимодействия
с
семьей
в
сочетании
с
современными
формами
сотрудничества в условиях специального детского сада.
Рассмотрим
более
подробно
формы
организации
эффективного
взаимодействия ДОО с семьями воспитанников.
1. Индивидуальные формы взаимодействия с родителями
(законными представителями).- это преобладающая форма в коррекционно-
образовательной деятельности:
Индивидуальные беседы и консультации специалистов. Проводятся по
запросам
родителей
и
по
плану
индивидуальной
работы
с
родителями.
Задачи:
-
оказание
индивидуальной
помощи
по
вопросам
образования
и
воспитания,
эффективности
коррекционной
работы,
выполнения
игровых
заданий на дому.
Партнерские
отношения
с
родителями
воспитанников
с
нашей
образовательной организацией начинают зарождаться еще до поступления
ребенка
в
ДОУ,
в
рамках
посещения родителями
с
ребенком
консультативного
пункта. Если
специалист
видит,
что
воспитанник
нуждается
в
коррекционной
помощи
в
рамках
группы
компенсирующей
направленности,
он
предлагает
родителям
обучение
ребенка
в
нашем
учреждении, предварительно пройдя районную ПМПК. И для более полной
картины
о
работе
проводит
сам
или
специалист
экскурсию
в
группу
компенсирующей направленности.
Таким
образом,
родители
(законные
представители)
воспитанников
имеют более расширенное представление о работе с ребенком в рамках
данной группы.
2. Анкетирование и опросы.
Задачи:
- сбор необходимой информации о ребенке и его семье (специалисты-
для сбора анамнеза, соц. педагог для формирования соц. паспорта семьи),
-определение запросов родителей,
- определение оценки родителями эффективности работы специалистов
и воспитателей, работы ДОУ.
3. Практические консультации специалистов, так экспресс-
обследование ребенка в присутствии родителей позволяет сформировать у
них более четкое представление о проблемах ребенка.
4. Индивидуальные занятия с родителями. Индивидуальная работа с
родителями совместно с их детьми включает следующие формы:
– демонстрация матери приёмов работы с ребёнком;
– конспектирование матерью занятий, проводимых педагогом;
– выполнение " заданий" со своим ребёнком;
– чтение матерью литературы, рекомендованной специалистом;
– реализация творческих замыслов матери в работе с ребёнком.
5. "Родительский час".
- ознакомление с индивидуальным маршрутом ребенка, зачисленного в
д/с.
- Информирование родителей о ходе коррекционно- образовательной
работы с ребенком.(1раз. в неделю во 2половину дня).
6.
Беседа
с
педиатром
сада -
цель-
отслеживание
выполнения
родителями (законными представителями) рекомендаций районной ПМПК.
2. Коллективные или групповые формы взаимодействия.
.
1 . «Мастер-классы»
-
считаем
одной
из
эффективных
форм
формирования родительской компетенции - обучение родителей игровым
приемам работы с детьми. Это открытая современная педагогическая форма
работы,
которая
позволяет
продемонстрировать
профессиональные
и
творческие
способности,
как
педагогов,
так
и
расширить
знания,
практические умения, творческий потенциал родителей.
2. Подгрупповые занятия, когда встречаются двое детей и их мамы.
Цель
-
обучение
родителей
умению
налаживать
сотрудничество
с
другим ребёнком, детей друг с другом и взрослых между собой.
3.Открытые
занятия
специалистов
и
воспитателей.
Задания
и
методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.
Задачи:
- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих
детей;
- наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной
работы с детьми в домашних условиях.
Участие
в
таких
занятиях
стимулирует
родителей,
вдохновляет
их.
Здесь
они
учатся
не только содержательному взаимодействию со своим
ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме
того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности
ребёнка и свои требования к нему.
4. "Гостиная
семейного
воспитания"
- проект социального педагога с
привлечением специалистов ДОУ.
Задачи:
-
установление
эффективного
сотрудничества
между
родителями
и
специалистами
по проблемам психолого-педагогического сопровождения
детей с ОВЗ;
- обеспечение защиты прав и интересов ребенка, его безопасности, а также
повышения педагогической компетентности родителей.
Данная форма взаимодействия предполагает установление между
педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями
того, что педагоги имеют возможность оказать им помощь в преодолении
возникающих трудностей обучения и воспитания.
5. Общие
и
групповые
родительские
собрания
в
форме
игрового
тренинга "Давайте познакомимся!" или в форме КВН "Скоро в школу".
Цель - информирования и обсуждения с родителями задач и содержания
коррекционно-образовательной
работы
ДОУ,
решения
организационных
вопросов.
Образовательное учреждение создает условия для участия
родителей
в
государственно-общественном
управлении
дошкольной
образовательной организацией, заботится об открытости информационного
пространства в интересах детей и родителей (законных представителей).
6. Плановые консультации специалистов.
Цель: Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-
педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии,
ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.
- лекции, посвящённые медицинским аспектам развития ребёнка
- участие в детско-родительских проектах
-
участие
в
проведении
детских
праздников
и
развлечений.
Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и
распространение его на семью.
7. Педагогические беседы с родителями.
Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу
воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с
семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в
сочетании
с
другими,
например,
она
может
быть
включена
в
собрание,
посещение семьи.
Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу;
ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей.
Мы придерживаемся принципа: «Родитель - не гость, а полноправный член
команды
ДОУ»,
привлекаем
к
организации
и
проведению
совместных
мероприятий:
Участие родителей в совместных проектах:
- Так, в рамках проекта «Георгиевская лента – лента памяти», дети вместе
с родителями составляли рассказы о родных и близких - участниках Великой
Отечественной
войны.
Это
задание
заставило
перелистать
семейные
альбомы,
позвонить
прародителям,
уточняя
семейную
историю.
Таким
образом, дети познавали историю страны на живой истории своей семьи.
- районный детско-родительский
проект "Пусть наши дети будут живы и
здоровы" по ПДД (3 место)
- районный детско-родительский проект "Хочу все знать! (Сертификат).
Участие с детьми в конкурсах разной направленности: городских, районных,
всероссийских,
международных,
что
позволило
популяризировать
деятельность ДОО.
3. Формы наглядного информационного обеспечения.
В ДОУ периодически обновляется материал в информационных уголках
для
родителей
по
оздоровительной,
образовательной,
коррекционно-
развивющей работе. Воспитателями, специалистами в группах оформляются
консультации
для
родителей
на
актуальные
вопросы
согласно
перспективному годовому плану работы.
1.
В
коридорах
1-го
и
2-го
этажей
для
родителей
оформлены
информационные стенды:
- стенд «Образовательное пространство ДОУ»;
- стенд по медицинской и оздоровительной работе;
- стенд по защите прав ребенка «Твои права, малыш»;
- стенд «Советы логопеда»;
- стенд «Специалист рекомендует» (по коррекционной работе);
- стенд по пожарной безопасности;
- стенд по ПДД «Внимательный пешеход»;
- выставка творческих работ детей, семей «Мастерская талантов»;
- выставка рисунков «Юный художник»,
- выставка достижений воспитанников «А у нас в саду хорошо! ».
-тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки
размещаются
в
удобных
для
родителей
местах
(например,
“Готовимся
к
школе”, Развиваем руку, а значит и речь”, “Игра в развитии ребенка”, “Как
выбрать игрушку”).
2.
Информация на сайте ДОО о направленности и количестве групп в
ДОО, составе специалистов, работающих с воспитанниками, программах,
режиме обучения воспитанников, оздоровительной работе и т.д.
Использование разнообразных форм работы помогают родителям из
"зрителей" и "наблюдателей" становиться
активными участниками коррекционно-образовательного и воспитательного
процесса.
Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с
родителями свидетельствуют:
1. Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических
и правовых вопросах.
2.
Проявление у родителей интереса к содержанию образовательного
процесса с детьми.
3.Стремление родителей к индивидуальным контактам с воспитателем,
специалистами.
4.
Увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности
ребенка, его внутреннего мира.
5. Возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ.
6. Результативность коррекционной работы (компенсация 92-95%
детей).
7.
Рост
удовлетворенности
родителей
работой
педагогов
и
ДОУ
в
целом.
Таким образом,
сложившаяся система работы с родителями (законными
представителями)
в
данном
направлении
способствует
объединению
педагогов,
родителей
и
детей
на
основе
общих
интересов,
привлекает
взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества
образовательного процесса.