Напоминание

Организация эффективного взаимодействия ДОО с родителями законными представителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ходе реализации АООП

Автор: Пахомова Ирина Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Журавушка"
Населённый пункт: г.Лянтор, Сургутский р-н, ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: Организация эффективного взаимодействия ДОО с родителями законными представителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ходе реализации АООП







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Организация эффективного взаимодействия ДОО с родителями

(законными

представителями)

обучающихся

с

ограниченными

возможностями здоровья в ходе реализации АООП

Древняя даргинская пословица гласит: "При общем согласии можно и

глину в золото превратить!"

Выбрав ее для определения сущности нашей работы с семьями

воспитанников

с

особыми

образовательными

потребностями,

мы

хотели

подчеркнуть,

что

если

педагогам

удается

найти

взаимопонимание

с

родителями

воспитанников,

если

взрослые

члены

семьи

с

желанием

включаются

в

образовательный

процесс,

эффективность

воспитания

и

образования дошкольников возрастает значительно.

Дошкольное учреждение – это

первое

образовательное учреждение,

первый внесемейный социальный институт, с которым вступают в контакт

родители

«особого»

ребенка

и

где

начинается

их

систематическое

педагогическое просвещение.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных

отношений семьи и дошкольного учреждения.

Специальные занятия в детском саду с воспитанниками с ОВЗ сами по

себе

не

гарантируют

позитивных

изменений

в

обучении,

воспитании

и

развитии ребёнка, не всегда достигается коррекционный эффект. Только в

процессе совместной деятельности с семьей удается максимально помочь

ребенку,

который

испытывает

трудности

в

освоении

программного

материала.

Принципы организации работы с семьей:

- Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается

возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- Отсутствие формализма в организации работы с семьей;

- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к

развитию личности в семье и детском коллективе;

- Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

В лице педагогического коллектива родители обретают важную опору для

реализации

своего

воспитательного

потенциала.

Педагог

дошкольного

учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их

обучению и воспитанию.

В

ходе

реализации

образовательной

программы

важнейшей

задачей

становится определение и внедрение в практику традиционных эффективных

форм

взаимодействия

с

семьей

в

сочетании

с

современными

формами

сотрудничества в условиях специального детского сада.

Рассмотрим

более

подробно

формы

организации

эффективного

взаимодействия ДОО с семьями воспитанников.

1. Индивидуальные формы взаимодействия с родителями

(законными представителями).- это преобладающая форма в коррекционно-

образовательной деятельности:

Индивидуальные беседы и консультации специалистов. Проводятся по

запросам

родителей

и

по

плану

индивидуальной

работы

с

родителями.

Задачи:

-

оказание

индивидуальной

помощи

по

вопросам

образования

и

воспитания,

эффективности

коррекционной

работы,

выполнения

игровых

заданий на дому.

Партнерские

отношения

с

родителями

воспитанников

с

нашей

образовательной организацией начинают зарождаться еще до поступления

ребенка

в

ДОУ,

в

рамках

посещения родителями

с

ребенком

консультативного

пункта. Если

специалист

видит,

что

воспитанник

нуждается

в

коррекционной

помощи

в

рамках

группы

компенсирующей

направленности,

он

предлагает

родителям

обучение

ребенка

в

нашем

учреждении, предварительно пройдя районную ПМПК. И для более полной

картины

о

работе

проводит

сам

или

специалист

экскурсию

в

группу

компенсирующей направленности.

Таким

образом,

родители

(законные

представители)

воспитанников

имеют более расширенное представление о работе с ребенком в рамках

данной группы.

2. Анкетирование и опросы.

Задачи:

- сбор необходимой информации о ребенке и его семье (специалисты-

для сбора анамнеза, соц. педагог для формирования соц. паспорта семьи),

-определение запросов родителей,

- определение оценки родителями эффективности работы специалистов

и воспитателей, работы ДОУ.

3. Практические консультации специалистов, так экспресс-

обследование ребенка в присутствии родителей позволяет сформировать у

них более четкое представление о проблемах ребенка.

4. Индивидуальные занятия с родителями. Индивидуальная работа с

родителями совместно с их детьми включает следующие формы:

– демонстрация матери приёмов работы с ребёнком;

– конспектирование матерью занятий, проводимых педагогом;

– выполнение " заданий" со своим ребёнком;

– чтение матерью литературы, рекомендованной специалистом;

– реализация творческих замыслов матери в работе с ребёнком.

5. "Родительский час".

- ознакомление с индивидуальным маршрутом ребенка, зачисленного в

д/с.

- Информирование родителей о ходе коррекционно- образовательной

работы с ребенком.(1раз. в неделю во 2половину дня).

6.

Беседа

с

педиатром

сада -

цель-

отслеживание

выполнения

родителями (законными представителями) рекомендаций районной ПМПК.

2. Коллективные или групповые формы взаимодействия.

.

1 . «Мастер-классы»

-

считаем

одной

из

эффективных

форм

формирования родительской компетенции - обучение родителей игровым

приемам работы с детьми. Это открытая современная педагогическая форма

работы,

которая

позволяет

продемонстрировать

профессиональные

и

творческие

способности,

как

педагогов,

так

и

расширить

знания,

практические умения, творческий потенциал родителей.

2. Подгрупповые занятия, когда встречаются двое детей и их мамы.

Цель

-

обучение

родителей

умению

налаживать

сотрудничество

с

другим ребёнком, детей друг с другом и взрослых между собой.

3.Открытые

занятия

специалистов

и

воспитателей.

Задания

и

методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.

Задачи:

- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих

детей;

- наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной

работы с детьми в домашних условиях.

Участие

в

таких

занятиях

стимулирует

родителей,

вдохновляет

их.

Здесь

они

учатся

не только содержательному взаимодействию со своим

ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме

того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности

ребёнка и свои требования к нему.

4. "Гостиная

семейного

воспитания"

- проект социального педагога с

привлечением специалистов ДОУ.

Задачи:

-

установление

эффективного

сотрудничества

между

родителями

и

специалистами

по проблемам психолого-педагогического сопровождения

детей с ОВЗ;

- обеспечение защиты прав и интересов ребенка, его безопасности, а также

повышения педагогической компетентности родителей.

Данная форма взаимодействия предполагает установление между

педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями

того, что педагоги имеют возможность оказать им помощь в преодолении

возникающих трудностей обучения и воспитания.

5. Общие

и

групповые

родительские

собрания

в

форме

игрового

тренинга "Давайте познакомимся!" или в форме КВН "Скоро в школу".

Цель - информирования и обсуждения с родителями задач и содержания

коррекционно-образовательной

работы

ДОУ,

решения

организационных

вопросов.

Образовательное учреждение создает условия для участия

родителей

в

государственно-общественном

управлении

дошкольной

образовательной организацией, заботится об открытости информационного

пространства в интересах детей и родителей (законных представителей).

6. Плановые консультации специалистов.

Цель: Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-

педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии,

ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.

- лекции, посвящённые медицинским аспектам развития ребёнка

- участие в детско-родительских проектах

-

участие

в

проведении

детских

праздников

и

развлечений.

Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и

распространение его на семью.

7. Педагогические беседы с родителями.

Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу

воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с

семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в

сочетании

с

другими,

например,

она

может

быть

включена

в

собрание,

посещение семьи.

Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу;

ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей.

Мы придерживаемся принципа: «Родитель - не гость, а полноправный член

команды

ДОУ»,

привлекаем

к

организации

и

проведению

совместных

мероприятий:

Участие родителей в совместных проектах:

- Так, в рамках проекта «Георгиевская лента – лента памяти», дети вместе

с родителями составляли рассказы о родных и близких - участниках Великой

Отечественной

войны.

Это

задание

заставило

перелистать

семейные

альбомы,

позвонить

прародителям,

уточняя

семейную

историю.

Таким

образом, дети познавали историю страны на живой истории своей семьи.

- районный детско-родительский

проект "Пусть наши дети будут живы и

здоровы" по ПДД (3 место)

- районный детско-родительский проект "Хочу все знать! (Сертификат).

Участие с детьми в конкурсах разной направленности: городских, районных,

всероссийских,

международных,

что

позволило

популяризировать

деятельность ДОО.

3. Формы наглядного информационного обеспечения.

В ДОУ периодически обновляется материал в информационных уголках

для

родителей

по

оздоровительной,

образовательной,

коррекционно-

развивющей работе. Воспитателями, специалистами в группах оформляются

консультации

для

родителей

на

актуальные

вопросы

согласно

перспективному годовому плану работы.

1.

В

коридорах

1-го

и

2-го

этажей

для

родителей

оформлены

информационные стенды:

- стенд «Образовательное пространство ДОУ»;

- стенд по медицинской и оздоровительной работе;

- стенд по защите прав ребенка «Твои права, малыш»;

- стенд «Советы логопеда»;

- стенд «Специалист рекомендует» (по коррекционной работе);

- стенд по пожарной безопасности;

- стенд по ПДД «Внимательный пешеход»;

- выставка творческих работ детей, семей «Мастерская талантов»;

- выставка рисунков «Юный художник»,

- выставка достижений воспитанников «А у нас в саду хорошо! ».

-тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки

размещаются

в

удобных

для

родителей

местах

(например,

“Готовимся

к

школе”, Развиваем руку, а значит и речь”, “Игра в развитии ребенка”, “Как

выбрать игрушку”).

2.

Информация на сайте ДОО о направленности и количестве групп в

ДОО, составе специалистов, работающих с воспитанниками, программах,

режиме обучения воспитанников, оздоровительной работе и т.д.

Использование разнообразных форм работы помогают родителям из

"зрителей" и "наблюдателей" становиться

активными участниками коррекционно-образовательного и воспитательного

процесса.

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с

родителями свидетельствуют:

1. Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических

и правовых вопросах.

2.

Проявление у родителей интереса к содержанию образовательного

процесса с детьми.

3.Стремление родителей к индивидуальным контактам с воспитателем,

специалистами.

4.

Увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности

ребенка, его внутреннего мира.

5. Возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ.

6. Результативность коррекционной работы (компенсация 92-95%

детей).

7.

Рост

удовлетворенности

родителей

работой

педагогов

и

ДОУ

в

целом.

Таким образом,

сложившаяся система работы с родителями (законными

представителями)

в

данном

направлении

способствует

объединению

педагогов,

родителей

и

детей

на

основе

общих

интересов,

привлекает

взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества

образовательного процесса.