Авторы: Бычкова Анна Васильевна, Баранова Галина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Ломинцевская общеобразовательная средняя школа № 22 им. В.Г.Серегина"
Населённый пункт: пос. Ломинцевский, Щекинского района
Наименование материала: статья
Тема: "Логопедическая работа по развитию детей с задержкой психического развития младших школьников"
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных важных проблем в логопедической практике
является
коррекция
лексико-грамматического
строя
речи
у
младших
школьников
с
задержкой
психического
развития.
У
нормально
развивающихся детей к началу школьного периода происходит отделение
речи от непосредственного практического опыта, приобретая новые функции.
Однако
не
все
дети
этого
возраста
одинаково
легко
овладевают
новыми
видами речевой деятельности. По данным клинических, педагогических и
психологических
исследований
(Т.А.
Власова,
М.
С.
Певзнер,
К.С.
Лебединская, и др.) количество младших школьников, имеющих задержку
психического развития (далее – ЗПР), колеблется в пределах 5,8% - 17% от
общего числа учащихся младших классов. Дети с ЗПР составляют основную
группу неуспевающих школьников. К началу школьного обучения они не
достигают необходимого уровня психологической и речевой готовности, в
том
числе
и
достаточного
уровня
сформированности
лексики
и
грамматического строя речи. Они с большим трудом осваивают школьную
программу.
Особые
трудности
у
них
возникают,
в
процессе
обучения
русскому языку, что в свою очередь связано с несформированностью речевой
готовности к школьному обучению. К тому же особенности психического и
моторного развития детей с ЗПР не могут не сказаться на формировании
такой сложной функции, как речевая.
Уровень развития детей, поступающих в школу, определяется как
готовность к школьному обучению. В это понятие входит и определенный
уровень речевого развития. Под речевой готовностью к школьному обучению
понимают:
появление
и
развитие
новых
форм
речи
(наряду
с
совершенствованием ситуативной, формируется монологическая контекстная
речь);
необходимый
словарный
запас
и
определенный
уровень
сформированности грамматического строя речи; возможность элементарных
практических
обобщений
в
области
различных
явлений
языка;
развитие
таких
функций
речевой
деятельности,
как
общение
и
саморегуляция.
У
нормально
развивающихся
детей
все
эти
компоненты
в
основном
сформированы,
и
ребята
успешно
овладевают
программой
начальной
школы. Характер трудностей, которые испытывают младшие школьники с
ЗПР,
свидетельствует
о
недостаточной
сформированности
у
них
речевой
деятельности.
В
научной
литературе
неоднократно
поднималась
проблема
особенностей
развития
лексико-грамматического
строя
речи
у
младших
школьников с задержкой психического развития в работах таких авторов,
как: Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.А. Фотекова, П.Н. Спиридонова,
П.Д.
Лебедева.
В
области
психологии
вопросами
формирования
лексики
и
грамматического
строя
речи
занимались
такие
авторы,
как: А.В.
Запорожец, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.
Р. Лурия, Ф. А. Сохин, Д.Б. Эльконин.
В педагогике к исследованию формирования грамматического
строя речи обращены работы таких авторов, как Г.И. Жаренкова,
М.М. Конина, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, А.Г. Тамбовцева, А.В. Ястребова.
Анализ научно-методической литературы показал, что изучаемая
нами проблема раскрывается в работах многих исследователей. Однако
проблема коррекции лексико-грамматического строя речи у младших
школьников с задержкой психического развития пока изучена недостаточно.
Это и послужило выбором нашей темы исследования «Логопедическая
работа по коррекции лексико-грамматического строя речи у младших
школьников с задержкой психического развития».
Цель исследования: определить комплекс заданий и упражнений
по коррекции лексико-грамматического строя речи у младших школьников с
задержкой психического развития.
Объект
исследования: логопедическая
работа
по
коррекции
лексико-грамматического
строя
речи
младших
школьников
с
задержкой
психического развития.
Предмет
исследования:
влияние
комплекса
заданий
и
упражнений на развитие лексико-грамматического строя речи у младших
школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза
исследования: п р о ц е с с коррекции
лексико-
грамматического
строя
речи
у
младших
школьников
с
задержкой
психического развития будет осуществляться эффективнее в том случае, если
в коррекционно-педагогический процесс будет включен комплекс заданий и
упражнений, отвечающий следующим требованиям:
- обогащение словарного запаса младших школьников с ЗПР:
использование синонимов, антонимов, омонимов;
- образование словоформ, обозначающих названия детенышей,
умений образовывать такие формы от названий взрослых животных; умений
образовывать
уменьшительно-ласкательные
формы
слова;
образование
качественных, относительных и притяжательных прилагательных.
-
составление
предложений,
разных
по
цели
высказывания:
повествовательного, побудительного, восклицательного характера; сложности
речевой
структуры:
односоставные,
двусоставные
предложения;
умение
распространять их второстепенные членами предложения: обстоятельствами,
дополнениями; составление текстов по картине, серии картин;
-
задания
и
упражнения
должны
сопровождаться
четкой
инструкцией
выполнения,
объема
учебного
задания,
включать
элементы
игровой деятельности, обеспечивать необходимую наглядность.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы, рассмотреть
основные направления и подходы в исследованиях по проблеме коррекции
лексико-грамматического строя речи у младших школьников с ЗПР.
2.
Подобрать
диагностический
инструментарий
с
целью
изучения
особенностей
развития
лексико-грамматического
строя
речи
у
младших
школьников с ЗПР.
3. Выявить особенности развития лексико-грамматического строя речи
у младших школьников с ЗПР.
4. Определить комплекс заданий и упражнений по коррекции лексико-
грамматического строя речи у младших школьников с ЗПР.
5.
Провести
сравнительный
анализ
результатов
констатирующего
и
контрольного этапов эксперимента по коррекции лексико-грамматического
строя речи у младших школьников с ЗПР с целью оценки эффективности
разработанного нами комплекса заданий и упражнений.
Методологическую
основу
исследования составило следующие
теоретические положения: основные классификации особенностей развития
детей с ЗПР (Т.А. Власова, М.С. Певзнер,
В.В. Ковалев,
В.В. Лебединская,
В.М. Марков, Лалаева Р. И.); теории Л.С. Выготского о строении дефекта
психического
развития,
о
соотношении
зон
ближайшего
и
актуального
развития
у
проблемных
детей;
основные
классификации
речевых
расстройств: психолого - педагогическая характеристика (М.Е. Хватцев, Г. Н.
Меженцева, В. В. Лебединский, Т.А. Власова, Е. В. Мальцева, Т.Б. Филичева,
С. Г. Шевченко).
Методы исследования:
- организационные методы: сравнительный, комплексный;
-эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспери-
ментальные (психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические
(беседа), праксиметрические примеры анализа речевой деятельности;
- количественный (математико-статистический) и качественный
анализ полученных данных.
База
исследования
является
МБОУ
«Ломинцевская
средняя
общеобразовательная
школа
№
22
имени
Героя
Советского
Союза
В.Г.
Серёгина». Выпускная квалификационная работа включает: введение, три
главы, 8 параграфов, заключение, список литературы, приложение.
Цель – апробирование на практике комплекса заданий и упражнений
по коррекции лексико-грамматического строя речи у младшего школьника с
задержкой психического развития.
На основе анализа методик
параграфа 3.1. был выбран комплекс
заданий и упражнений по коррекции лексико-грамматического строя речи у
младшего
школьника
с
задержкой
психического
развития.
С
учетом
индивидуальных
особенностей
детей,
нами
были
выделены
критерии
по
выполнению этого комплекса упражнений и заданий:
-
обогащение
словарного
запаса
младших
школьников
с
ЗПР:
использование синонимов, антонимов;
- образование словоформ, обозначающих названия детёнышей, умений
образовывать такие формы от названий взрослых животных;
-
умение
образовывать
уменьшительно-ласкательные
формы
слова;
о б р а зо ва н и е
кач е с т ве н н ы х ,
от н о с и т е л ь н ы х
и
п р и тяжательных
прилагательных;
-
умений
составлять
предложения,
разные
по
цели
высказывания:
повествовательного, побудительного, восклицательного характера; сложности
речевой
структуры:
односоставные,
двусоставные
предложения;
умение
распространять их второстепенные членами предложения: обстоятельствами,
дополнениями;
- умений составлять тексты по картине, серии картин;
- задания и упражнения должны сопровождаться четкой инструкцией
выполнения,
объема
учебного
задания,
включать
элементы
игровой
деятельности, обеспечивать необходимую наглядность.
В ходе экспериментальной работы данные задания были включены в
коррекционный педагогический процесс.
Применялся комплекс заданий и
упражнений по коррекции лексико-грамматического строя речи в различных
формах
работы
с
младшими
школьниками:
фронтальные,
подгрупповые,
индивидуальные. Покажем примеры использования заданий на практике.
Приведем фрагменты уроков.
ТЕМА: «ОВОЩИ».
Цель:
- расширение и активизация словаря.
Задачи:
-образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить подбирать прилагательные к существительным;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать координацию речи с движением, работать над темпом
и ритмом речи;
- развивать мелкую моторику;
- формировать зрительно-предметный гнозис.
Оборудование: картинки с изображением овощей, мяч, материал для
игры «Где чья тень?».
Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика «КАПУСТА».
Логопед. Отгадайте загадку:
Она растет у вас на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.
Дети. Капуста!
Логопед. Давайте заготовим капусту на зиму.
Тук! Тук! Тук! Тук! (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили, (Хватательные движения обеими руками.)
Перетерли, (Указательный и средний пальцы трутся о большой.)
Посолили и набили плотно в кадку. (Удары обеими руками по столу.)
Все теперь у нас в порядке. (Отряхивают руки.)
2. Введение в тему. (Картинки с изображением овощей).
-Назовите всё это (картинки с изобр. овощей) одним словом. (Овощи)
-Какие ещё овощи вы знаете?
-Где растут овощи? (на земле, под землёй)
-Как собирают овощи, которые растут на земле. на кусте?(срывают, срезают)
-Как собирают овощи, которые растут под землёй?(выкапывают,
выдёргивают) .
3. Игра «Подбери признак» .
Инструктаж: «Посмотрите на овощ, давайте вспомним какой он(она) по
вкусу, по цвету,»
Морковь (свёкла, репа, капуста) - (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая,
большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий,
красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий,
горький….
4. Игра «Большой- маленький» .
Инструктаж: «Я называю большой овощ по размеру, а вы назовите маленький
овощ, например,…»
Помидор- помидорчик морковь-морковочка
Огурец- огурчик тыква- тыковка
Лук- лучок свёкла- свёколка
Чеснок- чесночок капуста- капустка
Горох- горошек картошка- картошечка
5. Игра «Один- много» .
Инструктаж: «На этой грядке растет один помидор, а на другой много растут
помидоры»
Помидор- помидоры , Огурец- огурцы , Тыква- тыквы ,Кабачок- кабачки
Баклажан- баклажаны .
6. Физкультминутка «Урожай».
В огород пойдем, урожай соберем. (маршируют)
Мы морковки натаскаем («Таскают»)
И картошки накопаем. («Копают»)
Срежем мы кочан капусты, («Срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками- 3раза.)
Щавеля нарвем немножко («Рвут»)
И вернёмся по дорожке. (маршируют)
7. Игра «Назови сок, салат».
Инструктаж: « Я люблю пить сок из морковки. Так какой сок ? Морковный!»
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный
Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая
8. Игра «Где чья тень?»
Инструктаж: «Посмотри на тень овощей и найди морковь?»
9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра «Подскажи словечко».
Где зимою было пусто летом выросла…капуста.
Из земли за чуб плутовку, тянем сочную…морковку.
ТЕМА: «Дикие животные». «В гости к лесным друзьям».
Цель: Формирование лексико-грамматических средств языка.
Коррекционно – образовательные задачи:
1.Формировать
представление
о
внешнем
виде,
образе
и
повадках
диких
животных,
закрепить
в
речи
детей
обобщающее
понятие дикие
животные.
2.Уточнить предметный словарь (медведь, лиса, заяц, белка, волк) и
словарь
признаков мохнатый,
коричневый,
рыжая,
хитрая,
беленький,
быстрый, трусливый, колючий, злой, голодный, серый, лохматый) п о теме
«Дикие животные».
3.Учить навыку использования в речи прилагательных: неуклюжий,
косолапый, зубастый, умный; травоядные и хищные животные.
4.Учить детей использовать в самостоятельной речи существительные в
форме
П.п. (в
берлоге,
в
логове,
в
дупле,
в
норе), существительные
единственного числа в форме Т. п. (курочкой, морковкой шишкой и т.д.).
Учить детей отгадывать загадки.
Коррекционно – развивающие задачи:
Развивать
речевое
дыхание,
просодическую
сторону
речи, мелкую
моторику, зрительное внимание, мыслительные психические процессы.
Коррекционно – воспитательные задачи:
Формировать
интерес
к
живой
природе,
доброжелатель-ность,
инициативу, ответственность, навыки сотрудничества.
Оборудование: Декорация леса. Игрушки зверей: медведь, лиса, заяц,
волк, белка. Ноутбук с презентацией «Дикие животные». Муляжи орехов,
моркови, курицы, рыбы.
Ход занятия:
Логопед: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте!
Логопед: Давайте поздороваемся друг с другом.
“Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!”
(пальчиковая игра)- дети стоят в кругу.
Логопед: Ребята, совсем скоро закончится зима, и сегодня я предлагаю
вам совершить наше последнее в этом году сказочное путешествие в зимний
лес!
Упражнение – разминка
Да-да-да, да-да-да наступили холода,
Да-да-да, да-да-да превратилась в лёд вода,
Ду-ду-ду, ду-ду-ду поскользнулся я на льду,
Ду-ду-ду, ду-ду-ду я на лыжах иду,
Ды-ды-ды, ды-ды-ды на снегу есть следы,
Ди-ди-ди, ди-ди-ди ну заяц погоди.
(Дети находят письмо и садятся за столики)
Логопед: «Здравствуйте, дети. Мы вам посылаем письмо с секретом.
Отгадав загадки, вы узнаете, кто спрятался в лесу».
Давайте, я вам прочитаю загадки, а вы отгадаете про кого.
Щелкает орешки мелко,
Ну, конечно, это…(Белка)
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса)
Хозяин лесной, просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
Комочек пуха, длинное ухо,
прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
Кто зимой холодной в лесу ходит злой, голодный? (Волк)
Логопед: Как
называются
животные,
которые
живут
в
лесу? (Дикие.)
Почему они называются дикими?
Чем питаются животные? (Ответы детей.)
Как называются животные, которые употребляют в пищу только
растения? (Травоядные.)
Как
называются
животные,
которые
употребляют
в
пищу
мясо? (Хищники.)
Логопед: Да, ребята, в наших лесах живут дикие животные, они
приспособились к нашему климату. Одни из них питаются растительной
пищей, и мы их называем травоядными, другие – животную пищу, и мы их
называем хищниками.
Какие из этих животных травоядные?
Какие из этих животных хищники?
Д и д а к т и ч е с к а я
и г р а
« К т о ,
г д е
ж и в ё т ? »
Где живёт медведь?
Медведь живет в берлоге.
Где живёт лиса? …в норе.
Где живёт заяц? …под кустом.
Где живёт белка? …в дупле.
Где живёт волк? а волчий дом называется….логово.
И г р а
« П о м о г и
ж и в о т н о м у
н а й т и
с в о ю
м а м у »
У лисы лисёнок.
У медведицы медвежонок.
У белки бельчонок.
У волчицы волчонок.
У зайчихи зайчонок.
Физкультминутка
«Звериную зарядку».
Раз – присядка, два – прыжок. Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся, любят долго потянуться.
Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнут и легонечко подпрыгнут.
Ну, а мишка косолапый широко расставив лапы: то одну, то обе вместе
долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – начинаем всё сначала.
Дидактическая игра «Чей хвост?»
Логопед: Давайте посмотрим и угадаем чей это хвост.
Это лисий хвост.
Это заячий хвост.
Это медвежий хвост.
Это волчий хвост.
Это беличий хвост.
Дидактическая игра «Подбери признак предмета?»
Логопед: У каждого животного свой характер, свои особенности и
свой внешний вид. Сейчас мы с вами опишем животных:
Лиса какая? (хитрая, рыжая, пушистая).
Заяц какой? (трусливый, длинноухий).
Медведь какой? (косолапый, бурый, неуклюжий).
Белка какая? (проворная, быстрая, пушистая).
Волк какой? (злой, сердитый, зубастый, страшный).
Логопед: Так можно сказать про людей, если сравнить их с
животными. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.
Злой как…волк.
Трусливый как…заяц.
Хитрая как…лиса.
Косолапый как…медведь.
Прыгучая как…белка.
Игра «Угостим животных»
Логопед: Давайте угостим животных.
Логопед: Вы
будете угощать животное, и начинать свой ответ
словами «я угощу…»
1-й ребенок: Я угощу лисичку рыбкой.
2-й ребенок: Я угощу белку орешками.
3-й ребенок: Я угощу зайчика морковкой.
4-й ребенок: Я угощу волка курочкой.
5-й ребенок: Я угощу медведя бочонком мёда.
Логопед: А кто мне ребята скажет, чем отличаются дикие
животные от домашних?
Дикие животные живут в лесу, а домашние дома, где о них заботятся
люди.
Диким животным самим приходится заботиться о себе.
Как же они приспосабливаются к жизни в зимнее время?
Меняют шубку, ложатся в спячку.
Молодцы ребята?
Домашнее задание.
Логопед: На столе перед вами лежит картинка для раскрашивания.
Кто на ней изображён? Вы её возьмете домой, раскрасите животное и
составите рассказ о нем.
Логопед: А
се й ч а с
н а м
п о р а
воз в р а т я т с я
в
д / с . Давайте
попрощаемся со сказочным лесом.
До свиданья, зимний лес. Рады были встрече!
Много было здесь чудес. Наступает вечер.
Нам пора идти домой в этот поздний час.
Детский садик наш дом родной, он нас ждет сейчас
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Задержка психического развития - одна из наиболее распространенных
проблем, встречаемая в школе у детей младшего
школьника. Отмечается
большая распространенность речевых нарушений, таких как лексико-
грамматический строй речи.
В
начале
экспериментальной
работы
была
выдвинута
гипотеза
исследования:
процесс
коррекции
лексико-грамматического
строя
речи
у
младших
школьников
с
задержкой
психического
развития
будет
осуществляться
эффективнее
в
том
случае,
если
в
коррекционно-
педагогический процесс будет включен
комплекс заданий и упражнений,
отвечающий следующим требованиям:
-
обогащение
словарного
запаса
младших
школьников
с
ЗПР:
использование синонимов, антонимов.
- образование словоформ, обозначающих названия детёнышей, умение
образовывать
такие
формы
от
названий
взрослых
животных;
умение
образовывать
уменьшительно-ласкательные
формы
слова;
умение
о б р а зо ва н и е
кач е с т ве н н ы х ,
от н о с и т е л ь н ы х
и
п р итяжательных
прилагательных.
-
умение
составлять
предложения,
разные
по
цели
высказывания:
повествовательного,
побудительного,
восклицательного
характера;
умение
образовывать сложности речевой структуры: односоставные, двусоставные
предложения;
умение
распространять
их
второстепенные
членами
предложения: обстоятельствами, дополнениями.
- умение составлять тексты по картине, серии картин.
-задания и упражнения должны сопровождаться четкой инструкцией
выполнения, небольшим
объёмом учебного задания, включать элементы
игровой деятельности, обеспечивать необходимую наглядность.
Экспериментальное исследование имело ещё эффективность в том, что
было организовано специальное педагогическое воздействие логопедов в
заранее созданной логопедической группе с небольшим количеством детей
с ЗПР.
В
результате
констатирующего
эксперимента,
диагностирующие
задания на выявления лексическо-грамматической стороны речи у младших
школьников с ЗПР вызвали наибольшие затруднения: не умение выявлять
словоформы с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов; не
умение
выявлять
притяжательные
местоимения;
не
умение
подбирать
синонимы и антонимы, не умение составлять предложения, разные по цели
высказывания:
повествовательного,
побудительного,
восклицательного
характера;
неумение
образовывать
сложности
речевой
структуры:
односоставные, двусоставные предложения; не умение распространять их
второстепенными членами предложения: обстоятельствами, дополнениями;
не умение составлять тексты по картине, серии картин.
После поставленной нами гипотезы была создана экспериментальная
группа и разработан комплекс заданий и упражнений с целью коррекции
тех
нарушений,
которые
были
выявлены
в
ходе
констатирующего
эксперимента. Во время формирующего эксперимента нами были учтены
следующие условия: индивидуальные особенности детей, форма проведения
занятий (индивидуальные, групповые и фронтальные), четкая инструкция
заданий с учетом игровой деятельности и необходимой наглядностью.
Контрольный этап обследования лексико-грамматического строя речи у
младшего школьника с ЗПР показал положительные изменения в развитие
испытуемых.
По
сравнению
с
констатирующим
экспериментом,
в
контрольном
этапе
наблюдаются
следующие
изменения:
обогащение
словарным
запасом
детей
младших
школьников
с
ЗПР:
научились
употреблять синонимы, антонимы; образование словоформ, обозначающие
названия
детенышей:
научились
образовывать
такие
формы
от
названий
взрослых
животных;
образование
уменьшительно-ласкательные
формы
слова;
научились
образовывать
качественные,
относительные
и
при-
тяжательные прилагательные; умение составлять предложения, разные по
цели высказывания: повествовательного, побудительного, восклицательного
характера;
умение
образовывать
сложности
речевой
структуры:
односоставные,
двусоставные
предложения;
умение
распространять
их
второстепенные
членами
предложения:
обстоятельствами,
дополнениями;
умение составлять тексты по картине, серии картин.
Экспериментальное
исследование
по
коррекции
лексико-
грамматического
строя
речи
у
младших
школьников
с
задержкой
психического развития прошло удачно и результативно.