Напоминание

"Логопедическая работа по развитию детей с задержкой психического развития младших школьников"

Авторы: Бычкова Анна Васильевна, Баранова Галина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Ломинцевская общеобразовательная средняя школа № 22 им. В.Г.Серегина"
Населённый пункт: пос. Ломинцевский, Щекинского района
Наименование материала: статья
Тема: "Логопедическая работа по развитию детей с задержкой психического развития младших школьников"
Дата публикации: 11.08.2019







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных важных проблем в логопедической практике

является

коррекция

лексико-грамматического

строя

речи

у

младших

школьников

с

задержкой

психического

развития.

У

нормально

развивающихся детей к началу школьного периода происходит отделение

речи от непосредственного практического опыта, приобретая новые функции.

Однако

не

все

дети

этого

возраста

одинаково

легко

овладевают

новыми

видами речевой деятельности. По данным клинических, педагогических и

психологических

исследований

(Т.А.

Власова,

М.

С.

Певзнер,

К.С.

Лебединская, и др.) количество младших школьников, имеющих задержку

психического развития (далее – ЗПР), колеблется в пределах 5,8% - 17% от

общего числа учащихся младших классов. Дети с ЗПР составляют основную

группу неуспевающих школьников. К началу школьного обучения они не

достигают необходимого уровня психологической и речевой готовности, в

том

числе

и

достаточного

уровня

сформированности

лексики

и

грамматического строя речи. Они с большим трудом осваивают школьную

программу.

Особые

трудности

у

них

возникают,

в

процессе

обучения

русскому языку, что в свою очередь связано с несформированностью речевой

готовности к школьному обучению. К тому же особенности психического и

моторного развития детей с ЗПР не могут не сказаться на формировании

такой сложной функции, как речевая.

Уровень развития детей, поступающих в школу, определяется как

готовность к школьному обучению. В это понятие входит и определенный

уровень речевого развития. Под речевой готовностью к школьному обучению

понимают:

появление

и

развитие

новых

форм

речи

(наряду

с

совершенствованием ситуативной, формируется монологическая контекстная

речь);

необходимый

словарный

запас

и

определенный

уровень

сформированности грамматического строя речи; возможность элементарных

практических

обобщений

в

области

различных

явлений

языка;

развитие

таких

функций

речевой

деятельности,

как

общение

и

саморегуляция.

У

нормально

развивающихся

детей

все

эти

компоненты

в

основном

сформированы,

и

ребята

успешно

овладевают

программой

начальной

школы. Характер трудностей, которые испытывают младшие школьники с

ЗПР,

свидетельствует

о

недостаточной

сформированности

у

них

речевой

деятельности.

В

научной

литературе

неоднократно

поднималась

проблема

особенностей

развития

лексико-грамматического

строя

речи

у

младших

школьников с задержкой психического развития в работах таких авторов,

как: Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.А. Фотекова, П.Н. Спиридонова,

П.Д.

Лебедева.

В

области

психологии

вопросами

формирования

лексики

и

грамматического

строя

речи

занимались

такие

авторы,

как: А.В.

Запорожец, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.

Р. Лурия, Ф. А. Сохин, Д.Б. Эльконин.

В педагогике к исследованию формирования грамматического

строя речи обращены работы таких авторов, как Г.И. Жаренкова,

М.М. Конина, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, А.Г. Тамбовцева, А.В. Ястребова.

Анализ научно-методической литературы показал, что изучаемая

нами проблема раскрывается в работах многих исследователей. Однако

проблема коррекции лексико-грамматического строя речи у младших

школьников с задержкой психического развития пока изучена недостаточно.

Это и послужило выбором нашей темы исследования «Логопедическая

работа по коррекции лексико-грамматического строя речи у младших

школьников с задержкой психического развития».

Цель исследования: определить комплекс заданий и упражнений

по коррекции лексико-грамматического строя речи у младших школьников с

задержкой психического развития.

Объект

исследования: логопедическая

работа

по

коррекции

лексико-грамматического

строя

речи

младших

школьников

с

задержкой

психического развития.

Предмет

исследования:

влияние

комплекса

заданий

и

упражнений на развитие лексико-грамматического строя речи у младших

школьников с задержкой психического развития.

Гипотеза

исследования: п р о ц е с с коррекции

лексико-

грамматического

строя

речи

у

младших

школьников

с

задержкой

психического развития будет осуществляться эффективнее в том случае, если

в коррекционно-педагогический процесс будет включен комплекс заданий и

упражнений, отвечающий следующим требованиям:

- обогащение словарного запаса младших школьников с ЗПР:

использование синонимов, антонимов, омонимов;

- образование словоформ, обозначающих названия детенышей,

умений образовывать такие формы от названий взрослых животных; умений

образовывать

уменьшительно-ласкательные

формы

слова;

образование

качественных, относительных и притяжательных прилагательных.

-

составление

предложений,

разных

по

цели

высказывания:

повествовательного, побудительного, восклицательного характера; сложности

речевой

структуры:

односоставные,

двусоставные

предложения;

умение

распространять их второстепенные членами предложения: обстоятельствами,

дополнениями; составление текстов по картине, серии картин;

-

задания

и

упражнения

должны

сопровождаться

четкой

инструкцией

выполнения,

объема

учебного

задания,

включать

элементы

игровой деятельности, обеспечивать необходимую наглядность.

Задачи исследования:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы, рассмотреть

основные направления и подходы в исследованиях по проблеме коррекции

лексико-грамматического строя речи у младших школьников с ЗПР.

2.

Подобрать

диагностический

инструментарий

с

целью

изучения

особенностей

развития

лексико-грамматического

строя

речи

у

младших

школьников с ЗПР.

3. Выявить особенности развития лексико-грамматического строя речи

у младших школьников с ЗПР.

4. Определить комплекс заданий и упражнений по коррекции лексико-

грамматического строя речи у младших школьников с ЗПР.

5.

Провести

сравнительный

анализ

результатов

констатирующего

и

контрольного этапов эксперимента по коррекции лексико-грамматического

строя речи у младших школьников с ЗПР с целью оценки эффективности

разработанного нами комплекса заданий и упражнений.

Методологическую

основу

исследования составило следующие

теоретические положения: основные классификации особенностей развития

детей с ЗПР (Т.А. Власова, М.С. Певзнер,

В.В. Ковалев,

В.В. Лебединская,

В.М. Марков, Лалаева Р. И.); теории Л.С. Выготского о строении дефекта

психического

развития,

о

соотношении

зон

ближайшего

и

актуального

развития

у

проблемных

детей;

основные

классификации

речевых

расстройств: психолого - педагогическая характеристика (М.Е. Хватцев, Г. Н.

Меженцева, В. В. Лебединский, Т.А. Власова, Е. В. Мальцева, Т.Б. Филичева,

С. Г. Шевченко).

Методы исследования:

- организационные методы: сравнительный, комплексный;

-эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспери-

ментальные (психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические

(беседа), праксиметрические примеры анализа речевой деятельности;

- количественный (математико-статистический) и качественный

анализ полученных данных.

База

исследования

является

МБОУ

«Ломинцевская

средняя

общеобразовательная

школа

22

имени

Героя

Советского

Союза

В.Г.

Серёгина». Выпускная квалификационная работа включает: введение, три

главы, 8 параграфов, заключение, список литературы, приложение.

Цель – апробирование на практике комплекса заданий и упражнений

по коррекции лексико-грамматического строя речи у младшего школьника с

задержкой психического развития.

На основе анализа методик

параграфа 3.1. был выбран комплекс

заданий и упражнений по коррекции лексико-грамматического строя речи у

младшего

школьника

с

задержкой

психического

развития.

С

учетом

индивидуальных

особенностей

детей,

нами

были

выделены

критерии

по

выполнению этого комплекса упражнений и заданий:

-

обогащение

словарного

запаса

младших

школьников

с

ЗПР:

использование синонимов, антонимов;

- образование словоформ, обозначающих названия детёнышей, умений

образовывать такие формы от названий взрослых животных;

-

умение

образовывать

уменьшительно-ласкательные

формы

слова;

о б р а зо ва н и е

кач е с т ве н н ы х ,

от н о с и т е л ь н ы х

и

п р и тяжательных

прилагательных;

-

умений

составлять

предложения,

разные

по

цели

высказывания:

повествовательного, побудительного, восклицательного характера; сложности

речевой

структуры:

односоставные,

двусоставные

предложения;

умение

распространять их второстепенные членами предложения: обстоятельствами,

дополнениями;

- умений составлять тексты по картине, серии картин;

- задания и упражнения должны сопровождаться четкой инструкцией

выполнения,

объема

учебного

задания,

включать

элементы

игровой

деятельности, обеспечивать необходимую наглядность.

В ходе экспериментальной работы данные задания были включены в

коррекционный педагогический процесс.

Применялся комплекс заданий и

упражнений по коррекции лексико-грамматического строя речи в различных

формах

работы

с

младшими

школьниками:

фронтальные,

подгрупповые,

индивидуальные. Покажем примеры использования заданий на практике.

Приведем фрагменты уроков.

ТЕМА: «ОВОЩИ».

Цель:

- расширение и активизация словаря.

Задачи:

-образовывать множественное число существительных;

- учить образовывать существительные с уменьшительно-

ласкательными суффиксами;

- учить подбирать прилагательные к существительным;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать координацию речи с движением, работать над темпом

и ритмом речи;

- развивать мелкую моторику;

- формировать зрительно-предметный гнозис.

Оборудование: картинки с изображением овощей, мяч, материал для

игры «Где чья тень?».

Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика «КАПУСТА».

Логопед. Отгадайте загадку:

Она растет у вас на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

Дети. Капуста!

Логопед. Давайте заготовим капусту на зиму.

Тук! Тук! Тук! Тук! (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

Раздается в доме стук.

Мы капусту нарубили, (Хватательные движения обеими руками.)

Перетерли, (Указательный и средний пальцы трутся о большой.)

Посолили и набили плотно в кадку. (Удары обеими руками по столу.)

Все теперь у нас в порядке. (Отряхивают руки.)

2. Введение в тему. (Картинки с изображением овощей).

-Назовите всё это (картинки с изобр. овощей) одним словом. (Овощи)

-Какие ещё овощи вы знаете?

-Где растут овощи? (на земле, под землёй)

-Как собирают овощи, которые растут на земле. на кусте?(срывают, срезают)

-Как собирают овощи, которые растут под землёй?(выкапывают,

выдёргивают) .

3. Игра «Подбери признак» .

Инструктаж: «Посмотрите на овощ, давайте вспомним какой он(она) по

вкусу, по цвету,»

Морковь (свёкла, репа, капуста) - (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая,

большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….

Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий,

красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий,

горький….

4. Игра «Большой- маленький» .

Инструктаж: «Я называю большой овощ по размеру, а вы назовите маленький

овощ, например,…»

Помидор- помидорчик морковь-морковочка

Огурец- огурчик тыква- тыковка

Лук- лучок свёкла- свёколка

Чеснок- чесночок капуста- капустка

Горох- горошек картошка- картошечка

5. Игра «Один- много» .

Инструктаж: «На этой грядке растет один помидор, а на другой много растут

помидоры»

Помидор- помидоры , Огурец- огурцы , Тыква- тыквы ,Кабачок- кабачки

Баклажан- баклажаны .

6. Физкультминутка «Урожай».

В огород пойдем, урожай соберем. (маршируют)

Мы морковки натаскаем («Таскают»)

И картошки накопаем. («Копают»)

Срежем мы кочан капусты, («Срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками- 3раза.)

Щавеля нарвем немножко («Рвут»)

И вернёмся по дорожке. (маршируют)

7. Игра «Назови сок, салат».

Инструктаж: « Я люблю пить сок из морковки. Так какой сок ? Морковный!»

Сок из капусты- капустный

Сок из свёклы- свёкольный

Салат из огурцов- огуречный

Салат из картофеля- картофельный

Суп из гороха- гороховый

Икра из кабачков- кабачковая

8. Игра «Где чья тень?»

Инструктаж: «Посмотри на тень овощей и найди морковь?»

9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.

Игра «Подскажи словечко».

Где зимою было пусто летом выросла…капуста.

Из земли за чуб плутовку, тянем сочную…морковку.

ТЕМА: «Дикие животные». «В гости к лесным друзьям».

Цель: Формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно – образовательные задачи:

1.Формировать

представление

о

внешнем

виде,

образе

и

повадках

диких

животных,

закрепить

в

речи

детей

обобщающее

понятие дикие

животные.

2.Уточнить предметный словарь (медведь, лиса, заяц, белка, волк) и

словарь

признаков мохнатый,

коричневый,

рыжая,

хитрая,

беленький,

быстрый, трусливый, колючий, злой, голодный, серый, лохматый) п о теме

«Дикие животные».

3.Учить навыку использования в речи прилагательных: неуклюжий,

косолапый, зубастый, умный; травоядные и хищные животные.

4.Учить детей использовать в самостоятельной речи существительные в

форме

П.п. (в

берлоге,

в

логове,

в

дупле,

в

норе), существительные

единственного числа в форме Т. п. (курочкой, морковкой шишкой и т.д.).

Учить детей отгадывать загадки.

Коррекционно – развивающие задачи:

Развивать

речевое

дыхание,

просодическую

сторону

речи, мелкую

моторику, зрительное внимание, мыслительные психические процессы.

Коррекционно – воспитательные задачи:

Формировать

интерес

к

живой

природе,

доброжелатель-ность,

инициативу, ответственность, навыки сотрудничества.

Оборудование: Декорация леса. Игрушки зверей: медведь, лиса, заяц,

волк, белка. Ноутбук с презентацией «Дикие животные». Муляжи орехов,

моркови, курицы, рыбы.

Ход занятия:

Логопед: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте!

Логопед: Давайте поздороваемся друг с другом.

“Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!”

(пальчиковая игра)- дети стоят в кругу.

Логопед: Ребята, совсем скоро закончится зима, и сегодня я предлагаю

вам совершить наше последнее в этом году сказочное путешествие в зимний

лес!

Упражнение – разминка

Да-да-да, да-да-да наступили холода,

Да-да-да, да-да-да превратилась в лёд вода,

Ду-ду-ду, ду-ду-ду поскользнулся я на льду,

Ду-ду-ду, ду-ду-ду я на лыжах иду,

Ды-ды-ды, ды-ды-ды на снегу есть следы,

Ди-ди-ди, ди-ди-ди ну заяц погоди.

(Дети находят письмо и садятся за столики)

Логопед: «Здравствуйте, дети. Мы вам посылаем письмо с секретом.

Отгадав загадки, вы узнаете, кто спрятался в лесу».

Давайте, я вам прочитаю загадки, а вы отгадаете про кого.

Щелкает орешки мелко,

Ну, конечно, это…(Белка)

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса)

Хозяин лесной, просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

Комочек пуха, длинное ухо,

прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Кто зимой холодной в лесу ходит злой, голодный? (Волк)

Логопед: Как

называются

животные,

которые

живут

в

лесу? (Дикие.)

Почему они называются дикими?

Чем питаются животные? (Ответы детей.)

Как называются животные, которые употребляют в пищу только

растения? (Травоядные.)

Как

называются

животные,

которые

употребляют

в

пищу

мясо? (Хищники.)

Логопед: Да, ребята, в наших лесах живут дикие животные, они

приспособились к нашему климату. Одни из них питаются растительной

пищей, и мы их называем травоядными, другие – животную пищу, и мы их

называем хищниками.

Какие из этих животных травоядные?

Какие из этих животных хищники?

Д и д а к т и ч е с к а я

и г р а

« К т о ,

г д е

ж и в ё т ? »

Где живёт медведь?

Медведь живет в берлоге.

Где живёт лиса? …в норе.

Где живёт заяц? …под кустом.

Где живёт белка? …в дупле.

Где живёт волк? а волчий дом называется….логово.

И г р а

« П о м о г и

ж и в о т н о м у

н а й т и

с в о ю

м а м у »

У лисы лисёнок.

У медведицы медвежонок.

У белки бельчонок.

У волчицы волчонок.

У зайчихи зайчонок.

Физкультминутка

«Звериную зарядку».

Раз – присядка, два – прыжок. Это заячья зарядка.

А лисята как проснутся, любят долго потянуться.

Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнут и легонечко подпрыгнут.

Ну, а мишка косолапый широко расставив лапы: то одну, то обе вместе

долго топчется на месте.

А кому зарядки мало – начинаем всё сначала.

Дидактическая игра «Чей хвост?»

Логопед: Давайте посмотрим и угадаем чей это хвост.

Это лисий хвост.

Это заячий хвост.

Это медвежий хвост.

Это волчий хвост.

Это беличий хвост.

Дидактическая игра «Подбери признак предмета?»

Логопед: У каждого животного свой характер, свои особенности и

свой внешний вид. Сейчас мы с вами опишем животных:

Лиса какая? (хитрая, рыжая, пушистая).

Заяц какой? (трусливый, длинноухий).

Медведь какой? (косолапый, бурый, неуклюжий).

Белка какая? (проворная, быстрая, пушистая).

Волк какой? (злой, сердитый, зубастый, страшный).

Логопед: Так можно сказать про людей, если сравнить их с

животными. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.

Злой как…волк.

Трусливый как…заяц.

Хитрая как…лиса.

Косолапый как…медведь.

Прыгучая как…белка.

Игра «Угостим животных»

Логопед: Давайте угостим животных.

Логопед: Вы

будете угощать животное, и начинать свой ответ

словами «я угощу…»

1-й ребенок: Я угощу лисичку рыбкой.

2-й ребенок: Я угощу белку орешками.

3-й ребенок: Я угощу зайчика морковкой.

4-й ребенок: Я угощу волка курочкой.

5-й ребенок: Я угощу медведя бочонком мёда.

Логопед: А кто мне ребята скажет, чем отличаются дикие

животные от домашних?

Дикие животные живут в лесу, а домашние дома, где о них заботятся

люди.

Диким животным самим приходится заботиться о себе.

Как же они приспосабливаются к жизни в зимнее время?

Меняют шубку, ложатся в спячку.

Молодцы ребята?

Домашнее задание.

Логопед: На столе перед вами лежит картинка для раскрашивания.

Кто на ней изображён? Вы её возьмете домой, раскрасите животное и

составите рассказ о нем.

Логопед: А

се й ч а с

н а м

п о р а

воз в р а т я т с я

в

д / с . Давайте

попрощаемся со сказочным лесом.

До свиданья, зимний лес. Рады были встрече!

Много было здесь чудес. Наступает вечер.

Нам пора идти домой в этот поздний час.

Детский садик наш дом родной, он нас ждет сейчас

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Задержка психического развития - одна из наиболее распространенных

проблем, встречаемая в школе у детей младшего

школьника. Отмечается

большая распространенность речевых нарушений, таких как лексико-

грамматический строй речи.

В

начале

экспериментальной

работы

была

выдвинута

гипотеза

исследования:

процесс

коррекции

лексико-грамматического

строя

речи

у

младших

школьников

с

задержкой

психического

развития

будет

осуществляться

эффективнее

в

том

случае,

если

в

коррекционно-

педагогический процесс будет включен

комплекс заданий и упражнений,

отвечающий следующим требованиям:

-

обогащение

словарного

запаса

младших

школьников

с

ЗПР:

использование синонимов, антонимов.

- образование словоформ, обозначающих названия детёнышей, умение

образовывать

такие

формы

от

названий

взрослых

животных;

умение

образовывать

уменьшительно-ласкательные

формы

слова;

умение

о б р а зо ва н и е

кач е с т ве н н ы х ,

от н о с и т е л ь н ы х

и

п р итяжательных

прилагательных.

-

умение

составлять

предложения,

разные

по

цели

высказывания:

повествовательного,

побудительного,

восклицательного

характера;

умение

образовывать сложности речевой структуры: односоставные, двусоставные

предложения;

умение

распространять

их

второстепенные

членами

предложения: обстоятельствами, дополнениями.

- умение составлять тексты по картине, серии картин.

-задания и упражнения должны сопровождаться четкой инструкцией

выполнения, небольшим

объёмом учебного задания, включать элементы

игровой деятельности, обеспечивать необходимую наглядность.

Экспериментальное исследование имело ещё эффективность в том, что

было организовано специальное педагогическое воздействие логопедов в

заранее созданной логопедической группе с небольшим количеством детей

с ЗПР.

В

результате

констатирующего

эксперимента,

диагностирующие

задания на выявления лексическо-грамматической стороны речи у младших

школьников с ЗПР вызвали наибольшие затруднения: не умение выявлять

словоформы с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов; не

умение

выявлять

притяжательные

местоимения;

не

умение

подбирать

синонимы и антонимы, не умение составлять предложения, разные по цели

высказывания:

повествовательного,

побудительного,

восклицательного

характера;

неумение

образовывать

сложности

речевой

структуры:

односоставные, двусоставные предложения; не умение распространять их

второстепенными членами предложения: обстоятельствами, дополнениями;

не умение составлять тексты по картине, серии картин.

После поставленной нами гипотезы была создана экспериментальная

группа и разработан комплекс заданий и упражнений с целью коррекции

тех

нарушений,

которые

были

выявлены

в

ходе

констатирующего

эксперимента. Во время формирующего эксперимента нами были учтены

следующие условия: индивидуальные особенности детей, форма проведения

занятий (индивидуальные, групповые и фронтальные), четкая инструкция

заданий с учетом игровой деятельности и необходимой наглядностью.

Контрольный этап обследования лексико-грамматического строя речи у

младшего школьника с ЗПР показал положительные изменения в развитие

испытуемых.

По

сравнению

с

констатирующим

экспериментом,

в

контрольном

этапе

наблюдаются

следующие

изменения:

обогащение

словарным

запасом

детей

младших

школьников

с

ЗПР:

научились

употреблять синонимы, антонимы; образование словоформ, обозначающие

названия

детенышей:

научились

образовывать

такие

формы

от

названий

взрослых

животных;

образование

уменьшительно-ласкательные

формы

слова;

научились

образовывать

качественные,

относительные

и

при-

тяжательные прилагательные; умение составлять предложения, разные по

цели высказывания: повествовательного, побудительного, восклицательного

характера;

умение

образовывать

сложности

речевой

структуры:

односоставные,

двусоставные

предложения;

умение

распространять

их

второстепенные

членами

предложения:

обстоятельствами,

дополнениями;

умение составлять тексты по картине, серии картин.

Экспериментальное

исследование

по

коррекции

лексико-

грамматического

строя

речи

у

младших

школьников

с

задержкой

психического развития прошло удачно и результативно.