Напоминание

"Зеркальное написание букв"

Автор: Павлова Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 1 им. Героя Советского Союза П. И. Чиркина"
Населённый пункт: г. Калининск Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Зеркальное написание букв"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Зеркальное письмо у детей: причины его появления

На

самом

деле

такое

явление,

как

зеркальное

письмо

не

редкость.

У

большинства

детей,

которых

учили

письму

в

дошкольном

возрасте,

часто

наблюдается

такая

особенность:

написание

букв

или

цифр

в

неправильном

направлении. Такое нарушение может быть временным явлением, которое проходит

в начале обучения в школе, но в некоторых случаях оно может остаться и в

дальнейшей жизни.

Зеркальное написание букв бывает свойственно тем детям, у которых ведущей

является левая рука. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже

строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция

писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.

Кроме того, зеркальное письмо букв и цифр является проявлением оптической

дисграфии, в основе которой лежат:

недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия

и представлений (т.е. представлений о форме, величине предметов, и об их

расположении в пространстве по отношению к себе и друг к другу);

недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза;

недостаточная сформированность буквенного гнозиса. нарушение узнавания,

которое осуществляется по чувственным восприятиям.

Такие проблемы чаще встречаются у детей 6-7 лет и выявляются при обучении их

письму. Если ребёнок дошкольного возраста, до момента обучения его грамоте,

не

приобрёл

умение

сравнивать

предметы

по

величине

и

форме;

плохо

ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к

себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании

значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в

пространстве), то ему будет сложно усвоить и дифференцировать тонкие различия

оптически сходных букв.

Как можно корректировать привычку к зеркальному письму?

Прежде

чем

проводить

работу

по

различению

правильной

буквы

и

ее

двойника,

проводится

подготовительный

этап,

помогающий

развивать

у

детей

ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги.

Начинать

здесь

следует

с воспитания

четкой

дифференциации

правой

и

левой руки (Какая рука у тебя правая? А какая левая?). Затем учат ориентироваться

в собственном теле, то есть воспитывают умение безошибочно находить свое

правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.

Следующий

этап

работы

развитие

ориентировки

в

окружающем

пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны. Ребенку нужно

объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке,

находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева. После этого

ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь,

справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?) Когда ребенок

научится

безошибочно

отвечать

на

такие

вопросы,

можно

переходить

к

определению ме с то н а хож д е н и я

п р ед м е тов

п о

от н о ш е н и ю

д ру г

к

другу. Например: тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка), ручка слева от

тетради и т. п.

И

только

после

того,

как

ребенок

усвоит

особенности

пространственного

расположения

предметов,

он

сможет,

наконец,

понять,

справа

или

слева

от

вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве Ю и т.

п.

Начинать

работу

с

таким

ребенком

сразу

с

усвоения

начертаний

букв

нецелесообразно.

Работа

по

предупреждению

«зеркального»

письма

должна

вестись по нескольким направлениям.

Для коррекции «зеркального» письма эффективно использование таких видов

работы:

воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов,

кубиков;

сопровождение пальчиком по букве, по строчке письма;

обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым

ориентиром (проговариванием);

написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка

вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево);

совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на

листе

бумаги,

развитие

способностей

к

запоминанию,

автоматизации

и

воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (коза-

корова), рядоговорения (времена года, дни недели);

развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа

пальцев,

игр

с

пальчиками,

обводки,

штриховки,

работы

с

ножницами,

пластилином;

р а зв и т и е

т а кт и л ь н ы х

о щ у щ е н и й

п о с р ед с т вом

д е р м а л е к с и й ,

профилактическая

работа

по

предупреждению

дисграфии

(необходимо

узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка,

узнать буквы на ощупь и т. д.);

расширение поля зрения ребенка;

развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из

элементов

букв,

реконструирования

букв.

Например:

из

буквы

П

можно

сделать

букву

Н,

передвинув

одну

палочку.

Определение

букв,

которые

можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К).

Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая

палочка.

Дети должны четко усвоить понятия «вверх», «вниз», «право», «влево». Для

осуществления этой цели должны проводиться разные игры:

выкладывание различных фигур, орнаментов;

поиск букв, наложенных друг на друга;

выделение буквы, написанные одна на фоне другой.

На заключительном этапе работы можно перейти к письменным упражнениям:

письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной

последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: Э, Э,

Е, Е, Э,Э,Э и т. д. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из

каких элементов она состоит, в какую сторону направлена - «смотрит»;

после исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к

письму слогов, а затем и слов с этими буквами.

Для облегчения стоящей перед ребенком непростой задачи усвоения правильного

начертания букв лучше выборочно работать только над теми буквами, на которые

может распространиться «зеркальность».

Дело в том, что многие печатные и некоторые рукописные буквы полностью

симметричны, в силу чего их просто невозможно написать «зеркально». Вот эти

печатные буквы: А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш. Эти 11 букв можно полностью

исключить из упражнений, что сразу сделает работу более целенаправленной и

менее объемной. Затем ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев

элементы букв прописываются справа. Это относится к следующим буквам: Б, В, Г,

Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю.Ребенку остается запомнить еще те 6 букв, которые

«развернуты» в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я.

В русском языке из-за свойств зеркальности 23 буквы вызывают у детей

затруднение:

Б ,

В ,

Г,

Е ,

И ,

К ,

Р,

С ,

Ц ,

Щ ,

Ы ,

ь ,

ъ

пишутся

справа.

• З, Л, У, Ч, Э, Я – пишутся слева.

Аналогичная работа проводится и при «зеркальном» написании цифр. Опыт

показывает, что все цифры могут «зеркально» изображаться. «Зеркальность» в

математике проявляется очень ярко, так как гораздо чаще надо действовать в

заданном направлении, особенно при построении геометрических фигур и при

вычислениях.

Следует помнить, что даже после проведения комплексной коррекционной

работы необходимо внимательно отслеживать письменные работы ребенка.

А

еще

для

обучения

математике

используется

потрясающее

изобретение

человечества – тетради в клетку. Каждый взрослый должен помнить, что ребенка

необходимо

научить

пользоваться

клеточками:

уметь

отсчитать

необходимое

количество вверх – вниз, справа, слева, отступить клеточку вниз, три клеточки в

заданном

направлении.

Одним

словом,

научить

соблюдать

единый

орфографический

режим.

Это

первый

шаг

ребенка

к

усвоению

письменных

вычислений в столбик! Если ребенок затрудняется при работе в клеточках, то при

работе

с

многозначными

числами,

при

письменном

сложении

и

вычитании,

письменном умножении и делении появятся ошибки, обусловленные смещением

записи по клеткам.

Итак, проблема «зеркального» письма требует пристального внимания нас,

взрослых. Помочь ребенку может не только учитель, но и родители.