Автор: Павлова Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 1 им. Героя Советского Союза П. И. Чиркина"
Населённый пункт: г. Калининск Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Зеркальное написание букв"
Зеркальное письмо у детей: причины его появления
На
самом
деле
такое
явление,
как
зеркальное
письмо
—
не
редкость.
У
большинства
детей,
которых
учили
письму
в
дошкольном
возрасте,
часто
наблюдается
такая
особенность:
написание
букв
или
цифр
в
неправильном
направлении. Такое нарушение может быть временным явлением, которое проходит
в начале обучения в школе, но в некоторых случаях оно может остаться и в
дальнейшей жизни.
Зеркальное написание букв бывает свойственно тем детям, у которых ведущей
является левая рука. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже
строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция
писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.
Кроме того, зеркальное письмо букв и цифр является проявлением оптической
дисграфии, в основе которой лежат:
недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия
и представлений (т.е. представлений о форме, величине предметов, и об их
расположении в пространстве по отношению к себе и друг к другу);
недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза;
недостаточная сформированность буквенного гнозиса. нарушение узнавания,
которое осуществляется по чувственным восприятиям.
Такие проблемы чаще встречаются у детей 6-7 лет и выявляются при обучении их
письму. Если ребёнок дошкольного возраста, до момента обучения его грамоте,
не
приобрёл
умение
сравнивать
предметы
по
величине
и
форме;
плохо
ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к
себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании
значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в
пространстве), то ему будет сложно усвоить и дифференцировать тонкие различия
оптически сходных букв.
Как можно корректировать привычку к зеркальному письму?
Прежде
чем
проводить
работу
по
различению
правильной
буквы
и
ее
двойника,
проводится
подготовительный
этап,
помогающий
развивать
у
детей
ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги.
Начинать
здесь
следует
с воспитания
четкой
дифференциации
правой
и
левой руки (Какая рука у тебя правая? А какая левая?). Затем учат ориентироваться
в собственном теле, то есть воспитывают умение безошибочно находить свое
правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.
Следующий
этап
работы
– развитие
ориентировки
в
окружающем
пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны. Ребенку нужно
объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке,
находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева. После этого
ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь,
справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?) Когда ребенок
научится
безошибочно
отвечать
на
такие
вопросы,
можно
переходить
к
определению ме с то н а хож д е н и я
п р ед м е тов
п о
от н о ш е н и ю
д ру г
к
другу. Например: тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка), ручка слева от
тетради и т. п.
И
только
после
того,
как
ребенок
усвоит
особенности
пространственного
расположения
предметов,
он
сможет,
наконец,
понять,
справа
или
слева
от
вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве Ю и т.
п.
Начинать
работу
с
таким
ребенком
сразу
с
усвоения
начертаний
букв
нецелесообразно.
Работа
по
предупреждению
«зеркального»
письма
должна
вестись по нескольким направлениям.
Для коррекции «зеркального» письма эффективно использование таких видов
работы:
воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов,
кубиков;
сопровождение пальчиком по букве, по строчке письма;
обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым
ориентиром (проговариванием);
написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка
вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево);
совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на
листе
бумаги,
развитие
способностей
к
запоминанию,
автоматизации
и
воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (коза-
корова), рядоговорения (времена года, дни недели);
развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа
пальцев,
игр
с
пальчиками,
обводки,
штриховки,
работы
с
ножницами,
пластилином;
р а зв и т и е
т а кт и л ь н ы х
о щ у щ е н и й
п о с р ед с т вом
д е р м а л е к с и й ,
профилактическая
работа
по
предупреждению
дисграфии
(необходимо
узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка,
узнать буквы на ощупь и т. д.);
расширение поля зрения ребенка;
развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из
элементов
букв,
реконструирования
букв.
Например:
из
буквы
П
можно
сделать
букву
Н,
передвинув
одну
палочку.
Определение
букв,
которые
можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К).
Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая
палочка.
Дети должны четко усвоить понятия «вверх», «вниз», «право», «влево». Для
осуществления этой цели должны проводиться разные игры:
выкладывание различных фигур, орнаментов;
поиск букв, наложенных друг на друга;
выделение буквы, написанные одна на фоне другой.
На заключительном этапе работы можно перейти к письменным упражнениям:
письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной
последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: Э, Э,
Е, Е, Э,Э,Э и т. д. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из
каких элементов она состоит, в какую сторону направлена - «смотрит»;
после исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к
письму слогов, а затем и слов с этими буквами.
Для облегчения стоящей перед ребенком непростой задачи усвоения правильного
начертания букв лучше выборочно работать только над теми буквами, на которые
может распространиться «зеркальность».
Дело в том, что многие печатные и некоторые рукописные буквы полностью
симметричны, в силу чего их просто невозможно написать «зеркально». Вот эти
печатные буквы: А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш. Эти 11 букв можно полностью
исключить из упражнений, что сразу сделает работу более целенаправленной и
менее объемной. Затем ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев
элементы букв прописываются справа. Это относится к следующим буквам: Б, В, Г,
Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю.Ребенку остается запомнить еще те 6 букв, которые
«развернуты» в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я.
В русском языке из-за свойств зеркальности 23 буквы вызывают у детей
затруднение:
•
Б ,
В ,
Г,
Е ,
И ,
К ,
Р,
С ,
Ц ,
Щ ,
Ы ,
ь ,
ъ –
пишутся
справа.
• З, Л, У, Ч, Э, Я – пишутся слева.
Аналогичная работа проводится и при «зеркальном» написании цифр. Опыт
показывает, что все цифры могут «зеркально» изображаться. «Зеркальность» в
математике проявляется очень ярко, так как гораздо чаще надо действовать в
заданном направлении, особенно при построении геометрических фигур и при
вычислениях.
Следует помнить, что даже после проведения комплексной коррекционной
работы необходимо внимательно отслеживать письменные работы ребенка.
А
еще
для
обучения
математике
используется
потрясающее
изобретение
человечества – тетради в клетку. Каждый взрослый должен помнить, что ребенка
необходимо
научить
пользоваться
клеточками:
уметь
отсчитать
необходимое
количество вверх – вниз, справа, слева, отступить клеточку вниз, три клеточки в
заданном
направлении.
Одним
словом,
научить
соблюдать
единый
орфографический
режим.
Это
первый
шаг
ребенка
к
усвоению
письменных
вычислений в столбик! Если ребенок затрудняется при работе в клеточках, то при
работе
с
многозначными
числами,
при
письменном
сложении
и
вычитании,
письменном умножении и делении появятся ошибки, обусловленные смещением
записи по клеткам.
Итак, проблема «зеркального» письма требует пристального внимания нас,
взрослых. Помочь ребенку может не только учитель, но и родители.