Напоминание

"Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"

Автор: Харькова Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №44 "Колокольчик"
Населённый пункт: Московская область, город Серпухов
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"
Дата публикации: 12.08.2019







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Воспитатель МДОУ – детский сад №44 «Колокольчик»

Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и

приспособление к ее условиям.

Адаптация является активным процессом, приводящим к

позитивным результатам это адаптированность, или к негативным

результатам, таким как стресс.

При этом выделяются критерии успешной адаптации:

Внутренний комфорт, то есть эмоциональная удовлетворенность и

внешняя адекватность поведения - способность легко и точно выполнять

новые требования.

Выделяют следующие уровни адаптации: физиологический и

психологический.

Как должен быть подготовлен ребенок к периоду адаптации

• Должны быть сформированы следующие культурно-

гигиенические навыки:

- самостоятельно есть разнообразную пищу;

- своевременно сообщать о своих потребностях: просится в туалет или на

горшок;

- мыть руки при помощи взрослых, пользоваться полотенцем, носовым

платком;

Пред поступлением в детский сад домашний режим целесообразно

приблизить к режиму детского учреждения;

С персоналом группы необходимо познакомиться заранее (рассказать о

его привычках, особенностях поведения).

Алгоритм прохождения адаптации в группе раннего возраста

Чтобы привыкание к ДОУ было максимально безболезненным для

ребенка, нужно сделать его постепенным (у каждого ребенка проходит

индивидуально):

• В течении 1-й недели ребенок посещает детский сад 1-2 часа;

• В течении следующей недели увеличивается время пребывания на 1-1,5

часа (дети проходят основные режимные моменты-выход на прогулку,

прогулка, возвращение с прогулки, обед и постепенное оставление на сон);

• Полная адаптация ребёнка в норме происходит по истечению 10-12

недель.

Советы родителям

В период адаптации очень важно соблюдать следующие рекомендации:

1. Устройство лучше проводить во время вашего отпуска, так как в первое

время ребенок находится не более 1-2 часов (это регулирует воспитатель по

мере наблюдения за малышом);

2. В период адаптации прислушивайтесь к советам и просьбам персонала;

3. В период приспособления к новым условиям нужно тщательно

наблюдать за изменениями в состоянии здоровья малыша и своевременно

сообщать о них работникам детского сада;

4. В период адаптации малыш особенно нуждается в теплом, ласковом

обращении с ним. Будьте внимательны к малышу, заботливы и терпеливы;

5. Дома необходимо поддерживать спокойную обстановку, не

перегружайте впечатлениями, не принимайте и не посещайте гостей, не

покупайте новым игрушек ;

6. Придумайте ритуал-прощания или приветствия (пожатие руки, поцелуй

в нос или простое: «Пока, скоро увидимся!». Эти простые, но регулярно

повторяющиеся мелочи позволят малышу прогнозировать ситуацию (мама

всегда приходит за мной, когда говорит: «Пока, скоро увидимся!».

7. Малыши очень чувствуют эмоциональное состояние близких для них

взрослых. Ваше спокойствие, уверенность говорят малышу, что все в порядке

и можно смело отправляться в группу и наоборот – ваша тревога передается

ребенку, даже если реальной причины для него нет.

8. Первое время около месяца, стоит оставлять ребенка только до обеда.

После прогулки он может вернуться в группу, пообедать и потом вы его

забираете. Если ребенок сам выразит желание остаться в группе и спать

вместе с детьми, то оставляйте его. Если малыш еще не готов оставаться – не

торопите события. Лучше немного подождать и не травмировать психику, чем

поспешить и получить травму.

9. Некоторые родители ошибочно полагают, что если ребенок сходил 2-3

дня в группу нормально, то его можно оставлять на весь день. Это не так.

Первая неделя – это знакомство с новым, настоящая адаптация начинается

со второй недели, когда малыш понимает, что сюда ему придется ходить

каждый день.

10. Постарайтесь пораньше забирать ребенка из детского сада.

11. Если есть возможность, устраивайте иногда незапланированный

выходной или даже небольшие каникулы.

12. Не удивляйтесь, если вы уже справились с проблемой адаптации, а

она опять возникла после болезни или больших выходных, когда ребенок

долго находился дома;

13. Искренне радуйтесь успехам малыша и ищите как можно больше

плюсов;

14. В саду дети очень скучают по родителям, дома не отправляйте его

играть с игрушками, если он хочет побыть с вами;

15. Создайте дома атмосферу уютной тишины и спокойствия;

16. Перед сном почитайте малышу книжку, послушайте музыку, спокойно

поговорите о чем-нибудь.

Признаки успешной адаптации малыша в д/с:

• Нормальный сон (засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не

плачет, не разговаривает во сне;

• Хороший аппетит;

• Нормальное поведение, дома ведет себя обычно – не цепляется за маму,

не бегает, не капризничает и т. п. ;

• Нормальное настроение, легко просыпается утром;

• Желание идти в детский сад.

Признаки дезадаптации:

• Нарушение сна, плохо засыпает, часто просыпается по ночам,

разговаривает во сне, много ворочается, чаще встает по ночам на горшок или

начинает писаться в кровати;

• Нарушение аппетита, отказывается от еды, ест мало, жалуется на боли в

животе;

• Появление вялости, капризности;

• Появление агрессивности, часто меняется настроение;

• Ребенок стал чаще болеть

Факторы, мешающие адаптации малыша к д/с:

• Слишком сильная зависимость ребенка от мамы;

• Чрезмерная тревожность родителей;

• Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу;

• Воспитание ребенка в духе вседозволенности;

• Неврологическая симптоматика у ребенка: астеничность,

гиперактивность и т. п. ;

• Болезненность малыша;

• Отсутствие в доме адекватного малышу режима дня.

Так же мне хотелось остановиться на том, что должен уметь и знать

ребёнок раннего дошкольного возраста (2-3 лет).

самостоятельно и довольно уверенно пить из чашки; пользуясь чашкой,

ребенок уже практически не проливает ее содержимого - разве что

поторопится или начнет баловаться во время еды; чашку ребенок

этого возраста уверенно держит в руках;

самостоятельно кушать; малыш достаточно крепко держит в руке ложку и

уверенно ложкой пользуется; хотя, конечно, у малыша этого возраста при еде

некоторая часть пищи может оказаться на груди, а некоторая часть

непременно окажется размазанной по щекам;

кушать, сидя за общим столом; сидя за обеденным столом вместе с

другими членами семьи, ребенок чувствует себя уверенно и комфортно; он

уже знает свое место за столом и обижается, если кто-то займет это место, и

он очень обижается, если его вообще по каким-то причинам не посадят за

обеденный стол;

принимать участие в общей беседе; понимать и принимать тон

беседы (серьезный, ироничный, шутливый и пр.); ребенок уже хорошо

понимает подшучивания над ним взрослых и, в свою очередь, сам пытается

со взрослыми шутить; это говорит о том, что ребенок уже имеет чувство

юмора;

принимать активное участие в одевании; самостоятельно одеваться малыш

еще не может, зато он уже может самостоятельно раздеваться (маме остается

только проследить, чтобы ребенок аккуратно разложил свою одежду; если

мама за этим не проследит, она потом может долго разыскивать его одежду:

курточку найдет в прихожей, один сапожок - в детской, другой - на кухне, а

шапочку и варежки - в кабинете у папы на шкафу);

самостоятельно умываться, мыть руки с мылом или без мыла; вытирать

лицо и руки полотенцем; мамы, имеющие опыт воспитания детей, знают, что

дети этого возраста зачастую ленятся умываться, но умеют умываться они

хорошо; о необходимости умываться малышам следует постоянно

напоминать;

самостоятельно причесываться; ребенок демонстрирует хороший навык

причесывания, если в руках у него гребешок с редкими зубьями или

массажная щетка; если же причесываться приходится расческой с частыми

зубьями, навык оставляет желать лучшего - малыш не столько

причесывается, сколько приглаживает волосы расческой;

может пробовать надевать обувь; ребенок уже довольно уверенно надевает

домашние тапочки, может надеть и сандалики - справится с пряжками; а вот с

надеванием осенней или зимней обуви у него могут возникнуть проблемы -

особенно, если обувь на шнурках; с обувью на «липучках» малыш

этого возраста справляется вполне уверенно;

впрочем это не значит, что ребенку следует покупать исключительно обувь

на «липучках»; когда-то ведь надо осваивать и навык завязывания шнурков;

довольно часто ребенок по неопытности надевает обувь не на ту ногу,

причем, если ошибку не исправить, он не будет испытывать особенных

неудобств, не будет стремиться переодеть обувь;

ходить практически так же уверенно, как ходит взрослый человек;

демонстрируя почти совершенный навык ходьбы, ребенок все же иногда

падает; но причина падений, как правило, — в невнимательности;

довольно быстро и уверенно бегать; если ребенок во время бега падает, то

в большинстве случаев не ушибается сильно и не плачет; объясняется это

тем, что малыш уже научился падать;

подниматься и спускаться по лестнице без помощи взрослых; ребенок

этого возраста и поднимается-то по лестнице, как поднимается взрослый

человек, — он ставит ногу на одну ступеньку, затем ступает другой ногой на

другую ступеньку, и так спокойно идет вверх;

прыгать с места; следует, однако, сказать, что ребенок двух с половиной

лет прыгает еще недалеко;

уверенно и много говорить; большинство детей этого возраста уже имеют

достаточно хорошее произношение; если ребенок говорит не спеша, если

старается говорить ясно, сглаживаются даже имеющиеся дефекты

произношения; ребенок задает очень много вопросов и настойчиво

добивается ответов.