"Лабораторно-практические работы по физике как средство формирования экспериментальных навыков обучающихся"
Автор: Григорьева Ольга Васильевна Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ГАПОУ "ЧТТПиК"
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: "Лабораторно-практические работы по физике как средство формирования экспериментальных навыков обучающихся"
ГАПОУ «ЧТТПиК» г. Чебоксары
Григорьева Ольга Васильевна, преподаватель физики
«Лабораторно-практические работы по физике как средство формирования
экспериментальных навыков обучающихся»
Учебно-исследовательская работа обучающихся
является действенным средством
повышения качества подготовки выпускаемых специалистов. Формирование навыков
исследовательской компетентности возможно как в урочное, так и во внеурочное время.
Сформированные исследовательские навыки, обучающиеся могут применить в любой
области деятельности, что делает их конкурентоспособным на рынке труда. Поэтому
актуальными для педагогов становится исследовательские методы обучения, знания
проектирования, организации учебного занятия с элементами учебного исследования
обучающихся.
Для меня как педагога в настоящее время актуальными стали две проблемы.
Проблема использования в педагогической практике исследовательских методов обучения,
умение проектировать и организовывать учебное занятие с элементами учебного
исследования обучающихся, а также проблема использование инновационных приемов в
педагогической деятельности. В настоящее время наблюдается следующие противоречие с
одной стороны: актуальны инновации, инновационная деятельность и обеспечивающие их
исследовательские экспериментальные умения и навыки, с другой стороны в моем арсенале
преобладают традиционные формы и методы обучения обучающихся, а также
традиционные формы самообразования и работы над методической темой. Данные
проблемы лежали в основе принятия решения об организации опытно-экспериментальной
работы направленной на выявление условий проектирования и организации лабораторно -
практических работ по физике с целью формирования экспериментальных навыков у
обучающихся.
В процессе обучения физике большая роль отводится эксперименту, который проводится
самими обучающимися. Обу чающиеся глубоко вникают в сущность проводимых опытов,
задумываются над их результатами и пытаются ответить на вопросы только в том случае,
если эксперимент поражает воображение и сильно влияет на эмоциональную сферу. Но для
того, чтобы эксперимент не приобрел развлекательный характер, обучающимся с самого
начала должна быть ясна цель проводимых опытов. Эксперимент дает возможность не только
устанавливать новые факты, но также исправлять ошибки в знаниях учащихся.
Физический
эксперимент в форме лабораторной работы во многих случаях является предпочтительным
по сравнению демонстрационным. Преимуществом является высокая степень активности и
самостоятельности, обучающихся при выполнении эксперимента, выработка умений
работать с физическими приборами и навыков обработки наблюдений и измерений,
возможность проведения эксперимента по индивидуальному плану и в темпе, определяемом
самим обучающимся.
Данный педагогический эксперимент направлен на
теоретическое
обоснование, разработку и апробацию технологии формирования экспериментальных
навыков учащихся в ходе
лабораторно – практических занятий по предмету «Физика»
на
основе системного подхода.
Объектом исследования является
процесс учения обучающихся в ходе лабораторно–
практических занятий по физике, п
редмет исследования - формирование учебно-
исследовательской деятельности обучающихся.
Цель исследования:
теоретическое обоснование, разработка и апробация технологии
формирования экспериментальных навыков обучающихся в ходе
лабораторно –
практических занятий по физике.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и основы учебно-исследовательской деятельности на основе
анализа теоретических источников.
2. Построить модель формирования экспериментальных умений и навыков
обучающихся в ходе
лабораторно – практических занятий и
организации внеурочной
работы, обучающихся при сочетании индивидуальных и групповых форм работы.
3. Проведение экспериментальных
лабораторно – практических занятий
с целью
апробации модели формирования экспериментальных умений и навыков обучающихся.
4. Организовать мониторинг и диагностику формирования экспериментальных
умений и навыков обучающихся.
5. Провести оценку результатов опытно-экспериментальной работы.
В процессе реализации программы опытно-экспериментальной работы проводились
исследования воздействия разработанной методики проведения лабораторно-практических
работ на формирование экспериментальных навыков обучащихся экспериментальной
группы: организаторских, технических, измерительных, интеллектуальных, конструкторских.
Формирование экспериментальных умений и навыков обучающихся осуществлялся
через лабораторно - практические опыты, через домашние эксперименты и виртуальные
лабораторные опыты. На каждой исследовательской работе обучающиеся оценивали свои
уровни сформированности экспериментальных умений и навыков.
В физической
лаборатории обучающиеся не только проверяют известные законы физики, но и обучаются
работе с физическими приборами, овладевают навыками экспериментальной
исследовательской деятельности, учатся грамотной обработке результатов измерений и
критическому отношению к ним.
Работа заканчивалась выполнением расчётов.
Обучающийся самостоятельно заканчивает обработку полученных экспериментальных
данных, построения схем, чертежей и оформление отчета.
В конце лабораторной работы на
этапе рефлексии подводятся её итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали –
т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале работы целей, свою
активность, эффективность работы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
В рамках проводимого педагогического эксперимента по теме « Лабораторно - практические
работы студентов как средство формирования экспериментальных навыков» разработан
раздел программы опытно – экспериментальной работы, мониторинг и диагностика уровня
сформированности экспериментальной компетентности обучающихся.
Результатом педагогического эксперимента является формирование экспериментальной
компетентности обучающихся экспериментальной группы в ходе проведения лабораторно-
практических работ по физике.
Под «экспериментальной компетентностью обучающихся» мною понимается проявление у
студентов знаний, умений позволяющих успешно провести физический эксперимент (опыт).
Для создания критериальной базы эксперимента необходимо было описать поведенческий
аспект «экспериментальной компетентности», который можно было бы наблюдать,
фиксировать и оценивать. Данный поведенческий аспект можно описать как совокупность
пяти основных умений и навыков и их показателей. Для удобства отслеживания продуманы
формы и методы контроля (таблица 1).
Высокий уровень составляют умения и навыки, характерные для студентов,
проявляющих глубокий интерес к физике, самостоятельность и творческий подход при
выполнении физического эксперимента. В контроле и помощи преподавателя такие
обучающиеся не нуждаются.
Средний уровень предполагает приобретение учащимися таких умений и навыков,
которые позволяли бы им выполнять физический эксперимент без подробных инструкций, в
измененных условиях, пользоваться алгоритмическими предписаниями к опытам, а
в работе
проявлять самостоятельность. При этом в контроле и помощи преподавателя такие
ученики нуждаются эпизодически.
Низкому уровню относятся типичные умения и навыки, необходимые для усвоения
содержания учебной программы по физике всеми обучающимися. На этом уровне ученики
выполняют практические работы и лабораторные опыты по инструкциям и еще нуждаются в
контроле и помощи преподавателя. По мере овладения обязательными умениями необходимо
требовать от учащихся проявления при выполнении эксперимента все большей
самостоятельности.
Для удобства оценивания каждый показатель расписан по уровням оценивания.
Таблица №1. Показатели уровня сформированности компонентов: экспериментальных
умений и навыков.
№
Показатели
Компоненты
Диагностически
е методики
1.
Организаторские
умения и навыки
Самостоятельно выполняет физический
эксперимент
1)Наблюдение
2)Изучение работ
учащихся
Выполняет физический эксперимент за
определенное время
Письменно оформляет результаты
эксперимента
Содержит рабочее место в чистоте и порядке
2.
Технические
умения и навыки
Определяет необходимый перечень
оборудования
1)Наблюдение
2)Изучение работ
учащихся
Строго соблюдает все правила безопасности
труда
Умеет собирать приборы и оборудования из
готовых деталей по схеме
Правильно обращается с приборами и
оборудованием
3.
Измерительные
умения и навыки
Работает с различными измерительными
приборами
1)Наблюдение
2)Изучение работ
учащихся
Использует различные методы измерения
Привлекает к обработке результатов измерений
вычислительную технику, таблиц, справочной
литературы
4.
Интеллектуальные
умения и навыки
Использует теоретические знания в новых
условиях
1)Наблюдение
2)Изучение работ
учащихся
Самостоятельно осуществляет анализ и синтез,
устанавливает причинно-следственные
обобщения
Формулирует вывод, сопоставляет его с целью
эксперимента.
5.
Конструкторские
умения и навыки
Усовершенствует конструкции оборудования,
приборов, установок
1)Наблюдение
2)Изучение работ
учащихся
Изображает оборудование, приборы и
установки в виде чертежа, схемы