Автор: Байко Анжелика Петровна
Должность: студенты факультета заочного обучения байалиева диана вадимовна, мороз татьяна михайловна, сивцова валерия игоревна
Учебное заведение: Белорусского государственного университета культуры и искуссв
Населённый пункт: город Минск, Республика Беларусь, руководитель
Наименование материала: статья
Тема: Особенный концерт в творческом наследии Р.М. Глиэра
Мороз Татьяна Михайловна,
Сивцова Валерия Игоревна,
Байалиева Диана Вадимовна студенты
ФЗО БГУКИ (Минск, Беларусь)
руководитель Байко А.П.
Особенный концерт в творческом наследии Р.М. Глиэра
В творческом наследии композитора Рейнгольда Морицевича Г лиэра
(1875-1956),
олицетворяющем
успешную
преемственность
русской
классики в советской музыке, среди опер, симфоний, увертюр, камерно-
инструментальных, фортепианных и вокальных опусов, произведений с
масштабным задействованием украинских и азербайджанских народных
мелодий,
выделяется
концертное
творчество.
Концертному
творчеству
известного
композитора
Р.М.
Глиэра
посвящена
статья
пятитомного
издания
«История
музыки
народов
СССР»
[6],
а
также
работы
музыковедов: З. Гулинской [5], М. Леоновой [8], И. Бэлзы [4,3], в которых
упоминаются все его концертные произведения: для арфы, виолончели,
голоса, валторны и незавершенный скрипичный. Впервые обратившись в
конце
30-х
гг.
к
жанру
концерта,
сохраняя
присущие
данному
жанру
виртуозность и праздничное воодушевление, Р.М. Глиэр шире трактует
лирические возможности солиста. В музыковедческой литературе концерт
для сопрано с оркестром Р.М. Глиэра называют примером оригинального
преломления жанра концерта, сформировавшегося еще в эпоху барокко как
состязательный жанр между солистом (группой солистов) и оркестром, в
музыке XX века. Исследователь симфонического творчества Глиэра М.
Леонова.
отмечает
«Нельзя
не
признать
находкой
идею
создания
симфонического произведения концертного плана, в котором человеческий
голос выступает в качестве главного средства выражения эмоций. Глиэр
широко
использовал
виртуозные
и
выразительные
возможности
колоратурного сопрано для передачи трепетной нежности и грусти, то
задумчивой, то восторженной мечтательности, жизнерадостного порыва», -
[8, с. 56]. Концерт полон неисчерпаемого мелодизма: «Истоки широко
напевных
тем
концерта,
конечно,
следует
искать
в
характерных
особенностях русской протяжной песни, которую композитор так хорошо
знал
и
любил.
А
вот
тонкая
орнаментика,
богато
расцвечивающая
музыкальную
ткань,
ладовые
обороты,
терпкие
гармонии,
изысканные
оркестровые
краски,
некоторые
мелодические
ходы,
характерные
для
восточных
мелодий,
-
все
это
пришло
в
музыку
Глиэра
от
древних
музыкальных культур народов Закавказья и Средней Азии» [0, с. 169].
Прослеживается
в
этих
оркестровые
красках
и
результат
переосмысления
особенностей
азербайджанского
национального
стиля,
которые
он
изучил,
создавая
в
1924
году
азербайджанскую
оперу
«Шахсенем». Р.М. Глиэр, взяв за основу народный дастан «Ашиг - Гариб»,
повествующий о вечной любви, и 28 народных мелодий, пишет свою оперу,
важное
историческое
значение
которой
еще
и
в
том,
что
именно
«Шахсенем»
приобщила
азербайджанского
слушателя
к
восприятию
современных оперных форм. «В создании оперы «Шахсенем» Глиэр пошел
по
пути
непосредственного
цитирования
музыкального
фольклора
Азербайджана
...»,
-
отмечает
Н.М.
Мехтиева,
-
«здесь
и
лирические
народные
песни,
инструментальные
мелодии
-
рянги,
мугамы,
национальные танцевальные мелодии» [9, с. 28,
156]. Используя
утвердившиеся
в
русской
классической
музыке
метод
развития
и
традиционные
музыкально-выразительные
средства,
и
основываясь
на
азербайджанском тематическом материале, Р.М. Глиэр обогатил русский
ориентализм
новыми
формами
и
жанрами,
тем
самым
подтвердив
возможность и перспективность слияния фольклорных жанров и форм с
современной техникой оперного и симфонического письма. Идея поиска
путей
интеграции
и
слияния
национальных
музыкальных
традиций
с
сохранением
своеобразия,
нашла
свое
воплощение
в
дальнейшем
творчестве Р.М. Глиэра: в «Торжественной увертюре» (1937), построенной
на
русской,
украинской,
азербайджанской,
узбекской
мелодиях,
в
увертюрах «На славянские народные темы» и «Дружба народов» (1941).
Концерт для голоса (колоратурное сопрано) с оркестром Р.М. Глиэра
-
«это поэма о красоте природы нашей земли, о чистоте, благородстве
и полноте чувств советских людей, горячо любящих свою Родину»
[3, с. 12],
-
писал один из близких друзей композитора -Игорь Бэлза. Сама по
себе идея включить человеческий голос в концертное произведение
возникла
не
в
связи
с
оригинальностью
такого
выбора,
а
по
художественному
побуждению
откликнуться
на
человеческие
переживания от ужасов войны
-
откликнуться
самым
дорогим
-
душевной
чуткостью,
верой
в
человека
и
его
счастье.
Концерт
был
написан
в
1942-1943гг.
(в
эвакуации
в
Свердловске)
-
в
самый
сложный
период
Великой
Отечественной войны, когда вся страна напрягала силы для разгрома
врага. Именно в эти переломные военные годы Глиэр создает свой
самый лирический шедевр, в котором воспевает радость жизни и
полноту
человеческих
чувств,
раскрывает
мир
переживаний
-
тревожных и мечтательно-светлых, выраженных теплым звучанием
женского
голоса.
Совершенство
духовного
содержания
концерта
раскрывается
благодаря
искренней
убежденности
выдающегося
маэстро, что «любовь и красота преобразят наш мир, сделают его
значительно лучше и добрее. Главным в своих сочинениях он считал
мелодию,
которая
должна
исходить
только
из
сердца,
поэтому
п р о и з в е д е н и я
Гл и э р а
о т л и ч а ю т с я
н е о б ы к н о в е н н о й
проникновенностью и трогательной лиричностью» [3, с. 12]. Сам
композитор о своем эстетическом кредо говорил: «Передавать свои
мрачные
настроения
в
музыке
считаю
преступлением.
Жизнь
большей части людей слишком тяжела сама по себе, а если еще
искусство станет отравлять те минуты, что человечество посвящает
отдыху, то оно теряет тот смысл и ту высокую цель, которую оно
одно может достигнуть» [5, с. 24].
Музыкальные образы концерта так выпукло и ярко очерчены, что
содержание произведения определяется без труда. Двухчастный концерт
представляет две разные сферы наполненной поэзией лирики: вдумчивое,
овеянное грустью повествование в Andante и светлый окрыленный вальс в
Allegro.
В пределах каждой части сохраняется единство настроения, хотя
внутренняя градация и переходы эмоциональных состояний достаточно
выразительны и ярки. Такая драматургическая направленность составляет
своеобразие художественного замысла композитора - как на уровне частей
цикла,
так
и
внутри
них:
погружение
в
два
мира
чувствований
-
внутренний духовный, цельный, сильный и женственный в I-й части и
сверкающий неизбывной радостью во II-й части - есть суть человеческой
жизни в стремлении к счастью. Оттого и композиционное решение и всего
цикла, и его частей идеально гармонизовано: I-я часть - как лирический
центр
в
раскрытии
глубинных
эмоциональных
состояний,
используя
неторопливый
темп Andante,
опирается
на
бесконфликтную
сонатную
форму, II-я часть - как блестящий финал в быстром темпе - развертывается
в сложной трехчастной форме с трио и с чертами рондо.
Драматургиче ская
концепция
композитора
о бу с л о в и л а
композиционное
решение
-
создать
двухчастный
цикл
с
контрастным
соотношением
частей
-
элегичного,
эмоционально-глубокого Andante
и
ликующе
жизнерадостного Allegro.
При этом Глиэр наделил обе части
концерта
развернутыми
формами,
характерными
для
первой
части
и
финала
-
сонатной
формой
и
сложной
трехчастной
формой
с
трио
и
чертами рондо.
В
I-й
части
сонатная
форма,
воплощая
неконтрастный
тип
драматургии и раскрывая сложную градацию человеческих переживаний,
опирается на взаимодействие разнообразных по содержанию музыкальных
тем в лирико-эпическом тоне - путем повествования. Поэтому в сонатной
композиции преобладает экспозиционность, но процесс формообразования
активен
благодаря
тонально-гармоническому
развитию
и
приемам
преобразования
материала
через
ладовые,
гармонические,
фактурные,
темброво-оркестровые средства. Во II-й части также представлено обилие
музыкальных тем, но в едином празднично-приподнятом настроении. Это
побуждает
композитора
использовать
многосоставную
сложную
трехчастную форму с трио и кодой. Однако и в ней проявляется тенденция
к развитию (свободные развивающие построения внутри и после трио). В
Allegro
заметны
черты
рондо
послеклассического
типа:
троектратное
проведение
главной
темы
в
чередовании
с
крупными
эпизодами,
дополняющими и расцвечивающими ее в тональном и интонационно -
ритмическом
плане.
Показательна
и
кода-апофеоз
на
новой
экспозиционной
теме,
завершающая
весь
концерт
в
торжественно
-
ликующем звучании.
Мастерство
композитора
позволило
использовать
не
только
великолепные тембровые свойства сопрано, но и чрезвычайно сложные его
виртуозно-технические способности. Ничего подобного жанр концерта еще
не
знал:
«в
вокальном
концерте
солирующий
голос
трактуется
как
небывалый
по
красоте
тембра
инструмент.
И
это
удивительное
произведение насыщено, в особенности в 1-й части, чертами поэмности,
придающими обаяние всей звучности, всем образам концерта. Партитура
концерта,
именно
благодаря
трактовке
солирующего
голоса,
как
своеобразного инструмента, изобилует колоритнейшими находками» [4, с.
56].
Вокальный
концерт
Р.М.
Глиэра
достоин
называться
шедевром
в
области
концертного
жанра:
за
особую
красоту
тембра
колоратурного
сопрано
и
его
виртуозных
и
ариозно-кантиленных
возможностей,
за
необычайные
трактовки
сонатно-симфонического
цикла,
и,
конечно,
за
богатый мелодизм. Концерт для колоратурного сопрано с оркестром, как
«средство»
воплощения
жизненных
сил,
глубоких
э м о ц и й ,
исключительного
душевного
благородства
и
сердечной
радости,
-
неотъемлемая
часть
концертного
репертуара
всемирно
известных
исполнителей.
Список литературы
1.
Абасова, Э.А. и др., История азербайджанской музыки, I часть / Э.А.
Абасова,
Л.В.
Карагичева,
С.Д.
Касимова,
Н.А.
Мехтиева,
А.З.
Тагизаде. - Баку: Маариф, 1992. - 304с.
2.
Аверьянова,
О.
Рейнгольд
Морицевич
Глиэр
/
О.
Аверьянова
[Электронный ресурс]
3.
Бэлза, И. Концерты Глиэра. / И. Бэлза. - М.: Музгиз, 1955. - 87с.
4.
Бэлза, И. О музыкантах XX века: Избранные очерки / И. Бэлза. - М.:
Советский композитор, 1979. - 294с.
5.
Гулинская, З.К. Рейнгольд Морицевич Глиэр. / З.К. Гулинская. - М.:
Музыка, 1986. - 222с.
6.
История музыки народов СССР [в 5 т.]. / ред. Келдыш Ю.В. - М.:
Советский композитор, 1972. - т. III - 543с.
7.
Леонова, М. Симфонические произведения Р.М. Глиэра: справочник
- путеводитель. / М. Леонова. - М.:Музгиз, 1962. - 114с.
8.
Леонова,
М.
Симфоническое
творчество
Глиэра.
//
Рейнгольд
Морицевич Глиэр: Статьи. Воспоминания. Материалы. - [в 2 т.] / М.
Леонова. - Т. 2-й. - Л.: Музыка, 1967. - 352с.
9.
Мехтиева, Н.М. Опера “Шахсенем” Р.Глиэра и русский ориентализм
/ Н.М. Мехтиева - Баку.: АГК им.Уз.Гаджибекова, 1992 . - 88 с.