Напоминание

Особенный концерт в творческом наследии Р.М. Глиэра

Автор: Байко Анжелика Петровна
Должность: студенты факультета заочного обучения байалиева диана вадимовна, мороз татьяна михайловна, сивцова валерия игоревна
Учебное заведение: Белорусского государственного университета культуры и искуссв
Населённый пункт: город Минск, Республика Беларусь, руководитель
Наименование материала: статья
Тема: Особенный концерт в творческом наследии Р.М. Глиэра







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Мороз Татьяна Михайловна,

Сивцова Валерия Игоревна,

Байалиева Диана Вадимовна студенты

ФЗО БГУКИ (Минск, Беларусь)

руководитель Байко А.П.

Особенный концерт в творческом наследии Р.М. Глиэра

В творческом наследии композитора Рейнгольда Морицевича Г лиэра

(1875-1956),

олицетворяющем

успешную

преемственность

русской

классики в советской музыке, среди опер, симфоний, увертюр, камерно-

инструментальных, фортепианных и вокальных опусов, произведений с

масштабным задействованием украинских и азербайджанских народных

мелодий,

выделяется

концертное

творчество.

Концертному

творчеству

известного

композитора

Р.М.

Глиэра

посвящена

статья

пятитомного

издания

«История

музыки

народов

СССР»

[6],

а

также

работы

музыковедов: З. Гулинской [5], М. Леоновой [8], И. Бэлзы [4,3], в которых

упоминаются все его концертные произведения: для арфы, виолончели,

голоса, валторны и незавершенный скрипичный. Впервые обратившись в

конце

30-х

гг.

к

жанру

концерта,

сохраняя

присущие

данному

жанру

виртуозность и праздничное воодушевление, Р.М. Глиэр шире трактует

лирические возможности солиста. В музыковедческой литературе концерт

для сопрано с оркестром Р.М. Глиэра называют примером оригинального

преломления жанра концерта, сформировавшегося еще в эпоху барокко как

состязательный жанр между солистом (группой солистов) и оркестром, в

музыке XX века. Исследователь симфонического творчества Глиэра М.

Леонова.

отмечает

«Нельзя

не

признать

находкой

идею

создания

симфонического произведения концертного плана, в котором человеческий

голос выступает в качестве главного средства выражения эмоций. Глиэр

широко

использовал

виртуозные

и

выразительные

возможности

колоратурного сопрано для передачи трепетной нежности и грусти, то

задумчивой, то восторженной мечтательности, жизнерадостного порыва», -

[8, с. 56]. Концерт полон неисчерпаемого мелодизма: «Истоки широко

напевных

тем

концерта,

конечно,

следует

искать

в

характерных

особенностях русской протяжной песни, которую композитор так хорошо

знал

и

любил.

А

вот

тонкая

орнаментика,

богато

расцвечивающая

музыкальную

ткань,

ладовые

обороты,

терпкие

гармонии,

изысканные

оркестровые

краски,

некоторые

мелодические

ходы,

характерные

для

восточных

мелодий,

-

все

это

пришло

в

музыку

Глиэра

от

древних

музыкальных культур народов Закавказья и Средней Азии» [0, с. 169].

Прослеживается

в

этих

оркестровые

красках

и

результат

переосмысления

особенностей

азербайджанского

национального

стиля,

которые

он

изучил,

создавая

в

1924

году

азербайджанскую

оперу

«Шахсенем». Р.М. Глиэр, взяв за основу народный дастан «Ашиг - Гариб»,

повествующий о вечной любви, и 28 народных мелодий, пишет свою оперу,

важное

историческое

значение

которой

еще

и

в

том,

что

именно

«Шахсенем»

приобщила

азербайджанского

слушателя

к

восприятию

современных оперных форм. «В создании оперы «Шахсенем» Глиэр пошел

по

пути

непосредственного

цитирования

музыкального

фольклора

Азербайджана

...»,

-

отмечает

Н.М.

Мехтиева,

-

«здесь

и

лирические

народные

песни,

инструментальные

мелодии

-

рянги,

мугамы,

национальные танцевальные мелодии» [9, с. 28,

156]. Используя

утвердившиеся

в

русской

классической

музыке

метод

развития

и

традиционные

музыкально-выразительные

средства,

и

основываясь

на

азербайджанском тематическом материале, Р.М. Глиэр обогатил русский

ориентализм

новыми

формами

и

жанрами,

тем

самым

подтвердив

возможность и перспективность слияния фольклорных жанров и форм с

современной техникой оперного и симфонического письма. Идея поиска

путей

интеграции

и

слияния

национальных

музыкальных

традиций

с

сохранением

своеобразия,

нашла

свое

воплощение

в

дальнейшем

творчестве Р.М. Глиэра: в «Торжественной увертюре» (1937), построенной

на

русской,

украинской,

азербайджанской,

узбекской

мелодиях,

в

увертюрах «На славянские народные темы» и «Дружба народов» (1941).

Концерт для голоса (колоратурное сопрано) с оркестром Р.М. Глиэра

-

«это поэма о красоте природы нашей земли, о чистоте, благородстве

и полноте чувств советских людей, горячо любящих свою Родину»

[3, с. 12],

-

писал один из близких друзей композитора -Игорь Бэлза. Сама по

себе идея включить человеческий голос в концертное произведение

возникла

не

в

связи

с

оригинальностью

такого

выбора,

а

по

художественному

побуждению

откликнуться

на

человеческие

переживания от ужасов войны

-

откликнуться

самым

дорогим

-

душевной

чуткостью,

верой

в

человека

и

его

счастье.

Концерт

был

написан

в

1942-1943гг.

эвакуации

в

Свердловске)

-

в

самый

сложный

период

Великой

Отечественной войны, когда вся страна напрягала силы для разгрома

врага. Именно в эти переломные военные годы Глиэр создает свой

самый лирический шедевр, в котором воспевает радость жизни и

полноту

человеческих

чувств,

раскрывает

мир

переживаний

-

тревожных и мечтательно-светлых, выраженных теплым звучанием

женского

голоса.

Совершенство

духовного

содержания

концерта

раскрывается

благодаря

искренней

убежденности

выдающегося

маэстро, что «любовь и красота преобразят наш мир, сделают его

значительно лучше и добрее. Главным в своих сочинениях он считал

мелодию,

которая

должна

исходить

только

из

сердца,

поэтому

п р о и з в е д е н и я

Гл и э р а

о т л и ч а ю т с я

н е о б ы к н о в е н н о й

проникновенностью и трогательной лиричностью» [3, с. 12]. Сам

композитор о своем эстетическом кредо говорил: «Передавать свои

мрачные

настроения

в

музыке

считаю

преступлением.

Жизнь

большей части людей слишком тяжела сама по себе, а если еще

искусство станет отравлять те минуты, что человечество посвящает

отдыху, то оно теряет тот смысл и ту высокую цель, которую оно

одно может достигнуть» [5, с. 24].

Музыкальные образы концерта так выпукло и ярко очерчены, что

содержание произведения определяется без труда. Двухчастный концерт

представляет две разные сферы наполненной поэзией лирики: вдумчивое,

овеянное грустью повествование в Andante и светлый окрыленный вальс в

Allegro.

В пределах каждой части сохраняется единство настроения, хотя

внутренняя градация и переходы эмоциональных состояний достаточно

выразительны и ярки. Такая драматургическая направленность составляет

своеобразие художественного замысла композитора - как на уровне частей

цикла,

так

и

внутри

них:

погружение

в

два

мира

чувствований

-

внутренний духовный, цельный, сильный и женственный в I-й части и

сверкающий неизбывной радостью во II-й части - есть суть человеческой

жизни в стремлении к счастью. Оттого и композиционное решение и всего

цикла, и его частей идеально гармонизовано: I-я часть - как лирический

центр

в

раскрытии

глубинных

эмоциональных

состояний,

используя

неторопливый

темп Andante,

опирается

на

бесконфликтную

сонатную

форму, II-я часть - как блестящий финал в быстром темпе - развертывается

в сложной трехчастной форме с трио и с чертами рондо.

Драматургиче ская

концепция

композитора

о бу с л о в и л а

композиционное

решение

-

создать

двухчастный

цикл

с

контрастным

соотношением

частей

-

элегичного,

эмоционально-глубокого Andante

и

ликующе

жизнерадостного Allegro.

При этом Глиэр наделил обе части

концерта

развернутыми

формами,

характерными

для

первой

части

и

финала

-

сонатной

формой

и

сложной

трехчастной

формой

с

трио

и

чертами рондо.

В

I-й

части

сонатная

форма,

воплощая

неконтрастный

тип

драматургии и раскрывая сложную градацию человеческих переживаний,

опирается на взаимодействие разнообразных по содержанию музыкальных

тем в лирико-эпическом тоне - путем повествования. Поэтому в сонатной

композиции преобладает экспозиционность, но процесс формообразования

активен

благодаря

тонально-гармоническому

развитию

и

приемам

преобразования

материала

через

ладовые,

гармонические,

фактурные,

темброво-оркестровые средства. Во II-й части также представлено обилие

музыкальных тем, но в едином празднично-приподнятом настроении. Это

побуждает

композитора

использовать

многосоставную

сложную

трехчастную форму с трио и кодой. Однако и в ней проявляется тенденция

к развитию (свободные развивающие построения внутри и после трио). В

Allegro

заметны

черты

рондо

послеклассического

типа:

троектратное

проведение

главной

темы

в

чередовании

с

крупными

эпизодами,

дополняющими и расцвечивающими ее в тональном и интонационно -

ритмическом

плане.

Показательна

и

кода-апофеоз

на

новой

экспозиционной

теме,

завершающая

весь

концерт

в

торжественно

-

ликующем звучании.

Мастерство

композитора

позволило

использовать

не

только

великолепные тембровые свойства сопрано, но и чрезвычайно сложные его

виртуозно-технические способности. Ничего подобного жанр концерта еще

не

знал:

«в

вокальном

концерте

солирующий

голос

трактуется

как

небывалый

по

красоте

тембра

инструмент.

И

это

удивительное

произведение насыщено, в особенности в 1-й части, чертами поэмности,

придающими обаяние всей звучности, всем образам концерта. Партитура

концерта,

именно

благодаря

трактовке

солирующего

голоса,

как

своеобразного инструмента, изобилует колоритнейшими находками» [4, с.

56].

Вокальный

концерт

Р.М.

Глиэра

достоин

называться

шедевром

в

области

концертного

жанра:

за

особую

красоту

тембра

колоратурного

сопрано

и

его

виртуозных

и

ариозно-кантиленных

возможностей,

за

необычайные

трактовки

сонатно-симфонического

цикла,

и,

конечно,

за

богатый мелодизм. Концерт для колоратурного сопрано с оркестром, как

«средство»

воплощения

жизненных

сил,

глубоких

э м о ц и й ,

исключительного

душевного

благородства

и

сердечной

радости,

-

неотъемлемая

часть

концертного

репертуара

всемирно

известных

исполнителей.

Список литературы

1.

Абасова, Э.А. и др., История азербайджанской музыки, I часть / Э.А.

Абасова,

Л.В.

Карагичева,

С.Д.

Касимова,

Н.А.

Мехтиева,

А.З.

Тагизаде. - Баку: Маариф, 1992. - 304с.

2.

Аверьянова,

О.

Рейнгольд

Морицевич

Глиэр

/

О.

Аверьянова

[Электронный ресурс]

3.

Бэлза, И. Концерты Глиэра. / И. Бэлза. - М.: Музгиз, 1955. - 87с.

4.

Бэлза, И. О музыкантах XX века: Избранные очерки / И. Бэлза. - М.:

Советский композитор, 1979. - 294с.

5.

Гулинская, З.К. Рейнгольд Морицевич Глиэр. / З.К. Гулинская. - М.:

Музыка, 1986. - 222с.

6.

История музыки народов СССР [в 5 т.]. / ред. Келдыш Ю.В. - М.:

Советский композитор, 1972. - т. III - 543с.

7.

Леонова, М. Симфонические произведения Р.М. Глиэра: справочник

- путеводитель. / М. Леонова. - М.:Музгиз, 1962. - 114с.

8.

Леонова,

М.

Симфоническое

творчество

Глиэра.

//

Рейнгольд

Морицевич Глиэр: Статьи. Воспоминания. Материалы. - [в 2 т.] / М.

Леонова. - Т. 2-й. - Л.: Музыка, 1967. - 352с.

9.

Мехтиева, Н.М. Опера “Шахсенем” Р.Глиэра и русский ориентализм

/ Н.М. Мехтиева - Баку.: АГК им.Уз.Гаджибекова, 1992 . - 88 с.