Напоминание

Основные подходы ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством

Автор: Захарова Лилия Николаевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 9
Населённый пункт: г. Балаково Саратовской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Основные подходы ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Основные подходы ознакомления детей с декоративно-

прикладным искусством

Успешному развитию творческих способностей детей помогает умелое

использование произведений народного прикладного искусства. Необходимо

отобрать подлинные образцы, которые должны обладать образной художественной

выразительностью, быть доступными восприятию детьми, иметь возможность для

широкого использования в практике воспитательной работы детского сада,

неоднократно упоминает Т.С. Комарова .

Но, какими бы высокими художественными достоинствами ни обладали

отобранные образцы, их воздействие на детей во многом будет зависеть от педагога,

от того, как сумеет он раскрыть перед ними образную, красочную и поэтическую

выразительность произведений народного искусства, как сумеет пробудить

у

детей интерес к декоративному творчеству.

Психологи говорят, что в любом виде деятельности наибольшие ощутимые

успехи достигаются тогда, когда работают с увлечением. Увлеченность и

творческая заинтересованность в искусстве особенно важны .

В работе с детьми следует широко применять различные материалы: глину,

ткани различных фактур и расцветок, бересту, кафельную плитку, деревянные доски,

глазурь для росписи, гуашевые и темперные краски.

Выбор этих материалов для декоративно-прикладного творчества не случаен.

Они позволяют достаточно полно, в увлекательной и доступной форме познакомить

детей со спецификой и особенностями этого вида искусства.

Следует отметить также: великолепные приёмы художественной обра ботки

различных

материалов,

выработанные

народными

мастерами,

позволяют

достигать большой выразительности достаточно простыми и лаконичными

приёмами кистевой росписи и т.д., обучение которым вполне доступно. Некоторые

приёмы можно показать и объяснить детям.

На материалах, выбранных для декоративно-прикладного творчества, хорошо

проводить сопоставление и сравнения, раскрывая перед детьми выразительные

фактурные

свойства

различных

материалов

и

способы

художественной

обработки.

В

свою

очередь

это

даёт

возможность

перенести

усвоенные

детьми приёмы и навыки рисования.

Одной из интересных, увлекательных форм ознакомления детей с произ-

ведениями народного прикладного искусства предлагают Н.П. Сакулина и

Т.С. Комарова. Это форма тематических заданий, позволяющих органично

сочетать процесс восприятия народных образцов детьми и участие их в

декоративном творчестве.

Сами

названия

заданий,

такие,

как

"Весёлые

узоры",

"Цветущий сад",

"Сказочные

птицы"

и

др.,

достаточно

полно

раскрывают

образную

их

сторону

и

вызывают

у

детей

определённые

ассоциации, творчески настраивают на выполнение той или иной темы .

В основу методически творческих заданий берётся принцип постепенно-

сти, связанный с решением детьми различных по сложности живописных,

пластических

и

композиционных

задач,

в

освоении

или

разнообразных

материалов и технических приёмов их обработки. К выполнению нового

задания надо приступать только тогда, когда убеждаемся, что дети свободно и

осознанно справляются с предыдущим. Об этом пишут Т.С. Комарова, Н.П.

Сакулина, Н.Б. Халезова.

Тематические творческие задания позволяют знакомить детей с такими

выразительными художественными признаками прикладного искусства, как

фантастичность

и

сказочность

образов,

декоративность,

цветовая,

пластическая и графическая выразительность.

Н.П. Ветлугина отмечает, что отбор произведений декоративного искус-

ства должен быть очень тщательным. Здесь не может быть мнение субъектив-

ным

суждением,

основанным

на

личном

вкусе,

привязанности

к

определённым

цветовым

и

композиционным

решениям,

личностному

восприятию красоты формы, фактурных свойств материала и т. д.

Красочный

мир

народно-прикладного

искусства

раскрывается

по-

особому, если рассказ педагога о нём будет эмоциональным и увлекательным.

Для того чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои

сказочные доски, шкатулки, посуду городецкие мастера и мастера многих

других росписей, воспитатели детских садов должны хорошо знать, понимать

и любить народное искусство.

Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина считают, что следует особо остановиться,

на

вопросах,

связанных

с

ознакомлением

детей

с

произведениями

декоративного искусства в местах традиционных народных художественных

промыслов. Именно здесь, где живут и трудятся потомственные мастера,

создаются наиболее благоприятные условия раннего приобщения детей к

основам художественного мастерства. С творчеством народных мастеров и

художников,

художественных

промыслов

они

могут

познакомиться

непосредственно в условиях производства: в цехах мастеров.

Видеть работу мастеров - истинное эстетическое наслаждение, и, кроме

того, это одна из наиболее действенных форм передачи детям заряда увлечён-

но сти

творче ством,

наглядный

урок

виртуозно сти

в л а д е н и я

профессиональным мастерством.

Для

воспитателей

детских

садов

это

реальная возможность ознакомления с приёмами работы кистью, которые

затем

можно

показать

и

объяснить

детям,

выбрав

наиболее

простые

и

доступные

для

ребят

приёмы

работы

с материалом

и

способы

его

декорирования - пишет Н.П. Сакулина.

Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова отмечают, что в интерьер

детского

сада

хорошо

включать

произведения

прикладного

искусства,

стараться использовать в оформлении помещений разнообразные образцы.

Это, несомненно, будет влиять на развитие эстетического восприятия детей

Вся воспитательно-образовательная работа в детском саду осуществляет-

ся на занятиях - в играх, на праздниках, в самостоятельной деятельности

детей: делая скромные подарки своим мамам и бабушкам, видя, как украшен

зал

в праздник,

а

на

девочках

в

национальных

костюмах

надеты

бусы,

которые они сами сделали из глины. Но, разумеется, дети не только участвуют

в

украшении окружающего

-

они

приобщаются

к

активной

творческой

деятельности.

Продукция декоративно-прикладного творчества предназначается для ук-

рашения помещения, и поэтому, по мнению В.Б. Косминской, Н.Б. Халезовой

всегда сопоставляется с интерьером. Дети должны не только изготовить какой-

либо

предмет,

но

и

разместить

его

так,

чтобы

он

гармонировал

с

окружающим, т.е. они должны освоить художественно-декоративные приёмы.

Прикладная

деятельность

имеет

своё

специфическое

содержание,

которое

не

всегда

осуществляется

в

какой-либо

одной

организационной

форме.

Рисование

имеет

свою

программу

и

проводится

в

основном

на

занятиях.

Народно-прикладная

деятельность

осуществляется

в

самых

разнообразных формах и редко укладывается в предназначенное время для

занятия. Процесс её более длительный, распадается на разные этапы. Так, при

подготовке декоративного оформления зала воспитатель показывает его эскиз

и

ведёт

в

зал, чтобы

дети

ясно

представляли,

какие

им

нужно

сделать

элементы украшения и, какое они займут место в общем оформлении. Затем

деятельность детей переносится на предметы, которые для них новые, они с

ними знакомятся. Потом на занятиях рисования они передают всё, что видели

и как усвоены предыдущие занятия.

Традиционную

форму

ознакомления

детей

с

произведениями

декоративно-прикладного

искусства

представляет

и

самостоятельная

изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самих людей.

Для этого и создаются в группах зоны творчества, уголки изобразительной

деятельности и т.п.

Однако приходится констатировать: в плане художественного развития

ребёнка дидактическая игра ещё не нашла адекватного применения. Итог

весьма

печален:

в

изобразительном

пространстве,

реализующем

задачи

художественного

развития,

игра

всё

более

вытесняется

занятиями.

Происходит трансформация общественного мнения: отказ от игры в пользу

прямого обучения, нет сомнений, знания нужны и об искусстве. Но дело в том,

что именно игра может выполнить в этом процессе важнейшую роль. В ходе

специально

созданных

игр происходит

развитие

последовательного

целенаправленного,

цело стного

художе ственного

в о с п р и я т и я

"насмотренности" подлинного искусства, умение высказывать доказательные

суждения и оценки увиденного. Такова одна из задач, которую выдвинули Н.

Вершинена, О. Горбова в работе с дошкольниками. Представления о некоторых

видах русского декоративно-прикладного искусства могут быть сформированы не

только на занятиях, экскурсиях в музеи, но и в процессе дидактических игр .

Дидактические игры представляют собой многоплановое, сложное педа-

гогическое явление: это игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и

форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития

личности ребёнка. Мы можем назвать значительное число различных дидактических

игр, способствующих художественному развитию дошкольников. Однако рассмотрим

лишь те, которые обеспечивают развитие ребёнка в ходе знакомства с народно-

прикладным искусством.

Условно разделим игры на несколько групп, на те, которые:

помогают различать виды русского - декоративного искусства по основным

стилевым признакам;

особенностям материала, из которых они изготовлены;

подбору цветового колорита;

выбору традиционных для промысла элементов росписи и др.

В основе этих игр лежат традиционные принципы, по их содержанию -освоение

особенностей народного искусства.

Мастера прикладного творчества создают произведения из разнообразных

материалов, изделия, имеющие практическое назначение в быту и отличающихся

декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.

д.). Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобны,

практичны, но и красивы. Расписать доску разделочную, посуду или поднос - всё

это требует большого мастерства.

Педагог А.П. Усова обращает внимание на то, что, украшая свой дом, люди

тянутся к народному искусству, которое помогает сделать его праздничным,

уютным. Декоративно-прикладное искусство должно войти в быт детского сада,

радуя детей, расширяя их понятия, воспитывая художественный вкус.

Приобщение

дошкольников

осуществляется

посредством

создания

красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформление которых

включают произведения народного творчества.

Итак, с прикладным искусством мы порой встречаемся даже, не замечаем

его воздействия на нас. С ним мы встречаемся на занятиях в детских садах, в

кружковой работе, в играх и в быту.

Оно воспитывает у детей художественный вкус. Плохой или хороший вкус

воспитывается у человека в зависимости оттого, что с детских лет дети видят вокруг

себя и насколько умело процессом детской наблюдательности руководит взрослый.

Воспитывать в детях потребность к созданию красивых вещей - дело важное.

Если их приучать к этому с раннего возраста, то впоследствии, став взрослыми,

они всегда будут стремиться к красоте.