Автор: Лозгарь Оксана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 30
Населённый пункт: Крыловский район Краснодарского края
Наименование материала: конспект урока математики для 2 класса УМК "Школа России"
Тема: ЗАМЕНА ДВУЗНАЧНОГО ЧИСЛА СУММОЙ РАЗРЯДНЫХ СЛАГАЕМЫХ
У р о к 12
Т е м а: ЗАМЕНА ДВУЗНАЧНОГО ЧИСЛА
СУММОЙ РАЗРЯДНЫХ СЛАГАЕМЫХ
Педагогические задачи: развивать умение представлять двузначные числа в
виде суммы разрядных слагаемых; продолжать работу над задачами изученных
видов; развивать навыки счёта.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
имеют
мотивацию
к
учебной
деятельности;
овладевают
начальными навыками адаптации в обществе.
Предметные:
имеют
представление о
разрядных
слагаемых;
знают
разряды единиц, десятков; умеют: определять количество единиц и десятков в
числе, представлять число в виде суммы разрядных слагаемых, решать задачи и
выражения изученных видов.
Метапредметные
(критерии
сформированности/оценки
компонентов
УУД):
регулятивные: формулируют
учебную
задачу;
определяют
последовательность
промежуточных
целей
с
учётом
конечного
результата;
контролируют и оценивают собственную деятельность и деятельность партнёра,
осуществляя
взаимопроверку
и
самопроверку,
при
необходимости
вносят
корректировки;
способны
к
проявлению
волевых
усилий; познавательные:
формулируют
познавательную
цель;
создают
алгоритм
деятельности;
анализируют объекты, сравнивают их, строят логическую цепочку рассуждений,
устанавливают
причинно-следственные
связи; коммуникативные:
умеют
слушать, слышать и понимать партнёров по речевому высказыванию; взаимно
контролируют деятельность друг друга; уважают в общении и сотрудничестве
как партнёра, так и самого себя, при возникновении спорных ситуаций не
создают конфликтов.
Методы
и
формы
обучения: частично-поисковый;
индивидуальная,
фронтальная, групповая.
О б о р у д о в а н и е : м а г н и т н а я
д о с к а ;
в а г о н ч и к и
с
з а п и с я м и
сум м
и
р а з н о с т е й ;
п а р о в о з и к .
Основные
понятия
и
термины: сумма, разность, разрядные слагаемые,
сумма
разрядных
слагаемых,
прибавить,
вычесть,
равенство,
порядок
возрастания, сравнить, двузначные числа, однозначные числа, закономерность.
О р г а н и з а ц и о н н а я
с т р у к т у р а
( с ц е н а р и й )
у р о к а
I. Каллиграфическая минутка.
–
Назовите
число,
которое
в
числовом
ряду
следует
за
числом
один
и
предшествует числу 3.
– Что вы можете сказать о числе 2? При помощи какой цифры запишем число
2?
Учитель прописывает на доске образец цифры «два»: 2 2 2 2 2 2…
– Поэту Г. Виеру цифра 2 напомнила гусёнка:
Два похожа на гусёнка
С длинной шеей, шеей тонкой.
– А С. Маршак написал о цифре 2 так:
А вот это цифра два. Выгибает двойка шею,
Полюбуйся, какова: Волочится хвост за нею…
– Что вам напоминает цифра 2? Как число 2 нам написать?
– Пропишите строчку цифры 2 в своих тетрадях.
Если два взять десять раз, Чтоб красиво написать,
То получим двадцать. Нужно постараться.
Учитель прописывает на доске: 20 20 20 20 20...
– Одинакова ли роль цифры 2 в числе 2? В числе 20?
II. Устный счет. Игра «Составь поезд».
Нам считать пришла пора. Надо поезд вам составить:
В поезд сядет детвора. Все вагончики расставить, –
Чтоб отправиться нам в путь, По порядку возрастания…
Чтобы лёгким был маршрут,
Все
вагончики
учащиеся
должны
расположить
по
порядку
возрастания
значений от 1 до 12.
(10 – 9, 11 – 9, 9 – 6, 11 – 7, 12 – 7, 14 – 8, 13 – 6, 16 – 8, 12 – 3, 15 – 5, 3 + 8,
12 – 0.)
III. Подготовка к восприятию нового материала. Сообщение темы и
целей.
– Запишите числа, в которых: 1 десяток и 7 единиц; 7 десятков и 2 единицы;
3 десятка и 8 единиц.
– Назовите числа, которые записали.
– На
каком
месте
справа
находятся
единицы? (На первом месте справа
расположен разряд единиц.)
– На
каком
месте
справа
стоят
десятки?(На
втором
месте
справа
расположен разряд десятков.)
– Запишите
числа:
82,
19,
53,
61.
Подчеркните
разряд
единиц
синим
карандашом,
а
разряд
десятков
–
зелёным.
Как
вы
думаете,
для
чего
мы
выполняли эту работу?
– Вы уже догадались, чем мы будем заниматься на уроке? Какова его тема?
(Мы будем учиться представлять двузначные числа в виде суммы разрядных
слагаемых;
тема
урока:
«Замена
двузначного
числа
суммой
разрядных
слагаемых».)
IV. Открытие новых знаний. Работа с учебником.
– Рассмотрите
равенства,
данные
в
первом
столбике (с.
15,
«Н»).
Что
заметили? (Данные числа представлены не просто в виде суммы чисел, а в виде
суммы разрядных слагаемых.)
– По образцу представьте данные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
(37 = 30 + 7;
56 = 50 + 6; 84 = 80 + 4;
65 = 60 + 5.)
– Выполните задание 1 (с. 15) с комментированием, вставляя в «окошечко»
пропущенное число, аргументируйте своё мнение.
Хомка, Хомка, Хомячок, Подметает Хомка хатку
Полосатенький бочок. И выходит на зарядку.
Хомка раненько встает, Раз, два, три, четыре, пять.
Щечки моет, шейку трет. Хомка хочет сильным стать.
Развитие навыков счета.
– Выполните задание 5 (с. 15) устно с объяснением.
– Какая прослеживается закономерность во втором столбике примеров? Что
заметили? (Первое слагаемое в каждой следующей сумме увеличивается на 10,
второе
слагаемое
–
одинаковое,
соответственно
значение
каждой
последующей
суммы
увеличивается
на
10;
поскольку
из
каждой
суммы
вычитается
одно
и
то
же
число,
то
и
значения
выражений
будут
увеличиваться на 10.)
– Продолжите
данный
столбик,
соблюдая
подмеченную
ва м и
закономерность.
38 + 1 – 9
78 + 1 – 9
48 + 1 – 9
88 + 1 – 9
58 + 1 – 9
98 + 1 – 9
68 + 1 – 9
……………
Решение задач.
– Прочитайте
текст задачи 4 (с. 15). Выделите условие, вопрос, данные и
искомые числа, а затем выберите то решение, которое соответствует тексту
задачи. (Верным
будет
решение
2:
первым
действием
следует
выполнять
вычитание, так как во втором букете гвоздик было на 2 меньше.)
– Составьте задачу, соответствующую решению 1. (В одном букете 5 гвоздик,
а в другом – на 2 гвоздики больше. Сколько гвоздик в этих букетах?)
– Самостоятельно выполните задание 3 (с. 15).
Вместо краткой записи ученики могут выполнить чертёж, а затем записать
решение.
Решение может быть проверено фронтально или в парах.
V. Рефлексия учебной деятельности.
– Чему научил вас сегодняшний урок? Что особенно запомнилось?
– Какую работу вам бы хотелось выполнить ещё?