Напоминание

План - программа вокального кружка "Звонкие колокольчики"

Автор: Сушко Ирина Валентиновна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: "Центр развития ребенка - Детский сад №77"
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: План - программа вокального кружка "Звонкие колокольчики"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации





Автор – составитель программы:
Сушко Ирина Валентиновна, музыкальный руководитель МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 77». Образование высшее, окончила Туркменский государственный педагогический институт искусств, по специальности - учитель музыки в 1990 году. Стаж работы – 22 года. Имеет первую квалификационную категорию. Участвовала в разработке план - программы «Малыш и мама», для работы группах кратковременного пребывания детей раннего возраста (раздел музыкально – ритмические игры и упражнения). Является соавтором план – программы «Ефимушкин родник» художественно – эстетического развития детей старшего дошкольного возраста на основе творческого наследия Е. В. Честнякова. Разработала план–программу по музыкально – театрализованной деятельности «Театрон».
Звонкие колокольчики:
план-программа вокального кружка для детей старшего дошкольного возраста. – Кострома, 2014. План-программа предназначена для организации дополнительного об - разования по реализации образовательной области «Художественно-эстетиче - ское развитие». При разработке данной план - программы использовано ав- торское пособие «Вокально-хоровая работа» (авт. М. Ю. Картушина). Опре - делены цели, задачи, содержание работы с детьми, дан перечень используе - мой литературы. В соответствии с требованиями ФГОС ДО к структуре об - разовательной программы дошкольного образования план-программа состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. План-программа может быть рекомендована педагогам дошкольных об - разовательных учреждений, учреждений дополнительного образования.



Содержание.

Раздел 1. Целевой.
Музыка начинается с пения. Курт Закс.
Раздел 1. Целевой
Пояснительная записка ……………………………………… 4 Цели и задачи план - программы …………………………... 4 Принципы построения программы ………………………… 5 Методы и приемы, используемые на занятиях …………… 6 Планируемые результаты ………………………………… 6 Методы оценки результатов ……………………………….. 7
Раздел 2. Содержательный
Особенности программы …………………………………… 8 Структура занятий ………………………………………….. 9 Основные этапы программы ……………………………….. 9 Перспективно-тематический план…………………………. 10
Раздел 3. Организационный
Материально-техническое обеспечение ………………….. 20 Кадровое обеспечение ……………………………………… 21 Информационное обеспечение ……………………………. 22 Приложения ………………………………………………… 23

Пояснительная записка
Еще несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. Сначала это были потешки, колыбельные, которые ему пели мама и бабушка. Подрастая, ребенок приобщался к труду, и в его жизнь входили взрослые песни – трудовые, обрядовые, лирические, шуточные. Но с течением времени жизненный уклад людей кардинально изменился и, как результат прервалась цепочка непосредственной передачи песенного наследия народа. В современном мире отношения к культурным традициям прошлого совсем иное. Если раньше в дворянских и мещанских семьях музыкальному воспитанию уделялось значительное внимание, то теперь родители больше озабочены интеллектуальным развитием своих детей. Часто в угоду моде и амбициям родителей малышей заставляют изучать иностранные языки, пытаются с самого раннего возраста приохотить к чтению, записывают во множество кружков, не придают значения эстетическому развитию ребенка. Все реже в домах звучит хорошая музыка, и даже за праздничным столом современные родители не поют застольных песен. Ребенок постоянно находится в окружении агрессивного музыкального фона – «шедевров» поп – и рок – музыки, звучащих с экранов телевизоров, плееров. Современные малыши редко посещают с родителями театры, музеи. Все это приводит к эмоциональному оскудению нации. «Все начинается с детства» нам хорошо известны слова В. Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка. В младшем возрасте серьезные музыкальные произведения для понимания ребенка часто недоступны, а хоровое пение всегда вызывает у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами. Наполнение особой энергией всего существа ребенка. «Запоют дети – запоет народ», - писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение наши воспитанники или нет зависит от нас педагогов. Данная программа создана для того, чтобы сделать пение одним из самых любимых занятий дошкольников и привить им вокально-хоровые навыки. Она адресована воспитателям дошкольных учреждений, музыкальным руководителям, руководителям кружков и родителям, осваивающим новые методы работы с детьми дошкольного возраста и стремящимся познакомить их с прекрасным и удивительным миром искусства, приобщить их к хоровому пению, развивать их творческие способности. При разработке данной программы была использована методика М. Ю. Картушиной «Вокально-хоровая работа в детском саду».

Цель программы занятий
: Воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке.
Данные цели программы конкретизируются в задачах.
1. Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления, чувство ритма). 2. Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки). 3. Совершенствовать песенные импровизации детей. 4. Воспитывать художественный вкус, творческую самостоятельность, любовь к искусству.
Принципы построения программы:
- Принцип психологической комфортности – создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности. -Принцип творчества (креативности) - предполагает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности. - Принцип целостного представления о мире - личностное отношение ребенка к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности. - Принцип построения материала от простого к сложному – новый материал дети осваивают на основе ранее полученных знаний. - Принцип учёта интересов детей - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора. -Принцип минимакса - позволяет учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперед своим темпом.
Методы и приемы, используемые на занятиях, позволяющие решать

поставленные задачи:

Игровой метод включает приемы:
 игры и упражнения на развитие голоса, артикуляции, певческого дыхания;
 развивающие игры с голосом;  игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражне - ния;  театральные, мимические этюды;  игры: музыкальные, на развитие песенного творчества.
Словесный метод включает приемы:
 беседы о вокально – хоровых навыках;  скороговорки на развитие дикции;  творческие игры со словом.
Наглядный метод:

Наглядно-слуховой метод включает приемы:
 выразительное исполнение песен, попевок педагогом;
Наглядно-зрительный включает приемы:
 показ иллюстраций к песням, музыкально-дидактических игр;
Метод упражнений включает приемы:
 песни-миниатюры;  упражнения на развитие дикции, дыхания, артикуляции;  песенные импровизации;  разыгрывание маленьких музыкальных сценок, для развития песенного творчества.
Планируемые результаты:
 дети проявляют самостоятельность в создании художественного образа, передаче настроения и характера пением, используют игровые, песенные, танцевальные импровизации;  у детей сформированы соответствующие возрасту навыки: - вокально-хоровые (правильное дыхание, четкая дикция, умение петь в ансамбле, выразительность исполнения),  пение детей становится естественным голосом, без напряжения, протяжно.
 дети самостоятельно импровизируют пением знакомые и самостоятельно придуманные сказки, выбирая выразительные средства для создания об - разов персонажей.  у детей сформированы навыки эффективного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;  проявляют творчество при создании музыкального образа героя, передачи настроения, характера музыки пением.  дети способны управлять своим поведением, чувствами и эмоциями.  дети имеют опыт публичных выступлений.
Методы оценки результатов:
Диагностика «
Определение уровня развития голоса и вокально-хоровых

навыков детей (приложение)


Диагностическая методика была разработана на основе методик Н. А. Ветлугиной (уровень музыкального развития детей, раздел «Пение»), К. В. Тарасовой (развитие звуковысотного слуха), О. П. Радыновой (развитие музыкально – слуховых представлений), М. Л. Лазарева (уровень развития дыхания).
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

Особенности программы
Программа рассчитана на годичное обучение детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Включает в себя 28 занятий. Занятия длительностью 25 – 30 минут проводятся один раз в неделю. Количество детей 10 – 12человек. Комплектование группы происходит на основании запросов родителей, желания и вокальных данных детей. Занятия проводятся в комнате музыкального развития. В каждом занятии сочетаются разные виды деятельности: восприятие музыки, пение, логоритмические упражнения. Предусмотрено воздействие на детей разных видов искусства: музыка, художественное слово, изобразительное искусство. Руководитель кружка является для детей партнером в певческой деятельности.
Структура занятий
Каждое занятие состоит из следующих структурных компонентов: - организационный момент, - основная часть; - заключительная часть.
Организационный момент
(
3-5 минут) – приветствие, включающее упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, попевки, дикционная разминка, речевые и ритмические игры, вокализация при слушании, упражнения для распевания). Основная часть: ( 15-20 минут) – работа над песней, музыкальным номером, направленная на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Проводится работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией; обучение правильному дыханию по фразам, динамическими оттенками; работа над актерским мастерством, сценических образов. Выбор основных игр, упражнений, этюдов определяется темой того или иного занятия. Заключительная часть (3-5минут) - Подведение итога занятия. Прощание попевкой «До свиданья, музыка» В. Меллади.
Основные этапы программы
1 этап – диагностический. Определение уровня освоения детьми программы по музыкально-театрализованной деятельности». 2 этап – практический (проведение занятий) 3 этап – контрольный. Позволяет увидеть эффективность проведенной работы. Контроль осуществляется диагностикой «Определение уровней развития голоса и вокально – хоровых навыков детей». Занятия в кружке проводятся согласно перспективно-тематическому плану.



Перспективно-тематический план

Неделя

Программные задачи

Содержание

Музыкальный

репертуар

Сентябрь
1 неделя 1.Познакомиться с детьми. 2.Формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке. 3.Заинтересовать их в занятиях, дать детям представление о кружке, его названии «Звонкие колокольчики». 4. Воспитывать интерес к вокальной деятельности. Знакомство с детьми, беседа об интересах и увлечениях детей. Ознакомление с певческой установкой. Музыкальные игры «Назови свое имя». Этюд «Знакомство» Упражнения «Сидит дед», «Ваня и Маша», «Ветер». Попевка «Песенка – приветствие» М. Ю. Картушиной. Песня из оперы «Ваня и Маша» муз. Э. Гумпердинка. 2 неделя. 1.Дать детям представления о дыхании. 2. Рассказать о видах дыхания. Беседа. Дыхательные упражнения без звука «Дирижер», «Ладошки», «кошечка». Силовое дыхание, очищающее дыхание (по М. Л. Лазареву). Попевка «Песенка – приветствие» М. Ю. Картушиной. Аудиозапись «Адажио» Д. Штельбейта. 3,4 неделя. 1. Продолжать знакомить детей с правильным Пальчиковая игра «Воздушный шар», Диск «Почемучки» песня «Пешки – ложки» А.
дыханием. 2. Познакомить детей со звуковыми дыхательными движениями и дыхательными упражнениями под музыку. музыкальная игра «Лягушки». Упражнения «Паровоз», «Чайник». Музыкальная игра «Кастрюля – хитрюля» Журбина. Пособие «Овощные ритмы», «Угадай животное»
Октябрь
1 неделя. 1. Дать детям представление о «звукообразовании». 2. Познакомить детей с понятием «резонаторы». Беседа о правильном звукообразовании. Игра со звуком «Саксофон», «Звуковая дорожка» (карточки с гласными буквами). Распевка «Колокольчик». Артикуляционная гимнастика «Ветерок». Фонограмма звучания саксофона. «Вальс» А. Грибоедова. «Солнышко, не прячься», «Лиса» 2 неделя. 1. Продолжить знакомить детей с понятием «звукообразования». 2. Воспитывать любовь к вокальному искусству. Распевки «Птенчик», «Баран», музыкальная игра «Кукушка». Пособия «Поющие часы», «Согласные звуки», разучивание чистоговорок «Жу-жу-жу», «Грибок» Музыкальная разминка. Попевка «Наши голосочки» М. Ю. Картушиной.
3, 4 неделя. 1.Ввести понятие «звуковедение» 2. Развивать вокальные способности детей. 3. Познакомить с понятиями « staccato», «legato» Беседа. Пособие Е. Н. Алексеевой «Певческая азбука» (на каждый звук дается задание). Карточки «Звуковедение» Упражнение «Мышки», «Медвежата Аудиозапись «Звуковая азбука» Р. Е. Пятиной.
Ноябрь
1, 2 неделя. 1. Учить детей работать над «интонацией». 2. Побуждать детей добиваться чистоты интонирования. 3. Воспитывать дружеские взаимоотношения детей в пении с солистами и пения в сопровождения металлофона или флейты. Узнавание попевок «Кукушка», «Василек», «Скок – поскок» по графическому изображению мелодии. Попевка «Осенние забавы» (использование картинки, основанные на ассоциациях). Упражнение «Тучка» Вокальная игра « Мы – веселые ребята», музыкальная игра «Мелодическое эхо» Звучание металлофона и флейты. «Музыкальная лесенка» Е. Тиличеевой.
3 неделя 1. Ввести понятие «лад» 2. Развивать у детей вокальные способности, петь весело или грустно. 3. Готовить детей к певческим импровизациям. Беседа. Распевка «На заре», Упражнения «Слон», «Листики», музыкальное приветствие «Здравствуйте». Использование пособий к игре «Кузнечик», «Птичка на проводах». Песенка «Тучка не сердись» Е. Вихаревой. Хоровод «Как у нас веселье» р.н.м. в обр. В. Агафонникова. 4 неделя 1. Закрепить у детей понятие «лад». 2. Учить детей характерной передачи образов движениями рук, пальцев. 3. Развивать певческую импровизацию у детей. Русские народные потешки «Кошкин дом», «Не плачь!». Упражнение на развитие слухового восприятия. Импровизация детской песенки «Что ты хочешь, кошечка?», сочинить окончание песенки «Ворона и осень». Песенка «Кошечка» Муз. Т. Ломовой. Песенка «Ворона и осень» муз. Е. П. Волковой. Игра «Кто как поет?» Э. Чурилова.
Декабрь
1 неделя. 1. Ввести понятие Вокально – Песня «Зайка» муз. Е.
2,3 неделя «артикуляция» 2. Побуждать детей вживаться в создаваемый образ, находя наиболее выразительные средства для его воплощения. 3. Развивать ясность и четкость произнесения текста. 1. Закрепить понятие «артикуляция». 2. Развивать выразительность и музыкальность в пении. 2. Готовить детей к действиям с воображаемыми предметами. артикуляционные упражнения «Ворон», Артикуляционная гимнастика, Сказка «Историю о том, как язычок искал друга» Пальчиковая игра «Маленький зайка», «Неумеха» Пальчиковая игра с предметами «Гриб – грибок», Чистоговорки «Три сороки», «Скворцы и синицы», логопедические распевки «Шипящие звуки», «Плач», Карусели», пневмопластическое упражнение «На болоте». Попевка «Переполох». Железновой. Попевки «Шарики», «Свечи» Э. Чурилова. Музыкальное сопровождение композитора Г. Гусевой. 4 неделя. 1. Объяснить понятие «расширение диапазона». 2. Развивать у детей звуковысотность в Упражнение «Динозавр», «Попрошайка», «Слоник». Фонопедическое упражнение «В зимнем Пьеса из «Детского альбома» П. И. Чайковского «Баба – яга».
грудном режиме. 3. Совершенствовать вокальные способности детей. лесу», «Машина» (модель Картушиной). Методическое пособие «Баба – яга» (автор – М. Картушина).
Январь
1,2 неделя. . Познакомить детей с понятием «динамика звука» (f, mf, mp, p) 2. Продолжить развивать интонационную выразительность речи. 3. Вызвать у детей желание петь и играть, используя динамические оттенки. Упражнения «Крещендо в осенних листьях» Попевка «Пойте тише, малыши», «Села кошка на такси», музыкальная игра «Эхо». Ритмодекламация с подвижными динамическими оттенками «Ать-два» Диск «Мелодии в осенних ритмах» П. Мориа. Песня «Весело нам было» Н. Самойлова. 3 неделя. 1. Познакомить детей с понятием «Ритм». 2. Дать детям представление о графическом изображении ритма. 3. Развивать творческую Прохлопывание ритма попевок ладошками, палочками. Узнавание попевок по графическому изображению ритма. Попевка «Кролик», «Марш деревянных солдатиков» из цикла «Детский альбом» П. И. Чайковского.
самостоятельность в передаче образа с помощью звука. «Снегири». Ритмическая игра «Чики – чики, чикалочки» (с пособием)
Февраль
1 неделя. 2 неделя. 1. Закрепить с детьми понятие «Ритм». 2. Продолжать развивать у детей творческую самостоятельность в графическом изображении ритма. 1. Дать детям понятие «темп» 2. Отрабатывать четкое произношение слов в играх. Пение по ритмическим картинкам Попевка «Цыплята». Игры «Узнай песню по ритму», «Зеваки и торопыги», «Хлопкам». Инсценировка песни с солистами «Свинки». Телесная игра: «Мы едем на автобусе», коллективная игра на скорость движения «Поезд», Попевка с контрастным темпом «Строим дом». Музыкальная игра «Дирижер». Диск «Почемучки» Песня «Ботинки для свинки» муз. К. Гаврилова, слова А. Калдобина. Песня «В оркестре» А. Д. Тихаревой. «Путешествие язычка» О. Кацер.
3, 4 неделя. 1. Дать детям понятие «выразительность». 2. Работать над чистотой интонирования, над певческим дыханием. 3. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа. Этюд «Болото» Пропевание пословиц и поговорок, подражая голосам Кощея, Кикиморы, доктора Айболита, Буратино. Произнесение звуков с разной интонацией. Озвучивание картины «Утро в сосновом лесу» И. Шишкина. Фонограмма «Романтическая музыка» «Воздушный шарик» М. Ю. Картушиной.
Март
1, 2 неделя. 1. Закрепить понятие «выразительность» 2. Продолжать работать над чистотой интонирования, над певческим дыханием. 3. Совершенствовать умение детей выразительно передавать голосом героев произведен Проговаривание скороговорок с разным выражением «Про ворчливую Варвару». Речевая декламация стихотворения О. Александрова «Ворона», мелодекламация «Кискино горе». Речевой хор в сопровождении музыкальных инструментов: отрывок из сказки «Бармалей» Пение по пиктограммам. Песня «Кискино горе» музыка Ж. Металлиди. Звучание ксилофона, арфы, музыкальных коробочек.
Игра «Звериный концерт» 3 неделя. 1.Познакомить детей с понятием «репертуар». 2. Продолжать работать над чистотой интонирования и певческим дыханием. 3. Поощрять детскую импровизацию в песнях и творческую инициативу. Попевки «Доброе утро», «Сидит дед». Дыхательное упражнение. Песни «Весенняя хороводная», «А у нас в садочке» Музыкальная игра «Дразнилка Сборник «Учите детей петь» Т. М. Орловой и С. И. Бекиной «Ветерок», «Сдуй свечу» М. Ю. Картушиной. 4 неделя 1. Познакомить детей с этапами разучивания песни. 2. Учить детей работать над качеством исполнения песни. 3. Развивать самостоятельность и умение слышать собеседника Игры «Я и вы», «Уши назад». «Волшебная дудочка». Песенная импровизация «Мальчики и девочки». Музыкальная игра « Поиграем с песенкой». Аудиозапись песенки «Пряничная песенка» А. Журбина.
Апрель
1 неделя 1Разширять знания певческой работы с детьми. Вокально-двигательные гимнастики «На птичьем дворе», «Русские Песня «Дворик» М. Картушиной. Пьеса «Болезнь куклы» из
2.Совершенствовать чистоту интонирования в песнях. 3. Формировать эстетическое отношение к музыкально – звуковой деятельности, способы его воплощения. музыкальные инструменты». Слушание пьесы «Болезнь куклы». Игра – ловишка «Совушка – сова». Игры на внимание: «Шведский стол», «Вокалист». Песня с движением «Часы» Пособие «Веселые кубики». «Детского альбома» П. И. Чайковского Аудиозапись песенка «Часы» музыка М. Бирнова, слова И. Лешкевича. 2 неделя 1.Продолжать расширять знания певческой работы с детьми. 2. Учить с помощью интонации, мимики, жестов, передавать характер героя. Музыкальное приветствие. Артикуляционная гимнастика. Игры на внимание. Попевка «Динь, дон» О. Арсеневская. Дыхательные упражнения « Лягушка», «Язычок». «Цветочек» Э. Чурилова.
Май
1 неделя 1.Закреплять навыки, полученные в течение года. 1. Воспитывать у детей и родителей чувство понимания и общения между ними. Доминантное занятие по развитию вокально – хоровой техники «Песенки по лесенки»

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

Материально-техническое обеспечение
Вокальный кружок проводится в комнате музыкального развития, где имеются: - музыкальный центр; - видеомагнитофон; - видеокамера; - ЖК телевизор; - экран; - мультимедийное оборудование; - фонограммы песен для прослушивания, разучивания и исполнения; - CD и DVD-диски с записями песен, классической и современной музыки. - картотека артикуляционной, дыхательной гимнастики, скороговорки, этюды для занятий сценической речью; - аудио и видеоматериалы; - атрибуты к занятиям (маски, наголовники, парики);
Кадровое обеспечение
Реализацию данной программы обеспечивает специалист, имеющий музыкальное образование, владеющий методикой организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
Информационное обеспечение

Список литературы
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. Методиче - ское пособие.- М.: ТЦ «Сфера», 2003. 2. Битус А.Ф. «Певческая азбука ребенка». Минск: Тетра Системс, 2007. 3. Буренина А. И. Театр всевозможного. Выпуск 1: От игры до спектакля: Учебно-методическое пособие. – СПб. : 2002.
4. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика»: программа по – СПб. Изд-во «Музыкальная палитра», 2008. – 112с.: 5. Волкова Г.В. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2002. 6. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методиче - ские рекомендации, консультации занятия, сценарии игр и спектаклей-М: ВАКО, 2007. 7. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и мето - дические рекомендации. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. 8. Доронова Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет.- М.: Просвещение, 2005. 9. Демченко Д. «Вокальные игры с детьми» СПб, 1997. 10.Евтодьева А. А. «Учимся петь и танцевать, играя» - М.: Мозаика - Синтез, 2008. 11.Теличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей до - школьного возраста». М., Музыка, 1978. 12.Иванова Г. П. Театр настроений: Коррекция и развитие эмоционально- нравственной сферы дошкольников. - М.: Издательство «Скрипторий 2003. 13.Картушина М. Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду». - М.: Изда - тельство «Скрипторий 2003, 2010. 14.Кацер О. В. «Игровая методика обучения детей пению» учебно-методиче - ское пособие «Музыкальная палитра» Санкт-Петербург, 2005. 15.Куцакова Л. В. Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка - дошкольника: раз - витого, самостоятельного, неповторимого, культурного, активно-творче - ского: В мире прекрасного: Программно - методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003. 16.Киркос Р. Ю. Сказка приходит на праздник: театрально-музыкальные праздники в детском саду: книга для музыкального руководителя и воспи - тателя детского сада.- 2 изд.-М.: Просвещение.2007. 17.Минаева В. М. Развитие эмоции дошкольников Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. - М.:АРКТИ1999.
18.Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений, - М.: ТЦ «Сфера», 2001. 19.Раугул Е. Р. Козырева М. Л. Театр в чемодане. – СПб. : Литера, 1998. 20.Суворова Т. И. «Танцевальная ритмика» (все выпуски) 21.Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руко - водитель» №1-2005г., 22.Фольклор-музыка-театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования: Программно - метод. Пособие/под ред. С. И. Мерзляковой. - М. Гуманит.- Изд. ЦентрВЛАДОС,1999-216с. 23.Чурилова Е. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М.: ВЛА - ДОС, 2003. 24.Чистякова М. «Психогимнастика» М. Гуманит. Изд. ЦентрВЛАДОС,1998
Диагностический инструментарий
Диагностическая методика «Определение уровней развития голоса и вокально – хоровых навыков» разработана автором-составителем данной программы на основе методик К. В. Тарасовой (развитие звуковысотного слуха), А. И. Бурениной (ритмическая пластика), Э.Г.Чуриловой (основы актерского мастерства).
Определение уровней развития голоса и вокально-хоровых навыков

детей.



Показатели

Уровень


п/

п

Крите-

рии

низкий

средний

высокий

1.

Особен

ности

голоса

Сила звука.
Голос слабый. Голос не очень сильный. Но ребенок может петь непродолжитель- ное время достаточно громко. Голос сильный.
2.

Особеннос-

ти тембра.
В голосе слышен хрип или сип. Голос тусклый, невыразитель- ный. Нет ярко выраженного тембра, но старается петь выразительно. Голос звонкий, яркий.
3.

Певческий

диапазон.
Диапазон в пределах 2-3 звуков. Диапазон в пределах возрастной нормы (ре 1 -си 1 ) Широкий диапазон по сравнени ю с нормой.
4.

Разви-

тие

дыха-

ния

Продолжи-

тельность

дыхания

(звуковая

проба «м»).
Менее 13 секунд. 13 – 15 секунд. Более 15 секунд.
5.

Задержка

дыхания на

вдохе

(гипоксичес-

кая проба)
Менее 14 секунд. 4 – 16 секунд. Более 16 секунд.

6.

Разви-

тие

звуко-

высот-

ного

слуха

Музыкальн

о – слуховые

представле-

ния
Пение знакомой мелодии с поддержкой голосом педагога. Неумение пропеть незнакомую попевку с сопровождение после многократного ее повторения. Невозможность воспроизведени я знакомой попевки из 3 – 4 звуков на металлофоне. Пение знакомой мелодии с сопровождением при незначительной поддержке педагога. Пение малознакомой попевки с сопровождением после 3 - 4 прослушиваний. Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3 – 4 звуков на металлофоне с небольшими ошибками. Пение знакомой мелодии с сопровож де-нием самостоят ель-но. Пение малознак омой попевки с сопровож де-нием после 1 -2 прослуши ва-ний. Воспроиз ве-дение хорошо знакомой попевки, из 3 -4 звуков на металлоф оне.
7.

Точность

интонирова-

ния.
Интонирование мелодии голосом как таковое отсутствует вообще, и ребенок воспроизводит только слова песни в ее ритме или интонирует 1 – 2 звука Ребенок интонирует общее направление движения мелодии, возможно чистое интонирование 2- 3 звуков. Чистое пение отдельны х фрагмент ов мелодии на фоне общего направле ния движения мелодии.
8.

Различение

звуков по

высоте.
Не различает звуков по высоте. Различение по высоте звуков в пределах октавы и септимы. Различен ие по высоте звуков в пределах сексты и квинты.

9.

Вокаль

но-

хоро-

вые

навы-

ки

Певческая

установка.
Поза расслабленная, плечи опущены. Способность удерживать правильную позу при пении непродолжительн ое время. Способно сть удержива ть правильн ую позу при пении длительн ое время без напомина ния взрослого .
10.

Звуковеде-

ние.
Пение отрывистое, крикливое. Пение естественным голосом, но иногда переходящим на крик. Пение естествен ным голосом, без напряжен ия, протяжно .
11.

Дикция.
Невнятное произношение, значительные речевые нарушения. Достаточно четное произношение согласных и правильное формирование гласных, но неумение их правильно произносить при пении. Умение правильн о произнос ить гласные и согласны е в конце и середине слов при пении.
12.

Дыхание.
Дыхание берется непроизвольно. Дыхание произвольное, но не всегда берется между фразами. Умение брать дыхание между фразами.

13.

Умение петь

в ансамбле.
Неумение петь, слушая товарищей. Стремление выделиться при хоровом исполнении (раньше вступить. петь громче других). Умение начинать и заканчива ть пение вместе с товарища ми.
14.

Выразитель

-ность

исполнения.
Пение неэмоциональ- ное. Ребенок старается петь выразительно, но на лице мало эмоций. Ребенок поет выразите ль-но, передавая характер песни голосом и мимикой. Диагностика проводится 2 раза в год в октябре и мае. Низкий уровень соответствует 2 баллам, средний -3, высокий -4. При определении общего уровня развития голоса и овладения вокально – хоровыми навыками все баллы суммируются. Набранные ребенком 14 -22 балла соответствуют низкому уровню, 23 -33 балла – среднему. 34 – 44 балла – высокому.