Авторы: Миркина Инна Геннадьевна, Семенова Анна Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №5 "Умка"
Населённый пункт: Саратовская область, город Балаково
Наименование материала: статья
Тема: "Сущность внимания и его свойства".
Сущность внимания и его свойства.
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо
предмете, явлении или деятельности. Внимание можно представить как
когнитивный процесс, обеспечивающий упорядочивание поступающей извне
информации в зависимости от первичности и важности, стоящих перед
человеком задач.
Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За
вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность
человека, другие психологические характеристики личности. Это, прежде
всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием его
сознаваемостью. На причины внимания к тому или иному объекту указывают
его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.
Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем
мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике.
Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное
воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего
внимания может меняться.
Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как
не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или
невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание
является лишь свойством различных психических процессов.
Внимание обладает целым рядом качественных и количественных
характеристик и свойств: объем, переключаемость, распределение;
рассеянность, устойчивость, флюктуация (колебание), концентрация и
отвлекаемость.
Переключаемость внимания определяется скоростью переноса внимания с
одного объекта на другой это свойство позволяет человеку оперативно
реагировать на изменение текущей ситуации.
Переключаемость внимания может выступать как фактор утомления и как
фактор поддержания работоспособности.
Ограниченный объем внимания определяет основные его характеристики:
устойчивость, концентрацию, распределение, переключаемость и
предметность.
Устойчивость - это длительность привлечения внимания к одному и тому же
объекту или к одной и той же задаче. Она может определяться
периферическими и центральными факторами. Устойчивость, определяемая
периферическими факторами, не превышает 2-3 секунд, после чего внимание
начинает колебаться. Устойчивость центрального внимания может составлять
значительно больший интервал до нескольких минут. Концентрация
определяется единством двух важных факторов - повышением интенсивности
сигнала при ограниченности поля восприятия.
Под распределением понимают субъективно переживаемую способность
человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных
объектов одновременно. Именно это качество дает возможность совершать
сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Многие слышали о
феноменальных способностях Юлия Цезаря, который мог, по преданию,
делать одновременно семь не связанных между собою дел. Известно также,
что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь
ответственных дипломатических документов. Важную роль этой
характеристики легко продемонстрировать при анализе такого известного и
широко распространенного явления, как рассеянность, которая сводится по
преимуществу к плохой переключаемости.
Внимание - это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент
времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Внимание
характеризует также согласованность различных звеньев функциональной
структуры действия, определяющую успешность его выполнения.
Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное
внимание. Оно имеет пассивный характер. Физиологическим проявлением
этого вила внимания, является ориентировочная реакция. Если деятельность
осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует с его
стороны волевых усилий, то говорят о произвольном внимании. К числу
характеристик внимания, определяемых путем экспериментальных
исследований, относятся избирательность, объем, устойчивость, возможность
распределения и переключаемость.
В психологии различают два основных вида внимания непроизвольное и
произвольное.О непроизвольном внимании говорят в тех случаях, когда
внимание человека непосредственно привлекается либо сильным, либо
новым, либо интересным (соответствующим потребности) раздражителем.
Именно с таким видом внимания мы имеем дело, когда помимо желания
поворачиваем голову, если в комнате внезапно раздается стук,
настораживаемся, когда слышим непонятные шумы или когда наше внимание
привлекается каким-либо новым, неожиданным изменением обстановки.
Легко видеть, что этот вид внимания имеет место уже у маленького ребенка,
и следует лишь отметить, что на первых этапах оно носит неустойчивый и
относительно узкий по объему характер (ребенок раннего и дошкольного
возраста очень быстро теряет внимание к возникшему новому раздражителю,
ориентировочный рефлекс у него быстро угасает или тормозится появлением
любого другого раздражителя), объем его внимания относительно узок, и он
не может распределить свое внимание между несколькими раздражителями,
возвращаясь к предшествующему и не упуская из поля своего внимания
предыдущий.
К основным свойства внимания относятся: концентрация, устойчивость,
интенсивность, объем, переключение , распределение.
Концентрация внимания или сосредоточение - это выделение сознанием
объекта и направление на него внимание. Роль концентрированного внимания
различна. С одной стороны, оно необходимо для более полного исследования
того или иного объекта, а с другой стороны, чрезмерная концентрация
внимания приводит к резкому сужению поля внимания, что создает
трудности в восприятии других важных объектов.
Устойчивость внимания - это продолжительность времени, в течении
которого человек может поддерживать свое внимание на объекте. Она нужна
в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время
выполняются сложные, но однотипные действия.
Одно из важных значений для достижения успеха в любой деятельности
имеет сосредоточенность и устойчивость внимания, которые характеризуют
глубину, длительность и интенсивность психической деятельности человека.
Именно они отличают людей, страстно увлеченных делом, умеющих ради
основного отключиться от многочисленных побочных раздражителе . При
помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств
(знаков), с помощью которых он дальше направляет свое собственное
поведение и внимание.
А.Н.Леонтьев представил процесс возрастного развития внимания по идеям
Л.С.Выготского. с возрастом внимание ребенка улучшается, но развитие
внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его
развитие целиком, тем более натурального внимания. Малыша с пеленок
окружают неизвестные предметы, привлекающие его внимание своей
яркостью или необычным видом, он также обращает внимание на своих
родных, радуясь их появлению в поле зрения или, начиная плакать, чтобы
они взяли его на руки. Близкие люди, произносят слова, смысл которых
ребенок постепенно постигает, они руководят им, направляют его
непроизвольное внимание. То есть его внимание с раннего возраста
направляется с помощью специальных слов-стимулов.
Постигая активную речь, ребенок начинает управлять и первичным
процессом собственного внимания, причем сначала - в отношении других
людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним в нужную
сторону, а затем - и в соотношении самого себя.
Вначале процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого,
являются для ребенка процессами его внешнего дисциплины, чем
саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения
вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к
самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию.
Последовательность основных этапов развития детского внимания:
первые недели - месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как
объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка;
конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-
исследовательской деятельности как средства будущего развития
произвольного внимания;
начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания
пол влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на
названный взрослым предмет;
второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше
первоначальной формы произвольного внимания;
четыре-пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием
сложной инструкции взрослого;
пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного
внимания под влиянием самоинструкции;
школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование
произвольного внимания, включая волевое.