"Психолого-педагогическая технология работы педагога-психолога"

Автор: Королева Любовь Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми "Специальная (коррекционная) школа-интернат №10" пст. Аджером
Населённый пункт: п. Аджером, Корткеросский район, Республика Коми
Наименование материала: Презентация
Тема: "Психолого-педагогическая технология работы педагога-психолога"
Дата публикации: 25.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Психолого-педагогическая Психолого-педагогическая технология работы педагога- технология работы педагога- психолога психолога Педагог-психолог Королева Любовь Ивановна п. Аджером – 2015 год.
ГОУ «Специальная (коррекционная) ГОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 10 школа-интернат № 10 » » пст. Аджером пст. Аджером
Рост числа детей с ограниченными Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья является возможностями здоровья является реальностью нашего времени. реальностью нашего времени. Социализация таких детей задача Социализация таких детей задача не простая, а интеграция их в не простая, а интеграция их в общество требует непрерывной, общество требует непрерывной, целенаправленной работы всех целенаправленной работы всех подструктур образовательного подструктур образовательного учреждения. учреждения.
Сохранение психологического Сохранение психологического здоровья обучающихся, здоровья обучающихся, воспитанников посредством воспитанников посредством психолого – педагогической психолого – педагогической работы в школе-интернате работы в школе-интернате VIII VIII вида является актуальной. вида является актуальной.

Цель:

Цель:

содействие психическому и

содействие психическому и

личностному развитию детей с

личностному развитию детей с

ограниченными возможностями

ограниченными возможностями

здоровья, их психолого-

здоровья, их психолого-

педагогическая реабилитация с

педагогическая реабилитация с

учетом основных особенностей,

учетом основных особенностей,

коррекция имеющихся у

коррекция имеющихся у

обучающихся, воспитанников

обучающихся, воспитанников

недостатков.

недостатков.


Задачи:

Задачи:

1.
Диагностировать и проводить коррекцию познавательных процессов и межличностных отношений обучающихся, воспитанников с ограниченными интеллектуальными возможностями, определять уровень ближайшего развития обучающихся, воспитанников. Проводить работу по снятию агрессии у обучающихся, воспитанников; воспитывать у них чувство толерантности.
2.
Проанализировать источники и причины социальной дезадаптации обучающихся, воспитанников. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку дезадаптированных детей и подростков.
3.
Поддерживать связь с родителями обучающихся, воспитанников, организовать совместную работу по психолого-педагогическим проблемам, возникающим в ходе учебно-воспитательного процесса.
4.
Продолжить работу по психолого-педагогическому сопровождению учащихся 1; 5; 9 классов, профессиональной ориентации выпускников.
5.
Организовать индивидуальные и групповые коррекционные занятия с обучающимися, воспитанниками, педагогами
6.
Выявлять обучающихся, воспитанников, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечивать психологическую безопасность ребенка, снятие стрессового состояния.
7.
Формировать негативное отношение обучающихся, воспитанников к табакокурению, алкоголю; предупреждать случаи вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье; ориентировать обучающихся на выбор правильного жизненного пути, на здоровый образ жизни.
8.
Взаимодействовать с педагогическим коллективом образовательного учреждения в гармонизации социально-психологического климата; оказывать консультативную помощь в решении конфликтных ситуаций, возникающих в ходе образовательного процесса.
9.
Защищать и охранять права детей во взаимодействии с представителями различных социальных институтов.

Характеристика

Характеристика

предполагаемых результатов:

предполагаемых результатов:
Предполагается, что в результате Предполагается, что в результате целенаправленной системы целенаправленной системы деятельности всех участников учебно- деятельности всех участников учебно- воспитательного процесса повысится воспитательного процесса повысится эффективность деятельности школы- эффективность деятельности школы- интерната посредством гармонизации интерната посредством гармонизации психического развития учащихся, психического развития учащихся, обеспечения успешной социализации, обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков, защиты прав детей и подростков, предупреждения отклонений в их предупреждения отклонений в их развитии и поведении. развитии и поведении.

Направления работы

педагога-психолога
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников Психологическая профилактика Консультирование Развивающая и коррекционная работа Диагностика Психологическое просвещение Организационно-методическая работа

Комментарии к схеме:

Комментарии к схеме:
1.Диагностика: групповая, индивидуальная; диагностика педагогического коллектива. 2. Консультирование: групповое, индивидуальное; консультирование педагогов и родителей обучающихся, воспитанников. 3. Психологическое просвещение: повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса. 4. Психологическая профилактика: определение адаптивных возможностей учащихся; наблюдение за процессом адаптации; внутришкольный контроль; выпуск психологических памяток и буклетов; участие в работе Совета профилактики, заседаниях при директоре школы- интерната; индивидуальные беседы; оказание помощи педагогам; проведение педагогического консилиума. 5. Развивающая и коррекционная работа: индивидуальные, групповые занятия. 6. Организационно-методическая работа: составление паспорта кабинета; оформление тематических папок; расширение и систематизация диагностической методики повышение профессионального уровня и т.д. 7. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Структура

коррекционно – развивающей работы
Коррекционно – развивающая работа
Административная

работа

Медицинская

работа

Психологическая

работа

Социально –

педагогическая

работа
Заместитель директора по УВР Заместитель директора по АХЧ Классный руководитель Социальный педагог Психолог ПМПК Педагогический консилиум Воспитатель Учитель Врач Медицинская сестра Работники питания Младший обслуживающий персонал

Психолого – педагогическое

Психолого – педагогическое

сопровождение обучающихся,

сопровождение обучающихся,

воспитанников

воспитанников
1. Психолог – ученик: 1. Психолог – ученик: индивидуальные, групповые коррекционно – развивающие занятия; психологическая диагностика; отслеживание психического развития детей. 2. Психолог – классный руководитель, учителя, 2. Психолог – классный руководитель, учителя, воспитатели – ученик: воспитатели – ученик: консультирование педагогов; психолого – педагогическое просвещение; разработка и реализация программ психолого – педагогической работы с обучающимися, воспитанниками. 3. Психолог – родители – ребенок: 3. Психолог – родители – ребенок: консультация; классные и общешкольные родительские собрания. 3. Психолог – классный руководитель – родители – ученик. 3. Психолог – классный руководитель – родители – ученик.

Психологическое сопровождение

Психологическое сопровождение

обучающихся, воспитанников в

обучающихся, воспитанников в

процессе адаптации

процессе адаптации
Цель: Цель: способствовать социально-психологической адаптации способствовать социально-психологической адаптации обучающихся, воспитанников к условиям обучения и воспитания в обучающихся, воспитанников к условиям обучения и воспитания в школе-интернате. школе-интернате. Задачи: Задачи: 1. 1. Осуществлять психологическое сопровождение обучающихся, Осуществлять психологическое сопровождение обучающихся, воспитанников в адаптационный период. воспитанников в адаптационный период. 2. 2. Выявление детей, испытывающих различные трудности (сниженная Выявление детей, испытывающих различные трудности (сниженная учебная мотивация, повышенная школьная тревожность, низкая учебная мотивация, повышенная школьная тревожность, низкая самооценка, нарушение межличностных отношений, повышенная самооценка, нарушение межличностных отношений, повышенная агрессивность и т.д.). агрессивность и т.д.). 3. 3. Коррекция выявленных у детей трудностей. Коррекция выявленных у детей трудностей. 4. 4. Оказание консультативной помощи родителям, педагогам, Оказание консультативной помощи родителям, педагогам, администрации школы-интерната по вопросам адаптации учащихся. администрации школы-интерната по вопросам адаптации учащихся.
Реализация данной программы психолого- Реализация данной программы психолого- педагогического сопровождения педагогического сопровождения адаптации детей в школе-интернате адаптации детей в школе-интернате требует больших затрат времени и сил требует больших затрат времени и сил педагога-психолога, однако эти затраты педагога-психолога, однако эти затраты компенсируются закономерным компенсируются закономерным уменьшением объёмов другой работы, так уменьшением объёмов другой работы, так как качественное сопровождение как качественное сопровождение адаптационного периода снимает многие адаптационного периода снимает многие проблемы, возникающие в более поздние проблемы, возникающие в более поздние периоды. периоды.

Психологическое сопровождение

Психологическое сопровождение

педагогического коллектива

педагогического коллектива
1. 1. Диагностика педагогического коллектива (самооценка Диагностика педагогического коллектива (самооценка толерантности; психологический климат в трудовом толерантности; психологический климат в трудовом коллективе; способности к саморазвитию и т.д.). коллективе; способности к саморазвитию и т.д.). 2. 2. Консультирование педагогов по вопросам: обучения, Консультирование педагогов по вопросам: обучения, воспитания и развития детей; профессионального и воспитания и развития детей; профессионального и личностного роста; адаптации; профилактической работы личностного роста; адаптации; профилактической работы с учащимися; разрешения конфликтов без насилия. с учащимися; разрешения конфликтов без насилия. 3. 3. Участие в работе Совета профилактики школы- Участие в работе Совета профилактики школы- интерната; заседаниях при директоре. интерната; заседаниях при директоре. 4. 4. Проведение психолого – педагогического консилиума. Проведение психолого – педагогического консилиума. 5. 5. Повышение психологической культуры: семинары, Повышение психологической культуры: семинары, тренинги. тренинги.
Основу профессионального здоровья Основу профессионального здоровья педагога составляет психологическое педагога составляет психологическое здоровье как мера способности педагога здоровье как мера способности педагога выступать активным субъектом выступать активным субъектом собственной жизнедеятельности. Цель собственной жизнедеятельности. Цель психологической работы с педагогом – психологической работы с педагогом – запустить новые продуктивные запустить новые продуктивные механизмы, обеспечивающие механизмы, обеспечивающие формирование способности педагога к формирование способности педагога к собственному развитию, к созданию собственному развитию, к созданию мотивов и интересов быть здоровым. мотивов и интересов быть здоровым.

Кто – то когда – то должен ответить,

Кто – то когда – то должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот они, главные истины эти:

Вот они, главные истины эти:

ПОЗДНО ЗАМЕТИЛИ…,

ПОЗДНО ЗАМЕТИЛИ…,

ПОЗДНО УЧЛИ…

ПОЗДНО УЧЛИ…

Нет! Не рождаются трудными дети!

Нет! Не рождаются трудными дети!

Просто им вовремя не помогли!!!

Просто им вовремя не помогли!!!

С. Давидович

С. Давидович


Работа по программе «трудный»

Работа по программе «трудный»

подросток.

подросток.
Цель: Цель: формирование сообщества формирование сообщества образовательного процесса (родители, образовательного процесса (родители, педагоги, психолог), координация их педагоги, психолог), координация их совместной деятельности по оказанию совместной деятельности по оказанию психолого – педагогической помощи психолого – педагогической помощи «трудному» подростку, способствование «трудному» подростку, способствование развитию личности учащегося, развитию личности учащегося, формирование доверия к окружающим через формирование доверия к окружающим через принятие себя. принятие себя.
Задачи: Задачи: 1. 1. Создание специальных психолого – педагогических Создание специальных психолого – педагогических условий, позволяющих осуществлять коррекционную условий, позволяющих осуществлять коррекционную работу с «трудным» подростком. работу с «трудным» подростком. 2. 2. Устранение психологических барьеров на пути Устранение психологических барьеров на пути развития подростка. развития подростка. 3. 3. Профилактика и коррекция отклонений в Профилактика и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, интеллектуальном и личностном развитии, предупреждение распространения среди учащихся предупреждение распространения среди учащихся социальных вредностей. социальных вредностей. 4. 4. Подготовка рекомендаций родителям в выработке Подготовка рекомендаций родителям в выработке методов воспитания, которые соответствуют личности методов воспитания, которые соответствуют личности обучающегося, воспитанника. обучающегося, воспитанника.

Этапы работы:

Этапы работы:
Получение первоначального представления о затруднениях и проблемах обучающегося, воспитанника; выявление основных факторов, порождающих психоэмоциональные проблемы; наблюдение; осознание возможных причин неблагополучия в деятельности или в поведении. Получение необходимой информации о психолого – педагогическом статусе обучающегося, воспитанника. Характеристики познавательной сферы, эмоционально – волевого и мотивационного развития; система отношений учащегося к миру, самому себе; особенности поведения в учебных и внеучебных ситуациях. Создание специальных педагогических и социально – психологических условий, позволяющих осуществлять коррекционно – развивающую, комплексную профилактическую работу, включающую деятельность всех участников учебно- воспитательного процесса. Обеспечение психолого-педагогической поддержки учащегося, поиск индивидуального подхода к решению проблем родителей, педагогов и обучающихся, воспитанников, и оказание опосредованной помощи детям и взрослым. Исследование профессиональных интересов и возможностей выбора профессии4 формирование жизненного сценария Подведение итогов, выделение функций психологического и педагогического сопровождения «трудного» подростка; планирование последующей работы с опорой на полученные психолого-педагогические эффекты
Организация Организация индивидуальных и индивидуальных и групповых консультаций: групповых консультаций: «Влияние родительского стиля «Влияние родительского стиля воспитания детей на формирование воспитания детей на формирование личности»; личности»; «Безнадзорность детей»; «Безнадзорность детей»; «Проблема насилия в семье»; «Проблема насилия в семье»; «Дети и «Дети и алкоголь» и т.д. алкоголь» и т.д. Информирование по Информирование по результатам проведения результатам проведения психологической психологической диагностики и итогам диагностики и итогам коррекционно-развивающих коррекционно-развивающих мероприятий. мероприятий. Выпуск психологических Выпуск психологических памяток и буклетов: памяток и буклетов: «Мой «Мой ребенок курит !?»; ребенок курит !?»; «Разрешение «Разрешение конфликтов без насилия» и т.д. конфликтов без насилия» и т.д. Участие в организации и Участие в организации и проведении классных и проведении классных и общешкольных общешкольных родительских собраний. родительских собраний.
Работа с родителями

Работа с родителями

обучающихся, воспитанников

обучающихся, воспитанников

школы-интерната

школы-интерната

Отмечается высокая оценка родителями Отмечается высокая оценка родителями деятельности администрации, педагогов, деятельности администрации, педагогов, специалистов школы-интерната по специалистов школы-интерната по эффективному общению и эффективному общению и взаимодействию. взаимодействию. Вместе с тем, необходимо указать на то, Вместе с тем, необходимо указать на то, что при достаточной высокой оценке что при достаточной высокой оценке работы школы-интерната в целом, работы школы-интерната в целом, активность самих родителей остается активность самих родителей остается низкой, что является проблемой, низкой, что является проблемой, которую необходимо разрешить. которую необходимо разрешить.

Пути профессионального

Пути профессионального

мастерства

мастерства


Перспективы

Перспективы

профессионального роста

профессионального роста


Помните:

Помните:

Чтобы воспитывать других,

Чтобы воспитывать других,

надо самому быть грамотным

надо самому быть грамотным

и счастливым человеком.

и счастливым человеком.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!