Автор: Крупина Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 72 с углубленным изучением английского языка"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область Кузбасс
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Реализация принципов инклюзивного обучения в условиях современного образовательного пространства
Реализация принципов инклюзивного обучения в условиях современного
образовательного пространства .
Одной из приоритетных задач современной образовательной политики
нашей страны является обеспечение государственных гарантий доступности
качественного образования в течение всей жизни (непрерывного
образования) и равных возможностей его получения .В числе условий,
обеспечивающих эффективность непрерывного образования ,ведущее место
занимает реализация принципов инклюзивного обучения .
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных
задач
для
страны.
Это
необходимое
условие
создания
действительно
инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и
востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому
ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью
реализовать
свой
потенциал,
приносить
пользу
обществу
и
стать
полноценным его членом»
Дэвид Бланкет
Инклюзивное образование (или включенное) – термин, используемый для
описания
процесса
обучения
детей
с
особыми
потребностями
в
общеобразовательных
школах.
В
основу
инклюзивного
образования
положена
идеология,
которая
исключает
любую
дискриминацию
детей,
которая
обеспечивает
равное
отношение
ко
всем
людям,
но
создает
специальные
условия
для
детей,
имеющих
особые
образовательные
потребности.
Обучение детей с особыми потребностями в ОУ позволяет здоровым детям
развивать толерантность и ответственность.
Принцип инклюзивного образования означает: все дети должны быть с
самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по
месту жительства; задача инклюзивной школы – построить систему, которая
удовлетворяет потребности каждого; в инклюзивных школах все дети, а не
только с инвалидностью, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им
добиваться
успехов,
ощущать
безопасность,
ценность
совместного
пребывания в коллективе. Инклюзивные школы нацелены во многом на иные
образовательные достижения, чем те, что чаще всего признаются обычным
образованием. Цель
такой
школы –
дать
всем
учащимся
возможность
наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в
коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное
взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества.
Принципы инклюзивного образования:
1.
принимать
учеников
с
инвалидностью
как
любых
других
детей
в
классе;
2.
включать
их
в
одинаковые
виды
деятельности,
но
ставить
разные
задачи;
3.
вовлекать
учеников
в
коллективные
формы
обучения
и
групповое
решение задач;
4.
использовать
и
другие
стратегии
коллективного
участия
–
игры,
совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д.
К детям с ограниченными возможностями здоровья относят:
1.
детей – инвалидов;
2.
детей с диагнозом умственной отсталости;
3.
детей с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи;
4.
детей с аутизмом;
5.
детей с комбинированными нарушениями в развитии.
В законопроекте «Об образовании лиц с ограниченными возможностями
здоровья
(специальном
образовании)
»,
представленном
в
Госдуму
РФ,
устанавливается возможность обучения детей – инвалидов в массовой школе,
а в докладе Государственного Совета РФ «Образовательная политика России
на современном этапе» (2001 г.) подчеркивается: «дети, имеющие проблемы
со здоровьем, должны обеспечиваться государством медико-психологическим
сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно
в
общеобразовательной
школе
по
месту
жительства
и
только
в
исключительных случаях – в специальных школах - интернатах».
Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним
их приоритетов государственной образовательной политики России. Переход
к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала конвенции
ООН в области прав детей, прав инвалидов. Не случайно 2009 год был
объявлен Годом равных возможностей.
В
Государственном
стандарте
образования
предусмотрена
программа
коррекционной работы, которая должна быть направлена на обеспечение
недостатков в физическом и психическом развитии и оказание детям помощи
в освоении основной образовательной программы.
Для развития потенциала обучающихся с ограниченными возможностями
совместно с родителями разрабатываются индивидуальные учебные планы.
Реализация
планов
осуществляется
с
поддержкой
тьюторов, психологов,
педиатров.
Для каждого ученика нужно ежедневно создавать ситуацию успеха, отмечать
каждое достижение, опираясь на его индивидуальный уровень развития.
Полученные
знания
помогают
ребенку
чувствовать
себя
уверенным
и
сильным. А значит быть счастливым.
Задача: добиваться, чтобы каждый ребенок получал знания.
Приемы работы с детьми – инвалидами:
1.– (лечебная педагогика А. А. Дубровского) отвлечение ребенка от ухода в
болезнь;
- занятия гимнастикой, движения;
- включение в труд – заботу, труд – радость (посадка деревьев, выращивание
цветов);
- внесение игры;
- помощь в занятиях творчеством;
- занятия по психотерапии
2. Православные беседы.
3. Учет возрастных психологических особенностей
4. Диагностика индивидуальных особенностей.
5. Рефлексия. Индивидуальные карты достижений. Портфолио
6.
Интересное,
доступное,
личностно
- и
практико-
ориентированное
содержание программы обучения.
7. Технические средства обучения.
8. Использование различных видов наглядности, опорные схемы, пособия.
9. Физкультминутки и упражнения на развитие пальцевой моторики.
Мировая практика инклюзивного образования
За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета
нормативных
актов,
способствующих
расширению
образовательных
возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и
Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение
д о с т у п а
к
о б р а з о в а н и ю (widening
p a r t i c i p a t i o n ) , мэйнстриминг
(mainstreaming), интеграция
( i n t e g r a t i o n ) , инклюзия,
т.е.
включение
(inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со
сверстниками
на
праздниках,
в
различных
досуговых
программах.
Интеграция
означает
приведение
потребностей
детей
с
психическими
и
физическими
нарушениями
в
соответствие
с
системой
образования,
остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение,
или
инклюзия
,
реформирование
школ
и
перепланировка
учебных
помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без
исключения.
В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций,
посвященных
проблеме
самоорганизации
родителей
детей-инвалидов,
общественной
активности
взрослых
инвалидов
и
защитников
их
прав,
способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.
Исследования
экономической
эффективности
инклюзивного
образования,
проведенные
в
1980
-
1990-х
гг.
и
демонстрируют
преимущества
интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.
На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился
определенный
консенсус
относительно
важности
интеграции
детей-
инвалидов. Государственные, муниципальные школы получают бюджетное
финансирование
на
детей
с
особыми
потребностями,
и,
соответственно,
заинтере сованы
в
увеличении
числа
учащихся,
о ф и ц и а л ь н о
зарегистрированных как инвалиды.
Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О
правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря
2006 года.
Ситуация с инклюзивным образованием в России
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей
стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе
московского
Центра
лечебной
педагогики
и
родительской
общественной
организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).
С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с
ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах
были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению
детей-инвалидов.
По
результатам
эксперимента
были
проведены
две
международные конференции (1995, 1998). 31 января 2001 года участники
Международной
научно-практической
конференции
по
проблемам
интегрированного
обучения
приняли
Концепцию
интегрированного
образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была
направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством
образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе
с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства
образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических
вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной)
педагогики»
и
«Особенности
психологии
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям
дополнительного
профобразования
педагогов
ввести
эти
курсы
в
планы
повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ
регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании»,
федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также
Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о
защите прав человека и основных свобод.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В
статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации
права
на
образование
государства-участники
должны
обеспечить
инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни
человека.
Другие варианты обучения детей-инвалидов
Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты
обучения детей-инвалидов:
Спецшколы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным
пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в
воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни,
социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей
детей.
Коррекционные
классы
общеобразовательных
школ
-
форма
дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной
активной
помощи
детям
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Положительным
фактором
в
данном
случае
является
наличие
у
детей-
инвалидов
возможности
участвовать
во
многих
школьных
мероприятиях
наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети
учатся ближе к дому и воспитываются в семье.
Домашнее обучение - вариант обучения детей-инвалидов, при котором
преподаватели
образовательного
учреждения
организованно
посещают
ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания.
В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов
ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и
специализированные
школы
надомного
обучения
детей-инвалидов.
Домашнее
обучение
может
вестись
по
общей
,
либо
вспомогательной
программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании
обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с
указанием программы, по которой он проходил обучение.
Дистанционное
обучение
-
комплекс
образовательных
услуг,
предоставляемых
детям-инвалидам
с
помощью
специализированной
информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена
учебной
информацией
на
расстоянии
(спутниковое
телевидение,
радио,
компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения
необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-
камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с
центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как
общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение
учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей
отправкой результатов в центр дистанционного обучения.
На современном этапе развития западной и отечественной социальной
педагогики начинает проявляться новый социально-педагогический смысл
процесса интеграции детей с ОВЗ – инклюзия, т.е. социальное принятие
особых детей, включение их на всех этапах в жизнь общества. Понятие
«инклюзия» противопоставляется понятию «эксклюзия», т.е. исключение из
общества.
Термины
«интегрированное
образование»
и
«инклюзивное
образование»
педагоги,
специалисты
часто
используют
как
взаимозаменяемые.
Тем
не
менее, в философии между этими понятиями огромная разница. Понимание
различий
между
ними
позволит
педагогическим
коллективам
определить
предназначение образовательных учреждений и свои цели в обучении детей с
ОВЗ.
В
интегрированном
образовании
дети
с
ОВЗ
посещают
общеобразовательную школу и в центре именно вопрос посещения. Ребёнок
с
особыми
образовательными
потребностями
становится
проблемой
для
традиционно
устроенного
учебно-воспитательного
процесса.
Поэтому
ребёнка необходимо менять, реабилитировать так, чтобы он подходил школе
или обществу.
Инклюзивное образование предполагает изменение образовательной
системы, школы, а не самого ребёнка. Внимание педагогов при включении
детей
с
ОВЗ
в
единое
образовательное
пространство
урока,
занятия,
мероприятия акцентировано на возможностях и сильных сторонах в развитии
ребёнка.
Все люди нуждаются друг в друге.Подлинное образование может
осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.Все люди
нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.Для всех обучающихся
достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в
том, что не могут.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.Все
обучающиеся должны быть успешными.
Внимание педагога фокусируется на возможностях и сильных сторонах
ребёнка.
В
ходе
проектных
работ
была
разработана
модель
образовательного
пространства, обеспечивающего успешную инклюзию младших школьников
с ОВЗ, в условия массового обучения.
Предполагается, что задачи процесса инклюзии могут быть решены при
условии
обеспечения
движения
детей
с
ОВЗ
по
индивидуальным
образовательным
маршрутам,
что
позволит
им
осваивать
Стандарт
начального общего образования, будет способствовать их социализации и
реализации
их
индивидуальных
способностей.
Для
этого
предлагают
соответствующим образом выстроить образовательное пространство.
Личностно-деятельностный
подход
является
основой
организации
образовательного
пространства.
И
все
принципы,
приемы
и
методы
личностно-ориентированного подхода, с которым все знакомы, работают при
организации инклюзивного обучения.
Так же необходимо обеспечение:
индивидуальных образовательных маршрутов;
безотметочного оценивания в течение всех 4 лет;
сочетание зоны ближайшего и актуального развития ребёнка;
взаимопроникновение
сред
(учение,
обучение,
социализация)
в
образовательном пространстве;
Формы инклюзивного образования:
школа будущих первоклассников;
класс полной интеграции (из 20 учащихся 3-4 ребенка с ОВЗ);
специальный(коррекционный) класс частичной интеграции;
школа надомного обучения;
семейное обучение, экстернат;
Педагогическими средствами включения детей с различными
возможностями в образовательное пространство урока можно назвать
создание условий для организации процессов рефлексии, планирования,
детского сотрудничества, наблюдения, моделирования, включения детей в
разные виды деятельности при сопровождении дефектологов и психологов.
Используются приемы системы развивающего обучения Эльконина-
Давыдова, теория формирования учебного действия П.Я.Гальперина.
Таким
образом,
необходимо
отметить,
что,
к
сожалению,
инклюзивное
обучение стоит не дешевле специального (дифференцированного), так как
оно все равно требует создания особых условий для особого ребенка.
По словам Н.Н. Малофеева (Николай Николаевич Малофеев — член-кор.
РАО,
профессор,
директор
Института
коррекционной
педагогики
РАО)
интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения — это
закономерный этап развития системы специального образования в любой
стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в
том числе и Россия.
Основной принцип инклюзивного образования – это обучение детей с
особыми
образовательными
потребностями
в
обычных образовательных
учреждениях,
при
условии,
что
этим
образовательным
учреждениям
создаются все условия для удовлетворения специальных образовательных
потребностей таких лиц.
Необходимость создания классов для детей с ЗПР
Главной целью организации классов коррекции в общеобразовательном
учреждении
мы
считаем
создание
целостной
системы,
обеспечивающей
оптимальные педагогические условия для детей с ЗПР в соответствии с их
возрастными
и
индивидуально-психологическими
особенностями,
состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Цели коррекционной работы.
В
системе
функций,
выполняемых
школой,
наиболее
важная
роль
принадлежит коррекционной, которая предполагает уделить особое внимание
работе
по
преодолению
отставания
учащихся,
неуспеваемости,
а
также
отклонения в поведении и устранению дефектов, аномалий.
Целью
такой
работы
является
создание
оптимальных
психолого-
педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных
способностей каждого ученика.
Результатом
такой
работы
должна
явиться
полная
ликвидация
обнаруженных затруднений.
Цели воспитательно-коррекционной работы:
- Оптимизация эмоционально-личностной сферы ребёнка.
- Развитие познавательной сферы, формирование высших психических
функций.
- Адаптация ребёнка к окружающему миру и интеграция его в школьный
социум.
Задачи воспитательно-коррекционной работы:
В работе с детьми:
- диагностика и коррекция познавательной сферы;
- Дъдиагностика и коррекция личностных особенностей ребёнка;
- коррекция недостатков эмоционально-волевой, нравственной сферы;
- включение ребёнка в активную деятельность на основе использования его
положительных интересов и склонностей;
- организация успеха ребёнка;
- формирование навыков общения;
В работе с родителями:
-повышение
педагогической
грамотности
родителей,
культуры
взаимоотношений;
- активное включение родителей в воспитательный процесс;
- помощь родителям в воспитании ребёнка;
- контроль за организацией нормального режима дня ребёнка, устранение
его безнадзорности;
- оптимизация процесса общения в семье;
- восстановление потенциала семьи;
Организация
учебно-воспитательной
работы
в
обычных
общеобразовательных классах для детей с ЗПР осуществляется по основным
направлениям:
- управленческая деятельность;
- психолого-логопедическое сопровождение;
- медицинское сопровождение;
- социальная адаптация;
- работа с родителями.
Семья –это первый институт взаимодействия человека с обществом. Она с
раннего детства направляет его сознание ,волю и чувства. От того ,какое
место занимает в ней ребёнок с ОВЗ, так складывается его жизненный опыт ,
элементарные знания и представления об окружающем мире ,умения и
навыки взаимодействия с обществом .Поэтому важно , чтобы семья
положительно влияла на его социальное развитие , а родители понимали
важность правильного воспитания ребёнка. Исходя из этого , главная задача
семейной социализации состоит в том , чтобы развить у ребёнка способности
совместной ,коллективной деятельности и подготовить ребёнка с ОВЗ к
будущей жизни в различных группах и коллективах .
Поэтому , в контексте инклюзивного образования важную роль играют
взаимоотношения между семьёй и образовательным учреждением .Научно-
методическая ,экспериментальная ,просветительская деятельность ОУ
способствует решению задач, связанных с качеством и доступностью
непрерывного образования детей с ОВЗ.