Напоминание

Реализация принципов инклюзивного обучения в условиях современного образовательного пространства

Автор: Крупина Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 72 с углубленным изучением английского языка"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область Кузбасс
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Реализация принципов инклюзивного обучения в условиях современного образовательного пространства







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Реализация принципов инклюзивного обучения в условиях современного

образовательного пространства .

Одной из приоритетных задач современной образовательной политики

нашей страны является обеспечение государственных гарантий доступности

качественного образования в течение всей жизни (непрерывного

образования) и равных возможностей его получения .В числе условий,

обеспечивающих эффективность непрерывного образования ,ведущее место

занимает реализация принципов инклюзивного обучения .

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных

задач

для

страны.

Это

необходимое

условие

создания

действительно

инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и

востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому

ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью

реализовать

свой

потенциал,

приносить

пользу

обществу

и

стать

полноценным его членом»

Дэвид Бланкет

Инклюзивное образование (или включенное) – термин, используемый для

описания

процесса

обучения

детей

с

особыми

потребностями

в

общеобразовательных

школах.

В

основу

инклюзивного

образования

положена

идеология,

которая

исключает

любую

дискриминацию

детей,

которая

обеспечивает

равное

отношение

ко

всем

людям,

но

создает

специальные

условия

для

детей,

имеющих

особые

образовательные

потребности.

Обучение детей с особыми потребностями в ОУ позволяет здоровым детям

развивать толерантность и ответственность.

Принцип инклюзивного образования означает: все дети должны быть с

самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по

месту жительства; задача инклюзивной школы – построить систему, которая

удовлетворяет потребности каждого; в инклюзивных школах все дети, а не

только с инвалидностью, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им

добиваться

успехов,

ощущать

безопасность,

ценность

совместного

пребывания в коллективе. Инклюзивные школы нацелены во многом на иные

образовательные достижения, чем те, что чаще всего признаются обычным

образованием. Цель

такой

школы

дать

всем

учащимся

возможность

наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в

коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное

взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества.

Принципы инклюзивного образования:

1.

принимать

учеников

с

инвалидностью

как

любых

других

детей

в

классе;

2.

включать

их

в

одинаковые

виды

деятельности,

но

ставить

разные

задачи;

3.

вовлекать

учеников

в

коллективные

формы

обучения

и

групповое

решение задач;

4.

использовать

и

другие

стратегии

коллективного

участия

игры,

совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д.

К детям с ограниченными возможностями здоровья относят:

1.

детей – инвалидов;

2.

детей с диагнозом умственной отсталости;

3.

детей с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи;

4.

детей с аутизмом;

5.

детей с комбинированными нарушениями в развитии.

В законопроекте «Об образовании лиц с ограниченными возможностями

здоровья

(специальном

образовании)

»,

представленном

в

Госдуму

РФ,

устанавливается возможность обучения детей – инвалидов в массовой школе,

а в докладе Государственного Совета РФ «Образовательная политика России

на современном этапе» (2001 г.) подчеркивается: «дети, имеющие проблемы

со здоровьем, должны обеспечиваться государством медико-психологическим

сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно

в

общеобразовательной

школе

по

месту

жительства

и

только

в

исключительных случаях – в специальных школах - интернатах».

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним

их приоритетов государственной образовательной политики России. Переход

к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала конвенции

ООН в области прав детей, прав инвалидов. Не случайно 2009 год был

объявлен Годом равных возможностей.

В

Государственном

стандарте

образования

предусмотрена

программа

коррекционной работы, которая должна быть направлена на обеспечение

недостатков в физическом и психическом развитии и оказание детям помощи

в освоении основной образовательной программы.

Для развития потенциала обучающихся с ограниченными возможностями

совместно с родителями разрабатываются индивидуальные учебные планы.

Реализация

планов

осуществляется

с

поддержкой

тьюторов, психологов,

педиатров.

Для каждого ученика нужно ежедневно создавать ситуацию успеха, отмечать

каждое достижение, опираясь на его индивидуальный уровень развития.

Полученные

знания

помогают

ребенку

чувствовать

себя

уверенным

и

сильным. А значит быть счастливым.

Задача: добиваться, чтобы каждый ребенок получал знания.

Приемы работы с детьми – инвалидами:

1.– (лечебная педагогика А. А. Дубровского) отвлечение ребенка от ухода в

болезнь;

- занятия гимнастикой, движения;

- включение в труд – заботу, труд – радость (посадка деревьев, выращивание

цветов);

- внесение игры;

- помощь в занятиях творчеством;

- занятия по психотерапии

2. Православные беседы.

3. Учет возрастных психологических особенностей

4. Диагностика индивидуальных особенностей.

5. Рефлексия. Индивидуальные карты достижений. Портфолио

6.

Интересное,

доступное,

личностно

- и

практико-

ориентированное

содержание программы обучения.

7. Технические средства обучения.

8. Использование различных видов наглядности, опорные схемы, пособия.

9. Физкультминутки и упражнения на развитие пальцевой моторики.

Мировая практика инклюзивного образования

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета

нормативных

актов,

способствующих

расширению

образовательных

возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и

Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение

д о с т у п а

к

о б р а з о в а н и ю (widening

p a r t i c i p a t i o n ) , мэйнстриминг

(mainstreaming), интеграция

( i n t e g r a t i o n ) , инклюзия,

т.е.

включение

(inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со

сверстниками

на

праздниках,

в

различных

досуговых

программах.

Интеграция

означает

приведение

потребностей

детей

с

психическими

и

физическими

нарушениями

в

соответствие

с

системой

образования,

остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение,

или

инклюзия

,

реформирование

школ

и

перепланировка

учебных

помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без

исключения.

В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций,

посвященных

проблеме

самоорганизации

родителей

детей-инвалидов,

общественной

активности

взрослых

инвалидов

и

защитников

их

прав,

способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.

Исследования

экономической

эффективности

инклюзивного

образования,

проведенные

в

1980

-

1990-х

гг.

и

демонстрируют

преимущества

интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.

На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился

определенный

консенсус

относительно

важности

интеграции

детей-

инвалидов. Государственные, муниципальные школы получают бюджетное

финансирование

на

детей

с

особыми

потребностями,

и,

соответственно,

заинтере сованы

в

увеличении

числа

учащихся,

о ф и ц и а л ь н о

зарегистрированных как инвалиды.

Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О

правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря

2006 года.

Ситуация с инклюзивным образованием в России

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей

стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе

московского

Центра

лечебной

педагогики

и

родительской

общественной

организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).

С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с

ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах

были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению

детей-инвалидов.

По

результатам

эксперимента

были

проведены

две

международные конференции (1995, 1998). 31 января 2001 года участники

Международной

научно-практической

конференции

по

проблемам

интегрированного

обучения

приняли

Концепцию

интегрированного

образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была

направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством

образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе

с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства

образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических

вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной)

педагогики»

и

«Особенности

психологии

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям

дополнительного

профобразования

педагогов

ввести

эти

курсы

в

планы

повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ

регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании»,

федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также

Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о

защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В

статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации

права

на

образование

государства-участники

должны

обеспечить

инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни

человека.

Другие варианты обучения детей-инвалидов

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты

обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным

пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в

воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни,

социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей

детей.

Коррекционные

классы

общеобразовательных

школ

-

форма

дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной

активной

помощи

детям

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Положительным

фактором

в

данном

случае

является

наличие

у

детей-

инвалидов

возможности

участвовать

во

многих

школьных

мероприятиях

наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети

учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение - вариант обучения детей-инвалидов, при котором

преподаватели

образовательного

учреждения

организованно

посещают

ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания.

В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов

ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и

специализированные

школы

надомного

обучения

детей-инвалидов.

Домашнее

обучение

может

вестись

по

общей

,

либо

вспомогательной

программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании

обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с

указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное

обучение

-

комплекс

образовательных

услуг,

предоставляемых

детям-инвалидам

с

помощью

специализированной

информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена

учебной

информацией

на

расстоянии

(спутниковое

телевидение,

радио,

компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения

необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-

камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с

центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как

общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение

учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей

отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

На современном этапе развития западной и отечественной социальной

педагогики начинает проявляться новый социально-педагогический смысл

процесса интеграции детей с ОВЗ – инклюзия, т.е. социальное принятие

особых детей, включение их на всех этапах в жизнь общества. Понятие

«инклюзия» противопоставляется понятию «эксклюзия», т.е. исключение из

общества.

Термины

«интегрированное

образование»

и

«инклюзивное

образование»

педагоги,

специалисты

часто

используют

как

взаимозаменяемые.

Тем

не

менее, в философии между этими понятиями огромная разница. Понимание

различий

между

ними

позволит

педагогическим

коллективам

определить

предназначение образовательных учреждений и свои цели в обучении детей с

ОВЗ.

В

интегрированном

образовании

дети

с

ОВЗ

посещают

общеобразовательную школу и в центре именно вопрос посещения. Ребёнок

с

особыми

образовательными

потребностями

становится

проблемой

для

традиционно

устроенного

учебно-воспитательного

процесса.

Поэтому

ребёнка необходимо менять, реабилитировать так, чтобы он подходил школе

или обществу.

Инклюзивное образование предполагает изменение образовательной

системы, школы, а не самого ребёнка. Внимание педагогов при включении

детей

с

ОВЗ

в

единое

образовательное

пространство

урока,

занятия,

мероприятия акцентировано на возможностях и сильных сторонах в развитии

ребёнка.

Все люди нуждаются друг в друге.Подлинное образование может

осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.Все люди

нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.Для всех обучающихся

достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в

том, что не могут.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.Все

обучающиеся должны быть успешными.

Внимание педагога фокусируется на возможностях и сильных сторонах

ребёнка.

В

ходе

проектных

работ

была

разработана

модель

образовательного

пространства, обеспечивающего успешную инклюзию младших школьников

с ОВЗ, в условия массового обучения.

Предполагается, что задачи процесса инклюзии могут быть решены при

условии

обеспечения

движения

детей

с

ОВЗ

по

индивидуальным

образовательным

маршрутам,

что

позволит

им

осваивать

Стандарт

начального общего образования, будет способствовать их социализации и

реализации

их

индивидуальных

способностей.

Для

этого

предлагают

соответствующим образом выстроить образовательное пространство.

Личностно-деятельностный

подход

является

основой

организации

образовательного

пространства.

И

все

принципы,

приемы

и

методы

личностно-ориентированного подхода, с которым все знакомы, работают при

организации инклюзивного обучения.

Так же необходимо обеспечение:

индивидуальных образовательных маршрутов;

безотметочного оценивания в течение всех 4 лет;

сочетание зоны ближайшего и актуального развития ребёнка;

взаимопроникновение

сред

(учение,

обучение,

социализация)

в

образовательном пространстве;

Формы инклюзивного образования:

школа будущих первоклассников;

класс полной интеграции (из 20 учащихся 3-4 ребенка с ОВЗ);

специальный(коррекционный) класс частичной интеграции;

школа надомного обучения;

семейное обучение, экстернат;

Педагогическими средствами включения детей с различными

возможностями в образовательное пространство урока можно назвать

создание условий для организации процессов рефлексии, планирования,

детского сотрудничества, наблюдения, моделирования, включения детей в

разные виды деятельности при сопровождении дефектологов и психологов.

Используются приемы системы развивающего обучения Эльконина-

Давыдова, теория формирования учебного действия П.Я.Гальперина.

Таким

образом,

необходимо

отметить,

что,

к

сожалению,

инклюзивное

обучение стоит не дешевле специального (дифференцированного), так как

оно все равно требует создания особых условий для особого ребенка.

По словам Н.Н. Малофеева (Николай Николаевич Малофеев — член-кор.

РАО,

профессор,

директор

Института

коррекционной

педагогики

РАО)

интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения — это

закономерный этап развития системы специального образования в любой

стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в

том числе и Россия.

Основной принцип инклюзивного образования – это обучение детей с

особыми

образовательными

потребностями

в

обычных образовательных

учреждениях,

при

условии,

что

этим

образовательным

учреждениям

создаются все условия для удовлетворения специальных образовательных

потребностей таких лиц.

Необходимость создания классов для детей с ЗПР

Главной целью организации классов коррекции в общеобразовательном

учреждении

мы

считаем

создание

целостной

системы,

обеспечивающей

оптимальные педагогические условия для детей с ЗПР в соответствии с их

возрастными

и

индивидуально-психологическими

особенностями,

состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Цели коррекционной работы.

В

системе

функций,

выполняемых

школой,

наиболее

важная

роль

принадлежит коррекционной, которая предполагает уделить особое внимание

работе

по

преодолению

отставания

учащихся,

неуспеваемости,

а

также

отклонения в поведении и устранению дефектов, аномалий.

Целью

такой

работы

является

создание

оптимальных

психолого-

педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных

способностей каждого ученика.

Результатом

такой

работы

должна

явиться

полная

ликвидация

обнаруженных затруднений.

Цели воспитательно-коррекционной работы:

- Оптимизация эмоционально-личностной сферы ребёнка.

- Развитие познавательной сферы, формирование высших психических

функций.

- Адаптация ребёнка к окружающему миру и интеграция его в школьный

социум.

Задачи воспитательно-коррекционной работы:

В работе с детьми:

- диагностика и коррекция познавательной сферы;

- Дъдиагностика и коррекция личностных особенностей ребёнка;

- коррекция недостатков эмоционально-волевой, нравственной сферы;

- включение ребёнка в активную деятельность на основе использования его

положительных интересов и склонностей;

- организация успеха ребёнка;

- формирование навыков общения;

В работе с родителями:

-повышение

педагогической

грамотности

родителей,

культуры

взаимоотношений;

- активное включение родителей в воспитательный процесс;

- помощь родителям в воспитании ребёнка;

- контроль за организацией нормального режима дня ребёнка, устранение

его безнадзорности;

- оптимизация процесса общения в семье;

- восстановление потенциала семьи;

Организация

учебно-воспитательной

работы

в

обычных

общеобразовательных классах для детей с ЗПР осуществляется по основным

направлениям:

- управленческая деятельность;

- психолого-логопедическое сопровождение;

- медицинское сопровождение;

- социальная адаптация;

- работа с родителями.

Семья –это первый институт взаимодействия человека с обществом. Она с

раннего детства направляет его сознание ,волю и чувства. От того ,какое

место занимает в ней ребёнок с ОВЗ, так складывается его жизненный опыт ,

элементарные знания и представления об окружающем мире ,умения и

навыки взаимодействия с обществом .Поэтому важно , чтобы семья

положительно влияла на его социальное развитие , а родители понимали

важность правильного воспитания ребёнка. Исходя из этого , главная задача

семейной социализации состоит в том , чтобы развить у ребёнка способности

совместной ,коллективной деятельности и подготовить ребёнка с ОВЗ к

будущей жизни в различных группах и коллективах .

Поэтому , в контексте инклюзивного образования важную роль играют

взаимоотношения между семьёй и образовательным учреждением .Научно-

методическая ,экспериментальная ,просветительская деятельность ОУ

способствует решению задач, связанных с качеством и доступностью

непрерывного образования детей с ОВЗ.