Автор: Зарипова Ульяна Давыдовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ КСОШ им. В.И. Шарпатова
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: Выражения с переменными
Тема: Сложение и вычитание
Тема: «Выражения с переменными».
Цели урока:
1. Познакомить детей с новым математическим понятием «Буквенные
выражения», научить читать, записывать, находить значения математических
выражений;
2. Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать составные задачи;
3. Развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся, умения делать
выводы;
4. Учить рассуждать, используя ранее изученные знания.
Ход урока.
I. Организационный момент.
СЛАЙД 2.1.Чистописание.
Сегодня у нас в гостях цифра акробатка. Угадали?
(на доске закрепляются карточки 6 и 9).
Обратите внимание, обе цифры начинаем писать из одной и той же точки.
(запись цифр с чередованием в тетрадях). 69 96
Устный счёт.
Началась наша работа. А разве может быть математика без устного счёта?
СЛАЙД 3. Найдите закономерность и назовите пропущенные числа:
12, 23, …,45, …,…,78, … .(запись на доске, дети хором называют числа)
Я называю число, а вы дополните его до 15.
2 4 1 5 3 7 9 6 8 10
Проверка .СЛАЙД 4.13, 11, 14, 10, 12, 8, 6, 9, 7,5)
2. Устный счёт. Работа в парах.
Продолжается наша работа. С чего мы начнём её? (С устного счёта.)( Дети
обсуждают решение в парах).
СЛАЙД 5. Счёт и вычисления - основа порядка в голове. (Песталоцци)
Задача на логику.
1.Три первых урока были: математика, русский язык, чтение. Математика не первый,
чтение - не первый и не третий. Какой порядок уроков?
2. Решите ещё одну задачу: «У Иры 3 апельсина, 2 половинки и 4 четвертинки.
Сколько апельсинов у Иры?»
(У Иры 5 апельсинов, так как 2 половинки - это один апельсин и 4 четвертинки –
это один апельсин: 3+1+1=5.)
II. НОВАЯ ТЕМА.
1.Посмотрите внимательно на записи.
СЛАЙД 6. Находим значение и показываем карточки с результатом.
5 + 3 14 - (8 + 3) а - 5 24 - 4 20+10 48-8
- Составьте из этих выражений две группы. 5 + 3 а - 5
14 – (8 + 3)
24 – 4
20+10
48 - 8
- Как называются записи первой группы? (числовые выражения)
- Что значит найти значение выражения?
-Можем ли мы прочитать эти записи?Да.
- Смогли ли вы найти значение выражения второй группы? Нет.-
Почему? Не умеем решать такие выражения.
- Что такое а? буква
- Как вы думаете, как называются такие выражения? ( буквенные)
Как читается эта запись?
СЛАЙД 7. Вы уже знакомы с заданиями с пустыми клетками. В математике вместо
пустых окошечек ставятся латинские буквы.
СЛАЙД 8.
2. « Открытие « детьми нового знания.
При записи буквенного выражения используются буквы латинского алфавита.
Латинский алфавит произошел греческого алфавита примерно в VII веке до нашей
эры, более 2000 лет тому назад.
В настоящее время латинский алфавит знаком почти всем людям Земли, поскольку
изучается всеми школьниками либо на уроках математики , либо на уроках
иностранного языка, физики. Латинский алфавит называют алфавитом
международного общения.
СЛАЙД 9 .
3. Чтение букв латинского алфавита.Прочитаем буквы латинского алфавита.
а - «а»
в - « бэ»
с - «цэ»
d - « дэ»
k - « ка»
x - «икс»
y- « игрек»
СЛАЙД 10. Что можно изменить, чтобы найти значение буквенного выражения 3 –
х? (заменить латинские буквы на числа)
III. Вы догадались, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (находить
значение буквенных выражений)
Для удобства я вам приготовила модель числового выражения.
СЛАЙД 11.
Давайте составим алгоритм(последовательность) решения выражений:
1)
прочитать;
2)
записать;
3)
подставить в выражение число;
4)
вычислить.
СЛАЙД 12. (заменю х на число…
- В результате, какие выражения мы получили? (числовые)
- Какие выражения называют буквенными? (в записи которых есть буква)
- Для чего нужны буквенные выражения? (для того, чтобы получать разные
числовые выражения)
СЛАЙД 13. - Как читаются буквенные выражения?(Так же, как и числовые)
Физминутка.
СЛАЙД 14.
IV. Давайте внимательно посмотрим на доску и попробуем определить, какая
из записей представляет буквенное выражение?
25 + 8 7 > c 5 - х
46 – b
7 – 2 = 5
-Почему запись 7 > c не является выражением? (это неравенство)
- Что такое 7 – 2 = 5? (равенство)
- Что такое 25 + 8? (числовое выражение)
V. А теперь, ребята, поработаем в парах. Из множества записей попробуйте
найти буквенные выражения и подчеркнуть красным карандашом.
а + 12 13 – 7
34 + с 17 + 7
76 > 67 54 – 9 = 45
выражение
неравенства
равенства
у – 45 72 – х
99 – 9 56 – 8
к + 4 – 6 66 + с
Проверка. Зачитываем буквенные выражения.
VI. Закрепление.
1.Рисунок. На пенёчке карточка с окошечком. 2 + .Поставьте число ежика 5,
лисицы 6, белки 4, зайца 3.
2.Решение задачи с неизвестными данными.
У Толи было а красных флажков и 4 синих. Сколько всего флажков было у Толи?
- О чём идёт речь в задаче? (о флажках)
-Что сказано о флажках? (они красные и синие)
а кр. фл. 4 c. фл.
- Сколько было красных? (а)
- Сколько было синих? (4)
- Какой главный вопрос в задаче? ? фл.
- Каким действием будем находить кол-во флажков? ( + )
-Что с чем будем складывать? (a + 4)
- Возможно, ли ответить на вопрос задачи? (нет, мы не можем посчитать, не
хватает данных)
- Подумайте, что можно изменить в задаче, чтобы решить её? (заменить латинские
буквы на числа)
- Сколько может быть вариантов решения? (множество)
- Какой вывод мы можем сделать?
(если вместо латинской буквы подставлять разные числа, получаться разные
результаты).
2. а) стр. 76, №1,можно ли подставлять в окошки любые числа?
VII. Теперь поработаем над изученным ранее материалом.
Решение задачи №2 . Организованно, с обсуждением.
было – 50 р. и 10 р.
потратила – 30 р.
осталось - ?
(50 + 10) – 30 = 30 (р.)
Ответ: у мамы осталось 30 рублей.
Решение задачи №3 Самостоятельное решение любым способом.
было – 30 м
продали – 5 м и 7 м
осталось - ?
30 – (5 + 7) = 18 м
Ответ: осталось 18 м ленты..
VIII. Рефлексия. Задания на листах.
Берите задания того цвета, соответствующие вашему
настроению. Выполнив задания вы еще раз повторите ключевую фразу нашего урока.
32 - 2
17 - 9
33 + 40
48 - 3
5 + 6
15 - 9
40 + 20
79 - 8
60 - 30
4 + 9
100 - 1
20 + 16
У
В
Е
К
Ы
Н
Б
А
И
Ж
Я
Р
60
30
45
8
73
6
6
11
73
8
11
36
71
13
73
6
30
99
Подведение итогов.
- Чему учились на уроке?
- Что особенно понравилось?
- Что осталось непонятным?
IX. Домашнее задание:
Для самых трудолюбивых– составить 2 буквенных выражения, подставить
различные числа и найти их значение;