Напоминание

Сложение и вычитание

Автор: Зарипова Ульяна Давыдовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ КСОШ им. В.И. Шарпатова
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: Выражения с переменными
Тема: Сложение и вычитание







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема: «Выражения с переменными».

Цели урока:

1. Познакомить детей с новым математическим понятием «Буквенные

выражения», научить читать, записывать, находить значения математических

выражений;

2. Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать составные задачи;

3. Развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся, умения делать

выводы;

4. Учить рассуждать, используя ранее изученные знания.

Ход урока.

I. Организационный момент.

СЛАЙД 2.1.Чистописание.

Сегодня у нас в гостях цифра акробатка. Угадали?

(на доске закрепляются карточки 6 и 9).

Обратите внимание, обе цифры начинаем писать из одной и той же точки.

(запись цифр с чередованием в тетрадях). 69 96

Устный счёт.

Началась наша работа. А разве может быть математика без устного счёта?

СЛАЙД 3. Найдите закономерность и назовите пропущенные числа:

12, 23, …,45, …,…,78, … .(запись на доске, дети хором называют числа)

Я называю число, а вы дополните его до 15.

2 4 1 5 3 7 9 6 8 10

Проверка .СЛАЙД 4.13, 11, 14, 10, 12, 8, 6, 9, 7,5)

2. Устный счёт. Работа в парах.

Продолжается наша работа. С чего мы начнём её? (С устного счёта.)( Дети

обсуждают решение в парах).

СЛАЙД 5. Счёт и вычисления - основа порядка в голове. (Песталоцци)

Задача на логику.

1.Три первых урока были: математика, русский язык, чтение. Математика не первый,

чтение - не первый и не третий. Какой порядок уроков?

2. Решите ещё одну задачу: «У Иры 3 апельсина, 2 половинки и 4 четвертинки.

Сколько апельсинов у Иры?»

(У Иры 5 апельсинов, так как 2 половинки - это один апельсин и 4 четвертинки –

это один апельсин: 3+1+1=5.)

II. НОВАЯ ТЕМА.

1.Посмотрите внимательно на записи.

СЛАЙД 6. Находим значение и показываем карточки с результатом.

5 + 3 14 - (8 + 3) а - 5 24 - 4 20+10 48-8

- Составьте из этих выражений две группы. 5 + 3 а - 5

14 – (8 + 3)

24 – 4

20+10

48 - 8

- Как называются записи первой группы? (числовые выражения)

- Что значит найти значение выражения?

-Можем ли мы прочитать эти записи?Да.

- Смогли ли вы найти значение выражения второй группы? Нет.-

Почему? Не умеем решать такие выражения.

- Что такое а? буква

- Как вы думаете, как называются такие выражения? ( буквенные)

Как читается эта запись?

СЛАЙД 7. Вы уже знакомы с заданиями с пустыми клетками. В математике вместо

пустых окошечек ставятся латинские буквы.

СЛАЙД 8.

2. « Открытие « детьми нового знания.

При записи буквенного выражения используются буквы латинского алфавита.

Латинский алфавит произошел греческого алфавита примерно в VII веке до нашей

эры, более 2000 лет тому назад.

В настоящее время латинский алфавит знаком почти всем людям Земли, поскольку

изучается всеми школьниками либо на уроках математики , либо на уроках

иностранного языка, физики. Латинский алфавит называют алфавитом

международного общения.

СЛАЙД 9 .

3. Чтение букв латинского алфавита.Прочитаем буквы латинского алфавита.

а - «а»

в - « бэ»

с - «цэ»

d - « дэ»

k - « ка»

x - «икс»

y- « игрек»

СЛАЙД 10. Что можно изменить, чтобы найти значение буквенного выражения 3 –

х? (заменить латинские буквы на числа)

III. Вы догадались, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (находить

значение буквенных выражений)

Для удобства я вам приготовила модель числового выражения.

СЛАЙД 11.

Давайте составим алгоритм(последовательность) решения выражений:

1)

прочитать;

2)

записать;

3)

подставить в выражение число;

4)

вычислить.

СЛАЙД 12. (заменю х на число…

- В результате, какие выражения мы получили? (числовые)

- Какие выражения называют буквенными? (в записи которых есть буква)

- Для чего нужны буквенные выражения? (для того, чтобы получать разные

числовые выражения)

СЛАЙД 13. - Как читаются буквенные выражения?(Так же, как и числовые)

Физминутка.

СЛАЙД 14.

IV. Давайте внимательно посмотрим на доску и попробуем определить, какая

из записей представляет буквенное выражение?

25 + 8 7 > c 5 - х

46 – b

7 – 2 = 5

-Почему запись 7 > c не является выражением? (это неравенство)

- Что такое 7 – 2 = 5? (равенство)

- Что такое 25 + 8? (числовое выражение)

V. А теперь, ребята, поработаем в парах. Из множества записей попробуйте

найти буквенные выражения и подчеркнуть красным карандашом.

а + 12 13 – 7

34 + с 17 + 7

76 > 67 54 – 9 = 45

выражение

неравенства

равенства

у – 45 72 – х

99 – 9 56 – 8

к + 4 – 6 66 + с

Проверка. Зачитываем буквенные выражения.

VI. Закрепление.

1.Рисунок. На пенёчке карточка с окошечком. 2 + .Поставьте число ежика 5,

лисицы 6, белки 4, зайца 3.

2.Решение задачи с неизвестными данными.

У Толи было а красных флажков и 4 синих. Сколько всего флажков было у Толи?

- О чём идёт речь в задаче? (о флажках)

-Что сказано о флажках? (они красные и синие)

а кр. фл. 4 c. фл.

- Сколько было красных? (а)

- Сколько было синих? (4)

- Какой главный вопрос в задаче? ? фл.

- Каким действием будем находить кол-во флажков? ( + )

-Что с чем будем складывать? (a + 4)

- Возможно, ли ответить на вопрос задачи? (нет, мы не можем посчитать, не

хватает данных)

- Подумайте, что можно изменить в задаче, чтобы решить её? (заменить латинские

буквы на числа)

- Сколько может быть вариантов решения? (множество)

- Какой вывод мы можем сделать?

(если вместо латинской буквы подставлять разные числа, получаться разные

результаты).

2. а) стр. 76, №1,можно ли подставлять в окошки любые числа?

VII. Теперь поработаем над изученным ранее материалом.

Решение задачи №2 . Организованно, с обсуждением.

было – 50 р. и 10 р.

потратила – 30 р.

осталось - ?

(50 + 10) – 30 = 30 (р.)

Ответ: у мамы осталось 30 рублей.

Решение задачи №3 Самостоятельное решение любым способом.

было – 30 м

продали – 5 м и 7 м

осталось - ?

30 – (5 + 7) = 18 м

Ответ: осталось 18 м ленты..

VIII. Рефлексия. Задания на листах.

Берите задания того цвета, соответствующие вашему

настроению. Выполнив задания вы еще раз повторите ключевую фразу нашего урока.

32 - 2

17 - 9

33 + 40

48 - 3

5 + 6

15 - 9

40 + 20

79 - 8

60 - 30

4 + 9

100 - 1

20 + 16

У

В

Е

К

Ы

Н

Б

А

И

Ж

Я

Р

60

30

45

8

73

6

6

11

73

8

11

36

71

13

73

6

30

99

Подведение итогов.

- Чему учились на уроке?

- Что особенно понравилось?

- Что осталось непонятным?

IX. Домашнее задание:

Для самых трудолюбивых– составить 2 буквенных выражения, подставить

различные числа и найти их значение;