Напоминание

Согласные звуки и буквы Л, л

Автор: Есенеева Белла Фазильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ КСОШ им. В.И. Шарпатова
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Согласные звуки и буквы Л, л







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок: литературное чтение (букварный период)

Тема: Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л.

Задачи урока:

Образовательные:

- формирование представления о звуках [л]. [л’], умения выделять звуки из потока речи, давать

характеристику звука;

- формирование представлений о графическом образе буквы Л,л;

- формирование умения плавного осознанного чтения слогов и слов с новой буквой.

Воспитательные:

- создавать условия для положительного отношения к процессу чтения;

- воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, интерес к предмету, желание учиться.

Развивающие:

- содействовать развитию фонематического слуха, умения анализировать звучащую речь;

- развитие коммуникативной культуры речи;

- развивать речь, память, мышление, внимание, воображение, любознательность, навыки чтения,

- развивать мелкую моторику,

- расширять кругозор;

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- интерес к учебному материалу,

-уважение к мнению другого человека,

-мотивировать совершенствованию личностных качеств.

Регулятивные УУД:

-принимать учебную задачу,

-программировать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу

осваиваемой деятельности,

- умение работать с учебником и тетрадью;

-в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи.

Познавательные УУД:

- понимать значение речи в жизни каждого человека и общества;

-учиться строить высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД:

-принимать участие в работе, выражая свои мысли достаточно полно и точно.

- учиться выполнять различные роли в паре.

- умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Предметные УУД:

- использовать условные обозначения твердого и мягкого звуков [л], [л'] с помощью фишек зеленого и

синего цвета; развивать речь обучающихся, расширять словарный запас; читать слова по слогам и

орфоэпически.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные,

практические.

I.

Мотивация учебной деятельности (1-2мин)

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

У: Сегодня у нас в гостях завуч начальной школы Брызгалова И.А. Она пришла посмотреть, чему вы

научились за это время. Поприветствуем её.

У: Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и нашим гостям. А теперь настроимся на

работу. Давайте улыбнёмся и пожелаем друг другу удач и успехов на уроке.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Все пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говори ты четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

Мы урок наш начинаем

На столе мы проверяем:

Все ль в порядке?

Все ль на месте?

И урок начнем мы вместе!

Рефлексия.

У: Какое сегодня число?

У: Месяц?

У: День недели?

У: Время года?

У: Какое очень красивое явление в природе мы наблюдаем осенью?

(Листопад)

У: Сегодня на уроке мы с вами отправимся в чудесное место, которое прекрасно в любое время года.

Это … (на слайде картина леса, пение птиц) (1слайд).

У: Во время нашего путешествия мы узнаем много нового и интересного.

II. Актуализация знаний.

У: Из чего состоит наша речь?

У: Из чего состоят предложения?

У: Из чего состоят слова?

У: Как отличить звук от буквы?

У: Какие бывают звуки?

У: Какие звуки называем согласными?

У: Назовите гласные буквы, которые вы уже знаете.

У: Какие согласные вы знаете?

У: Прочитаем слоги.

III.

Выявление места и причины затруднения, сообщение темы и цели урока.

У: Какие согласные звуки произносятся чаще в стихотворении?

Лисицы лают. Глухомань.

Лежит в листве под липой лань.

Линь в глубине холодных вод

Лениво, но легко плывёт.

Луна. Лучится как латунь,

Лягушкой лакомится лунь.

Летит заблудшая пчела.

Легла на лес ночная мгла.

У: Какие звуки звучат чаще? (Звуки [л], [л’].)

У: Какие они: гласные или согласные?

(звук [л] - согласный, потому что поток воздуха встречает на своем пути преграду (язык) и

произносится с помощью голоса)

У: Определите тему урока. (Сегодня на уроке будем учиться определять звуки [л], [л’] в слогах и

словах.)

У: Попробуем сформулировать цели нашего урока:

У: Составим план урока, пользуясь опорными схемами.

Тема: Звуки [л], [л

/

] и буквы Л,л.

Цели: Познакомиться со звуками [л], [л'] и буквой, которой мы будем записывать эти звуки

Научиться читать слоги и слова с новой буквой.

IV.

Совместное «открытие» новых знаний.

1)

Составление схем слов. Выделение звуков [л], [л']

У: Я предлагаю пригласить в наше путешествие лесных жителей. А кого? Отгадайте.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко (лось) (слайд 3)

Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает (лиса.) (слайд 4)

У: Итак, давайте обратим внимание на наших помощников.

У: Оказывается, лося называют великаном леса.

У: Как думаете, за что?

У: Подарим ему звуковую схему.

У: Ребята, а знаете ли вы, что лису называют рыжей плутовкой?

У: Почему именно так?

У: Подарим нашей плутовке «красивые» слова.

У: Какая она? (яркая, огненная, ослепительная и др.)

Построение звуковой схемы к слову «лиса».

Выделение первых звуков в словах, сравнение.

У: Какой первый звук в слове «лось»? Дайте характеристику.

У: Какой первый звук в слове «лиса»? Дайте характеристику.

(Из наших легких идет воздушный поток. Кончик языка касается верхнего неба и плотно

смыкается. Воздушная струя как бы расходится по бокам языка, по его сторонам. Т.к. звук [л'] -

мягкий, то при произношении звука не только кончик языка, но и его средняя часть касается

верхнего неба; при произнесении [л] приподнимается задняя часть языка.)

2)

Замените твердый звук л на мягкий в словах: лук (люк), галка (галька), полка (полька), мел

(мель).

Вывод: Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали?

3) Знакомство с буквами Л,л.

У: В русском языке два звука [л] и [л'] обозначаются одной буквой "эль".

У: Для обозначения этих звуков существует удивительно красивая буква.

Послушайте сказку: «Однажды на свет родилась маленькая буква. Такая красивая, с ножками

как у балерины. И дали ей красивое имя Эль. Когда она выросла, то Господин Алфавит указал ей

достойное место».

У: На что ещё похожа буква Л?

У:

Чем отличаются данные буквы?

У: Как вы думаете, куда мы поселим букву "эль" на ленте? (на второй этаж, потому что она

обозначает звонкие согласные звуки)

4) Работа в парах.

У: Чтобы выполнить следующее задание, мы будем работать в парах. Вспомним правила работы в

парах.

Правила на карточках:

У: Найдите на столах карточки. Подчеркните буквы Л,л и сосчитайте, сколько всего букв Л .

Для нечитающих:

Апреншмтлавкцьлвдбоспеольчкпвзхлтаимнкьолььтцквлгпбл (7)

Для читающих: Азбука, стр.58

У: Сделайте вывод, для чего мы выполняли это задание? ( Учились применять новые знания.)

3.

4.

5) Печатание большой и малой букв Л, л.

У: Рассмотрите образцы печатных букв. Из каких элементов они состоят?

Алфавит продолжит наш

Буква «Л» - лесной шалаш.

V. Включение в систему знаний.

1) Игра «Живые звуки»

У: Буква Л дружит с гласными буквами.

У: Какие гласные буквы вы уже знаете?

Каждому, кто называет гласную букву, выдаётся буква для игры «Живые звуки»

У: Пошли погулять в лес твёрдый звук [л] и мягкий звук [л'] (Дети, у которых эти звуки, выходят к

доске). Вышли погулять и гласные. Вдруг пошёл дождь и гласные побежали каждый в свой домик.

(Дети должны встать на свои места: а о у ы за [л], и [л'])

У: Какие гласные стоят после твёрдых согласных?

У: Какие гласные стоят после мягких согласных?

2)Чтение слогов с буквой Л.

Прибежал весёлый А, прочитаем дети – ЛА.

Прибежал задорный О, прочитаем дети – ЛО.

Прибежал пузатый Ы, прочитаем дети – ЛЫ.

Прибежал упрямый У, прочитаем дети – ЛУ.

Прибежал игривый И, прочитаем дети – ЛИ.

У: Теперь попробуем дополнить каждый слог до целых слов.

(лапа, лыжи, лопата, луна, лиса)

3)

Работа по учебнику

У: Откроем "Азбуку" на с. 58.

У: Рассмотрите иллюстрацию.

У: Кто изображен на картинке?

У: Как одним словом назвать персонажей, изображенных на картинке? (Дружные звери)

У: Из какой сказки взят сюжет для иллюстрации? (Краденное солнце К.Чуковского)

У: К. И. Чуковский — знаменитый детский поэт, стихи которого с удовольствием читали в детстве

дедушки и бабушки, мамы и папы, любят его стихи и современные дети.

У: Какое время суток изображено? (Поздний вечер или ночь)

У: По каким признакам вы определили, что это поздний вечер или ночь? (Звезды на небе и вокруг

темно)

У: Что делает слониха?

У: Чем занят ослик?

У: Чем заняты мартышки?

У: На кого упала луна?

У: Кто поет песню по нотам?

У: Назовите слова в которых встречаются звуки л, ль? (слониха, слон, пальма, осел, луна, молоток)

У: Прочитаем стихотворение к иллюстрации. На что нам указывает синий значок-помощник?

У: Назовите слова в которых есть буква «Эль».

У: Прочитайте слова, которые изображают слониху. Почему автор так ее называет?

4) Работа над значением слов.

У: Послушайте загадку и отгадайте ее:

Мы за ним сидим,

Мы с него едим.

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

У: Что мы называем словом стол? (это предмет, у которого 4 ножки и крышка)

У: Какие бывают столы? (кухонные, письменные, журнальные)

У: Как мы можем назвать одним словом все столы? (мебель)

У: Хорошо. Послушайте вторую загадку:

Еду, еду, ворчу, ворчу,

Потому что я его верчу.

У: Кто отгадал? О чем эта загадка?

У: Что мы называем словом "руль"? (руль - это предмет, с помощью которого управляют

велосипедом, автомобилем)

У: А теперь посмотрите на схему и скажите, какая из них подходит к слову "стол". Докажите.

(К слову "стол" подходит первая схема, потому что в слове "стол" один слог и на схеме один

слог. Произношу слово [стол]. В начале слова слышу звук [с]. Он согласный, твердый, находится

вне слияния, на схеме обозначен синим квадратом. Дальше слышу слияние [то]. Это слияние

твердого согласного с гласным. И на схеме вижу слияние твердого согласного с гласным.

Произношу последний звук [л] - он согласный, твердый, находиться вне слияния, на схеме

обозначен синим квадратом. Произношу все слово по схеме [стол].)

У: Какая схема подходит к слову "руль"? Докажите.

(К слову "руль" подходит вторая схема, так как в слове "руль" слышу один слог и на схеме один

слог. Произношу слово [рул']. В начале слова слышу слияние [ру]. Это слияние твердого

согласного и гласного. И на схеме вижу слияние твердого согласного с гласным. В конце слова

слышу

звук [л'] - он согласный, мягкий, находится вне слияния. На схеме обозначен зеленым квадратом.

Произношу все слово по схеме [рул'].)

5) Чтение слов с буквой л.

У: Посмотрите на слова, которые написаны на доске. Прочитайте их про себя и приготовьтесь читать

их вслух.

У: Прочитайте слова по порядку.

У: Прочитайте слова, в которых один слог, два слога.

(стол - 1 слог, кукла, куклы, катал, уснул - 2 слога)

У: Молодцы! Прочитайте слова, в которых ударение падает на первый слог, на второй слог.

(стол, кукла, куклы - на первый слог; катал, уснул - на второй слог)

У: Скажите, когда мы говорим кукла, а когда куклы?

(Кукла - один предмет, а куклы - несколько)

6) Чтение предложений, включающих слова с буквой л.

У: Подготовьтесь прочитать текст (сначала учащиеся читают по цепочке, а затем перечитывают)

У: Прочитайте первое предложение. О ком вы прочитали? (об Оле)

У: А что вы знаете о ней?

(что у Оли куклы)

У: Прочитайте второе предложение и скажите, о чем говориться в нем?

(что Оля катала кукол)

У: Прочитайте третье предложение. О чем говориться в этом предложении?

У: Ребята, давайте еще раз прочитаем текст

У: О ком и о чем говориться в тексте?

(В тексте говориться о том, как Оля играла в куклы.)

У: Ребята, как можно озаглавить этот текст?

("Олины куклы")

У: Посмотрите на иллюстрацию, подходит ли она к тексту?

У: Что мы на ней видим?

(Оля катает кукол . Девочка гуляет с куклами. Мальчики катаются с горки.)

- Спасибо. Правильно.

VIII . Подведение итогов.

У: Вы успешно справились со всеми заданиями, и наша прогулка в лес подошла к концу.

У: Мы благодарим наших помощников за приятную прогулку, а с вами подведем итог.

У: С какой новой буквой мы познакомились сегодня?

У: Какие звуки обозначает эта буква?

У: Дайте характеристику этим звукам.

У: Вам удалось достичь цели?

ΙX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

У: Что понравилось на уроке?

У: В чем испытывали затруднения?

У: Мы справились с задачами урока.

Оцените свою работу на уроке с помощью сигналов.

-настроение отличное, мне всё удалось.

- настроение хорошее, но есть ещё над чем работать.

- мне грустно, многое мне не удалось выполнить.

У: Спасибо всем за урок.

У: Мне было приятно работать с вами на сегодняшнем уроке.

Люк – закрывающееся крышкой отверстие, например, на палубе корабля, в полу сцены.

Лук – огородное растение со съедобной, острого вкуса луковицей и съедобными трубчатыми

листьями.

Лук – оружие для метания стрел: гибкая дуга, стянутая тетивой.

Составьте предложения:

Соревнования по стрельбе из лука.

Мама режет зелёный лук в салат.

Апреншмтлавкцьлвдбоспеольчкпвзхлтаимнкьолььтцквлгпбл

Апреншмтлавкцьлвдбоспеольчкпвзхлтаимнкьолььтцквлгпбл

Апреншмтлавкцьлвдбоспеольчкпвзхлтаимнкьолььтцквлгпбл

Апреншмтлавкцьлвдбоспеольчкпвзхлтаимнкьолььтцквлгпбл

Апреншмтлавкцьлвдбоспеольчкпвзхлтаимнкьолььтцквлгпбл

Апреншмтлавкцьлвдбоспеольчкпвзхлтаимнкьолььтцквлгпбл

Апреншмтлавкцьлвдбоспеольчкпвзхлтаимнкьолььтцквлгпбл

Апреншмтлавкцьлвдбоспеольчкпвзхлтаимнкьолььтцквлгпбл

Апреншмтлавкцьлвдбоспеольчкпвзхлтаимнкьолььтцквлгпбл

Апреншмтлавкцьлвдбоспеольчкпвзхлтаимнкьолььтцквлгпбл

Апреншмтлавкцьлвдбоспеольчкпвзхлтаимнкьолььтцквлгпбл

Апреншмтлавкцьлвдбоспеольчкпвзхлтаимнкьолььтцквлгпбл