Автор: Есенеева Белла Фазильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ КСОШ им. В.И. Шарпатова
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Согласные звуки и буквы Л, л
Урок: литературное чтение (букварный период)
Тема: Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л.
Задачи урока:
Образовательные:
- формирование представления о звуках [л]. [л’], умения выделять звуки из потока речи, давать
характеристику звука;
- формирование представлений о графическом образе буквы Л,л;
- формирование умения плавного осознанного чтения слогов и слов с новой буквой.
Воспитательные:
- создавать условия для положительного отношения к процессу чтения;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, интерес к предмету, желание учиться.
Развивающие:
- содействовать развитию фонематического слуха, умения анализировать звучащую речь;
- развитие коммуникативной культуры речи;
- развивать речь, память, мышление, внимание, воображение, любознательность, навыки чтения,
- развивать мелкую моторику,
- расширять кругозор;
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- интерес к учебному материалу,
-уважение к мнению другого человека,
-мотивировать совершенствованию личностных качеств.
Регулятивные УУД:
-принимать учебную задачу,
-программировать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу
осваиваемой деятельности,
- умение работать с учебником и тетрадью;
-в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи.
Познавательные УУД:
- понимать значение речи в жизни каждого человека и общества;
-учиться строить высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД:
-принимать участие в работе, выражая свои мысли достаточно полно и точно.
- учиться выполнять различные роли в паре.
- умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Предметные УУД:
- использовать условные обозначения твердого и мягкого звуков [л], [л'] с помощью фишек зеленого и
синего цвета; развивать речь обучающихся, расширять словарный запас; читать слова по слогам и
орфоэпически.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные,
практические.
I.
Мотивация учебной деятельности (1-2мин)
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
У: Сегодня у нас в гостях завуч начальной школы Брызгалова И.А. Она пришла посмотреть, чему вы
научились за это время. Поприветствуем её.
У: Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и нашим гостям. А теперь настроимся на
работу. Давайте улыбнёмся и пожелаем друг другу удач и успехов на уроке.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говори ты четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
Мы урок наш начинаем
На столе мы проверяем:
Все ль в порядке?
Все ль на месте?
И урок начнем мы вместе!
Рефлексия.
У: Какое сегодня число?
У: Месяц?
У: День недели?
У: Время года?
У: Какое очень красивое явление в природе мы наблюдаем осенью?
(Листопад)
У: Сегодня на уроке мы с вами отправимся в чудесное место, которое прекрасно в любое время года.
Это … (на слайде картина леса, пение птиц) (1слайд).
У: Во время нашего путешествия мы узнаем много нового и интересного.
II. Актуализация знаний.
У: Из чего состоит наша речь?
У: Из чего состоят предложения?
У: Из чего состоят слова?
У: Как отличить звук от буквы?
У: Какие бывают звуки?
У: Какие звуки называем согласными?
У: Назовите гласные буквы, которые вы уже знаете.
У: Какие согласные вы знаете?
У: Прочитаем слоги.
III.
Выявление места и причины затруднения, сообщение темы и цели урока.
У: Какие согласные звуки произносятся чаще в стихотворении?
Лисицы лают. Глухомань.
Лежит в листве под липой лань.
Линь в глубине холодных вод
Лениво, но легко плывёт.
Луна. Лучится как латунь,
Лягушкой лакомится лунь.
Летит заблудшая пчела.
Легла на лес ночная мгла.
У: Какие звуки звучат чаще? (Звуки [л], [л’].)
У: Какие они: гласные или согласные?
(звук [л] - согласный, потому что поток воздуха встречает на своем пути преграду (язык) и
произносится с помощью голоса)
У: Определите тему урока. (Сегодня на уроке будем учиться определять звуки [л], [л’] в слогах и
словах.)
У: Попробуем сформулировать цели нашего урока:
У: Составим план урока, пользуясь опорными схемами.
Тема: Звуки [л], [л
/
] и буквы Л,л.
Цели: Познакомиться со звуками [л], [л'] и буквой, которой мы будем записывать эти звуки
Научиться читать слоги и слова с новой буквой.
IV.
Совместное «открытие» новых знаний.
1)
Составление схем слов. Выделение звуков [л], [л']
У: Я предлагаю пригласить в наше путешествие лесных жителей. А кого? Отгадайте.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко (лось) (слайд 3)
Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает (лиса.) (слайд 4)
У: Итак, давайте обратим внимание на наших помощников.
У: Оказывается, лося называют великаном леса.
У: Как думаете, за что?
У: Подарим ему звуковую схему.
У: Ребята, а знаете ли вы, что лису называют рыжей плутовкой?
У: Почему именно так?
У: Подарим нашей плутовке «красивые» слова.
У: Какая она? (яркая, огненная, ослепительная и др.)
Построение звуковой схемы к слову «лиса».
Выделение первых звуков в словах, сравнение.
У: Какой первый звук в слове «лось»? Дайте характеристику.
У: Какой первый звук в слове «лиса»? Дайте характеристику.
(Из наших легких идет воздушный поток. Кончик языка касается верхнего неба и плотно
смыкается. Воздушная струя как бы расходится по бокам языка, по его сторонам. Т.к. звук [л'] -
мягкий, то при произношении звука не только кончик языка, но и его средняя часть касается
верхнего неба; при произнесении [л] приподнимается задняя часть языка.)
2)
Замените твердый звук л на мягкий в словах: лук (люк), галка (галька), полка (полька), мел
(мель).
Вывод: Что мы сейчас делали?
Какие умения формировали?
3) Знакомство с буквами Л,л.
У: В русском языке два звука [л] и [л'] обозначаются одной буквой "эль".
У: Для обозначения этих звуков существует удивительно красивая буква.
Послушайте сказку: «Однажды на свет родилась маленькая буква. Такая красивая, с ножками
как у балерины. И дали ей красивое имя Эль. Когда она выросла, то Господин Алфавит указал ей
достойное место».
У: На что ещё похожа буква Л?
У:
Чем отличаются данные буквы?
У: Как вы думаете, куда мы поселим букву "эль" на ленте? (на второй этаж, потому что она
обозначает звонкие согласные звуки)
4) Работа в парах.
У: Чтобы выполнить следующее задание, мы будем работать в парах. Вспомним правила работы в
парах.
Правила на карточках:
У: Найдите на столах карточки. Подчеркните буквы Л,л и сосчитайте, сколько всего букв Л .
Для нечитающих:
Апреншмтлавкцьлвдбоспеольчкпвзхлтаимнкьолььтцквлгпбл (7)
Для читающих: Азбука, стр.58
У: Сделайте вывод, для чего мы выполняли это задание? ( Учились применять новые знания.)
3.
4.
5) Печатание большой и малой букв Л, л.
У: Рассмотрите образцы печатных букв. Из каких элементов они состоят?
Алфавит продолжит наш
Буква «Л» - лесной шалаш.
V. Включение в систему знаний.
1) Игра «Живые звуки»
У: Буква Л дружит с гласными буквами.
У: Какие гласные буквы вы уже знаете?
Каждому, кто называет гласную букву, выдаётся буква для игры «Живые звуки»
У: Пошли погулять в лес твёрдый звук [л] и мягкий звук [л'] (Дети, у которых эти звуки, выходят к
доске). Вышли погулять и гласные. Вдруг пошёл дождь и гласные побежали каждый в свой домик.
(Дети должны встать на свои места: а о у ы за [л], и [л'])
У: Какие гласные стоят после твёрдых согласных?
У: Какие гласные стоят после мягких согласных?
2)Чтение слогов с буквой Л.
Прибежал весёлый А, прочитаем дети – ЛА.
Прибежал задорный О, прочитаем дети – ЛО.
Прибежал пузатый Ы, прочитаем дети – ЛЫ.
Прибежал упрямый У, прочитаем дети – ЛУ.
Прибежал игривый И, прочитаем дети – ЛИ.
У: Теперь попробуем дополнить каждый слог до целых слов.
(лапа, лыжи, лопата, луна, лиса)
3)
Работа по учебнику
У: Откроем "Азбуку" на с. 58.
У: Рассмотрите иллюстрацию.
У: Кто изображен на картинке?
У: Как одним словом назвать персонажей, изображенных на картинке? (Дружные звери)
У: Из какой сказки взят сюжет для иллюстрации? (Краденное солнце К.Чуковского)
У: К. И. Чуковский — знаменитый детский поэт, стихи которого с удовольствием читали в детстве
дедушки и бабушки, мамы и папы, любят его стихи и современные дети.
У: Какое время суток изображено? (Поздний вечер или ночь)
У: По каким признакам вы определили, что это поздний вечер или ночь? (Звезды на небе и вокруг
темно)
У: Что делает слониха?
У: Чем занят ослик?
У: Чем заняты мартышки?
У: На кого упала луна?
У: Кто поет песню по нотам?
У: Назовите слова в которых встречаются звуки л, ль? (слониха, слон, пальма, осел, луна, молоток)
У: Прочитаем стихотворение к иллюстрации. На что нам указывает синий значок-помощник?
У: Назовите слова в которых есть буква «Эль».
У: Прочитайте слова, которые изображают слониху. Почему автор так ее называет?
4) Работа над значением слов.
У: Послушайте загадку и отгадайте ее:
Мы за ним сидим,
Мы с него едим.
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
У: Что мы называем словом стол? (это предмет, у которого 4 ножки и крышка)
У: Какие бывают столы? (кухонные, письменные, журнальные)
У: Как мы можем назвать одним словом все столы? (мебель)
У: Хорошо. Послушайте вторую загадку:
Еду, еду, ворчу, ворчу,
Потому что я его верчу.
У: Кто отгадал? О чем эта загадка?
У: Что мы называем словом "руль"? (руль - это предмет, с помощью которого управляют
велосипедом, автомобилем)
У: А теперь посмотрите на схему и скажите, какая из них подходит к слову "стол". Докажите.
(К слову "стол" подходит первая схема, потому что в слове "стол" один слог и на схеме один
слог. Произношу слово [стол]. В начале слова слышу звук [с]. Он согласный, твердый, находится
вне слияния, на схеме обозначен синим квадратом. Дальше слышу слияние [то]. Это слияние
твердого согласного с гласным. И на схеме вижу слияние твердого согласного с гласным.
Произношу последний звук [л] - он согласный, твердый, находиться вне слияния, на схеме
обозначен синим квадратом. Произношу все слово по схеме [стол].)
У: Какая схема подходит к слову "руль"? Докажите.
(К слову "руль" подходит вторая схема, так как в слове "руль" слышу один слог и на схеме один
слог. Произношу слово [рул']. В начале слова слышу слияние [ру]. Это слияние твердого
согласного и гласного. И на схеме вижу слияние твердого согласного с гласным. В конце слова
слышу
звук [л'] - он согласный, мягкий, находится вне слияния. На схеме обозначен зеленым квадратом.
Произношу все слово по схеме [рул'].)
5) Чтение слов с буквой л.
У: Посмотрите на слова, которые написаны на доске. Прочитайте их про себя и приготовьтесь читать
их вслух.
У: Прочитайте слова по порядку.
У: Прочитайте слова, в которых один слог, два слога.
(стол - 1 слог, кукла, куклы, катал, уснул - 2 слога)
У: Молодцы! Прочитайте слова, в которых ударение падает на первый слог, на второй слог.
(стол, кукла, куклы - на первый слог; катал, уснул - на второй слог)
У: Скажите, когда мы говорим кукла, а когда куклы?
(Кукла - один предмет, а куклы - несколько)
6) Чтение предложений, включающих слова с буквой л.
У: Подготовьтесь прочитать текст (сначала учащиеся читают по цепочке, а затем перечитывают)
У: Прочитайте первое предложение. О ком вы прочитали? (об Оле)
У: А что вы знаете о ней?
(что у Оли куклы)
У: Прочитайте второе предложение и скажите, о чем говориться в нем?
(что Оля катала кукол)
У: Прочитайте третье предложение. О чем говориться в этом предложении?
У: Ребята, давайте еще раз прочитаем текст
У: О ком и о чем говориться в тексте?
(В тексте говориться о том, как Оля играла в куклы.)
У: Ребята, как можно озаглавить этот текст?
("Олины куклы")
У: Посмотрите на иллюстрацию, подходит ли она к тексту?
У: Что мы на ней видим?
(Оля катает кукол . Девочка гуляет с куклами. Мальчики катаются с горки.)
- Спасибо. Правильно.
VIII . Подведение итогов.
У: Вы успешно справились со всеми заданиями, и наша прогулка в лес подошла к концу.
У: Мы благодарим наших помощников за приятную прогулку, а с вами подведем итог.
У: С какой новой буквой мы познакомились сегодня?
У: Какие звуки обозначает эта буква?
У: Дайте характеристику этим звукам.
У: Вам удалось достичь цели?
ΙX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
У: Что понравилось на уроке?
У: В чем испытывали затруднения?
У: Мы справились с задачами урока.
Оцените свою работу на уроке с помощью сигналов.
-настроение отличное, мне всё удалось.
- настроение хорошее, но есть ещё над чем работать.
- мне грустно, многое мне не удалось выполнить.
У: Спасибо всем за урок.
У: Мне было приятно работать с вами на сегодняшнем уроке.
Люк – закрывающееся крышкой отверстие, например, на палубе корабля, в полу сцены.
Лук – огородное растение со съедобной, острого вкуса луковицей и съедобными трубчатыми
листьями.
Лук – оружие для метания стрел: гибкая дуга, стянутая тетивой.
Составьте предложения:
Соревнования по стрельбе из лука.
Мама режет зелёный лук в салат.
Апреншмтлавкцьлвдбоспеольчкпвзхлтаимнкьолььтцквлгпбл
Апреншмтлавкцьлвдбоспеольчкпвзхлтаимнкьолььтцквлгпбл
Апреншмтлавкцьлвдбоспеольчкпвзхлтаимнкьолььтцквлгпбл
Апреншмтлавкцьлвдбоспеольчкпвзхлтаимнкьолььтцквлгпбл
Апреншмтлавкцьлвдбоспеольчкпвзхлтаимнкьолььтцквлгпбл
Апреншмтлавкцьлвдбоспеольчкпвзхлтаимнкьолььтцквлгпбл
Апреншмтлавкцьлвдбоспеольчкпвзхлтаимнкьолььтцквлгпбл
Апреншмтлавкцьлвдбоспеольчкпвзхлтаимнкьолььтцквлгпбл
Апреншмтлавкцьлвдбоспеольчкпвзхлтаимнкьолььтцквлгпбл
Апреншмтлавкцьлвдбоспеольчкпвзхлтаимнкьолььтцквлгпбл
Апреншмтлавкцьлвдбоспеольчкпвзхлтаимнкьолььтцквлгпбл
Апреншмтлавкцьлвдбоспеольчкпвзхлтаимнкьолььтцквлгпбл