Напоминание

"Проектная и исследовательская деятельность при реализации общеобразовательной программы "Азбука радиоэлектроники" как инструмент совершенствованияработы с детьми с признаками одаренности"

Автор: Павленко Петр Петрович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга "Академический"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная и исследовательская деятельность при реализации общеобразовательной программы "Азбука радиоэлектроники" как инструмент совершенствованияработы с детьми с признаками одаренности"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Проектная и исследовательская деятельность при реализации

общеобразовательной программы «Азбука радиоэлектроники» как

инструмент совершенствования работы с детьми с признаками

одаренности

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука радиоэлектроники»

разработана для категории детей возраста от 12 до 15 лет со сроком реализации 3 года.

В

этом

возрасте

у

детей

стремление

познать

окружающий

их

мир

носят

исследовательский

характер.

Процесс

поиска

и

исследования

мира

завершается

получением «ответа» или продуктом изготовления.

В

образовательной

программе

исследовательская

активность

ребенка

рассматривается

в

качестве

важнейшей

предпосылки

развития

как

общей,

так

и

специальной (в технической области) одаренности.

Раскрытие

и

развитие

детского

феноʹмена

возможно

только

в

условиях

благоприятной для ребенка обстановке. Для этого с первых занятий на первом году

обучения

в

творческом

коллективе

создается

атмосфера

дружбы,

толерантности

и

взаимопомощи.

Для работы с детьми с признаками одаренности использую принцип "принятия

другого", когда педагог и учащийся выступают по отношению друг к другу в роли

равноправных партнеров.

Особенностью

моей

работы

с

детьми

с

признаками

одаренности

является

реализация социальных связей на разных уровнях:

1.

сотрудничество

при

выполнении

проектов

с

учащимися

объединений

других

направлений, например, робототехника;

2.

знакомство

с

программой

обучения

и

посещение

занятий

в Университетском

политехническом колледже с целью профессиональной ориентации в соответствии

с договоренности о сотрудничестве.

В

проектной

деятельности

активно

использую

родительский

потенциал:

привлечение их в обсуждение предстоящих проектов, а также в подготовку детей к

выступлениям перед различной аудиторией.

Для педагога правильно организованное открытое занятие или беседа с родителями

позволяет раскрыть все формы проявления одаренности (явные и скрытые).

Кто такой ребенок с признаками одаренности? На первом году обучения учащиеся

стремятся выполнить шаблонную схему с элементами креативности. И хотя выполненное

задание выглядит ещё неумело, но в их желании и действиях проявляется источник

творческой индивидуальности. На всех годах обучения исследовательская активность

ребенка

проявляется

при

желании

изготовить

схему

автоматически

управляемого

автомобиля, когда сталкивается с проблемами, которые он должен самостоятельно решить:

необходимо

подобрать

ту

схему,

из

которой

можно

определить

последовательность

выполнения работы и время, необходимое на ее изготовление. В этом случае педагог

выполняет

роль

помощника:

выслушивает

пожелания

ребенка,

вместе

участвует

в

разработке эскиза, рекомендует материалы для кузова, подсказывает этапы изготовления.

Через весь образовательный процесс проходит проектная деятельность детей от

элементарной практической деятельности до научно-исследовательской деятельности.

На примере ученического научно-исследовательского проекта рассмотрим алгоритм

работы педагога с учащимися. Этот процесс включает следующие стадии: составление

паспорта

проекта (в нем указывается для какой категории предназначен проект, идея

проекта и задачи, стоящие перед коллективом) – работа с информацией и обсуждение

идеи (информационная работа проходит весь цикл разработки проекта; в ходе обсуждения

распределяются задачи среди участников проекта) – создание конструктора модели (на

этой стадии проекта разрабатываются основные схемы) – создание модели (сам процесс

моделирования)

воплощение идеи (изготовление измененной схемы) – подготовку к

публичной

защите (включает в том числе и психологическую) – защиту проекта и

презентацию продукта.

Проект «Электронное устройство на дискретных элементах» на

районном конкурсе «Юные электронщики Питера» получил диплом лауреата 2 степени, а

на открытой районной научно-практической конференции «Бестужевские чтения» была

представлена работа «Исследование возможности использования лазера в электронном

тире», которая получила диплом призера 2 степени.

Участие во Всероссийской научно-технической олимпиаде по автомоделированию

среди учащихся с моделями в классе РЦЕ-12 и ТС-10 было отмечено двумя дипломами за

1 место.

Исследовательские проекты разрабатываются учетом регионального компонента,

который базируется на знании истории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и

дополнена элементами свободного творчества, знакомят детей с общечеловеческими и

культурными ценностями, укрепляют их гражданскую позицию и патриотизм.

Развитие

исследовательской

активности

ребенка

через

реализацию

различных

проектов определяет благоприятный прогноз развития одаренности.

Элементарная

трудовая

деятельность

является

ключевой

составной

основных

потребностей ребёнка. С помощью самостоятельного труда дети делают активные шаги к

познанию окружающего мира, раскрывают его многообразие. Труд, как форма познания,

способствует

развитию

мышления,

исследовательских,

прикладных,

конструкторских,

инженерных способностей учащихся.

По общеобразовательной программе «Азбука радиоэлектроники» на первом году

обучения занимаются учащиеся 12-13 летнего возраста. Именно, на этом возрастном этапе

(8-13 лет) у детей вопросы приобретают структуру гипотез и носят исследовательский

характер. В этом возрасте процесс поиска и исследования мира завершается решением

проблем, обнаружением скрытых связей и отношений.

Проявление и раскрытие этого творческого потенциала требует соответствующих

ему условий окружения. Для этого с первого года обучения в творческом коллективе

создается атмосфера дружбы, взаимопомощи. Большое внимание уделяется обеспечению

эмоционального благополучия ребенка, развитию мотивации к познанию и творчеству.

Одаренность

понимается

как

высокий

уровень

творческого

потенциала,

выражающийся, прежде всего, в высокой исследовательской активности.

Особенностью

программы

является

обязательная проектная

деятельность,

в

которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагог, дети, их родители,

а также учащиеся других творческих направлений.

Одним

из

основных

принципов

работы

с

детьми

с

признаками

одаренности

является принцип "принятия другого". Педагог изначально принимает учащегося как

индивидуальность,

имеющую

право

быть

личностью

со

своими

уже

сложившимися

особенностями.

Они

выступают

по

отношению

друг

к

другу

в

роли

равноправных

партнеров.

Педагог, как

тьютор, сопровождает

его

по

совместной

деятельности

в

образовательном, учебно-воспитательном процессе.

В реализации проектов активно используется родительский потенциал: родители

вовлекаются

в

обсуждение

предстоящих

проектов,

а

также

в

подготовку

детей

к

выступлениям перед различной аудиторией.

Особенностью

работы

с

одаренными

детьми

является

реализация социальных

связей на разных уровнях.

Через весь образовательный процесс проходит проектная деятельность детей,

которая соизмеряется со сроком обучения и способностям учащихся, от элементарной

практической деятельности до исследовательской деятельности.

Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию учащихся. Одаренные

дети – это гордость нашей Родины, граждане нашей страны, которые в будущем обеспечат

устойчивое развитие нашего общества.