Автор: Павленко Петр Петрович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных педагогических технологий на на занятиях по радиоэлектронике
Использование современных педагогических технологий на занятиях по
радиоэлектронике.
Педагогические технологии дополнительного образования детей ориентированы на
решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно
работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего
труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации
естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять
системой взаимоотношений в этой деятельности.
В своей работе на занятиях педагог использует некоторые современные образовательные
технологии, а иногда элементы той или иной технологии. В дополнительном образовании
детей в отличие от школы у педагога есть все условия для того, чтобы разделять детей по
их интересам и индивидуальным особенностям, учить всех по-разному, корректируя
содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и
конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка. Условием
эффективности освоения учебной программы в дополнительном образовании является
увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает. Поэтому в системе
дополнительного образования учебная программа создается под каждого учащегося.
В дополнительном образовании отсутствует жесткая регламентация деятельности, но
добровольные и гуманистические взаимоотношения детей и взрослых, комфортность для
творчества и индивидуального развития дают возможность внедрять в практику
личностно-ориентированные технологии. Цель, которых состоит в максимальном
развитии (а не в формировании заранее заданных) индивидуальных познавательных
способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта
жизнедеятельности.
В технологии личностно-ориентированного обучения главным является
индивидуальность детской личности. Следовательно, методическую основу технологии
составляют дифференциация и индивидуализация обучения. Индивидуализация обучения
– принципиальная характеристика дополнительного образования детей. В силу
используемых в нем организационных форм и иной природы мотивации разнообразные
личностно-ориентированные практики стали его особенностью.
Технология индивидуализации обучения (адаптивная)– такая технология обучения,
при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются
приоритетными. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно
позволяет адаптировать содержание, методы, формы и темп обучения к индивидуальным
особенностям каждого учащегося, следить за его продвижением в обучении, вносить
необходимую коррекцию.
Групповые технологии. Групповые технологии предполагают организации действий,
коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Эта
технология наиболее часто используется на занятиях техническим моделированием.
Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:
- одновременная работа всей группой;
- работа в парах-тройках;
- групповая работа на принципах дифференциации.
Особенностью групповой технологии заключаются в том, что группа делится на
подгруппы для решения и выполнения конкретных задач, задание выполняется таким
образом, чтобы был виден вклад каждого ребенка. Состав группы может меняться в
зависимости от цели деятельности.
Педагог во время групповой работы контролирует,
отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.
Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит
каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у учащихся
самостоятельность и коммуникативность.
Интерактивные технологии обучения - различные формы и методы: «Карусель»,
«Аквариум», «Броуновское движение», «Дерево жизни», «Займи позицию». Эта
технология подразумевает взаимодействие практически всех учащихся в процессе
обучающего познания. Использование интерактивной модели подразумевает
использование ролевых игр, совместное решение проблем, моделирование жизненных
ситуаций. Исключается доминирование какого-либо участника или какой-либо идеи. Это
учит гуманному, демократическому подходу к модели. Совместная деятельность учащихся
в процессе освоения материала означает, что каждый вносит свой особый
индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности, в
атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет получать не только
новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более
высокие формы сотрудничества.
Технология коллективной творческой деятельности. Наиболее часто используемая
педагогом технология, которая предполагает совместную деятельность детей и взрослых
(педагога, а иногда и родителей) при которой все члены коллектива участвуют в
планировании, подготовке, осуществлении и анализе результата деятельности.
Технология проектного обучения. Проектное обучение не предполагает готовых
заданий. Оно дает возможность с помощью вовлечения в проектную деятельность одного
или нескольких учащихся, проявить свои способности каждому учащемуся в процессе
получения результата. При этом происходит развитие творческого мышления, проявление
исследовательских способностей, формирование личностных качеств, которые
развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. Учащиеся
включаются в процесс «добывания знаний» и их логического применения, при этом
формируются личностные качества – способность к рефлексии и самооценке, умение
делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты
собственной деятельности.
В данном процессе педагог превращается в куратора или консультанта:
- помогает в поисках источников информации;
- сам является источником информации;
- поддерживает и поощряет учащихся;
- координирует и корректирует весь процесс;
- поддерживает непрерывную обратную связь.
При использовании различных современных педагогических технологий на любом
занятии нельзя забывать о здоровьесберегающих технологиях. Поэтому педагог
максимально использует приемы и методы, поддерживающие безопасность и качество как
физического, так и духовного, эмоционального, интеллектуального и личностного
здоровья учащихся.