Напоминание

"Пути духовно-нравственного становления личности на занятиях хорового класса"

Автор: Петрова Ольга Викторовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: филиал ГОУ ВО МО "ГСГУ" в г.Егорьевске - Колледж педагогики и искусства
Населённый пункт: Егорьевск
Наименование материала: статья
Тема: "Пути духовно-нравственного становления личности на занятиях хорового класса"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Петрова Ольга Викторовна

Концертмейстер филиала ГОУ ВО МО «ГСГУ»

в г.Егорьевске – Колледж педагогики и искусства

Статья на тему:

«Пути духовно-нравственного становления личности на занятиях

хорового класса»

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина

России является ключевой задачей современной государственной политики

Российской Федерации.

Сегодня,

в

период

смены

ценностных

ориентиров,

нарушается

духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи,

происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация

традиционных для страны моральных норм.

Образованию

отводится

ключевая

роль

в

духовно-нравственном

единении

российского

общества,

его

сплочении,

в

повышении

уровня

доверия человека к жизни в России, к настоящему и будущему своей страны.

Перед

обществом

стоит

задача

становления

духовно-нравственных

основ будущего гражданина России. Наиболее системно и последовательно

духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере

образования.

Под духовно-нравственным развитием личности В. Данилюк понимает

«осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и

укрепление

ценностно-смысловой

сферы

личности,

формирование

способности

человека

оценивать

и

сознательно

выстраивать

на

основе

традиционных

нравственных

идеалов

отношение

к

себе,

другим

людям,

обществу, государству, Отечеству, миру в целом» [1, с. 15].

Воспитание нравственной культуры в образовательных учреждениях

выдвигается на одно из первых мест, являясь при этом сложнейшей задачей.

Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у

детей

искажены

представления

о

доброте,

справедливости,

милосердии,

великодушии, гражданственности, патриотизме. Ведущую роль в решении

этой насущной проблемы играют воспитательные возможности различных

видов искусства, в частности, хорового, поскольку оно закладывает основу,

на

которой

в

дальнейшем

строится

здание

этических

и

эстетических

ценностей личности.

Хоровое

искусство

особое

искусство,

которое

даёт

возможность

найти

нравственную

сердцевину,

заложенную

в

музыке,

раскрыть

её

и

сделать доступной всем людям.

На

занятиях

хорового

класса

формируется

готовность

к

духовному

развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию

смысла своей жизни. Учащиеся получают представление об определённом

поведении, основанном на принятых в обществе представлениях о добре и

зле, должном и недопустимом.

Более

того,

в

процессе

работы

над

хоровым

произведением

формируется трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению

трудностей.

Учащиеся

осознают

ценности

человеческой

жизни,

у

них

укрепляется вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество

перед

прошлыми

и

будущими

поколениями.

Более

того,

они

начинают

осознавать себя настоящими гражданами России.

В своей статье я обобщила опыт работы с хором в области развития

высоконравственного,

ответственного,

творческого,

компетентного

гражданина России.

Я, на протяжении своей педагогической практики убедилась в том, что

воспитывать нравственность и духовность учащихся необходимо на высоких

примерах патриотической, народной, классической и духовной музыки. При

подборе

репертуара

сама

музыка

решает

труднейшие

задачи.

Репертуар

должен быть высокохудожественным, интересным, нравиться хору.

Композиторы берут для хоровых произведений лучшие стихи поэтов.

А. Пушкин, М. Лермонтов, С. Есенин, Е. Баратынский и многие современные

прекрасные поэты дают целостное и гармоничное представление о красоте

родной

природы,

её

богатствах,

о

чудесных

людях,

о

великих

подвигах

народа,

внушают

гордость,

чувство

эстетического

восхищения

своей

Родиной,

природой,

людьми.

А

композиторы

делают

эти

произведения

настоящими жемчужинами.

Я

остановлюсь

на

четырёх

обязательных

направлениях

в

подборе

репертуара и работе над ним.

Песни о Родине.

Я взяла в репертуар хора прекрасную песню Б. Мокроусова, на стихи

М. Исаковского «Одинокая гармонь» в современной джазовой обработке С.

Соснина. Эту песню с удовольствием пели еще наши бабушки и дедушки.

Когда я предложил её хору, то конечно, рассказал о прекрасной, лирической,

наполненной любовью и нежностью песне (ведь это и моя молодость).

Профессор

Живов

утверждает,

что

руководитель

обязан

рассказать

эпохе, в которой жили авторы музыки и текста; о конкретных событиях и

фактах, связанных в той или иной степени с созданием произведения». ( 2. c.

126)

Я

рассказываю

о

деревенских

посиделках,

о

массовых

гуляньях

молодёжи с гармонью. Эта песня – светлый чистый голос России, её сердце,

это наша Родина. Хор поёт эту песню бережно, с интересом, видно, что она

им очень нравится, так же как в своё время эту популярнейшую песню пела

вся страна. И сейчас внуки и правнуки открывают её для себя. Она стала и их

песней - родной и близкой.

«Сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем,

как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко человек

видит мир и самого себя. Воспитать патриота, готового отдать жизнь за

независимость

Родины,

-

это

значит

заполнить

повседневную

жизнь

подростка благородными чувствами, которые окрашивали бы все, что человек

в этом возрасте познаёт и делает», - говорил В.А. Сухомлинский. (4. с.3)

В песнях Россия предстаёт перед нами каждый раз в новом облике.

Родина – это всё. Это ощущение счастья от зрелища огромной нашей страны,

её лесов, закатов, деревень, бескрайних полей. Прекрасная музыка заставляет

хор

прочувствовать

и

понять

каждое

слово.

Каждый

студент,

возможно,

представляет себе милый взору край родной земли. Глаза в хоре счастливые,

равнодушных нет. А я опять рассказываю студентам о России, о счастье жить

в ней, о прекрасных людях, населяющих ее. Это вызывает чувство гордости

за свою Родину, укрепляет патриотизм. В этом обращении к внутреннему

миру личности и заключается воспитательное воздействие музыки.

Песни о войне.

Военная тема – одна из важнейших в репертуаре хора. В нашей стране

нет семьи, где кто-нибудь не погиб или не был ранен на войне.

Я

рассказываю

студентам,

что

именно

в

этот

сложный

период

наблюдается явление неожиданное и в то же время вполне закономерное: у

народа рождалось в те дни много песен. Это были песни-призывы, песни,

вдохновлявшие на справедливую борьбу с врагом, песни, поддерживающие

веру в победу. Музыка помогала людям преодолевать трудности военного

времени, не падать духом, и народ считал песню своей родной, кровной

помощницей.

Искусство

не

замерло

во

время

войны,

а

посвятило

себя

главному – завоеванию победы.

Современность

рождает

песни-воспоминания,

песни

памяти,

песни

скорби, гимны победы. В репертуаре хора есть песня «Баллада о Хатыни»,

музыка И. Лученка, слова Г. Петренко. В ней слышится звон колоколов,

плывущий из деревни Хатынь, которой уже нет, но есть памятник – подобие

печей смерти. Из деревни несётся перезвон-переклик. Людской поток не

иссякает в безмолвной деревне, люди слушают, как плачут колокола, и плачут

сами.

Я рассказываю студентам о тех событиях, участником которых не был,

а только слышал, читал. Я говорю, а кто-то из учащихся впервые узнает о

Бухенвальде, Саласпилсе, Хатыни.

Узнав о далеком историческом событии, положенном в основу создания

песни,

студенты

исполняют

музыкальное

произведение

совсем

по-иному,

сопереживая, исполняют с болью, горечью – и! пониманием.

Суть патриотического воспитания – в формировании мировоззрения

будущего

патриота,

стойкого

защитника

Родины.

К

сожалению,

у

человеческой

памяти

есть

много

врагов,

медленно,

но

верно

её

подтачивающих. В числе них – ветры неумолимого времени, по зёрнышку

выметающие из её кладовой самые ценные запасы.

Мы, педагоги, сеем в душу подростка зёрна, и от нас зависит, что из

этих зерен вырастет. Именно сейчас каждый студент должен понять, что

Родина, защита её от врагов – высший гражданский долг каждого.

Народные песни.

Их называют сундуком народной памяти, её устоев, быта и всей жизни.

Русская народная песня, её разнообразные разработки всегда традиционны в

репертуаре хора.

Я рассказываю студентам о том, что развитие музыкальной культуры на

Руси началось с создания народных песен. Они зародились ещё в глубокой

древности и помогали людям в труде, звучали в народных обрядах и на

праздниках. В этих песнях воспевалась родная земля, отражались думы и

чаяния людей, их мечты и личные отношения.

Народная музыка – это основа единой музыкальной культуры России.

Современному

подростку

сложно

разобраться

в

многообразии

так

называемых

«народных»

хитов,

противопоставляющих

себя

истинной

музыке. Чего только стоят поп-хиты, где есть слова «Ты ненакрашенная

страшная и накрашенная», или «Ты беременна – это временно».

Вот здесь педагог-концертмейстер должен применить все свои знания,

умения,

для

того,

чтобы

показать

подросткам

примитив

низкопробного

городского «фольклора» и на высоких примерах народной музыки заставить

студентов мыслить и сравнивать, создавая «иммунитет против пошлости»,

как писал Д.Б. Кабалевский. ( 3 с.18)

Все образцы народной музыки, дошедшие до нас, прошли испытание

временем. Некоторым песням несколько веков. Сможет ли современная поп-

музыка остаться любимой народом хотя бы 10 лет? Этим песни – бабочки-

однодневки.

Да, в эстрадной музыке встречаются песни-звёздочки, которые будут

долго сиять на музыкальном небосклоне. Но их очень и очень мало.

Моя задача – дать студенту высокий образец музыкальной хоровой

песенной

культуры.

Подбирая

репертуар

для

хора,

я

руководствуюсь,

в

первую очередь, тем, чтобы научить подростка осознанно выбирать лучшее,

что есть у народа.

Духовная музыка.

Самое бережное, трепетное отношение – к музыке духовной. Нельзя

преуменьшить воспитательное значение духовной музыки, её воздействие на

тончайшие струны души студентов. Эта музыка возвышает и облагораживает.

Прикосновение к этой прекрасной музыке, сопереживание с композитором

заставляют студентов быть лучше, чище, светлей и добрей. Я понимаю, что

глубина, уровень исполнения духовной музыки хоровым коллективом зависит

от культуры самого дирижёра, его знаний, масштабности его мышления.

Для того чтобы говорить студентам о духовной музыке, я должен был

сам глубоко изучить этот пласт музыкальной культуры. В 40 лет я пошёл в

храм учиться церковному песнопению. Труднейшему и сложнейшему.

В

1990

годах

духовная

музыка

зазвучала

повсеместно

с

амвонов

реставрируемых храмов и со сцен концертных залов, в студенческих хорах.

Я

рассказываю

студентам,

что

такое

песнопение

Божественной

Литургии. Мы вместе разбираем значение каждого слова, каждой интонации,

произношение каждого звука. Рассказываю о великих русских композиторах,

писавших духовную музыку: М. Глинке, П. Чайковском, С. Рахманинове, П.

Чеснокове.

Духовные произведения нельзя петь грубо. При их исполнении нужна

мягкость, выразительность, осмысленность и просветлённость.

Не нужно думать, что студенты не готовы к исполнению духовного

репертуара. Современная жизнь требует задавать молодым высокий уровень

духовных человеческих требований, не делая скидки на возраст. В.Л. Живов

считает,

что

«труд

музыканта-исполнителя

это

постоянное,

упорное

приближение к идеалу, к наиболее глубокому и всестороннему раскрытию

содержания исполняемого произведения».( 2 с.107)

Именно

в

период

нравственного

становления

человека

необходимо

сделать всё для того, чтобы помочь ему приобщиться к высоким идеалам,

серьёзным проблемам жизни, к шедеврам музыкального искусства.

Вся моя работа подчинена тому, чтобы поднять уровень воспитания,

культуры,

образования

и

духовности

молодежи

до

высоких

требований

нашего общества.

На

занятиях

хора

я

стараюсь

привить

вкус

к

работе,

научить

совместному

творчеству,

получать

от

этого

удовольствие.

Я

прививаю

чувство

патриотизма,

любви

к

своей

Родине,

интерес

к

истории

нашего

народа, преклонение перед высокой духовностью людей.

На занятиях хора идёт непрерывный процесс передачи и освоения

общей культуры, того багажа знаний, традиций, которые позволят нашим

студентам чувствовать себя уверенно в любом обществе и дадут возможность

быть полезным людям и Отчизне.

Литература

1.

Данилюк

А.Я.

и

др.

Концепция

духовно-нравственного

развития

и

воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.

2.

Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения. – М.,

1987.

3.

Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М., 2006.

4.

Сухомлинский В.А. Родина в сердце. - М., 1980.