Напоминание

"КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК ДВИГАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ"

Авторы: Уткина Галина Владимировна, Маслова Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1" г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: статья
Тема: "КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК ДВИГАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК ДВИГАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ»

«Если ребенок не научится сам ничего творить, то в жизни,

он всегда будет только подражать и копировать».

Л.Н. Толстой

Творческие

профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные

творческие люди всегда находят свое место на жизненном пути. Общество нуждается в

людях, которые мыслят нестандартно и готовы предложить креативные решения насущных

проблем. Конечно, развитие этих качеств начинается с дошкольного возраста. В процессе

творческой

деятельности

у

ребенка

дошкольного

возраста

усиливается

ощущение

собственной значимости, активно строятся индивидуальные отношения со сверстниками,

возникает

чувство

внутреннего

контроля

и

порядка.

Творчество

помогает

справиться

с

внутренними

трудностями,

психологическими

переживаниями,

которые

кажутся

непреодолимыми для ребенка.

На наш взгляд, одним из эффективных и современных средств, для развития творческих

способностей детей является конструирование. Конструирование относится к продуктивным

видам деятельности, в результате которой получается какой-либо продукт. Ребенок видит

созданную им постройку и у него возникает чувство гордости, повышается интерес к

дальнейшему

развитию

своих

способностей.

Конструируя,

ребенок

учится

не

только

различать

внешние

качества

предмета

или

образа,

но

и

развивает

познавательные

и

практические действия. Его действия становятся целенаправленными.

На

протяжении

всего

дошкольного

периода

существует

тесная

взаимосвязь

игры

и

конструирования. В самом раннем возрасте конструирование вообще едино с игрой. Далее

игра

становится

причиной

конструирования,

которое

постепенно

приобретает

самостоятельное значение для детей. И уже к старшему дошкольному возрасту формируется

полноценное конструирование, в результате которого ребенок может сам развить сюжетную

линию (например, создается несколько конструкций, объединенные одним сюжетом).

Конструктивную

деятельность

с

детьми

мы

начинаем

по

методике,

разработанной

Ф.Фребелем. Она заключается в том, что детям предлагают образцы построек и показывают

способы их воспроизведения. Можно предложить воспроизвести образец по шаблону, давая

детям материал, в котором отсутствуют отдельные детали, составляющие эту конструкцию, и

их следует заменить имеющимися. Можно использовать задания на изменение предметов с

целью получения новых конструкций. В этом случае ребенок должен создавать каждую

последующую постройку путем преобразования предыдущей (например, диван перестроить

в собачью будку, изображенную на картинке), используя все детали набора. Таким образом,

конструирование

по

образцу,

в

основе

которого

лежит

копирование,

является

важным

обучающим этапом, которое обеспечивает переход детей к самостоятельной деятельности

творческого характера.

Когда

дети

научились

самостоятельному

конструированию,

можно

знакомить

их

с

конструированием по замыслу. В отличие от конструирования по образцу оно дает детям

больше возможностей для творчества, развивает у них такие качества как самостоятельность

и индивидуальность. В то же время, конструирование по замыслу является очень сложной и

трудной задачей для дошкольников. Они мыслят неустойчиво и часто меняют задуманный

образ в процессе деятельности. Поэтому очень важно сначала познакомить детей с тематикой

задания, ввести обобщающие понятия, а также, научить их искать новые способы изменения

построек. Эти задачи мы выполняем с детьми в процессе конструирования по образцу.

Конструирование по замыслу не может научить детей создавать образы и сюжетные линии.

Оно лишь побуждает детей самостоятельно и творчески использовать все знания и умения,

полученные ими ранее.

Конструирование при правильной организации процесса обучения обязательно будет носить

творческий

характер,

поскольку

в

его

истоках

создаются

все

условия

для

развития

интеллектуальной

активности

и

воображения

детей,

экспериментирования

с

различным

материалом, возникновения ярких положительных эмоций. Все это и позволяет считать

детское

конструирование

мощным

средством

для

развития

творческих

способностей

у

дошкольников.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском воз-расте. – М.: Просвещение, 1976.

– 182 с.

2. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М.: Просвещение,

1976. – 79 с.

3. Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности до-школьников // Вопросы психологии

ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н., Запорожца А.В. – М.:

Международный Образовательный и Психологический Кол-ледж, 1995. – С. 45–69.