Авторы: Уткина Галина Владимировна, Маслова Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1" г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: статья
Тема: "КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК ДВИГАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ"
«КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК ДВИГАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ»
«Если ребенок не научится сам ничего творить, то в жизни,
он всегда будет только подражать и копировать».
Л.Н. Толстой
Творческие
профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные
творческие люди всегда находят свое место на жизненном пути. Общество нуждается в
людях, которые мыслят нестандартно и готовы предложить креативные решения насущных
проблем. Конечно, развитие этих качеств начинается с дошкольного возраста. В процессе
творческой
деятельности
у
ребенка
дошкольного
возраста
усиливается
ощущение
собственной значимости, активно строятся индивидуальные отношения со сверстниками,
возникает
чувство
внутреннего
контроля
и
порядка.
Творчество
помогает
справиться
с
внутренними
трудностями,
психологическими
переживаниями,
которые
кажутся
непреодолимыми для ребенка.
На наш взгляд, одним из эффективных и современных средств, для развития творческих
способностей детей является конструирование. Конструирование относится к продуктивным
видам деятельности, в результате которой получается какой-либо продукт. Ребенок видит
созданную им постройку и у него возникает чувство гордости, повышается интерес к
дальнейшему
развитию
своих
способностей.
Конструируя,
ребенок
учится
не
только
различать
внешние
качества
предмета
или
образа,
но
и
развивает
познавательные
и
практические действия. Его действия становятся целенаправленными.
На
протяжении
всего
дошкольного
периода
существует
тесная
взаимосвязь
игры
и
конструирования. В самом раннем возрасте конструирование вообще едино с игрой. Далее
игра
становится
причиной
конструирования,
которое
постепенно
приобретает
самостоятельное значение для детей. И уже к старшему дошкольному возрасту формируется
полноценное конструирование, в результате которого ребенок может сам развить сюжетную
линию (например, создается несколько конструкций, объединенные одним сюжетом).
Конструктивную
деятельность
с
детьми
мы
начинаем
по
методике,
разработанной
Ф.Фребелем. Она заключается в том, что детям предлагают образцы построек и показывают
способы их воспроизведения. Можно предложить воспроизвести образец по шаблону, давая
детям материал, в котором отсутствуют отдельные детали, составляющие эту конструкцию, и
их следует заменить имеющимися. Можно использовать задания на изменение предметов с
целью получения новых конструкций. В этом случае ребенок должен создавать каждую
последующую постройку путем преобразования предыдущей (например, диван перестроить
в собачью будку, изображенную на картинке), используя все детали набора. Таким образом,
конструирование
по
образцу,
в
основе
которого
лежит
копирование,
является
важным
обучающим этапом, которое обеспечивает переход детей к самостоятельной деятельности
творческого характера.
Когда
дети
научились
самостоятельному
конструированию,
можно
знакомить
их
с
конструированием по замыслу. В отличие от конструирования по образцу оно дает детям
больше возможностей для творчества, развивает у них такие качества как самостоятельность
и индивидуальность. В то же время, конструирование по замыслу является очень сложной и
трудной задачей для дошкольников. Они мыслят неустойчиво и часто меняют задуманный
образ в процессе деятельности. Поэтому очень важно сначала познакомить детей с тематикой
задания, ввести обобщающие понятия, а также, научить их искать новые способы изменения
построек. Эти задачи мы выполняем с детьми в процессе конструирования по образцу.
Конструирование по замыслу не может научить детей создавать образы и сюжетные линии.
Оно лишь побуждает детей самостоятельно и творчески использовать все знания и умения,
полученные ими ранее.
Конструирование при правильной организации процесса обучения обязательно будет носить
творческий
характер,
поскольку
в
его
истоках
создаются
все
условия
для
развития
интеллектуальной
активности
и
воображения
детей,
экспериментирования
с
различным
материалом, возникновения ярких положительных эмоций. Все это и позволяет считать
детское
конструирование
мощным
средством
для
развития
творческих
способностей
у
дошкольников.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском воз-расте. – М.: Просвещение, 1976.
– 182 с.
2. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М.: Просвещение,
1976. – 79 с.
3. Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности до-школьников // Вопросы психологии
ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н., Запорожца А.В. – М.:
Международный Образовательный и Психологический Кол-ледж, 1995. – С. 45–69.