Напоминание

"Роль природы в эстетическом развитии детей дошкольного возраста"

Автор: Бушмина Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Филиала №2 МБ ДОУ д/с №1 "Березка"
Населённый пункт: п.г.т.Сосьва
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль природы в эстетическом развитии детей дошкольного возраста"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Роль природы в эстетическом развитии детей

Важным

фактором

воздействия

на

детей

является

систематическая,

целенаправленная воспитательно-образовательная работа, в которой особое

место занимает процесс ознакомления с природой.

Выдающиеся деятели прошлого видели в природе могучий источник

знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Очень важное значение

придавал природе как фактору воспитания детей с раннего возраста русский

педагог К.Д. Ушинский, обращая внимание на положительное воздействие

природы на психику детей, на всестороннее, развитие их в процессе общения

с природой.

Природа - источник творческого вдохновения, подъема духовных сил

человека,

подрастающего

поколения.

Природа

помогает

окрашивать

в

эмоциональные тона все восприятия окружающей

действительности. Это

эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому

источнику красоты, и воспитывает система образовательных учреждений у

детей дошкольного возраста.

Большое

значение

природы

в

развитии

эстетических

чувств

детей

отмечает Е.А Аркин говоря о том, что когда воспитание ведется вне стен

комнаты, когда перед ребенком каждый день развертывается полная красок

панорама природы, тогда нет сомнения, поле, лес, луг, звездное небо, восход

солнца постоянно меняющий свой цвет небесный свод лучше всяких

дощечек

и других искусственных приборов будут служить воспитателям средством в

деле

развития

цветоощущения,

чувства

красоты,

любви

к

природе

и

пониманию

ее.

Природа

всегда

полна

жизни,

полна

интереса;

всякий

дидактический

материал

мертв,

и

нужно

большое

искусство

со

стороны

педагога, чтобы оживить его и поддержать в ребенке интерес к нему.

Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его

жизненные силы и вдохновляющим на сбережение ее богатств, заключает

в себе и огромный потенциал всестороннего развития личности.

Широко известно влияние природы на формирование различных сторон

характера,

индивидуальности

ребенка.

Природа

пробуждает

его

любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное

развитие,

формирует

чувство

прекрасного.

Можно

без

преувеличения

утверждать,

что

ребенок

познает

красоту

окружающего

мира

через

восприятие красоты природы.

Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что

соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если ее

не изменяет

человек,

остается

практически

постоянным.

Однако

меняется

общественно-историческая

практика

людей,

поэтому

люди

в

объективную

красоту

природы

вносят

свой

общественно-исторический

смысл.

В системе по

эстетическому

воспитанию

дошкольников

большое

место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает

психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус.

Воспитание

любви

к

природе,

умение

чувствовать

ее

красоту

и

восхищаться

ею

имеет огромное значение не только для

эстетического

развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для

пробуждения

у

дошкольников патриотических

чувств,

чуткости

к

окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а

так же расширению умственного кругозора.

Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения

единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается

лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью

целого,

человек

должен

не

эпизодически,

а

постоянно

находиться

во

взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических

воздействий

требует постоянного общения с природой. Любовь к родной

природе воспитывается с раннего возраста.

Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо

изучать.

В

процессе

познания

природы

формируются

и

развиваются

эстетические чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и

возникающие

при этом переживания находятся в зависимости от круга

представлений, значений и общего развития человека.

Эстетическое восприятие - это способность создавать или

воспроизводить и

эмоционально

окрашивать

целостные

образы

под

влиянием реальных предметов и художественных произведений.

Содержание

и

богатство

чувств,

вызванных

непосредственным

общением с природой, находятся в прямой зависимости от характера

восприятия. В соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет

свои

особенности,

обусловленные

запасом

представлений

и

объемом

жизненного опыта детей.

Не всякая деятельность способна прямо выявить эстетические свойства

природы

для

дошкольников.

Чтобы

научиться

оценивать

красоту

форм

растений,

грациозность

животных,

контрасты

цвета

и

света,

симметрию

явлений,

гармонию

звуков,

свойства

пространства

и

времени

надо

участвовать в их познании как чувственном, так и абстрактно - логическом.

Поэтому

воспитатели

должны

вовлекать

дошкольников

в

наблюдения

за

свойствами

ландшафтов,

организовывать

упражнения,

которые

развивают

слуховое

и

зрительное

восприятие,

умения

анализировать

и

обобщать

собственные впечатления и оценки.

Саморукова П. Г. говорит о том, что ребенок с помощью органов чувств,

воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину,

звуки, краски,

пространственное

положение, движение и т.д. У него

формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе,

которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения

природных явлений, усвоить новые понятия. Это даёт возможность педагогу

развивать у воспитанников логическое мышление.

Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение.

Накопление

реальных,

достоверных

представлений,

понимание

взаимодействий

явлений

природы

лежит

в

основе

последующего

формирования

у

детей

элементов

материалистического

миропонимания.

Природа

возбуждает

любознательность

ребёнка,

воздействует

на

его

сенсорику и вызывает чувство прекрасного.

Таким образом, эстетическое развитие средствами природы - это

пробуждение

у

детей

эмоционального

отношения

к

ней.

Эмоциональное

отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

Воспитывая

у

детей

основы

эстетического

вкуса,

мы

учим

их

видеть

и

чувствовать красоту окружающего, беречь ее.