Автор: Усынина Алёна Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Сотниковская СОШ
Населённый пункт: Республика Бурятия г. Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогические условия профилактики жестокого обращения с детьми в семье
Усынина Алёна Андреевна
г.Улан-Удэ, Бурятский государственный
университет
имени Доржи Банзарова
Психолого-педагогические условия профилактики жестокого обращения
с детьми в семье
Аннотация: В данной статье идёт полный анализ психолого-педагогической
профилактики
жестокого
обращения
с
детьми
в
семье.
В
работе
рассматриваются
основные
понятия
такие
как «жестокое
обращение
с
детьми
в
семье»,
«насилие
над
детьми»,
«психолого-педагогическая
профилактика».
Ключевые слова: жестокое обращение с детьми в семье, насилие над
детьми, психолого-педагогическая профилактика.
Жестокое обращение с детьми в семье это : «это все многообразие действий
или
бездействий
со
стороны
окружающих
лиц,
которые
наносят
вред
физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего ребёнка, его
развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу»
Насилие над детьми это :
грубое, жесткое, плохое, обращение с детьми.
Оно может проявляться в таких формах как физическое или эмоционального
ужасного
обращения,
сексуального
насилия,
полного
пренебрежения,
отсутствия
заботы,
в
том
числе
и
торговли
а
так
же
других
форм
эксплуатации, способных привести к фактическому ущербу для здоровья
ребенка, его выживания, развития или достоинства в контексте отношений
ответственности, доверия или власти [1]. Согласно данным ВОЗ, насилие над
детьми
является
тотальной
проблемой
с
серьёзными
пожизненными
последствиями [2].
Психолого-педагогическая профилактика: это множество направлений
предупредительных
мер,
напрямую
связанных
с
полной
ликвидацией
внешних причин, которые вызывают
какие либо недостатки в развитии
детей.
Актуальность
выбранной
темы
обусловлена
возросшими
случаями
жестокого обращения с детьми в семьях. Дети на сегодняшний день являются
самыми незащищенными членами нашего общества.
В 2012 году Российская Федерация ратифицировала принятую в 1989 году
Генеральной
Ассамблеей
ООН
Конвенцию
о
правах
ребенка,
её
целью
напрямую является полная защита каждого ребенка и помощь в становлении
и развитии его личности. Такое положения приводит к четырём основным
требованиям, которые в свою очередь должны обеспечивать права ребенка: 1-
право ребенка на жизнь;
2- на развитие;
3-на защиту;
4- Активное участие в жизни общества;
На сегодняшний день происходит так что дети зачастую не получают защиты
в своих собственных семьях, а переживают жестокое обращение и грубость,
становятся очевидцами или жертвами насилия. Происходит нарушения прав
и свободы наиболее незащищенных, уязвимых членов общества, которые в
свою очередь вбирают в себя грубость, жестокое обращение и невежество со
стороны
взрослых,
берут
с
них
отрицательный
пример.
Который
в
последующим сыграет свою отрицательную роль в жизни любого ребёнка.
Жестокое обращение с детьми в семье является очень частым явлением и
носит скрытый характер. Существуют данные разных статистик,которые в
свою очередь доказывают, что колоссальное количество детей, страдающих
от жестокости на сегодняшний день не только в Российской Федерации,но и
во всём мире в целом. Около 5 тысяч детей в возрасте до 14 лет избиваются
родителями, что для многих заканчивается смертью, 56 тысяч, уходят из
семьи. В общей сложности 25—30 тысяч, несовершеннолетних ежегодно
становятся жертвами преступных посягательств, в своих же семьях, из них
около 2 тысяч погибают, 10-12 тысяч, получают телесные повреждения [11,
с.9].
Изучение психолого-педагогической литературы и анализ практики работы
в
области
рассматриваемой
на
сегодняшний
день
проблемы
позволил
выявить следующие противоречия:
-
Популярная
потребность
общества
в
осуществлении
психолого-
педагогической профилактики жестокого обращения с детьми в семьях ине
полной
разработанностью
методологических
аспектов
организации
и
реализации такой деятельности;
-
между
широким
распространением
информационных
технологий
и
недостаточной разработанностью, а также использованием диагностических
методов,
позволяющих
педагогу
выявить
факты
жестокого
обращения
с
детьми в форме физического, сексуального, эмоционального насилия над
детьми и случаев пренебрежения нуждами ребенка;
- между богатым мировым опытом в области диагностики и предупреждения
жестокого обращения с детьми и ограниченным использованием этого опыта
в отечественной педагогической практике.
Данные
противоречия
обусловили
проблему
исследования,
которая
заключается в изучении особенностей организации и тенденций развития
системы психолого-педагогического предупреждения жестокого обращения с
детьми.
Одним из важнейших аспектов в жизни ребёнка являться жизнь и его
воспитание в семье. Отношения с родителями.
В рамках проведенного исследования на тему "Психолого-педагогические
условия
профилактики
жестокого
обращения
с
детьми
в
семье"мы
проанализировали
теоретико-методологическую
литературу
по
проблеме
профилактики жестокого обращения с детьми в семье . Так, анализ показал,
что
работа
педагога
психолога
должна
проходить
в
проведении
профилактической работы, ряда различных форм - налаживания контакта с
пострадавшими детьми, и в принятии
мер по их предотвращению. Для
раннего предотвращения жестокого обращения с детьми.
Ранние выявление
неправильного
и
жестокого
воспитания
детей
в
семье
способствует
становлению человека, который легче сможет адаптироваться в обществе.
Сбросив груз обид и унижений и забыв о них он станет личностью, которая в
дальнейшем сможет постоять за себя и достигнуть определённых высот в
жизни. А так же не переложит эти обиду на бедующее поколение.
Список литературы
1.
Всемирная Организация Здравоохранения. Насилие и его влияние на
здоровье. Доклад о ситуации в мире. 2002.
2.
Всемирная Организация Здравоохранения. Жестокое обращение с детьми.
Информационный бюллетень N°150. Август 2010 г.
3.
Кошелева А.Д. Психологическое насилие над ребенком в семье, его
причины и следствия/ А.Д.Кошелева, Л.С.Алексеева // Насилие в семье –
2007. – 21 – 69 с.