"ОРИГАМИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Автор: Плешанова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 38 отделение дошкольного образования детей
Населённый пункт: г.Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "ОРИГАМИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Дата публикации: 25.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«ОРИГАМИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Оригами – японское искусство складывания бумаги. Это искусство зародилось много веков назад. Имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуалом действия. Ими украшали статую «Многоликой» и «Тысячерукой» богини милосердия Канон, чтобы задобрить ее и попросить ее покровительства. Утратив со временем свое ритуальное предназначение, оригами вышло за пределы храмов и достигло императорского двора. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Во второй половине XX века оригами перешло границы Японии, а в начале XXI века правительство Японии стало создавать сеть детских садов по западно- европейскому образцу. В основу системы воспитания были положены идеи известного немецкого педагога Ф.Фребеля, создателя первых детских садов, который рекомендовал заниматься с детьми складыванием из бумаги. Искусство оригами пришлось здесь как нельзя к стати. Действительно, не перечислить всех достоинств оригами. Во-первых, оно доступно детям. Они овладевают различными способами и приемами действия с бумагой. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер. Оригами также способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления. Развивает конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус. Оригами помогает знакомить детей с основными геометрическими понятиями, обогащает их словарь, активизирует мыслительные процессы. У детей возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словами и перевод их значения в практическую деятельность. Оригами помогает детям создавать игровые ситуации, дети легко включаются в игру – драматизацию. Систематические занятия с ребенком оригами – это гарантия его всестороннего развития. Часто дети путаются в названии геометрических фигур. У многих нарушена мелкая моторика рук, дети не умеют отражать свои действия и совсем не умеют складывать бумагу. Для решения таких проблем хорошо подходит использование в работе техники оригами. Эта техника помогает: 1. Познакомить детей с геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник… 2. Обогатить словарь специальными терминами: согнуть, вложить… 3. Научить соотносить наглядные символы со словесными и переводить их значение в практическую деятельность. 4. Совершенствовать трудовые умения, формировать культуру труда. 5. Развивать мелку моторику пальцев, точные движения. 6. С помощью оригами создавать игровые ситуации. Для работы можно выделить в группе «Уголок оригами», в котором разместить пооперационные карты трех уровней сложности (рис.1) и схемы (картотеку) пальчиковой гимнастики.
Работу можно проводить в рамках НОД в блоке совместной деятельности, через самостоятельную деятельность и как часть занятия. В освоении техники оригами хорошо помогают электронные презентации, выведенные на большой экран. Они привлекают своей яркостью и понятностью. Например пошаговая презентация сложения "собачки" первого уровня сложности (приложение №1). Также можно в освоении техники оригами использовать квадрат Воскобовича (рис.2), игры «Удивительные приключения, превращения квадрата». Дети не боятся его порвать и могут бесконечно трансформировать. В работе с детьми можно применять коллажи и мнемотаблицы с использованием техники оригами. Коллажи способствуют закреплению различных методов запоминания, развивают фотографическую память, расширяют словарный запас, образное восприятие, умение говорить, рассказывать, носят обучающий характер, т.к. вмещают различную информацию. Кажущийся беспорядок изображенных предметов и составляет суть коллажа. Главная задача (рис.2) (рис.2)
коллажа – соединить, связать все предметы между собой. Таким образом идет отработка сюжетного метода запоминания. Коллаж с использованием оригами становится ярким, объемным, выразительным. Такой коллаж будет притягивать внимание детей, побуждать говорить, рассказывать, фантазировать, запоминать сюжет, побуждать детей к действию. Например – сложить из бумаги героев коллажа: Чебурашку, Зайчика и т.д. для того чтобы развить и подготовить общие способности детей без умственных и психофизических перегрузок, т.е адаптировать их к учебному процессу, а также научить рациональным приемам обработки информации (рис.3). При использовании приемов мнемотехники на занятиях по оригами дети наиболее рационально без умственного и нервного напряжения усваивают предлагаемую информацию в игровой форме. Например мнемотаблица в которой закодирована информация на задачу про грибы (рис.4): Ежик по лесу шел, На обед грибы нашел, Два – под березой, А один у сосны. Сколько их будет в плетеной корзине? При использовании такой мнемотаблицы на занятиях у детей развивается смекалка, внимание, образное восприятие происходящего. Дети с удовольствием (рис.3) (рис.4)
будут воспроизводить таблицу графически во время совместной и индивидуальной деятельности. Очень хорошо детьми воспринимаются «Оригамские сказки». Например сделали фигурку щенка и придумали сказку: «Однажды подул сильный ветер, подхватил квадратик, гулявший по дорожке и согнул его пополам...» (рис.5) У ребенка появляется большой интерес и необходимость соотносить наглядные символы со словесными, и переводить их в практическую деятельность. При этом обогащается словарный запас детей за счет существительных, прилагательных, глаголов. Дети учатся задавать вопросы, грамматически правильно создавать предложения. Очень любят дети по окончании работы играть со своими персонажами. При этом можно использовать такой прием, как диалог. Дети охотно собираются парами, задают друг другу вопросы, обыгрывают разные ситуации. Для поддержания интереса работы с бумагой использую оригами как часть занятия. Например, предлагаю сделать сумку, которой не хватает почтальону, или золотую рыбку из сказки «О рыбаке и рыбке». Проводя психогинастику с использованием мимических масок оригами, предлагаю рассказать какие сейчас маски (злая, добрая), а какая она будет, если ей купят мороженое? Покажите, какое настроение у вас? Очень любят дети разгадывать оригамские коллажи, а еще больше любят, когда им предлагается дополнить коллаж. Например: коллаж «Зимний лес» - что или кого можно встреть в зимнем лесу. Дети: А можно сделать лису? В-ль: Да? Дети: А почему? В-ль: Потому что она живет в лесу? Дети: А можно сделать елку? В-ль: Да. При этом идет поисковая работа, развивается внимание, мышление, творческое воображение. Дети могут предложить множество разных вариантов, спорят, доказывают, отстаивают свою точку зрения. Используя технологию складывания из бумаги важно научить каждого воспитанника: 1. Проговаривать свои действия. 2. Употреблять в речи слова: угол, центр, сторона, противоположный. 3. Качественно и точно проглаживать линии сгиба. (рис.5)
Больше всего нравится детям работать в совместной деятельности. Готовить подарки малышам, папам, мамам, друзьям, делать закладки для своих любимых книг, составлять композиции, оформлять интерьер в группах. Дети любят играть своими игрушками, сделанными своими руками. На улицу выносят вертушки, в помещении играют в куклы, делая им из бумаги мебель и одежду. Подметают своими «веничками», играют веерочками, сумками, кошельками, шапочками, организуют творческие игры. С огромным удовольствием дети играют в пальчиковый театр, куклы-руковички, шапки животных. Подражают им, устраивают инсценировки, спектакли. Систематически используя в работе технику оригами, я пришла к выводам: 1. У детей складывается стойкий интерес к занятиям оригами. 2. Дети получают хорошие навыки работы с бумагой, употребляют такие понятия как угол, центр, середина и т.д., называют действия: отогнуть, согнуть, вложить… 3. Повышается познавательный уровень детей. 4. Повышается качество исполнения работ. Занятия оригами способствуют всестороннему развитию и успешной подготовке ребенка к школьному обучению.