Автор: Васильев Вадим Владимирович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 145 Федеральной службы исполнения наказаний
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Доклад
Тема: Пути формирования педагогического мастерства
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ№ 145
(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 145)
ДОКЛАД
на тему:
«Пути формирования педагогического мастерства»
Выполнил:
преподаватель
Васильев В.В.
Уфа 2019
2
Содержание
Введение
3
Основная часть
1. Этапы профессионального мастерства
3
2. Пути формирования педагогического мастерства
4
Заключение
7
Список используемой литературы
8
Введение
3
За
последние
несколько
лет
система
российского
образования
претерпела
кардинальные
изменения.
В
жизнь
всего
образовательного
процесса
прочно
вошёл
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт второго поколения. Он четко определил, каким государство хочет
видеть
выпускника
общеобразовательного
учреждения,
и
какова
роль
педагога
в
этом.
Стоит
отметить,
что
требования,
предъявляемые
Ф ГО С
вт о р о го
п о ко л е н и я
к
п е д а го г у
д о с т ат оч н о
в ы с о к и .
Чтобы
соответствовать
необходимым
качествам,
преподаватель
должен
постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство.
Актуально сть
выбранной
темы
связана
с
н ед о с т аточ н о й
информированностью
педагогов,
особенно
молодых
специалистов,
о
способах
формирования
педагогического
мастерства
и
заключается
в необходимости обобщения опыта специалистов.
Важное
место,
в
нынешних
реалиях
образовательного
процесса,
занимает
вопрос
формирования
педагогического
мастерства.
Становление
обучающихся
как
всесторонне
развитой
личности
-
процесс
сложный
и требующий от преподавателя не только глубоких знаний, разнообразных
с п о с о б н о с т е й ,
т в о р ч е с к о г о
п о д х о д а ,
н о
и
п о с т о я н н о г о
самосовершенствования. Педагогическое творчество предполагает наличие
у педагога
определённых качеств - эрудиции, креативности, способности
предвидеть и проектировать, характеризующих его как творческую личность.
Педагогическое
мастерство
предполагает
формирование
и
использование
педагогом
индивидуально-оригинального
стиля
д е я т е л ь н о с т и ,
отличающегося целесообразностью.
Основная часть
1. Этапы профессионального мастерства
Основными характеристиками мастерства педагогов принято считать
также
умение
в
доступной
форме
излагать
сложные
проблемы,
своим
предметом увлечь каждого, направить активную деятельность обучающихся
на
творческий
поиск
знаний.
В
современных
реалиях,
образовательному
учреждению нужны специалисты, высококвалифицированные преподаватели
и мастера производственного обучения.
Известный
педагог
Антон
Семёнович
Макаренко
утверждал,
что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых
людей. Педагог достигает мастерства через несколько лет работы. Ускорить
процесс
достижения
педагогического
мастерства
возможно
лишь
при
правильном
выборе
будущего
педагога
своей
профессии,
а
также
при
овладении системой необходимых знаний, навыков, умений, формирование
профессионально
важных
качеств,
способностей
и,
самое
главное,
4
готовности
к
педагогической
деятельности.
Всё
это
и
есть
пути
формирования педагогического мастерства.
Но, для начала, рассмотрим этапы его становления:
I
этап
-
профессиональное
просвещение.
Начинается
в
старших
классах, когда учащиеся уже всерьёз задумываются о будущей профессии.
На
этом
этапе
благодаря
информации,
получаемой
от
преподавателей,
из средств массовой информации, формируется отношение к той или иной
специальности,
и
обучающиеся
начинают
готовиться
к
поступлению
в соответствующие учебные заведения.
II этап - профессиональный отбор. Начинается с обучением в средних
и
высших
учебных
заведениях,
где
обучающиеся
овладевают
профессионально необходимыми знаниями, умениями, навыками.
III
этап
-
профессиональная
адаптация.
Связана
с
практикой
обучающихся, в ходе которой они проверяют верность теоретических знаний
на практике и укрепляют свои умения и навыки. Можно сказать, происходит
своеобразная
«примерка»
выбранной
профессии
к
себе
со
стороны
обучающихся,
в
результате
которой
они
делают
вывод
о
правильности
или неправильности своего выбора.
IV
эт ап
-
профе ссиона льный
ро ст.
Начинает ся
в м е с т е
с
самостоятельной
деятельностью
молодых
специалистов.
В
ходе
своей
самостоятельной
профессиональной
работы
они
применяют
полученные
ранее знания, навыки, умения, постепенно развивают своё педагогическое
мастерство. Этот этап длительный и его успешность зависит от множества
факторов. Молодой специалист должен понять, что его профессиональное
развитие
и
становление,
как
преподавателя
не
заканчивается
в
стенах
педагогического учебного заведения, оно продолжается на протяжении всего
периода
профе ссиональной
деятельно сти.
Для
фо рми р о ва н и я
педагогического мастерства ему будет необходимо овладеть суммой знаний,
навыков, умений, развить свои личностные качества.
Таким
образом,
познакомившись
с
этапами
с т а н о вл е н и я
педагогического
мастерства,
можно
отметить,
что
его
формирование
начинается уже на 1 стадии, когда молодой человек только определяется
с выбором профессии и происходит на протяжении всей педагогической
деятельности преподавателя.
2. Пути формирования педагогического мастерства
На
основании
проанализированного
опыта
выдающегося
педагога
Макаренко,
педагогов
Азарова,
Хозяинова
выделим
следующие
пути
формирования педагогического мастерства:
1.
Профессиональное
самообразование
и
самовоспитание.
Стоит
отметить, что не самообразование, не самовоспитание невозможно, пока сам
5
педагог не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, пока не поймёт
недостаточность
своего
педагогического
мастерства.
Перед
тем
как
приступить
к
работе
над
собой,
педагог
должен
проанализировать
свою работу за определённый период времени, собрать рекомендации коллег
по
улучшению
своей
деятельности.
Это,
ещё
раз,
доказывает
опыт
выдающихся
педагогов
-
Сухомлинского,
Макаренко,
Амонашвилли,
добившихся
заметных
успехов
в
профессиональной
деятельности
путем
непрерывной
систематической
работы
над
собой,
и
начинавших
работу
по
самосовершенствованию
с
углубленного
анализа
собственной
педагогической практики, с установления причин, как успехов, так и неудач.
Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, преподаватель
совершает
рефлексию,
без
которой
не
сможет
п р и бл и з и т ь с я
к
педагогическому
мастерству.
Выявив
свои
педагогические
недочёты
и
упущения,
рекомендуется
составить
план
работы
над
собой:
план-максимум
на
большой
отрезок
времени
и
план-минимум
на
день,
неделю или месяц.
На мой взгляд, в самообразовании и саморазвитии педагогу помогут
несколько принципов, которые выделил основоположник научной педагогики
в
России
-
Константин
Дмитриевич
Ушинский:
спокойствие,
прямота,
обдуманно сть
действий,
решительно сть,
не
говорить
о
с е бе
без нужды ни одного слова, не проводить время бессознательно, каждый
вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках, не хвастаться.
2.
Повышение
квалификации
и
переподготовка
в
учреждениях
последипломного
образования.
Повышение
квалификации
понимается
как вид дополнительного профессионального образования, направленного
на формирование готовности работника к выполнению более сложных задач.
Повышение квалификации одновременно является одной из форм освоения
лучшего
опыта,
направленной
на
совершенствование
профессионального
труда.
Основная
цель
повышения
квалификации
преподавателей
состоит
в
том,
чтобы
установить
соответствие
между
уровнем
их
готовности
к
реализации
задач,
стоящих
перед
образовательным
учреждением,
постоянно
растущими
социальными
требованиями
к
его
личности
и деятельности, и уровнем современных научных знаний, составляющих
основу управленческих процессов в системе образования.
Непрерывность
профессионального
образования
преподавателя
является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей
и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта.
Если
преподаватель
занимает
активную
позицию
и
стремится
к дополнительному образованию, то рост его профессионального мастерства
идёт более интенсивно.
6
3. Работа в методических объединениях, творческих группах. Одним
из
важных
условий
формирования
профессионального
мастерства
преподавателя
является
хорошо
организованная
в
образовательном
учреждении система методической работы, как части системы непрерывного
образования.
Методическая
работа
может
в
значительной
мере
удовлетворить
запросы
преподавателей
по
совершенствованию
научно-методической
подготовки, если сделать значительный отступ от укоренившейся практики
к совершенно новым подходам. На методических семинарах преподаватель
имеет
возможность
не
только
ознакомиться
с
опытом
своих
коллег,
но и поделиться своими навыками и умениями. Это даёт ему возможность
расширить
свой
творческий
кругозор
и
привнести
в
свою
деятельность
что-то новое.
4. Аттестация педагогического работника. Аттестация преподавателей
и мастеров производственного обучения проводится один раз в пять лет
о
личному
заявлению
преподавателя
или
мастера
п/о.
Преподаватель
или мастер п/о сам определяет категорию и форму аттестации: демонстрация
внеклассных
занятий
с
обучающимися,
серии
уроков,
творческий
отчет,
«экзамен» по определенной программе, защита опытно-экспериментальной
или
научно-методической
разработки.
Аттестация
даёт
преподавателю
дополнительную
мотивацию
совершенствоваться
в
своём
педагогическом
мастерстве.
Ведь
известно,
что
именно
мотивация
призвана
повышать
качество
работы,
результативность,
уровень
предоставляемых
услуг,
улучшать
микроклимат
в
учреждении,
а
также
помогать
в
достижении
профессиональных
целей,
давать
положительную
перспективу,
подготавливать
педагогические
кадры
для
инноваций,
повышать
самоуважение и, в конечном счете, предотвращать отток специалистов.
5.
Инновационно-педагогическая
деятельность,
освоение
новых
педагогических
технологий.
Инновационная
педагогическая
деятельность
-
основана
на
осмыслении
практического
педагогического
опыта
и ориентирована на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса
с
целью
достижения
высших
результатов,
получение
нового
знания,
формирование качественно иной педагогической практики. Инновационная
деятельность
помогает
преподавателю
не
застаиваться
на
месте.
Искать новые пути и решения старых вопросов и проблем. Знакомство
с
инновационной
деятельностью
помогает
преподавателю
сделать
проводимые занятия более разнообразными и интересными.
6.
Научно-исследовательская
деятельность
является
ведущим
фактором повышения педагогического мастерства преподавателя, так как она
выводит профессиональную деятельность на уровень научного творчества и
вл и я е т
н а
р а з в и т и е
у с то й ч и в о й
м от и ва ц и и
к
п о с т о я н н о м у
7
профе ссиональному
совершенствованию.
С о в е р ш е н с т в о ва н и е
педагогического
мастерства
осуществляется
в
процессе
развития
исследовательских
умений
и
навыков:
от
творческого
использования
достижений современной психолого-педагогической науки к разработке и
внедрению собственных приемов, методик, технологий в педагогическую
деятельность.
7.
Активное
участие
в
педагогических
конкурсах
и
фестивалях.
Участие
в
конкурсах
профессионального
мастерства
-
мотивация
к
дальнейшему
профессиональному
росту.
Конкурс
всегда
предоставляет
возможность
обогатить
свой
опыт
и
поделиться
собственными
ценными
находками
и
достижениями
в
области
профессионального
мастерства,
открыть в себе глубину творческих способностей. Педагогическое мастерство
в профессиональных конкурсах оттачивается и является высшим уровнем
педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве преподавателя, в
постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития
человека.
Участие
в
профессиональных
конкурсах
дает
преподавателю
возможность: изучить опыт коллег, реализовать свой творческий потенциал,
развить
собственные
способности,
установить
новые
контакты
на
профессиональном
уровне,
повысить
авторитет
в
педагогическом
коллективе.
8.
Трансляция
собственного
педагогического
опыта.
Передача
накопленных знаний это своеобразный момент рефлексии. Преподаватель
систематизирует свой опыт и знания, выделяет главные аспекты, в результате
чего получается качественно новый продукт – статья, разработка, программа.
Таким
образом,
передавая
свой
педагогический
опыт,
преподаватель
не
только зарабатывает педагогический авторитет, но и обновляет имеющиеся
знания.
Заключение.
Все
эти
пути
взаимосвязаны,
ими
нужно
пользоваться
регулярно,
непрерывно,
целенаправленно.
Не
стоит
забывать,
что
не
один
из
перечисленных
способов
не
будет
эффективным,
если
педагог
сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной
компетентности.
Отсюда
вытекает
необходимость
мотивации
и
создания
благоприятных условий для педагогического роста.
Список используемой литературы.
8
Азаров,
Ю.П.
Тайны
педагогического
мастерства,
Ю.П.
Азаров,
- М.: МПСИ, 2010. - 432 с.
1.
Беляев,
В.
И.
Педагогика
А.С.Макаренко:
традиции
и
новаторство,
В.И. Беляев. - М.: МИУПУ, 2006. - 516с.
2.
Котова,
И.
Б.
Педагогическое
взаимодействие,
И.Б.
Котова,
Е.Н. Шиянов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 298с.
3.
Неудахина, Н.А. Основы педагогического мастерства, Н.А. Неудахина.
- Барнаул: АлтГТУ, 2012. - 152 с.
4.
Сластенин,
В.А.
Педагогика
/
В.
А.
Сластенин,
И.
Ф.
Исаев,
Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2009. - 510с.
5.
Хозяинов,
Г.И.
Педагогическое
мастерство
преподавателя,
Г.И. Хозяинов.- М.: Высш. шк.,2010. - 201с.