Автор: Смирнова Марина Николаевна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ОГБПОУ "Костромской областной музыкальный колледж"
Населённый пункт: г.Кострома
Наименование материала: технологическая карта учебного занятия
Тема: Отечественная война 1812г.
ОГБПОУ «Костромской областной музыкальный колледж
Технологическая карта учебного занятия ОД 02.02.«История»
по теме «Отечественная война 1812 года» 1 курс
Место учебного занятия в РП и КТП. Раздел «Российская империя в XIX веке». Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века.
Дата проведения 07.02.2019г.
Время занятия – 90 мин.
Тип учебного занятия: комбинированное, с элементами групповой работы (работа в парах).
Форма занятия: лабораторно-практическая работа с различными источниками информации. (Возможны другие варианты: семинарское
занятие, или круглый стол с использованием источников и работ историков. Выполнение индивидуальных проектов, защита на учебном
занятии. Примерные темы для проекта: «Женщина, которой боялся Наполеон», «Исторические личности: Наполеон и Кутузов в истории
России и в произведении Л.Н.Толстого «Война и мир».
Цели: (планируемые результаты)
Сформировать у обучающихся представление о войне с Наполеоном как одного из важнейших событий, явлений в отечественной истории,
повлиявших на ход всемирной истории.
Предметные: систематизировать знания об Отечественной войне 1812 года: этапы войны, события (факты), хронологию (последовательность
событий), установить причины и значение победы русской армии для истории России и мировой истории
.
Формировать умения вести
диалог, обосновывать свою точку зрения в спорных вопросах по исторической тематике .
Метапредметные:
развивать
способность
к
самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности,
включая
умение
ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать её,
работать в группе
(паре).
Личностные:
воспитание
патриотизма уважения к своему народу, чувств ответственности и
гордости за свою Родину,
свой край
,
формировать основы саморазвития и самовоспитания,
способность к самостоятельной деятельности
;
Материалы и оборудование:
1.
Экран, проектор, ноутбук, презентация
2.
Раздаточный материал: тексты документов, атлас, алгоритм по работе с источником информации, аудио файл песня «Над Москвою
заря занималась»
3.
Значки для оценки: «талант», «умники и умницы».
План занятия
Этапы/время
Деятельность
преподавателя
Деятельность учащихся
УУД
Уровень
Личностн
ые
Метапредметн
ые
Предметн
ые
Организационный/
10 мин
Вызов
и
м оти ва ц и я .
Актуальность
изучения
в о п р о с а
в н е ш н е й
политики, соотношение с
современностью.
Установка
на
работу
в
парах
Раскрывают
понятие
«внешняя политика»;
Приводят
п р и м е р ы
взаимоотношения
Ро с с и и
с
д р у г и м и
странами
в
XIX
в.
и
с е год н я
( Ук р а и н а ,
Я п о н и я ,
С Ш А ) ,
х а р а к т е р
э т и х
отношений, возможные
последствия.
Делают
вывод
о
значимости
темы,
о
выполнении
гражданского долга по
защите Отечества.
Организуют пары
+
+
+
Восприятие;
Осмысление; (Р)
Актуализация
знаний /15 мин
Интеграция
вопроса
с
р а н е е
и з у ч е н н ы м
материалом по Всеобщей
истории.
Наполеоновские
войны.
Проверка
знаний
по
изученной теме.
Раскрывают
понятие
«Наполеоновские
войны».
Используя
с х е м у
в
т е т р а д и ,
излагают
о сновные
локальные
конфликты
в Европе и мире XIX
веке. Делают выводы о
характере
войн
и
их
последствии.
Оценка
+
+
Воспроизведение;
(Р)
Установка
причинно-
следственных
связей; (П)
План занятия
Формулирует задание.
Моделирует
ситуацию
«Что если бы…»
русско-французских
отношений
на
рубеже
X V I I I
–
X I X
в . в .
Работа с документами,
выявление
п р и ч и н
военного
конфликта.
И зложение
в е р с и и
«Что если бы…»
Постановка
проблемы/5 мин
С л а й д
2 . К а к
выстраивается
внешнеполитический
курс государств?
Осмысление
проблемной ситуации.
Ф и к с и р о в а н и е
в
тетради.
Выдвижение гипотезы.
+
+
Осмысление;
Прогнозирование;
(П)
Формирование
новых
знаний
и
способов
действий/30 мин
Организация
д е я т е л ь н о с т и
п о
и з у ч е н и ю
н о в о г о
материала
-Эвристическое
задание
«Где логика?» (Слайд 3)
Визуальный ряд. Кто эти
л и ч н о с т и ?
Ч т о
и х
связывает?
О п р е д е л и т е
т е м у
занятия.
-
Условия
поощрения
и
оценивания («талант» и
«Умники и умницы»).
-Организация работы со
схемой
(Слайд
5 ) ,
используя карту (атлас)
-Формулирует
задание.
.
Р а б о т а
в
п а р е .
Обсуждают,
выявляют
имена
исторических
личностей, записывают
в
тетради.
Оценивают
возможные
пробелы
знаний
(самоконтроль,
взаимоконтроль)
Формулируют
т е м у
урока.
Ставят
цель
(Слайд
4)определяют
в о з м о ж н ы е
п у т и
(ресурсы)
достижения
цели
Р а б о т а
с
к а р т о й .
Выделяют
основные
+
+
+
Восприятие
Целеполагание,
Планирование
деятельности.(Р)
Характеристика
и с т о ч н и к о в
п о
алгоритму (Р),
анализ,
аргументация.
План занятия
Консультирование
по
работе с источниками.
- В в о д и т
н о в у ю
информацию
по
теме
о
л и ч н о с т я х
( и з
в и з у а л ь н о г о
р а д а :
Верещагин
В.В.
серия
картин
«Отечественная
война
1812г..
Герои-
ко стромичи:
П л ато н
К а б л у к о в ,
Ф е д о р
З в а р ы к и н ,
Н и ко л а й
Сипягин и др. их роль в
исторических
событиях
на этапах войны.
этапы
Отечественной
войны,
события,
даты,
и тог и .
О ф о р м л я ют
схему самостоятельно в
тетради
(события
и
даты).
О з ву ч и ва ют
ответы.
Дополняют,
оценивают,
д е л а ют
выводы.
Самостоятельно
выстраивают
работу
в
п а р а х
( с о в м е с т н а я
цель).
Характеристика,
анализ
источника
(по
алгоритму).
Сопоставляют
иллюстративный
материал
с
текстом.
Отвечают на вопросы к
документам
(французский
и с точ н и к ,
р у с с к и й
источник),
отвечают
устно, делают выводы.
1
1
пара:
«Из
воспоминаний
графа
Сэгюра»; «Из заявления
М.Кутузова
на
военном
с о в е т е » ;
« И з
воспоминаний
майора
И.Р.Дрейлинга».
Преобразование
текста (П)
Восприятие;
Осознание;
Осмысленное
чтение.
Сопоставление (П)
Визуализация
Сравнение
Систематизация
План занятия
Организует работу с
аудио файлом «Над
Москвою заря
занималась»
Организует обсуждение
итогов войны, причин
победы русской армии в
войне, значение для
истории России и
мировой истории.
А.С.Пушкин
«Гроза 12 года
Настала - кто тут нам
помог?
2
п а р а :
« И з
воспоминаний
французского
офицера
А р м а н а
Л у и
д е
Коленкура»; «Из рапорта
М.Кутузова
Александру
I»
3
пара:
«Из
29-го
бюллетеня
Наполеона»,
«Из приказа Кутузова по
армиям»;
4
п а р а :
« И з
воспоминаний
французского
офицера
А р м а н а
Л у и
д е
К о л е н к у р а » ;
« И з
дневника
Д.В.Давыдова»;
« Из
обращения М.Кутузова к
армиям».
5
п а р а :
А н а л и з
б а с н и
И . К р ы л о в а
«Ворона и курица».
Слушают,
анализируют
т е к с т
п е с н и ,
о п р е д е л я ю т
ж а н р ,
отвечают
на
вопросы,
в ы с к а з ы в а ю т
с в о е
мнение, аргументируют
ответы, делают выводы.
Оценивают
деятельность
Причинно-
следственные связи
Осмысление,
критический анализ
текста
План занятия
Остервенение народа,
Барклай, зима
иль русский Бог?»
Организует завершение
оформление Схемы
(Слайд 5)
и с т о р и ч е с к и х
л и ц ,
ситуацию
на
этапах
войны,
прогнозируют
в л и я н и е
н а
и т о г и
войны. Делают выводы,
приводят
аргументы
с
опорой
на
изученный
мат е р и а л
и з
к у р с а
В с е о б щ е й
и с т о р и и
(Венский конгресс 1814
год,
Священный
союз
1815 год)
В о з в р а щ а ю т с я
к
оформлению
схемы
с
у ч е т о м
н о в о й
информации.
Промежуточная
проверка
сформированности
компетенций,
выполнения
поставленной
цели.
Коррекция.
Проектирование
изучения
м а т е р и а л а
н а
последующих
занятиях./10 мин
В о з в р а щ е н и е
к
поставленной
проблеме,
цели занятия.
Организует
диалог
по
проблемным вопросам.
Есть ли другие варианты
к о н ц е п ц и и
в о
внешнеполитическом
к у р с е
г о с у д а р с т в ?
Подводит
к
пониманию
необходимости
ко н с т р у к т и в и з м а
в
отношениях
(Слайд
6),
вариант -
Евро Союз.
(проекция
на
изучение
У ч а с т в у ю т
в
обсуждении.
Приводят
аргументы
на
основе
м а т е р и а л а
т е м ы
занятия.
Представляют
собственное отношение
к
дискуссионной
проблеме.
+
+
+
(П)
План занятия
материала 2 курсе)
Рефлексия/ 7 мин
Организует
рефлексию.
Оценивает
учебные
умения, комментирует.
Самоанализ
эффективности учебного
занятия.
Успешно сти
обучающихся
(пар
и
индивидуально)
д л я
к о р р е к ц и и
и
проектирования
дальнейшей работы.
У ч а с т в у ю т
в
рефлексии.
Проводят
с а м о о ц е н к у
и
взаимооценку
работы
в паре (по набранным
значкам)
Самоанализ
у ч е б н ы х
у м е н и й
характеризовать
источники (соотносят с
алгоритмом).
Оценивают
эффективность
использования
ресурсов.
Ре зульт ат
с о о т н о с я т
с
поставленной
целью.
В ы я вл я ют
с т е п е н ь
у с п е ш н о с т и
и
проблемные зоны.
+
+
Самоанализ,
самооценка,
взаимооценка
Итог
з а н я т и я / 3
мин
Значки
переводит
в
б а л л ы . ( п о
1 0
б а л л .
сист еме)
О бъ я в л я е т
результаты. Отвечает на
вопросы,
возникшие
у
студентов.
Самостоятельная
работа (д/з) /5 мин
Комментирует
задания
для
с амо стоятельной
р а б о т ы .
( С л а й д
7 ) .
Выбор задания
+
План занятия
Рекомендация
дополнительной
литературы
и
интернет-
источников.
Во время занятия предусмотрен перерыв – 5 мин .
Преподаватель Смирнова М.Н.