"Русская песня - русская история"

Автор: Вертей Светлана Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Тогучинского района "Горновская начальная школа"
Населённый пункт: пос. Горный, Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Русская песня - русская история"
Дата публикации: 26.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Открытый урок музыки 4 класс

по программе Е.Критской

Форма урока:
интегрированный урок-концерт
Раздел :
«Музыка моего народа»
Тема: «Народная песня – зеркало жизни народа»
Продолжительность урока 40 минут.
Класс:
4
ЦЕЛЬ:
 Воспитание любви и интереса к музыкальной культуре своего народа.
Задачи:
Образовательные:  анализ музыкальных и поэтических образов, развитие чувства художественного слова, глубокое изучение национального фольклора, праздников, совершенствовать умение делать самостоятельные выводы, изучение русского национального костюма, формирование вокальных навыков;  закрепить знание детей о жанрах народных песен Развивающие:  развивать умение размышлять о прослушанной музыке, понимать еёинтонационно-образное начало, выдвигать и отстаивать свою точку зрения, применять для общения на уроке различные виды речи (монолог, диалог с учителем и одноклассниками).  развивать коммуникативные умения и навыки, уметь проявлять их в групповом и коллективном творчестве, через различные виды деятельности ;  Развивать вокально-певческие навыки и умения, музыкальный слух, память, мышление, умение слушать и анализировать музыкальные произведения. Формировать музыкальный вкус учащихся. Воспитательные:  Увлечь ребят русскими народными песнями.  привлечение внимания учащихся к русскому народному творчеству, к роли национальных обрядов в жизни человека, семьи, общества, воспитание любви к Родине.
 воспитывать у учащихся гуманизм, духовность, нравственные и эстетические чувства;
Методы и приёмы:
 словесная группа методов (беседа, рассказ),  наглядно-зрительная группа методов (слайды, плакаты),  методы эмоционального воздействия (ситуации успеха),  слуховая группа методов (аудиозаписи, исполнение голосом),  метод обобщения, закрепления,  методы размышления о музыке,  проблемно-поисковые ситуации, методы поощрения, проверка знаний.
Оформление доски


Ход урока:
Ф1. Вход под музыку

I.Орг. момент

- Здравствуйте, уважаемые учителя! Рады видеть вас у себя

в гостях!
Музыкальное приветствие Я очень рада видеть вас, дети. Вы должны помнить, что являетесь учениками Горновской начальной школы, которая может гордиться вами. Возьмитесь за руки – ваша сила в единстве и знаниях! Вы готовы показать и получить новые музыкальные знания? Тогда – в путь!
II.

МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП

Прочитайте эпиграф к уроку.
"Ничего нет на свете чудесней И прекраснее нет ничего, Чем простая народная песня, Что в душе разливалась его"

-Как вы его понимаете?
- Просто сказать о песне, что это музыкальный жанр или жанр вокальной музыки - значит сказать всё и ничего.
Песня - душа народа.
Песня - это верный и вечный, живой и чуткий спутник человека. В каких бы условиях ни находились люди, в песне они всегда свободны и искренни. Особое место в искусстве занимает русская песня.
Сегодня мы будем говорить о ней: народной и

композиторской.

Ф2. Исполнение «РОМАШКОВОЕ ПОЛЕ»

III.

Работа по теме урока

(повторение изученного)

-Какой раздел изучаем? (музыка моего народа) -Какие произведения народного творчества знаете? (сказки, былины, пословицы, поговорки, песни, заклички…) - Почему о народных песнях говорят: «ЗЕРКАЛО ЖИЗНИ НАРОДА?» **ГЛУБОКО ОТРАЗИЛАСЬ ИСТОРИЯ РУССКОГО НАРОДА **ВЕЛИКОЙ МУДРОСТИ,ПРАВДЫ И КРАСОТЫ ОНИ ПОЛНЫ **ВЛОЖЕН ТАЛАНТ И УМ МНОГИХ ПОКОЛЕНИЙ **ОНИ ХРАНЯТСЯ В ПАМЯТИ НАРОДА И ПЕРЕДАЮТСЯ ИЗ УСТ В УСТА
**УЗНАЁМ О ЖИЗНИ НАРОДА: ЕГО ТРУДЕ И БЫТЕ, ОБЫЧАЯХ И ТРАДИЦИЯХ **РАСКРЫВАЮТСЯ ЧЕРТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА: ПАТРИОТИЗМ И МУЖЕСТВО И СТОЙКОСТЬ, ТРУДОЛЮБИЕ, ЛЮБОВЬ К РОДНОЙ ПРИРОДЕ, ЧУВСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА **РАССКАЗЫВАЮТ О СМЕЛЫХ БОГАТЫРЯХ -Русские народные песни сопровождают нас всю жизнь. Поэтому сформировались
ВИДЫ (ЖАНРЫ)
народных песен. 1. Перечислите жанры народных песен. 2. Назовите один из
самых древних жанров
русских народных песен?(БЫЛИНЫ) Появились 10-11веках -Кому народ посвятил былины? (БОГАТЫРЯМ) - Как в старину называли былины? ( СТАРИНЫ ) - Кто исполнял былины? ( ПЕВЕЦ-СКАЗИТЕЛЬ ) - Какими качествами был наделён? - На каком инструменте исполняли былины? ( ГУСЛИ-ГУСЛЯР ) Широко известна былина про Добрыню.
Добрыня Никитич
– храбрый,главный герой многих русских былин. Он служил при войсках князя Владимира. Он имел жену – самую красивую девушку на Руси Настю, которая была дочерью еще одного известного богатыря

МикулыСеляновича.
Князь Владимир ценил Добрыню Никитича за то, что он никогда не боялся сложностей и вместе со своими друзьями смело проходил те испытания, которые устрашали других. Согласно приданию, богатырь Добрыня Никитич погиб в бою под рекой Калкой, и был похоронен с большими почестями на кургане, который в наши дни имеет название Добрынин курган. -Спойте неторопясь, на широком дыхании и вы почувствуете прелесть этого старинного напева.
ИСПОЛНЕНИЕ «Былина про Добрыню - ЗАЧИН
* Наигрываю мелодию **
«Как на речке, на лужочке»
- Что за песня? К какому жанру относится? (КАЛЕНДАРНАЯ, ОБРЯДОВАЯ) -Какая мелодия? (СДЕРЖАННАЯ, ПЛАВНО ЛЬЮЩАЯСЯ, ГРУСТНАЯ, ТРЕВОГА…) -Расскажите про обряд гадания.

ИСПОЛНЕНИЕ «КАК НА РЕЧКЕ, НА ЛУЖОЧКЕ?»
-Среди обрядовых песен различаются КАЛЕНДАРНЫЕ И СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ. *СВАДЬБЫ *ПОХОРОНЫ *ПРОВОДЫ В СОЛДАТЫ -
Особой пышностью выделялась

свадьба.

Ноябрь в народе называли сумерки года или

порог зимы.
Позади все работы в поле и на огороде. Начинается время свадеб.Свадьбы и знакомства как правило начинали назначать где -то начиная с Покрова (14 октября). -Из скольких эпизодов состояла свадьба?
***Работа в группах* -задания в конвертах



Ф2-1. Фоном Ой, черёмушка…»
*СВАТОВСТВО *РУКОБИТИЕ *СГОВОР *ДЕВИЧНИК *МАЛЬЧИШНИК *БАНЯ *УТРО ПЕРЕД ВЕНЧАНИЕМ *ВЕНЧАНИЕ *ВСТРЕЧА МОЛОДЫХ СВАДЕБНЫЕ СТОЛЫ,ПИР - Как называли в песнях девушку?  КУРОЧКА , СГОВОРЁНКА - после рукобития  МОЛОДУХА - после девичника -Какую одежду носила девушка , став невестой? (ПЕЧАЛЬНАЯ ) -Что пекли на сватовство? -Объясните, что значит рукобитие? -Что представлял ритуал баня? -Расскажите о ритуале «ПОТЕРЯ КРАСОТЫ»
Новые сведения:

Ф3. СЛУШАНИЕ отрывок «НЕ ШЕЙ МНЕ МАТУШКА

КРАСНЫЙ САРАФАН»

Новые сведения:
ЖЕНСКАЯ ПРИЧЁСКА: «
ПОДРУГИ ПЛЕТУТ КОСУ НА ЧАСОК,

А СВАХИ НА ВЕК»


2 косы плели свашки. «Носи девиц» «Носи молодцов»

ЗАПЛЕЛИ – СМОТРЕЛИСЬ С ЖЕНИХОМ В ОДНО ЗЕРКАЛО

«ЧТОБЫ ЖИТЬ ДРУЖНО»
-Всегда ли девушке свадьба несла радость?
Исполнение «Ты река ль, моя реченька…»(группа девочек)

IV.НАРЯДЫ

- Чем отличался наряд замужней женщины от наряда

незамужней?
Важною «павой», «душой голубицей» Издавна так называли девицу. Девичьи руки в труде и заботе С ранней поры привыкали к работе: Ткали и пряли, вязали и шили, Сеяли, жали и тесто месили. В трудной работе сгибалась спина... Но выходила на праздник она В дивном наряде крестьянской одежды, Где весь узор о мечте и надежде: Красным расшитызапон и рубаха (Белое — скорбь, что на родине свято), По подолу, как на вспаханном поле, Ромбы узорной легли полосою; Символы солнца и знаки земли.
Матери-жизни и птицы любви. Шею украсили бусы, мониста, Бисер, кораллы , янтарь золотистый. Всех драгоценней убор головной – Жемчугом шитый и битью златой: Кика, сорока — убор молодицы, Косник, венец — украшенье девицы, Сборник, повойник — убор для старухи... Самый красивый — убор молодухи. Так испокон сохранен на Руси
Женский костюм. Костюм девушки.



РАБОТА В ГРУППАХ
(Женские и девичьи головные уборы. Дети соотносят головной убор с его названием)

Ф4. Фоном «Вьюн над водой»
- Как справляют свадьбы у других народов?
Ф5. исполнение «ЛЕЗГИНКИ»

IV.

Народные инструменты.
- Перечислите известные вам народные инструменты. ***Дети угадывают по звучанию - Кто является основателем оркестра русских народных инструментов? ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ АНДРЕЕВ
1896г
- «Великорусский оркестр»

V.

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

Составление сенквейнов
(НАРОДНАЯ ПЕСНЯ, СВАДЬБА, ИНСТРУМЕНТЫ, СЧАСТЬЕ)
Ф6.
фоном
«Три дня молодца женили»

VI.

ИТОГ:
-Что особенно понравилось?... -Что нового узнали? -Чему научились? -Кто лучше работал в группах? -ГДЕ ВАМ ПРИГОДЯТСЯ ЗНАНИЯ О НАРОДНЫХ ПЕСНЯХ?
-Какая из народных песен оставила особый след в

вашей душе?
- Как вы думаете: в чём счастье и сила Русской земли ?
- Сегодня вы славно потрудились и, надеюсь, еще больше полюбили русскую песню.Урок хочется закончить песней, котораяи послужит итогом.
Ф7. Исполнение: «Счастье земли русской»
1.Небо зеркальное, Небо огромное, Звёздные в небе огни… Исповедь тайная, Горница скромная, В косы сплетённые дни. 2.Добрая, милая, Лаской утешена,-
Чистой водой родника… С новыми силами - Ясная, снежная, Бурная, словно река!
Припев:
В чём, Россия, счастье твоё? В чём же сила Русской Земли? Счастье в том, что сердце поёт О твоих просторах вдали!.. В чём, Россия, боль и мечта? Как печаль с тобой разделить? Дарит свет твоя красота, Чтоб любить, чтоб дети росли. 3.Ты неприступной И гордой царевною Можешь пройти над толпой, Помнишь и песню, Простую, душевную, С честной нелёгкой судьбой. 4.Утром весенним Все окна раскрыла ты И улыбнулась заре. Белой сиренью,
Мечтой быстрокрылою Ты расцвела во дворе! Припев : 2 раза - Благодарю душевно всех! Желаю вам хлебушка в дом да сала в ладонь! - До свидания. Всем вам жить, а не тужить… До ста лет дожить! Уходят с урока под музыку