"Организация работы с заикающимися детьми в процессе игровой деятельности"

Авторы: Пискунова Татьяна Георгиевна, Руднева Раиса Павловна
Должности: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №47 "Лесовичок"
Населённый пункт: город Старый Оскол Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка - статья
Тема: "Организация работы с заикающимися детьми в процессе игровой деятельности"
Дата публикации: 26.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Организация работы с заикающимися детьми в процессе игровой деятельности. В логопедической практике нашей группы при организации работы с заикающимися дошкольниками широко используется основной вид деятельности ребенка – игра. Свою работу, по развитию игровой активности дошкольников, педагоги организуют по следующие направлениям: - развитие в процессе игровой деятельности правильного общественного поведения заикающихся детей; - коррекция речи детей в структуре игровой деятельности. Основная задача первого направления заключается в вовлечении детей в игровую деятельность, в которой дети незаметно для себя выполняют правила общественного поведения на всех этапах речевых режимов, во всех видах игровой деятельности. Задачей второго направления является воспитание правильной речи и в целом устранение заикания через систему разнообразных игр. Обучение правильному речевому поведению в процессе развития игровой деятельности проходит следующие этапы: I этап – ограничение речи (режим молчания, шепотная речь); II этап – сопряженная речь; III этап – вопросно-ответная речь; IV этап – самостоятельная речь. Использование поэтапной работы в воспитании речи помогает педагогам определить структуру и организацию коррекционной работы. Методика игровой деятельности применяется на разных этапах различно. В период максимального ограничения речи (режим молчания и шепотной речи) целенаправленно подобранные игры помогают затормозить неправильные речевые проявления и создают условия для воспитания облегченных форм речи – сопряженной и отраженной. Далее осуществляется переход к вопросно- ответной речи, которая также воспитывает постепенно – от полных ответов на вопрос до умения вести диалоги различной сложности. Это создает базу для перехода к самостоятельной речи – подготовленной (пересказ, рассказ) и неподготовленной (речь в творческих играх по замыслу самих детей). Закрепление навыков активного общения осуществляется в играх - представлениях, творческих играх с речевым материалом любой сложности, на занятиях по программному материалу, в свободной игровой и неигровой деятельности детей. Педагоги используют игровую деятельность в устранении заикания опираясь на такие дидактические принципы, как доступность речевого материала в играх, последовательность игр – от простых с готовыми правилами, к творческим. Реализация этих принципов позволяет последовательно усложнять речевой материал, сюжеты и методику проведения игр.
Для систематизации и упорядочения работы педагогами было разработано перспективное планирование разных видов игр с учетом возрастной группы, которое успешно используется на занятиях, прогулках, в утренние и вечерние часы. Развитие игровой активности заикающихся детей, исправление недостатков личности, коррекция поведения, воспитание речи и в целом устранение заикания педагоги осуществляют через систему разнообразных игр. Развивая игровую активность со средней группы в повседневной жизни, педагоги учат детей: - самостоятельно предлагать тему игры и принимать ее от сверстников, - распределять роли и соглашаться на роль, предложенную товарищем, - участвовать в приготовлении игрового места, - вносить предложения по сюжету, - согласовывать свои замыслы с действиями сверстников, - выполнять правила и требовать их выполнения от участников игры.
На первом этапе коррекционной работы с заикающимися детьми – это

режим ограничения речи
(режим молчания и шепотная речь), педагоги выполняют следующие задачи: - воспитание у детей общей и произвольной моторики и мышц лица путем использования расслабляющих упражнений; - отработка речевого дыхания; - воспитание слухового и зрительного внимания и памяти; - развитие выдержки, сосредоточенности, подражательности через обучение играм, правилам игр, элементам творческой игры; - активизация и пополнение словаря по запланированным темам. Для достижения успешного проведения режима молчания педагогами была разработана система безречевых сигналов: это дотрагивание рукой до человека, если хочешь его о чем-то попросить, показ на игру, предмет – если хочешь его взять, иммитация действий, которые хочешь выполнить и ряд других. Использование безречевых игр позволяет детям играть по одному. Это игры на развитие мелкой моторики: конструкторы, строители, мозаики; ряд дидактических игр. На групповых занятиях педагогами успешно используются игры для коррекции моторики: «Здравствуй пальчик», « Обезьянки», «Сделай также», «Ловкие пальчики; имитация игры на пианино, флейте, свирели. Игры с мячом, лентами, обручами, позволяли тренировать кисти рук, исключали ненужные, сопутствующие движения. Использование игр на развитие мимических мышц лица, моторики артикуляционного аппарата хорошо способствуют развитию автоматизации речевого процесса. Во время воспитания
шепотной речи
проводится работа по закреплению полученных навыков правильного речевого дыхания и расслабления. Считалки, потешки произносятся шепотом. Проводятся игры на расслабление: «Мы спим», «Мы отдыхаем». После отдыха дети переходят к спокойным играм с разборными игрушками, мозаикой, пазлами, строительным материалом.
Продолжается работа по развитию и упорядочению общей и речевой моторики в подвижных играх с правилами и с сюжетом.
На втором и третьем этапе работы, педагоги решают следующую

задачу
:
воспитание сопряженной, отраженной, а далее вопросно-ответной

речи в процессе развития игровой деятельности.

На четвертом этапе
проводится закрепление навыков активного общения через проведение игр-драматизаций, представлений, творческих игр с речевым материалом любой сложности, на занятиях по программному материалу, в свободной игровой и неигровой деятельности детей. Поэтапная работа по коррекции речи в игровой деятельности позволила детям по мере усвоения активного поведения и правильной речи все реже пользоваться готовыми речевыми стереотипами, поскольку самостоятельная организация игры стала требовать от них и самостоятельных форм общения.

Развитие игровой деятельности помогает успешно решить основную задачу данного опыта работы - коррекцию заикания у детей.
Список используемой литературы:
1. Виноградова М.А. Формирование навыков речевого общения: Коррекционная педагогика. Санкт-Петербург, 2006 2. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М.: Просвещение, 1983 3. Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игре – М.: Просвещение, 1984. 4. Губанова Н.Ф. Педагогические возможности игры – драматизации в формировании творческой активности детей пяти-семи лет // Детский сад №4; 2008. 5. Дошкольная педагогика / Под общ. ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой – М.: Просвещение, 1983.