"Свидание с Мастером" по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Автор: Постольникова Елена Михайловна Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГОУ СПО Профессиональный колледж г.Новокузнецка
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка занятия общеобразовательного цикла
Тема: "Свидание с Мастером" по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Государственное образовательное учреждение
среднегопрофессиональногообразования
Профессиональный колледж г. Новокузнецка
Урок - турнир
Номинация: «Методическая разработка занятия общеобразовательного цикла»
Дисциплина: «Литература»
Специальность: 23.02.03 (190631)«Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта»
Тема урока: «Свидание с Мастером» по роману М.А.Булгакова «Мастер и
Маргарита»
Преподаватель:
Постольникова Елена Михайловна ( преподаватель общеобразовательных
дисциплин)
1
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация…………………………………………………………………..3
Методический комментарий………………………………………………3
План урока………………………………………………………………….4
Структура урока……………………………………………………………6
Ход урока…………………………………………………………………...9
Список использованных источников…………………………………......20
2
Аннотация
Урок-турнир построен на теории
компетентностного подхода в
профессиональном образовании:
технологии когнитивно – ориентированной.
Данное занятие помогает углубить, обобщить и систематизировать знания и
умения студентов по изученному роману М.А.Булгакова «Мастер и
Маргарита», а так же продолжить стимулировать креативность, активность,
толерантность обучающихся; формировать навыки работы в команде.
Воспитывать чувство ответственности и сознательное отношение к результатам
своей работы. Заинтересовывать будущей профессией.
Методические рекомендации
Разработка урока – турнира предназначена для СПО специальности ТО
(23.02.03 (190631)«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта»), но может быть употреблена и при изучении данной темы
М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» и в других группах, с некоторыми
изменениями («Профессиональная пауза» должна быть сориентирована на
определенную специальность).
На данном занятии закрепляются и совершенствуются знания,
полученные студентами после изучения произведения. Акцентируется
внимание на тексте и на развитии профессиональных знаний. Работа
обучающихся в командах учит навыкам самостоятельного анализа
художественного текста, аргументировать свое отношение к прочитанному,
развивает речь и память.
Используемые интерактивные приёмы дают возможность эффективно
проверить знания и умения, заинтересовать молодое поколение чтением
литературных произведений.
3
План урока
Тема: «Свидание с Мастером» по роману М.А.Булгакова «Мастер и
Маргарита»
Группа первого курса:
ТО14-10
(«Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта»)
Цели занятия:
Углубить, обобщить и систематизировать знания и умения
студентов по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Продолжить
развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся
необходимые для самореализации. Вырабатывать умение аргументировать свою
точку зрения. Воспитывать чувство ответственности и сознательное отношение
к результатам работы.
Задачи:
Развитие ораторского искусства, грамотности;
Формирование навыков работы в команде;
Привлечение обучающихся к популяризации рабочей профессии.
Тип урока: практико-ориентированный, вид – самостоятельной деятельности
(закрепления и совершенствования знаний).
Методы:
1. Интерактивные (работа в командах,
приёмы «Цветик –
семицветик», «Микрофон», «Отгадай, кто я»).
2. Наглядный (демонстрация презентации).
Материально-техническое оснащение урока:
Учебная литература: Обернихина, Г.А «Литература»;
Портрет М.А.Булгакова;
Роман «Мастер и Маргарита»;
Демонстрационный материал (иллюстрации к роману);
ИКТ (интерактивная доска, проектор, компьютер);
Презентация.
Работа на уроке направлена на совершенствование общих и
профессиональных знаний и развитие умений:
4
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
воспроизводить содержание литературного произведения;
интерпретировать художественное произведение, анализировать эпизод
(сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой
произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и
культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое
содержание изученных литературных произведений; соотносить
произведение с литературным направлением эпохи;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты),
соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному
произведению;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с
учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных
произведений.
Продолжительность занятия: 45мин.
Структура урока
5
№
п
/
п
Название
этапа
Деятельность
преподавателя
Деятельность
обучающихся
В
ремя
(мин.)
1
1
Организационн
ый этап.
Приветствие,
организация занятия.
Приветствие.
1
2
2
Постановка
цели и задачи урока.
Сообщение
темы, цели и задачи
урока.
Учебная,
психологическая и
мотивационная
подготовка к уроку.
1
4
3
Закрепление и
совершенствование
знаний
Ведущий
турнира:
1. Блиц-опрос.
2.Первый
турнир:Цветик –
семицветик.
3.Пейзажная
пауза.
4.Второй
турнир:Какой
интересный город, не
правда ли?
5.Профессиона
льная пауза.
6.Третий
турнир:
Мастер и
Маргарита.
7.Больничная
Закрепление: работа
в командах (ответы на
вопросы, участие в
конкурсах, стремление
получить больше
бонусов).
Совершенствование
знаний: ориентация на
профессию (виды
автомобилей, их
характерные
особенности).
2
7
6
пауза.
8.Четвертый
турнир:
А в этот день
почти две тысячи лет
назад в Ершалаиме…
9.Турнир
пятый:
Их речь
неподражаема, а
внешность
незабываема.
10.Шестой
турнир:
Портретная
галерея.
11.Пауза –
Александровский
сад.
12.Турнир
седьмой:
Да не хотите
ли закусить, или чем
потчует своих героев
М.Булгаков.
13.Турнир
восьмой:
Оригинальный
модельер.
4
4
Подведение
итогов урока
Выступление
жюри, подсчет
бонусов, оглашение
Анализ командной
работы. Высказывания –
1
1
7
победителей.
пожелания команде.
5
5
Рефлексия
Вопросы.
Отмечают значение
данной темы для их
профессиональной
деятельности.
3
6
6
Домашнее
задание
Инструктаж и
консультация по
выполнению
домашнего задания.
Записывают
домашнее задание,
уточняют этапы его
выполнения.
2
И
того:
45мин.
8
Ход урока:
Эпиграф к уроку:
Рукописи не горят там,
где сам художник сгорает над рукописью.
(Фазиль Искандер)
1.Организационный момент.
Приглашаются участники: 4 команды по пять человек.
Жюри: студенты старших курсов обучения (творческая группа).
Ведущий: преподаватель.
Правила турнира:
Каждый правильный ответ в течение минуты приносит команде
поощрительный бонус (выдаётся фишка красного цвета), который поможет вам
оценить себя, как читателя.
2. Мотивация:
Преподаватель: Мы прочли одну из интереснейших книг мировой литературы.
Позади счастливое время общения с необыкновенным произведением: романом
М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Предлагаю вам вновь вернуться на
9
страницы романа и всем вместе совершить небольшое путешествие по главам,
чтобы убедиться насколько вы были внимательны,
наблюдательны и чутки к булгаковскому слову.
3.Закрепление и совершенствование знаний:
Преподаватель: Говоря словами М.А.Булгакова: «За
мной, читатель! Нас ждет прекрасное общение с героями…».
Желаю удачи!
Начнем с разминки:
1. Блиц – опрос:
Вопросы
Ответы
Годы жизни Булгакова
1891 – 1940 гг.
Какое образование получил
Булгаков?
Киевский университет,
медицинский факультет; получил
специальность врача.
Годы работы писателя над
романом «Мастер и Маргарита»?
1931 - 1940 гг.
Как роман «Мастер и
Маргарита» назывался в первой
редакции?
«Великий канцлер».
Первые слова Маргариты,
сказанные Мастеру…
«Нравятся ли вам мои цветы?»
10
1.Турнир:
Приём «Цветик – семицветик»: на лепестках цветка, закрепленного на доске,
написаны строчки из романа, которые необходимо продолжить, соединив
цветок, листья которогорасположенного на первой парте среднего ряда.
1 листок: «Истина, прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так
сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти.
Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня.
И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь
даже думать о чем-нибудь ... » Продолжите.
Ответ: « ... И мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное,
по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас
кончатся, голова пройдет ... »
2 листок:
«Сядьте-ка, - вдруг повелительно сказал Воланд, Маргарита
изменилась в лице и села. - Может быть, что-нибудьхотите сказать на
прощанье?
-Нет, ничего, мессир, - с гордостью ответила Маргарита, -кроме того, что если я
еще нужна вам, то я готова охотно исполнить все, что вам будет угодно. Я
ничуть не устала и очень веселилась на балу. Так что, если бы он и продолжался
еще, я охотно бы предоставила мое колено для того, чтобы к нему
прикладывались тысячи висельников и убийц, - Маргарита глядела на Воланда,
как сквозь пелену, глаза ее наполнялись слезами.
-
Верно? Вы совершенно правы! - гулко и страшно прокричал Воланд. - Так
и надо!» Продолжите текст.
Ответ: « ... - Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у
тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!»
11
3 листок:Она несла в руках отвратительные, тревожные желтыецветы. Черт их
знает, как их зовут, но они первые почему-топоявляются в Москве. И эти цветы
очень отчетливо выделялись на черном её весеннем пальто. Она несла желтые
цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась.
Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вамручаюсь, что
увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто
болезненно. И меня поразила не столько… Продолжите текст.
Ответ: «... Её красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество
в глазах …»
4 листок: Пуст, взявший его студент сам задаёт вопрос своим одногруппникам.
Первая пейзажная пауза:
На столах у вас конверты с вложенными в них
рисунками различных деревьев и кустарников. Отберите только те, которые
росли во дворе дома, где жил Мастер. За правильный ответ - 3 бонуса.
Около дома Мастера был замечательный зеленый дворик. Припомните, какие
деревья там росли. (Сирень, липа, клен).
2.
Турнир:
«Какой интересный город, не правдали?» (Москва в романе).
12
Отвечает команда с меньшим количеством бонусов .
По какому адресу был прописан Степа Лиходеев?
(ул.Садовая, д. 302-
бис;6 подъезд, 5 этаж, кв. 50);
Чем была озабочена похоронная процессия,шествовавшая за гробом с
телом Берлиоза? (Куда могла подеваться из гроба голова);
Что сгорело по воле Воланда в Москве во время пожара?
(Дом
Мастера, дом Грибоедова, кв. 50 в доме 302-бис).
Вторая пауза - Профессиональная: Преподаватель:
Вспомните,
пожалуйста, какие
машины выпускали в
1940 годах. Назовите
их особенности.
Укажите машину:1. Которая
везла
Маргариту на бал. 2. В которой увозили людей
на допросы.
В конце 30-х гг. в Европе и Америке широкое
распространение получили малолитражные
машины —
первые автомобили для народа. Решено было начать выпуск таких машин и в
СССР. За основу производства была взята хорошо знакомая фордовская
модель «Т», а проектирование кузова поручили специалистам ГАЗа.
13
Все проектные работы по созданию двигателя и шасси вела группа
конструкторов НАТИ, которую возглавлял Островцев. В апреле 1939 г. часть
специалистов НАТИ ГАЗа перебазировалась на завод КИМ, образовав там под
руководством Островцева конструкторский отдел.
Все крупные штамповки и литье для выпуска малолитражек КИМ-10 должен
был поставлять ГАЗ, рессоры и рамы — ЗИС, комплектующие изделия — 42
предприятия-смежника, остальное предстояло делать на самом КИМе. В
соответствии с планом в 1941 г. ему предстояло выйти на проектную
мощность 50 тыс. машин в год. Таким образом, намечался реальный шаг по
развитию массового производства легковых автомобилей индивидуального
пользования.
Первые опытные образцы КИМ-10 были собраны 25 апреля 1940 г. Три
машины новой модели прошли по Красной площади во время первомайской
демонстрации.
Главным объектом критики стал двухдверный кузов, который был проще и
дешевле четырехдверного, но создавал неудобства пассажирам на втором
ряду сидений при выходе из машины. Вызывали нарекания и фары,
смонтированные на передних крыльях, а также другие недоработки. Группа
конструкторов ГАЗа в оперативном порядке приступила к проектированию
для КИМ-10 совершенно нового четырехдверного кузова с измененным внешним
видом. До начала войны удалось изготовить два опытных образца такой
машины (КИМ-10-52). Из 500 комплектов штамповок, полученных в качестве
наладочной партии, завод имени КИМ собрал двухдверные кузова и
смонтировал на изготовленные им шасси. Теперь фары были вписаны в
обтекатели, которые плавно вливались в боковины капота двигателя.
Большая часть машин (они назывались КИМ-10-50) имела закрытые
двухдверные кузова, а небольшое количество автомобилей — открытые.
14
До второй мировой войны автомобили в СССР в частное пользование
гражданам не продавались. В 20-е и 30-е гг. коммунистическая
административно-командная система предусматривала только распределение
материальных благ. Свободная торговля считалась «пережитком
капитализма». Чтобы получить машину, надо было либо совершить подвиг,
либо сделать еще что-либо выдающееся. Автомобилем награждали героев
(легендарных летчиков и полярников, известных всей стране ударников
производства и стахановцев), а также крупных артистов и писателей.
Остальные должны были ездить на трамвае. Общее количество
автовладельцев исчислялось сотнями на весь Советский Союз.
3. Турнир. «Мастер и Маргарита».
1)Сколько языков, кроме родного, знал Мастер?
2)Какое событие изменило жизнь Мастера?
3)Какими словами заканчивался роман Мастера?
4)Почему в тот день Маргарита вышла на улицу с желтыми цветами?
5)Какая фраза, мысленно произнесенная Маргаритой на скамейке в
Александровском саду, решила ее дальнейшую судьбу?
Ответы:
1)Английский, французский, немецкий, латынь, греческий.
2)Он выиграл 100 тысяч рублей.
3)Пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
4)Чтобы он ее нашел, иначе она бы отравилась, потому что жизнь ее пуста.
5) «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или
нет!»
15
Третья пауза - Больничная:
Разместите по больничным палатам пациентов Стравинского
1)Мастер.
2)Жорж Бенгальский.
3)Н. И. Босой.
Ответы:
N 118 - Мастер, N 119 - Никанор Иванович Босой, N 120-Жорж Бенгальский.
4. Турнир. «А в этот день почти две тысячи лет назад в Ершалаиме ...
Помните?».
Вопросы
Ответы
О ком идет речь? « ... И опять
померещилась ему чаша с темной
жидкостью. «Яду мне! Яду».
Понтий Пилат.
Каким образом Левин Матвей
хотел облегчить страдания Иешуа?
Вскочить в повозку и ударить его
ножом.
Что больше всего ненавидел
прокуратор?
3апах розового масла.
Имя женщины, в которую был
влюблен Иуда.
Низа.
16
5.
Турнир. «Их речь неподражаема, а внешность
незабываема».
Преподаватель: «Как говорит, и говорит,
как пишет» (Грибоедов.)
Слышите голоса? Попробуйте угадать, кому они
принадлежат:
1)
«Братья по литературе! Слушайте все! Он
появился! Ловите же его немедленно, иначе он
натворит неописуемых бед». (И.Бездомный)
2)«Он такой же директор, как я архиерей». (Азазелло)
3) «Сдаюсь исключительно потому, что не могу играть в … сфере травли и
завистничества». (Бегемот)
6. Турнир. «Портретная галерея».
А теперь приглашаем Вас в портретную галерею.
1)Громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными
кавалерийскими усами.
2)Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и
полупьяные, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные
белые носки.
3)Маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с
торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую
физиономию. И при этом еще огненнорыжий.
4)Черноглазый красавец с кинжальной бородкой, во фраке. Говорили, что было
время, когда красавец не носил фрака, а был опоясан широким кожаным
поясом, из-за которого торчали рукояти пистолетов, а его волосы воронова
17
крыла были повязаны алым шелком, и плыл в Карибском море под его командой
бриг подчерным гробовым флагом с адамовой головой.
Ответы:
1)Бегемот.
2)Коровьев.
3)Азазелло.
4)Арчибальд
Арчибальдович.
Четвертая пауза – Александровский сад:
Внимательно посмотрите на эти скамейки. На одной из них сидела Маргарита в
то памятное утро в Александровском саду, когда с ней должен был быть
Бегемот как самый обаятельный, но ...
На какой скамейке сидела Маргарита?
(Маргарита сидела на скамейке, на спинке которой было крупно вырезанное
слово«Нюра»).
7 Турнир. «Да не хотите ли закусить ... Без церемоний!»» или чем потчует
своих героев М.А.Булгаков.
Перед вами стол с яствами, разнесите представленныездесь блюда трем
господам:
Никанору Ивановичу на обед
Бегемоту на ужин при камельке
Степе Лиходееву для лечения
18
Нюра
8.Турнир. «Оригинальный модельер».
Приглашаем на подиум героев романа в костюмах от Булгакова.
Вам, уважаемый читатель, предстоит описать костюмы булгаковских
персонажей.
1) Костюм Бегемота, который должен был поднять настроение Маргарите в
первые минуты встречи с Воландом.
2) Костюм молодого московского поэта Ивана Бездомного, пережившего стресс
во время встречи с нечистой силой.
3) Руководящий костюм Прохора Петровича.
4)Бальный костюм Маргариты.
Ответы:
1) Выпачканный пылью, на шее белый фрачный галстукбантиком, а на
груди перламутровый дамский бинокль на ремешке, усы вызолочены.
2) Босой, разодранная беловатая толстовка, к коей на грудианглийской булавкой
приколота бумажная иконка с изображением неизвестного святого, полосатые
белые кальсоны. В руке зажженная венчальная свеча.
3) Костюм в полоску, при галстуке, из нагрудного кармана торчит самопишущее
перо.
4)Туфли из лепестков бледной розы с золотыми пряжками, на голове
королевский алмазный венец, на груди тяжелое в овальной раме изображение
черного пуделя на тяжелой цепи.
4. Подведение итогов:
Заключительное слово преподавателя:
Наш урок-турнир подошел к концу.
Подведем итоги. Если вы ответили на все или почти на все вопросы, значит, вы
19
были внимательны при чтении романа, не упустили многие художественные
детали, что помогло вам вникнуть в суть вопросов, поднятых автором, вы
обогатили свой лексикон, расширили кругозор и выросли духовно.
Если же вы ответили лишь на часть вопросов, не огорчайтесь. Вернитесь
вновь к роману. Это очень глубокая, многопроблемная книга. Далеко
не всем удастся осознать ее содержание с первого раза. Читайте и
перечитывайте, и вы обязательно добьетесь успеха!
Оценивание.
5. Рефлексия:
а) Вопросы обучающимся:
•
Было ли вам интересно на занятии?
•
Что вы для себя нового взяли?
•
Как вы считаете: выполнили ли мы поставленные цели и задачи?
6. Домашнее задание: составьте свой образ писателя (Мастера) и нечистой
силы.
Список использованных источников
1.
Булгаков, М. А. Мастер и Маргарита[Текст]: литература / М.А. Булгаков
роман «Мастер и Маргарита». – М., 2009.
2.
Литература (ч. 1, 2).
[Текст]: программа / под ред. Обернихиной Г.А. –
М., 2012.
3.
Обернихина, Г.А., Антонова, А.Г., Вольнова, И.Л. и др.
Литература.
[Текст]: практикум: учеб.пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М.,
2012.
4.
images.yandex›Булгаков Мастер и Маргарита фотографии.
20