Напоминание

"Свидание с Мастером" по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Автор: Постольникова Елена Михайловна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГОУ СПО Профессиональный колледж г.Новокузнецка
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка занятия общеобразовательного цикла
Тема: "Свидание с Мастером" по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Государственное образовательное учреждение среднегопрофессиональногообразования Профессиональный колледж г. Новокузнецка
Урок - турнир

Номинация:
«Методическая разработка занятия общеобразовательного цикла»
Дисциплина:
«Литература»
Специальность:
23.02.03 (190631)«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Тема урока:
«Свидание с Мастером» по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Преподаватель:

Постольникова Елена Михайловна (
преподаватель общеобразовательных дисциплин) 1
СОДЕРЖАНИЕ Аннотация…………………………………………………………………..3 Методический комментарий………………………………………………3 План урока………………………………………………………………….4 Структура урока……………………………………………………………6 Ход урока…………………………………………………………………...9 Список использованных источников…………………………………......20 2

Аннотация
Урок-турнир построен на теории компетентностного подхода в профессиональном образовании: технологии когнитивно – ориентированной. Данное занятие помогает углубить, обобщить и систематизировать знания и умения студентов по изученному роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», а так же продолжить стимулировать креативность, активность, толерантность обучающихся; формировать навыки работы в команде. Воспитывать чувство ответственности и сознательное отношение к результатам своей работы. Заинтересовывать будущей профессией.
Методические рекомендации
Разработка урока – турнира предназначена для СПО специальности ТО (23.02.03 (190631)«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»), но может быть употреблена и при изучении данной темы М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» и в других группах, с некоторыми изменениями («Профессиональная пауза» должна быть сориентирована на определенную специальность). На данном занятии закрепляются и совершенствуются знания, полученные студентами после изучения произведения. Акцентируется внимание на тексте и на развитии профессиональных знаний. Работа обучающихся в командах учит навыкам самостоятельного анализа художественного текста, аргументировать свое отношение к прочитанному, развивает речь и память. Используемые интерактивные приёмы дают возможность эффективно проверить знания и умения, заинтересовать молодое поколение чтением литературных произведений. 3

План урока

Тема:
«Свидание с Мастером» по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Группа первого курса:
ТО14-10 («Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»)
Цели занятия:
Углубить, обобщить и систематизировать знания и умения студентов по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Продолжить развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся необходимые для самореализации. Вырабатывать умение аргументировать свою точку зрения. Воспитывать чувство ответственности и сознательное отношение к результатам работы.
Задачи:
 Развитие ораторского искусства, грамотности;  Формирование навыков работы в команде;  Привлечение обучающихся к популяризации рабочей профессии.
Тип урока:
практико-ориентированный,
вид
– самостоятельной деятельности (закрепления и совершенствования знаний).
Методы:
1. Интерактивные (работа в командах, приёмы «Цветик – семицветик», «Микрофон», «Отгадай, кто я»). 2. Наглядный (демонстрация презентации).
Материально-техническое оснащение урока:
 Учебная литература: Обернихина, Г.А «Литература»;  Портрет М.А.Булгакова;  Роман «Мастер и Маргарита»;  Демонстрационный материал (иллюстрации к роману);  ИКТ (интерактивная доска, проектор, компьютер);  Презентация.
Работа на уроке направлена на совершенствование общих и

профессиональных знаний и развитие умений:
4
 образную природу словесного искусства;  содержание изученных литературных произведений;  основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;  воспроизводить содержание литературного произведения;  интерпретировать художественное произведение, анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;  соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;  выявлять авторскую позицию;  выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;  аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни
для:  создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;  определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Продолжительность занятия:
45мин.
Структура урока
5



п

/

п

Название

этапа

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающихся

В

ремя

(мин.)
1 1 Организационн ый этап. Приветствие, организация занятия. Приветствие. 1 2 2 Постановка цели и задачи урока. Сообщение темы, цели и задачи урока. Учебная, психологическая и мотивационная подготовка к уроку. 1 4 3 Закрепление и совершенствование знаний Ведущий турнира: 1. Блиц-опрос. 2.Первый турнир:Цветик – семицветик. 3.Пейзажная пауза. 4.Второй турнир:Какой интересный город, не правда ли? 5.Профессиона льная пауза. 6.Третий турнир: Мастер и Маргарита. 7.Больничная Закрепление: работа в командах (ответы на вопросы, участие в конкурсах, стремление получить больше бонусов). Совершенствование знаний: ориентация на профессию (виды автомобилей, их характерные особенности). 2 7 6
пауза. 8.Четвертый турнир: А в этот день почти две тысячи лет назад в Ершалаиме… 9.Турнир пятый: Их речь неподражаема, а внешность незабываема. 10.Шестой турнир: Портретная галерея. 11.Пауза – Александровский сад. 12.Турнир седьмой: Да не хотите ли закусить, или чем потчует своих героев М.Булгаков. 13.Турнир восьмой: Оригинальный модельер. 4 4 Подведение итогов урока Выступление жюри, подсчет бонусов, оглашение Анализ командной работы. Высказывания – 1 1 7
победителей. пожелания команде. 5 5 Рефлексия Вопросы. Отмечают значение данной темы для их профессиональной деятельности. 3 6 6 Домашнее задание Инструктаж и консультация по выполнению домашнего задания. Записывают домашнее задание, уточняют этапы его выполнения. 2 И того: 45мин. 8

Ход урока:
Эпиграф к уроку:
Рукописи не горят там,

где сам художник сгорает над рукописью.

(Фазиль Искандер)

1.Организационный момент.

Приглашаются участники:
4 команды по пять человек.
Жюри:
студенты старших курсов обучения (творческая группа).
Ведущий:
преподаватель.
Правила турнира:
Каждый правильный ответ в течение минуты приносит команде поощрительный бонус (выдаётся фишка красного цвета), который поможет вам оценить себя, как читателя.
2. Мотивация:

Преподаватель:
Мы прочли одну из интереснейших книг мировой литературы. Позади счастливое время общения с необыкновенным произведением: романом М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Предлагаю вам вновь вернуться на 9
страницы романа и всем вместе совершить небольшое путешествие по главам, чтобы убедиться насколько вы были внимательны, наблюдательны и чутки к булгаковскому слову.
3.Закрепление и совершенствование знаний:

Преподаватель:
Говоря словами М.А.Булгакова: «За мной, читатель! Нас ждет прекрасное общение с героями…». Желаю удачи! Начнем с разминки:
1. Блиц – опрос:
Вопросы Ответы Годы жизни Булгакова 1891 – 1940 гг. Какое образование получил Булгаков? Киевский университет, медицинский факультет; получил специальность врача. Годы работы писателя над романом «Мастер и Маргарита»? 1931 - 1940 гг. Как роман «Мастер и Маргарита» назывался в первой редакции? «Великий канцлер». Первые слова Маргариты, сказанные Мастеру… «Нравятся ли вам мои цветы?» 10
1.Турнир:
Приём «Цветик – семицветик»:
на лепестках цветка, закрепленного на доске, написаны строчки из романа, которые необходимо продолжить, соединив цветок, листья которогорасположенного на первой парте среднего ряда. 1 листок: «Истина, прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже думать о чем-нибудь ... » Продолжите. Ответ: « ... И мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет ... » 2 листок: «Сядьте-ка, - вдруг повелительно сказал Воланд, Маргарита изменилась в лице и села. - Может быть, что-нибудьхотите сказать на прощанье? -Нет, ничего, мессир, - с гордостью ответила Маргарита, -кроме того, что если я еще нужна вам, то я готова охотно исполнить все, что вам будет угодно. Я ничуть не устала и очень веселилась на балу. Так что, если бы он и продолжался еще, я охотно бы предоставила мое колено для того, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц, - Маргарита глядела на Воланда, как сквозь пелену, глаза ее наполнялись слезами. - Верно? Вы совершенно правы! - гулко и страшно прокричал Воланд. - Так и надо!» Продолжите текст. Ответ: « ... - Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!» 11
3 листок:Она несла в руках отвратительные, тревожные желтыецветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-топоявляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном её весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вамручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько… Продолжите текст. Ответ: «... Её красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах …» 4 листок: Пуст, взявший его студент сам задаёт вопрос своим одногруппникам.
Первая пейзажная пауза:
На столах у вас конверты с вложенными в них рисунками различных деревьев и кустарников. Отберите только те, которые росли во дворе дома, где жил Мастер. За правильный ответ - 3 бонуса. Около дома Мастера был замечательный зеленый дворик. Припомните, какие деревья там росли. (Сирень, липа, клен). 2. Турнир:
«Какой интересный город, не правдали?»
(Москва в романе). 12
Отвечает команда с меньшим количеством бонусов
.

По какому адресу был прописан Степа Лиходеев?
(ул.Садовая, д. 302- бис;6 подъезд, 5 этаж, кв. 50); 
Чем была озабочена похоронная процессия,шествовавшая за гробом с

телом Берлиоза?
(Куда могла подеваться из гроба голова); 
Что сгорело по воле Воланда в Москве во время пожара?
(Дом Мастера, дом Грибоедова, кв. 50 в доме 302-бис).
Вторая пауза - Профессиональная: Преподаватель:
Вспомните, пожалуйста, какие машины выпускали в 1940 годах. Назовите их особенности. Укажите машину:1. Которая везла Маргариту на бал. 2. В которой увозили людей на допросы. В конце 30-х гг. в Европе и Америке широкое распространение получили малолитражные машины — первые автомобили для народа. Решено было начать выпуск таких машин и в СССР. За основу производства была взята хорошо знакомая фордовская модель «Т», а проектирование кузова поручили специалистам ГАЗа. 13
Все проектные работы по созданию двигателя и шасси вела группа конструкторов НАТИ, которую возглавлял Островцев. В апреле 1939 г. часть специалистов НАТИ ГАЗа перебазировалась на завод КИМ, образовав там под руководством Островцева конструкторский отдел. Все крупные штамповки и литье для выпуска малолитражек КИМ-10 должен был поставлять ГАЗ, рессоры и рамы — ЗИС, комплектующие изделия — 42 предприятия-смежника, остальное предстояло делать на самом КИМе. В соответствии с планом в 1941 г. ему предстояло выйти на проектную мощность 50 тыс. машин в год. Таким образом, намечался реальный шаг по развитию массового производства легковых автомобилей индивидуального пользования. Первые опытные образцы КИМ-10 были собраны 25 апреля 1940 г. Три машины новой модели прошли по Красной площади во время первомайской демонстрации. Главным объектом критики стал двухдверный кузов, который был проще и дешевле четырехдверного, но создавал неудобства пассажирам на втором ряду сидений при выходе из машины. Вызывали нарекания и фары, смонтированные на передних крыльях, а также другие недоработки. Группа конструкторов ГАЗа в оперативном порядке приступила к проектированию для КИМ-10 совершенно нового четырехдверного кузова с измененным внешним видом. До начала войны удалось изготовить два опытных образца такой машины (КИМ-10-52). Из 500 комплектов штамповок, полученных в качестве наладочной партии, завод имени КИМ собрал двухдверные кузова и смонтировал на изготовленные им шасси. Теперь фары были вписаны в обтекатели, которые плавно вливались в боковины капота двигателя. Большая часть машин (они назывались КИМ-10-50) имела закрытые двухдверные кузова, а небольшое количество автомобилей — открытые. 14
До второй мировой войны автомобили в СССР в частное пользование гражданам не продавались. В 20-е и 30-е гг. коммунистическая административно-командная система предусматривала только распределение материальных благ. Свободная торговля считалась «пережитком капитализма». Чтобы получить машину, надо было либо совершить подвиг, либо сделать еще что-либо выдающееся. Автомобилем награждали героев (легендарных летчиков и полярников, известных всей стране ударников производства и стахановцев), а также крупных артистов и писателей. Остальные должны были ездить на трамвае. Общее количество автовладельцев исчислялось сотнями на весь Советский Союз. 3. Турнир.
«Мастер и Маргарита».
1)Сколько языков, кроме родного, знал Мастер? 2)Какое событие изменило жизнь Мастера? 3)Какими словами заканчивался роман Мастера? 4)Почему в тот день Маргарита вышла на улицу с желтыми цветами? 5)Какая фраза, мысленно произнесенная Маргаритой на скамейке в Александровском саду, решила ее дальнейшую судьбу? Ответы: 1)Английский, французский, немецкий, латынь, греческий. 2)Он выиграл 100 тысяч рублей. 3)Пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат. 4)Чтобы он ее нашел, иначе она бы отравилась, потому что жизнь ее пуста. 5) «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!» 15

Третья пауза - Больничная:
Разместите по больничным палатам пациентов Стравинского 1)Мастер. 2)Жорж Бенгальский. 3)Н. И. Босой. Ответы: N 118 - Мастер, N 119 - Никанор Иванович Босой, N 120-Жорж Бенгальский. 4. Турнир.
«А в этот день почти две тысячи лет назад в Ершалаиме ...

Помните?».
Вопросы Ответы О ком идет речь? « ... И опять померещилась ему чаша с темной жидкостью. «Яду мне! Яду». Понтий Пилат. Каким образом Левин Матвей хотел облегчить страдания Иешуа? Вскочить в повозку и ударить его ножом. Что больше всего ненавидел прокуратор? 3апах розового масла. Имя женщины, в которую был влюблен Иуда. Низа. 16
5. Турнир.
«Их речь неподражаема, а внешность

незабываема».

Преподаватель:
«Как говорит, и говорит, как пишет» (Грибоедов.) Слышите голоса? Попробуйте угадать, кому они принадлежат: 1) «Братья по литературе! Слушайте все! Он появился! Ловите же его немедленно, иначе он натворит неописуемых бед». (И.Бездомный) 2)«Он такой же директор, как я архиерей». (Азазелло) 3) «Сдаюсь исключительно потому, что не могу играть в … сфере травли и завистничества». (Бегемот) 6. Турнир.
«Портретная галерея».
А теперь приглашаем Вас в портретную галерею. 1)Громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами. 2)Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки. 3)Маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненнорыжий. 4)Черноглазый красавец с кинжальной бородкой, во фраке. Говорили, что было время, когда красавец не носил фрака, а был опоясан широким кожаным поясом, из-за которого торчали рукояти пистолетов, а его волосы воронова 17
крыла были повязаны алым шелком, и плыл в Карибском море под его командой бриг подчерным гробовым флагом с адамовой головой. Ответы: 1)Бегемот. 2)Коровьев. 3)Азазелло. 4)Арчибальд Арчибальдович.
Четвертая пауза – Александровский сад:
Внимательно посмотрите на эти скамейки. На одной из них сидела Маргарита в то памятное утро в Александровском саду, когда с ней должен был быть Бегемот как самый обаятельный, но ...
На какой скамейке сидела Маргарита?
(Маргарита сидела на скамейке, на спинке которой было крупно вырезанное слово«Нюра»). 7 Турнир.
«Да не хотите ли закусить ... Без церемоний!»» или чем потчует

своих героев М.А.Булгаков.
Перед вами стол с яствами, разнесите представленныездесь блюда трем господам:  Никанору Ивановичу на обед  Бегемоту на ужин при камельке  Степе Лиходееву для лечения 18
Нюра

8.Турнир.
«Оригинальный модельер».
Приглашаем на подиум героев романа в костюмах от Булгакова. Вам, уважаемый читатель, предстоит описать костюмы булгаковских персонажей. 1) Костюм Бегемота, который должен был поднять настроение Маргарите в первые минуты встречи с Воландом. 2) Костюм молодого московского поэта Ивана Бездомного, пережившего стресс во время встречи с нечистой силой. 3) Руководящий костюм Прохора Петровича. 4)Бальный костюм Маргариты. Ответы: 1) Выпачканный пылью, на шее белый фрачный галстукбантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке, усы вызолочены. 2) Босой, разодранная беловатая толстовка, к коей на грудианглийской булавкой приколота бумажная иконка с изображением неизвестного святого, полосатые белые кальсоны. В руке зажженная венчальная свеча. 3) Костюм в полоску, при галстуке, из нагрудного кармана торчит самопишущее перо. 4)Туфли из лепестков бледной розы с золотыми пряжками, на голове королевский алмазный венец, на груди тяжелое в овальной раме изображение черного пуделя на тяжелой цепи.
4. Подведение итогов:
Заключительное слово преподавателя: Наш урок-турнир подошел к концу. Подведем итоги. Если вы ответили на все или почти на все вопросы, значит, вы 19
были внимательны при чтении романа, не упустили многие художественные детали, что помогло вам вникнуть в суть вопросов, поднятых автором, вы обогатили свой лексикон, расширили кругозор и выросли духовно. Если же вы ответили лишь на часть вопросов, не огорчайтесь. Вернитесь вновь к роману. Это очень глубокая, многопроблемная книга. Далеко не всем удастся осознать ее содержание с первого раза. Читайте и перечитывайте, и вы обязательно добьетесь успеха! Оценивание.
5. Рефлексия:
а) Вопросы обучающимся: • Было ли вам интересно на занятии? • Что вы для себя нового взяли? • Как вы считаете: выполнили ли мы поставленные цели и задачи?
6. Домашнее задание:
составьте свой образ писателя (Мастера) и нечистой силы.
Список использованных источников

1.

Булгаков, М. А.
Мастер и Маргарита[Текст]: литература / М.А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита». – М., 2009.
2.

Литература (ч. 1, 2).
[Текст]: программа / под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2012.
3.

Обернихина, Г.А., Антонова, А.Г., Вольнова, И.Л. и др.
Литература. [Текст]: практикум: учеб.пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2012.
4.
images.yandex›Булгаков Мастер и Маргарита фотографии. 20