Напоминание

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными

Автор: Певнева Вера Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ-СОШ р.п.Пушкино Советского района Саратовской области
Населённый пункт: р.п.Пушкино Советского района Саратовской области
Наименование материала: разработка урока
Тема: Учимся писать слова с непроизносимыми согласными
Дата публикации: 08.10.2019







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ФИО: Певнева Вера Владимировна

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа р. п. Пушкино Советского

района Саратовской области

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

Предмет: русский язык

Класс: 2

Учебник: Русский язык:2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в в 2 ч. Ч.1/[С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И.

Кузнецова и др.];[под ред. С.В. Иванов].- 4-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2013.

Тема урока. Учимся писать слова с непроизносимыми согласными

Дидактическая цель. Создать условия для формирования умений писать слова с непроизносимой согласной.

Тип урока: "открытие" нового

Задачи по содержанию (обучающая, развивающая, воспитательная).

Обучающая: формирование представлений о словах с непроизносимой согласной и способах проверки написания слов с непроизносимой

согласной; формирование умения применять правило.

Развивающая:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

Воспитательная:

развитие навыков сотрудничества, умения находить выходы из спорных ситуаций.

Методы обучения: деятельностный метод обучения, проблемный, словесный, практический

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная, парная, индивидуальная.

Средства обучения (для учителя, для учащихся): учебники, рабочие тетради, карточки с алгоритмом

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I

Самоопределение

к деятельности – 1

мин

- К какому уроку подготовились?

- Как определили?

- Русский язык

- По оформлению доски к уроку.

П о з н а в а т е л ь н ы е :

у м е н и е

извлекать информацию

II.

Актуализация

знаний,

фиксация

затруднений – 10-12

мин

1.

Минутка чистописания

- Спишите буквы по образцу

д л в т

- Сформулируйте задание, которое можно

выполнить с данными буквами.

- Что общего у этих букв?

- Назвать парные согласные по

глухости-звонкости.

Познавательные:

в ы я в л я т ь

с у щ н о с т ь

и

о с о б е н н о с т и

объектов

1

2.

На доске транскрипция слов

[скаска],[трапа], [рыпка], [сонцэ], [рика]

- Сформулируйте задание, которое можно

выполнить с этими звуковыми записями.

-Давайте разделим на группы.

- На какие группы разделили?

-Как проверили написание слов?

- Назвать буквы, которые обозначают

глухие звуки.

- Назвать буквы, которые обозначают

звонкие звуки.

- Какая буква может быть лишней?

-Записать слова буквами.

- Разделить на группы.

-Посмотреть есть ли лишнее слово.

- Записать в алфавитном порядке

- Работают в парах.

Слова с безударной гласной в корне,

слова с парной согласной в корне.

- Читают слова первой и второй

группы.

- Подобрали однокоренные слова…

Познавательные: на основе

анализа объектов делать выводы,

обобщать и классифицировать по

признакам.

III.

Постановка

учебной задачи

- Почему слово «солнце» не записали?

- Давайте запишем это слово.

- Что вызвало затруднение? На какой вопрос мы

должны найти ответ?

- Как бы вы назвали такие согласные?

- Как бы назвали сегодняшний урок?

- Проверим наши предположения по учебнику.

Открываем учебник на стр. 114

- В нём нет орфограмм безударной

гласной и парной согласной.

П ол у ч и л и с ь

р а з н ы е

в а р и а н т ы

написания данного слова.

- Нужно ли писать согласную в корне,

если

её

не

слышно.

Неслышимые,

незвучные,

молчаливые,

скрытые,

непроизносимые …

Выдвигают предположения.

- Читают тему урока.

Познавательные: на основе

анализа объектов делать выводы,

обобщать и классифицировать по

признакам.

Р е г у л я т и в н ы е : умение

высказывать своё предположение

2

IV.

Построение

проекта

выхода

из

затруднения

10

мин

1. Учебник стр. 114 упражнение 1 выполняется

фронтально, письменно.

Наблюдение за группами родственных слов, в

к а ж д о й

и з

к о т о р ы х

е с т ь

с л о в о

с

непроизносимым согласным.

-

На

что

следует

обратить

внимание

при

написании таких слов?

-

Какие

звукосочетания

можно

назвать

опасными?

- Что привело к тому, что в корне слова один из

звуков перестал произноситься?

2. Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» № 1

упражнение 1 стр. 61, проверка фронтально

Обнаружение

непроизносимого

согласного

в

корне с помощью подбора родственных слов

.-

При

проверке

обращает

внимание

на

требования

к

проверочным

словам

и

на

написание слов «чудесный», «прекрасный».

2.

Рабочая

тетрадь

«Пишем

грамотно»

1

упражнение 2 стр. 61, проверка фронтально

Физминутка

Учатся

определять

наличие

в

корне

буквы, обозначающей согласный звук,

который не произносится.

- Списывают слова, выделяют корень

в родственных словах.

- С

п о м о щ ь ю

т р а н с к р и п ц и и

записывают,

как

п р о и з н о с и т с я

последнее слово в каждой строке.

-

Звук

не

произносится,

но

буква

пишется

-Подчёркивают

букву,

ко т о р а я

о б о з н а ч а е т

н е п р о и з н о с и м ы й

согласный звук.

- Сочетания [cн], [с’н’], [зн], [з’н’]…

- Сочетание трёх звуков.

Работают

в

парах

-

подбирают

проверочное

слово,

обсуждают

вариант

написания,

записывают

проверочные и проверяемые слова.

Отрабатывают написание группы

слов, написание которых нельзя

проверить.

П о з н а в а т е л ь н ы е :

у м е н и е

извлекать информацию

Коммуникативные: умение

работать в паре.

Личностные: развитие навыков

сотрудничества, умения находить

выходы из спорных ситуаций

V.

П е р в и ч н о е

з а к р е п л е н и е

с

проговариванием

во внешней речи –

3-4 мин

1. Работа с текстом правила стр. 116 учебника

2. Воспроизведение правила по алгоритму

Работа в парах.

Читают

правило,

проговаривают

правило

друг

другу

с

опорой

на

алгоритм.

Приложение №1

П о з н а в а т е л ь н ы е :

у м е н и е

извлекать информацию

Коммуникативные: умение

работать в паре.

3

3. Возвращение к моменту затруднения

Опираясь

на

полученные

знания,

объясняют,

как

пишется

с л о во

«солнце»

Коммуникативные: оформление

мыслей в устной форме; умение

слушать других

VI.

Самостоятельная

работа с проверкой

2.

Рабочая

тетрадь

«Пишем

грамотно»

1

упражнение

4

стр.

62

,

проверка

по

слайду

презентации

Тренировка

в

подборе

проверочных

слов

и

отработка

непроверяемых

написаний.

Навыки контроля и самоконтроля

VII Рефлексия

1. Беседа

- Над какой орфограммой работали на уроке?

- Чему научились?

-

Что

было

трудным?

Над

чем

ещё

надо

поработать?

- Что понравилось?

2. Самооценка и оценка.

3.

Инструктаж

по

выполнению

домашнего

задания

Рабочая

тетрадь

«Пишем

грамотно»

1

упражнение 3 – отработка написания слов с

изучаемой орфограммой с опорой на алгоритм.

- Непроизносимая согласная в корне

слова.

Находить непроизносимый согласный,

подбирать проверочные слова …

Самооценка

Получают карточки с алгоритмом

написания слов с непроизносимыми

согласными.

Регулятивные: оценивать

учебные действия в соответствии

с поставленной задачей.

СПИСОК использованных материалов:

1. Русский язык:2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в в 2 ч. Ч.1/[С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И.

Кузнецова и др.];[под ред. С.В. Иванов].- 4-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2013.

4

2. Кузнецова М.И. Пишем грамотно:2 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных организаций – 4-е изд., -М. Вентана-

Граф, 2017

3. Русский язык: 2 класс: комментарии к урокам/С.В. Иванов, М.И. Кузнецова.-3-е изд., перераб.-М. Вентана-Граф, 2016

Приложение № 1

5