Напоминание

"Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности детей"

Автор: Иванова Евдокия Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР№1 д/с "Туллукчаан"
Населённый пункт: Сунтар
Наименование материала: статья
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности детей"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной

деятельности детей»

Актуальность темы состоит в том, что - забота о здоровье детей

важнейшая задача всего общества. Музыкальное развитие ребенка в аспекте

физического

имеет

свою

давнюю

историю.

Музыкальные

способности

занимают важное место в структуре интеллекта и общих черт личности в

музыкальной

деятельно

сти

возможно

и

необходимо

использовать

современные

здоровьесберегающие

технологии.

Проблема

в

недостатке

методических разработок по музыкально - валеологическому воспитанию

дошкольников.

Научная

основа

сообщения

базируется

на

программах

и

методических

пособиях

по

музыкальному

воспитанию

-

А.Бурениной,

Н.Ветлугиной,

О.Радыновой,Т.Тютюниковой.

Музыка,

воспринимаемая

слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на

общее физическое состояние человека, вызывает реакции, с в я з а н н ы е с и

з м е н е н и е м к р о в о о б р а щ е н и я , д ы х а н и я . В. М. Бехтерев

доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. В

«Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина

пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые

связки,

регулирует

дыхание.

Ритмика

улучшает

осанку

ребенка,

координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости

и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.

Таким образом, музыка - это одно из средств физического развития .

Занятия

музыки сам по себе – здоровье сберегающая технология. Особенностью

занятий

музыки

является

организация

разных

форм

музыкальной

деятельности

школьников.

Каждое

занятие

музыки

содержит

в

себе

оздоровительный

эффект,

препятствует

развитию

переутомления,

не

ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.

Одна из основных задач занятий по

музыке: снимать нервно-психические

перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный энергетический

тонус обучающихся.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения –

обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения

в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому

образу

жизни,

научить

использовать

полученные

знания

в

повседневной

жизни.

Оздоровительные моменты, применяемые на занятиях

музыки – это

физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная

гимнастика, гимнастика для глаз. Целью оздоровительных моментов является

отдых центральной нервной системы, профилактика утомления, нарушения

осанки, зрения. Начинаю

занятие

в детском саду всегда с музыкального

приветствия,

что

является

своеобразной

распевкой

и

эмоциональным

настроем.

На занятиях музыки большое внимание уделяется пению, где дети

овладевают

основными

приемами

вокально-хоровой

техники.

Это

дает

возможность

выразительно

исполнять

песни,

различные

по

характеру.

Например, в песне “Почему медведь зимой спит” на слова А.Коваленкова,

музыку Л.Книппера 1 куплет исполняется спокойно (идет рассказ автора),

затем медленно, тяжело и переваливаясь (изображается медведь); 2куплет –

громко, суетливо (медведь испугался и влез на сосну), и назидательно (дятел

поучает медведя); 3 куплет – колыбельная (медведь спит в берлоге). У детей

расширяется

диапазон,

вырабатываются

ансамблевые,

интонационные

навыки, техника хорового пения (например, пение в быстром темпе, четкое

проговаривание скороговорок, различные виды дыхания – быстрый, короткий

вдох, пользование цепным дыханием). Вокально-хоровая работа способствует

развитию и совершенствованию голоса каждого учащегося, и в результате

повышаются чисто голосовые, звуковые качества.

Пение

благотворно

действует

на

бронхо

-

лёгочную

систему,

почки,

на

железы

внутренней

секреции,

массирует

гортань,

щитовидную

железу,

сердце. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это

отличное

средство

для

снятия

внутреннего

напряжения

и

для

самовыражения. После занятий вокалотерапией дыхание становиться более

экономным, а, по утверждению ученых, от этого зависит работоспособность

человека. А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом,

знали испокон веков.

звук “а - а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу;

звук “о - о” оздоровляет среднюю часть груди;

звук “о - и - о - и” массирует сердце;

звук “а - у - э - и” помогает всему организму в целом.

Наряду с основными формами музыкальной работы с детьми в начальных

классах и в среднем звене используются виды арт-терапии:

Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением,

которое используется во многих странах в лечебных целях.

Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может

привести в крайне возбужденное состояние. Многие взрослые были бы

уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве

засыпали под колыбельную песню. Звучание музыки на уроке дает ребенку

возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.

Музыкальный материал здесь выступает в качестве фона, не требующего

специального вслушивания, осмысления, переживания содержания звучащего

сочинения. Здесь музыка выполняет функцию катализатора эмоциональных

процессов. Фоновая музыка результативна во время релаксационных

процедур, бесед, свободного рисования усиливает вовлеченность детей в

процесс работы.

Цветотерапия.(рисуночная терапия)

Звук является первоосновой музыкального искусства, в то время как

цвет-изобразительного. Взаимосвязь этих «первоэлементов» в музыкально-

образовательном процессе устанавливается с помощью метода

художественных ассоциаций и служит не только для формирования

музыкального восприятия школьников, но и первоначальный представлений

о единой природе искусства и целостной художественной картине мира.

Игра

«Цветные

сны».

В

положении

сидя

после

напряженной

работы,

учащиеся закрывают глаза, прикрывают их ладонями и опускают голову.

Учитель

называет

цвета,

а

учащиеся

стремятся

с

закрытыми

глазами

«увидеть» в чем – то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое

солнце).

Выборочно учитель подходит к детям, касается их плеча и опрашивает

о том, что они увидели. Затем учитель называет другой цвет. Длительность

цикла – 15-20 сек, общая продолжительность – 1 мин.

Желтый – стимулирует умственную деятельность;

зеленый – умиротворяет, успокаивает;

голубой – снижает кровяное давление, успокаивает;

синий – располагает к серьезности, строгости в поведении;

фиолетовый

возбуждает

деятельность

сердца

и

легких,

увеличивает

сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;

черный в небольшой дозе – сосредотачивает внимание.

В конце каждого занятия провести рефлексию.

Таким

образом,

правильно

организованные

позиции

здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль

в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения.

Через чувства, эмоции, самореализация личности ребенка происходит

более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности и поэтому обогащение

учащегося опытом эмоционального отношения к действительности является

важнейшим аспектом духовного развития ребенка – его духовного здоровья.

Пробудить

заложенное

в

ребенке

творческое

начало,

научить

трудиться,

помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной

и наполненной смыслом жизни – к этому стремлюсь я в меру своих сил и

способностей, организуя свои уроки. Конечно, задачу сохранения здоровья

детей

не

под

силу

решить

одному

педагогу.

Но,

если

каждый

из

нас,

учителей,

задастся

этой

целью,

и

будет

стремиться

к

ней;

выиграют,

в

конечном счете, наши дети, наше будущее.