Напоминание

Особенности создания условий для успешного обучения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Автор: Нагаева Елена Вадимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №35"
Населённый пункт: Владимир
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности создания условий для успешного обучения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Особенности создания условий для успешного обучения ребенка с

нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В моем классе обучается девочка с ДЦП, поэтому в своей работе я буду

опираться

на

условия,

которые

желательно

создать

для

учащегося

с

нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Рассмотрим условия, которые необходимо учитывать при обучении

ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

обеспечивать безбарьерную архитектурную среду;

соблюдать ортопедический режим;

соблюдать советы лечащего врача по определению режима урочных

и

внеурочных занятий, в планировании режима дня, смены видов деятельности на

занятиях, выполнении физических упражнений;

проведение занятий с психологом по коррекции нарушенных психических

процессов;

спланировать

работу

по

формированию

навыков

самообслуживания

и

гигиены у детей с двигательными нарушениями;

оказывать логопедическую помощь по коррекции речевых расстройств;

осуществлять профессиональную подготовку или повышение квалификации

педагогов к работе с детьми с двигательной патологией;

подбирать мебель, которая соответствует потребностям ребенка;

предоставлять

ребенку

возможность

передвигаться

по

организации

тем

способом, которым он может, и в доступном для него темпе;

проводить целенаправленную работу с родителями детей с ОВЗ, обучать их

доступным приемам коррекционно-развивающей работы;

формировать

толерантное

отношение

к

детям

с

ОВЗ

у

всех

участников

образовательного процесса;

привлекать

персонал,

оказывающий

физическую

помощь

детям

при

передвижении по организации, принятии пищи, пользовании туалетом и др.;

привлекать детей с ОДА к участию в совместных досуговых и спортивно-

массовых мероприятиях.

При

включении

ребенка

с

двигательными

нарушениями

в

образовательный

процесс

организации

обязательным

условием

является

организация

его

систематического,

адекватного,

непрерывного

психолого-

медико-педагогического сопровождения.

Можно выделить основные формы организации обучения детей с ДЦП:

о бу ч а ю щ и е

з а н я т и я

с

п р и м е н е н и е м

и н ф о р м а ц и о н н о -

коммуникативных технологий;

обучающие занятия с применением компонентов исследовательской

технологии;

практические

занятия

по

изучению

базисных

информационно

коммуникативных технологий;

консультационные занятия;

участие во всевозможных конкурсах и марафонах;

презентация итогов собственной работы работы.

Особенные методики для занятий детей с ДЦП

На уроках использую следующие методические приемы:

Задания разъясняются поэтапно.

Задания выполняются последовательно.

Инструкции к выполнению задачи повторяются несколько раз.

Обучение обеспечивается всеми необходимыми техническими средствами.

Виды деятельности на уроках меняются и чередуются.

Физкультурные паузу и занятия чередуются.

Для завершения задания предоставляется вспомогательное время.

Для сдачи домашнего задания предоставляется вспомогательное время.

Ведется работа на компьютерном тренажере.

Применяются тестовые задания и видеоматериалы.

Процесс индивидуальной оценки ответов учащихся состоит из:

Оценки на ежедневной основе для подведения итоговой отметки.

Возможность исправить или переделать задание, которое оказалось не под

силу ученику.

Оценка работ, которые были переделаны.

Применение системы оценивания достижений учеников.

Применение

индивидуального

рейтинга

на

основе

соотношения

достижения успеха с затраченным временем и усилиями.

Условия для эффективной поддержки обучения детей с ОВЗ.

Образовательное учебного заведение - это один из наиболее существенных

факторов социальной адаптации для человека с ограниченными возможностями

здоровья. В связи с этим учебное заведение имеет основополагающее место в

формировании видения у ребят с ДЦП о собственном будущем. У большей

половины учеников с ДЦП встречаются трудности в изучении и запоминании

обучающего

материала,

которые

могут

быть

связаны

с

индивидуальными

чертами их психики и нарушением развития речи.

Сложности

в

учебе

также

могут

возникать

из-за

недостаточного

формирования зрительно-моторной координации, что подразумевает, что руки и

глаза работают не согласовано. Кроме того, зачастую влияет то, что у детей не

сформирован анализ и синтез в пространстве.

Понимание того, что дети с ДЦП не являются ущербными по сравнению с

другими учениками, является одним из существенных условий для педагога при

обучении.

Но,

для

реализации

потенциальных

возможностей

этих

детей

необходимо

создать

индивидуальные

условия

для

развития

и

использовать

различный подход к каждому ученику, что выходит за рамки работы обычной

школы.

Важным

фактором

выступает

то,

что

данные

ученики

не

имеют

возможность приспосабливаться к новым правилам места, где они находятся, а

присоединяются к учебной деятельности на своих индивидуальных условиях,

которые

необходимо

принять

во

внимание

школе.

Именно

такая

позиция

педагога способствует снятию стресса и напряжения ребенка.

Кроме

стандартных

задач

по

развитию

и

социальной

адаптации

учеников выделяют специализированные: это исправление развития личности,

которое

было

нарушено

ранее,

самоутверждение

ребенка

и

установление

гармонии

во

внутреннем

мире

ученика,

формирование

положительного

отношения

к

учебе

и

общественно-полезной

деятельности.

Реализация

перечисленных задач имеет смысл лишь при успешном установлении контакта

с ребенком, когда создаются благоприятные условия для его деятельности,

которая соответствует его способностям и принесет ему результат, а также с

помощью выстраивания процесса обучения как реабилитацию.

В собственной практической деятельности применяю активные способы

обучения.

Способы,

которые

способствуют

стремление

детей

заниматься

мыслительной

деятельностью,

а

также

применять

данные

знания

сразу

на

практике,

называют

активными

методами

обучения.

Это

предполагает

применение

таких

методов,

которые

позволяют

самостоятельно

получать

знания и навыки в ходе выполнения кейсовых заданий учащимися, не используя

заранее прописанные задания и правила, которые необходимо просто заучивать

и воспроизводить. Без применения данных методов мы не сможем двигаться

дальше и получать знания, которые сразу можем применить на практике. Это

дает возможность передать ученикам не только теоретические знания, но и

способствовать

формированию

познавательного

интереса

и

развитию

стремления к самостоятельному умственному труду.

Рекомендации по построению обучения для детей с ДЦП, учитывая их

п о з н а в а т е л ь н ы е

в о з м о ж н о с т и .

На

мой

взгляд,

большое

значение

имеют

разные

виды

педагогической

поддержки в процессе получения знаний:

Учебный процесс без использования принуждения, который основан на

интересе, результате и доверии;

Учебные занятия как полноценная система становления и реабилитации

ребенка,

результатом

чего

у

ребенка

появляется

возможность

осознавать

и

чувствовать, что он может поступать разумно, определять цели и получать

результат;

Полная адаптация и очищение от сложных моментов содержания учебных

материалов;

В момент восприятия материала подключение сразу и работу органов слуха

и зрения, а также моторики рук, тренировки памяти и мышления;

Применение ориентировочной базы действий;

Вспомогательные задания;

Подстройка темпа работы для полного усвоения материала

Для

повышения

продуктивности

работы

детей

с

ДЦП,

применяются

данные активные способы обучения:

1.

Кластеры (разработка, фиксация ключевых шагов прохождения темы,

запись выводов для запоминания). Этот метод применяется на финальном этапе

изучения материала – для фиксации полученных знаний, закрепления; а в

процессе прохождения темы – для решения заданий без затруднений.

2.

Для улучшения восприятия информации на слух, развития внимания

и

тренировки

памяти,

а

также

изменения

эмоционального

фона

занятия

используется

восприятие

учебного

материала

с

закрытыми

глазами

на

определённом

промежутке

урока.

Это

также

позволяет

настроить

класс

на

познавательную деятельность после активных физических упражнений.

3.

Применение презентации или видеозаписи по теме занятия в процесс

урока. Использование ИКТ на занятиях в школе способствует более наглядной и

эффективной работе учителя, дополняя стандартные методы и создавая новые

возможности взаимодействия учеников и педагога. Одним из методов обучения

с применением ИКТ является работа в программном продукте для создания

учебных презентаций. Таким образом на слайдах мы можем отобразить нужный

материал, который будет представлен наглядно в виде рисунков и фотографий,

текстовых блоков, формул, а также примеров решения различных задач. Кроме

того, мы получаем возможность сделать голосовое и фоновое музыкальное

сопровождение к презентации. Так мы сможем задействовать три вида памяти

учащихся

-

моторная,

зрительная

и

слуховая,

что

будет

способствовать

формированию стойких визуально-аудиальных, визуально-кинестетических и

условно-рефлекторных связей в работе центральной нервной системы. На этой

основе

в

процессе

учебы

у

ребенка

закладываются

и

развиваются

познавательные

навыки.

Кроме

того,

использование

мультимедийных

технологий повышает мотивацию детей к изучению предмета и обеспечивают

наглядность, так когда изображение на экране появляется последовательно,

дети выполняют задания более внимательно и в большем объеме. Применение

анимационных

технологий

и

неожиданных

моментов

позволяет

сделать

учебный процесс более информативным и в тоже время интересным. На таких

занятиях ученики могут получать одобрение наряду с одобрением педагога

также еще со стороны компьютерной техники в формате видеоматериалов и

картинок с призами, а также звуковым сопровождением.

4.

Применение

игровых

технологий

в

обучении.

Ученики

могут

получить опыт коммуникации с окружающими, поиска и анализа информации и

получения решения задачи, применяя полученные знания.

5.

Организация нестандартных учебных занятий. Этот вид уроков дает

возможность

к

самореализации,

направлен

на

развитие

умственных

способностей и обмен опытом и знаниями между учащимися.

6. В собственной работе применяю уроки с использованием проблемных

ситуаций. В данной ситуации, учащиеся понимают суть проблемы и находят

решение задачи, а кроме этого рассуждают о том, при каких ситуациях они

могут использовать эти же методы решения. Ученики с высокой мотивацией

подходят к решению таких задач, предлагают разнообразные варианты, в том

числе и креативные, таким образом мы развиваем мышление и увеличиваем

интерес к математическим операциям, применяя исследовательский метод.