"Музыкальные способности детей от рождения до семи лет"
Автор: Вощинская Наталья Александровна Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №16"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Музыкальные способности детей от рождения до семи лет"
РОЖДЕНИЯ ДО СЕМИ ЛЕТ
Психологическая наука определяет способности как индивиду
ально-психологические свойства личности, которые обеспечивают ей более
или менее высокую пригодность к тем или иным видам деятельности.
Известно, что человек не рождался и не рождается с теми или иными
способностями. Они формируются в определенных исторических условиях, в
которых вырабатывается потребность в них и предъявляются требования к их
развитию.
Физические и умственные способности человека развивались в
процессе труда - воздействия на природу. Труд изменил собственную природу
человека, естественные силы постепенно подчинялись его потребностям,
целенаправленной деятельности. Поэтому специфические человеческие
способности зависят от объективных условий жизни.
Способности развиваются в двух направлениях: историческом и в
формировании каждого индивидуума. Развитие способностей - это результат
присвоения всего объективного богатства, созданного человечеством,
результат опыта, накопленного рядом поколений. Однако способности - это
не врожденные свойства.
Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические задатки,
которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда
являются результатом развития, осуществляемого в процессе воспитания и
обучения.
На основании данных биологии и физиологии
Б.М. Теплов указывает
на разницу между врожденными задатками и наследственностью,
наследственными способностями. Задатки могут возникнуть в утробном
периоде развития ребенка, а способности родителей иногда совершенно
отсутствуют у их детей. Задатки также не имеют социальной направленности.
Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной
деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего
детства, учитывая изменения возрастных ступеней, - задача педагога. В
противном случае иногда наблюдается отставание в развитии. Например,
если не учить различать музыкальные звуки по высоте, то ребенок к 7 годам
не в состоянии будет справиться с заданием, которое легко выполняет
трехлетний.
Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:
1) слуховое ощущение, музыкальный слух;
2) качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку
различного характера;
3) простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-
ритмическом исполнительстве.
Первый год жизни . Психологи отмечают, что у детей рано появляется
слуховая чувствительность. По данным
А.А.Люблинской, у малыша на
десятый - двенадцатый день жизни возникают реакции на звуки. На втором
месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к
звучанию скрипки. В 4-5 месяцев отмечается склонность к некоторой
дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на
источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонации певческого
голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на
характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или
успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого,
подстраивается к его интонации гулением, лепетом.
Второй год жизни.
При восприятии музыки дети проявляют ярко
контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение.
Слуховые ощущения более дифференцированы: ребенок различает высокий и
низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску. Он
начинает подпевать взрослому, хлопает, притопывает, кружится под звуки
музыки.
Третий и четвертый года жизни.
У детей повышается
чувствительность, возможность более точного различения свойств
предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также
индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Этот период
развития характеризуется стремлением к самостоятельности. У ребенка
появляется желание заниматься музыкой.
Пятый год жизни . Он характеризуется активной любознательностью
детей. Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие
интонации становятся более устойчивыми. Налаживается вокально-слуховая
интонация.
Шестой и седьмой года жизни.
Это период подготовки к школе. На
основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только
ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное
произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать
разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.
Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень
важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему.
Исследования показали интересную закономерность. Целостное восприятие
музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять,
различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Это способствует
музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для
подготовки к пению и нотам.
У детей 6-7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется
и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость.
Песни, пляски исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере
творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности
проявляются ярче.
Музыкальное развитие – это результата формирования ребенка в
процессе активной музыкальной деятельности. Определенное значение
имеют индивидуальные особенности каждого ребенка.
Развитие происходит:
1) в области эмоций – от музыкальных откликов на простейшие и
музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным
реакциям;
2) в области ощущения, восприятия и слуха – от отдельных различений
музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию
музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики;
3) в области проявления отношений – от неустойчивого увлечения к
более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям
музыкального вкуса;
4) в области исполнительской деятельности – от действий по показу,
подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в
пении и музыкально-ритмическом движении.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладение
музыкальной культурой. Формирование основ музыкальной культуры
начинаются в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем
незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная
среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в
искусстве и жизни.
Музыкальное воспитание и развитие требуют правильной
организации и целенаправленного обучения. Обучение музыке –
воспитательный процесс, в котором педагог помогает накопить музыкальный
опыт, приобрести элементарные сведения. Музыкальное развитие
обусловливается процессом воспитания и обучения. Уровень развития
определяется поведением детей на музыкальных занятиях, творческими
проявлениями к самостоятельной деятельности. Если ребенок по своей
инициативе охотно поет, танцует, музицирует и делает это выразительно и
правильно, то можно говорить о достаточно высоком уровне музыкального
развития. Успех музыкального развития зависит от всего педагогического
коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне
музыкальных занятий имеется иные возможности обогащения детей
музыкальными впечатлениями, разнообразные формы осуществления в
музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и семье.