Автор: Беликова Евгения Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №70"
Населённый пункт: г. Барнаула Алтайского края
Наименование материала: статья
Тема: "Из опыта работы с детьми ОВЗ"
Из опыта работы с детьми ОВЗ
В
начале
21
века
в
России
наблюдается
тенденция
роста
детей
с
ограниченными возможностями.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - лица моложе 18 лет,
имеющие
отклонения
от
норм
жизнедеятельности
вследствие
нарушения
здоровья,
характеризующиеся
ограничением
способности
осуществлять
ориентацию,
обучение,
самообслуживание,
передвижение,
общение,
трудовую
деятельность.
Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями
слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными
расстройствами
эмоционально-волевой
сферы,
с
задержкой
и
комплексными
нарушениями развития.
С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не
первый год. Поэтому, самым главным приоритетом в работе с такими детьми
является
индивидуальный
подход,
с
учетом
специфики
психики
и
здоровья
каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога
является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с
другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном
подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий
для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не
приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на
своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Мной,
как
педагогом
использоваться
следующие
методические
приемы:
поэтапное разъяснение заданий;
последовательное выполнение заданий;
повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
обеспечение
аудиовизуальными
техническими
средствами
обучения;
близость к учащимся во время объяснения задания;
перемена видов деятельности;
чередование занятий и физических минуток;
предоставление
дополнительного
времени
для
завершения
задания;
использование
листов
с
упражнениями,
которые
требуют
минимального заполнения;
использование
упражнений
с
пропущенными
словами,
предложениями;
дополнение печатных материалов видеоматериалами.
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:
использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с
успехами и затраченными усилиями;
ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
разрешение переделать задание, с которым он не справился;
оценка переделанных работ;
Учащиеся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
нуждаются
в
изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых
условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его
выполнение.
Для
детей
с
различными
формами
нарушения
здоровья
особенно
необходимо
добиваться
развития
навыка
адекватного
восприятия
результатов
своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности
В процессе школьного обучения выявляются трудности, возникающие за
счет плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В письме это пропуски,
перестановки, при устном счете - плохое и фрагментарное выполнение задания. В
коррекционно-воспитательной
работе
с
этими
детьми
в
первую
очередь
используются
педагогические
приемы,
направленные
на
организацию
и
упорядочение
учебной
деятельности.
Крайне
важно
выработать
у
ребенка
заинтересованность
и
положительное
отношение
к
учебной
деятельности,
заданию, предлагаемому учителем. Для этого, особенно впервые годы обучения,
широко используются дидактический материал и игровая деятельность. Важным
примером
правильной
организации
учебной
деятельности
ребенка
является
совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе работы
с этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в поэтапном
виде
и
речь
(сначала
учителя,
а
затем
ребенка)
как
фактор,
организующий
учебную деятельность.
Детям
следует
постоянно
помогать
включаться
в
коллектив,
в
общую
работу,
давать
задания,
с
которыми
они
наверняка
могут
справиться,
стимулировать
учебную
деятельность,
поощряя
даже
самые
незначительные
успехи.
Трудности
обучения
русскому
языку
у
учащихся
с
ОВЗ
проявляются
прежде
всего
там,
где
требуется
аналитико-синтетическая
деятельность.
Они
медленнее овладевают звукобуквенным анализом, навыками грамотного письма.
Учащиеся могут заучить правила правописания, но применяют их на практике
механически.
Формирование
связной
устной
и
письменной
речи
у
этих
школьников
затруднено.
Их
отличает
неумение
построить
фразу.
Восприятие
содержания носит у них фрагментарный характер. Это приводит к тому, что
ученики даже в общих чертах не усваивают смысла прочитанного.
С
этой
целью
используются
методы
и
приемы
обучения
в
различных
модификациях.
Большое
внимание
я
уделяю
продумыванию
того,
какого
характера
и
какого
объема
необходима
помощь
на
разных
этапах
усвоения
учебного материала.
Прочные знания - это знания осознанные. Чем глубже ученик понимает и
осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он
проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет.
Прочность
знаний,
умений
и
навыков
достигается
специальной
педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и
выработку
навыков.
Таким
средством
является
повторение.
Повторению
в
коррекционном
обучении
принадлежит
особая
роль.
Поэтому
в
программах
большое количество учебного времени отводится на этот процесс.
Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми
с ОВЗ.
Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного
года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь
осмысления между пройденным и новым.
Таким
образом,
получение
детьми
с
ограниченными
возможностями
здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их
успешной
социализации,
обеспечения
их
полноценного
участия
в
жизни
общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и
социальной деятельности.
Коррекционно–развивающие методы в работе учителя с детьми с ОВЗ
Самым
главным
приоритетом
в
работе
с
такими
детьми
является
индивидуальный
подход,
с
учетом
специфики
психики
и
здоровья
каждого
ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является
понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в
реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.
В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:
1.
индивидуальный подход;
2.
предотвращение наступления утомляемости;
3.
активизация познавательной деятельности;
4.
проведение подготовительных занятий;
5.
обогащение знаниями об окружающем мире;
6.
коррекция всех видов высших психических функций: памяти,
внимания, мышления;
7.
проявление педагогического такта.
Для
себя
я
выделила
следующие
задачи
педагогического
сопровождения:
выявить
интересы,
склонности,
способности
обучающихся
к
различным видам деятельности;
оказать помощь в поисках «себя»;
создать условия для индивидуального развития ребенка;
создать условия для реализации приобретенных знаний, умений
и навыков;
расширить рамки общения с социумом;
создать
благоприятную
предметно-развивающую
среду
для
социального развития ребенка;
создать
условия
для
развития
положительного
отношения
ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение
педагогов
дополнительного
образования,
родителей
родителям
к
ее
реализации;
осуществление
мониторинга
действенности
программы
сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой
программы;
любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности,
сопереживание, терпение, умение прощать;
ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность
оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от
субъективных оценок и выводов;
умение быть товарищем, партнером, защитником для ребенка.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем,
способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и
другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.
Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи
ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное
заведение, а дали возможность социализироваться, быть полноценным членом
общества.