Напоминание

"Из опыта работы с детьми ОВЗ"

Автор: Беликова Евгения Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №70"
Населённый пункт: г. Барнаула Алтайского края
Наименование материала: статья
Тема: "Из опыта работы с детьми ОВЗ"
Дата публикации: 09.10.2019







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Из опыта работы с детьми ОВЗ

В

начале

21

века

в

России

наблюдается

тенденция

роста

детей

с

ограниченными возможностями.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - лица моложе 18 лет,

имеющие

отклонения

от

норм

жизнедеятельности

вследствие

нарушения

здоровья,

характеризующиеся

ограничением

способности

осуществлять

ориентацию,

обучение,

самообслуживание,

передвижение,

общение,

трудовую

деятельность.

Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями

слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными

расстройствами

эмоционально-волевой

сферы,

с

задержкой

и

комплексными

нарушениями развития.

С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не

первый год. Поэтому, самым главным приоритетом в работе с такими детьми

является

индивидуальный

подход,

с

учетом

специфики

психики

и

здоровья

каждого ребенка.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога

является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с

другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном

подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий

для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не

приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на

своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Мной,

как

педагогом

использоваться

следующие

методические

приемы:

поэтапное разъяснение заданий;

последовательное выполнение заданий;

повторение учащимся инструкции к выполнению задания;

обеспечение

аудиовизуальными

техническими

средствами

обучения;

близость к учащимся во время объяснения задания;

перемена видов деятельности;

чередование занятий и физических минуток;

предоставление

дополнительного

времени

для

завершения

задания;

использование

листов

с

упражнениями,

которые

требуют

минимального заполнения;

использование

упражнений

с

пропущенными

словами,

предложениями;

дополнение печатных материалов видеоматериалами.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:

использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с

успехами и затраченными усилиями;

ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;

разрешение переделать задание, с которым он не справился;

оценка переделанных работ;

Учащиеся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

нуждаются

в

изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых

условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его

выполнение.

Для

детей

с

различными

формами

нарушения

здоровья

особенно

необходимо

добиваться

развития

навыка

адекватного

восприятия

результатов

своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности

В процессе школьного обучения выявляются трудности, возникающие за

счет плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В письме это пропуски,

перестановки, при устном счете - плохое и фрагментарное выполнение задания. В

коррекционно-воспитательной

работе

с

этими

детьми

в

первую

очередь

используются

педагогические

приемы,

направленные

на

организацию

и

упорядочение

учебной

деятельности.

Крайне

важно

выработать

у

ребенка

заинтересованность

и

положительное

отношение

к

учебной

деятельности,

заданию, предлагаемому учителем. Для этого, особенно впервые годы обучения,

широко используются дидактический материал и игровая деятельность. Важным

примером

правильной

организации

учебной

деятельности

ребенка

является

совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе работы

с этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в поэтапном

виде

и

речь

(сначала

учителя,

а

затем

ребенка)

как

фактор,

организующий

учебную деятельность.

Детям

следует

постоянно

помогать

включаться

в

коллектив,

в

общую

работу,

давать

задания,

с

которыми

они

наверняка

могут

справиться,

стимулировать

учебную

деятельность,

поощряя

даже

самые

незначительные

успехи.

Трудности

обучения

русскому

языку

у

учащихся

с

ОВЗ

проявляются

прежде

всего

там,

где

требуется

аналитико-синтетическая

деятельность.

Они

медленнее овладевают звукобуквенным анализом, навыками грамотного письма.

Учащиеся могут заучить правила правописания, но применяют их на практике

механически.

Формирование

связной

устной

и

письменной

речи

у

этих

школьников

затруднено.

Их

отличает

неумение

построить

фразу.

Восприятие

содержания носит у них фрагментарный характер. Это приводит к тому, что

ученики даже в общих чертах не усваивают смысла прочитанного.

С

этой

целью

используются

методы

и

приемы

обучения

в

различных

модификациях.

Большое

внимание

я

уделяю

продумыванию

того,

какого

характера

и

какого

объема

необходима

помощь

на

разных

этапах

усвоения

учебного материала.

Прочные знания - это знания осознанные. Чем глубже ученик понимает и

осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он

проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет.

Прочность

знаний,

умений

и

навыков

достигается

специальной

педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и

выработку

навыков.

Таким

средством

является

повторение.

Повторению

в

коррекционном

обучении

принадлежит

особая

роль.

Поэтому

в

программах

большое количество учебного времени отводится на этот процесс.

Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми

с ОВЗ.

Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного

года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь

осмысления между пройденным и новым.

Таким

образом,

получение

детьми

с

ограниченными

возможностями

здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их

успешной

социализации,

обеспечения

их

полноценного

участия

в

жизни

общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и

социальной деятельности.

Коррекционно–развивающие методы в работе учителя с детьми с ОВЗ

Самым

главным

приоритетом

в

работе

с

такими

детьми

является

индивидуальный

подход,

с

учетом

специфики

психики

и

здоровья

каждого

ребенка.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является

понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в

реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.

В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:

1.

индивидуальный подход;

2.

предотвращение наступления утомляемости;

3.

активизация познавательной деятельности;

4.

проведение подготовительных занятий;

5.

обогащение знаниями об окружающем мире;

6.

коррекция всех видов высших психических функций: памяти,

внимания, мышления;

7.

проявление педагогического такта.

Для

себя

я

выделила

следующие

задачи

педагогического

сопровождения:

выявить

интересы,

склонности,

способности

обучающихся

к

различным видам деятельности;

оказать помощь в поисках «себя»;

создать условия для индивидуального развития ребенка;

создать условия для реализации приобретенных знаний, умений

и навыков;

расширить рамки общения с социумом;

создать

благоприятную

предметно-развивающую

среду

для

социального развития ребенка;

создать

условия

для

развития

положительного

отношения

ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;

выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение

педагогов

дополнительного

образования,

родителей

родителям

к

ее

реализации;

осуществление

мониторинга

действенности

программы

сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой

программы;

любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности,

сопереживание, терпение, умение прощать;

ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность

оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от

субъективных оценок и выводов;

умение быть товарищем, партнером, защитником для ребенка.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем,

способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и

другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.

Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи

ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное

заведение, а дали возможность социализироваться, быть полноценным членом

общества.