Напоминание

"Роль трудового воспитания в формировании нравственных качеств характера школьников"

Автор: Малина Анастасия Геннадьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ школа №565
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Роль трудового воспитания в формировании нравственных качеств характера школьников"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 565 Кировского района

Санкт-Петербурга

Статья

ТЕМА:

«Роль трудового воспитания в формировании нравственных качеств

характера школьников»

Автор - составитель:

Малина Анастасия Геннадьевна

2019/20 уч.г

Трудовое

воспитание

школьников

осуществляется

в

единстве

воспитательных усилий школы, семьи и общественности. Ведущую роль в

этом процессе занимает школа.

Трудовое

воспитание

следует

рассматривать

как

важнейший

фактор

формирования личности ребенка. Труд оказывает влияние на формирование

волевой

и

эмоциональной

сферы

ребенка.

Нередко

можно

видеть,

как

скованный

и

нерешительный

в

классе

ученик

становится

активным

и

целеустремленным

на

занятиях

в

рабочей

комнате,

мастерской,

на

пришкольном участке. Успехи в работе вселяют в учеников уверенность в

свои силы и возможности, повышают самооценку, способствуют повышению

уровня

мотивации

достижения

результата.

В

процессе

труда

лучше

проявляются предусмотрительность и самоконтроль детей. Когда ребенку

удается

сделать

нужную

вещь

правильно,

он

испытывает

огромное

удовлетворение. Так зарождается чувство собственного достоинства даже у

ранее совсем неуверенного в себе ребенка.

Когда

ученик

коррекционной

школы

получает

плохую

отметку

за

неправильно решенную задачу или ошибки в диктанте, он не всегда убежден

в том, что эта плохая оценка справедлива. Но когда ученик обнаруживает

дефект

в

сделанной

им

вещи,

-

это

сразу

дает

ему

представление

о

допущенной ошибке и побуждает в дальнейшем более внимательно следить

за ходом своих действий.

Формы

организации

трудового

воспитания

могут

быть

самыми

различными,

но

их

осуществление

связано

с

тремя

видами

трудовой

деятельности: учебной, бытовой и общественно полезной, каждая из которых

способна при правильной организации корректировать личностное развитие

учащегося. Так, например, систематически выполняемая работа позволяет

развивать чувство долга и товарищества, ответственности за порученное дело

и

такие

качества

личности,

как

настойчивость,

честность,

правдивость.

Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые

оказывают

благотворное

влияние

на

весь

организм

ребенка.

У

них

воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за

чистотой

помещения,

что

создает

условия

для

здорово

образа

жизни.

Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть

его красоту, получить удовлетворение от его результатов.

Таким образом, трудовое воспитание в условиях коррекционной школы

носит не только обучающий и воспитывающий характер, но самое главное -

оно

имеет

коррекционную

направленность.

Трудовая

деятельность

способствует

коррекции

дефектов

в

личностном

развитии

ребенка,

формирует

волевую

и

эмоциональную

сферы,

вырабатывает

социально

значимую мотивацию, подготавливает ребенка к будущей профессиональной

деятельности, то есть, осуществляет его социальную адаптацию.

Одним

из

условий

успешного

включения

учащихся

в

трудовую

деятельность является выбор доступных для них элементарных видов труда.

Однако, как показывает опыт, этого еще недостаточно. Одним из решающих

условий включения выпускников школы в производственный труд является

воспитание у них достаточной самостоятельности в выполнении трудовых

заданий.

Важно научить детей преодолевать возникающие трудности, сформировать

у них желание преодолевать эти трудности. Важно показать учащимся ту

реальную пользу, которую каждый из них может приносить окружающим.

Достигается

это

сочетанием

практической

деятельности

учащихся

с

систематической разъяснительной работой. Сюда относятся беседы, рассказы

о труде, экскурсии на производство и т.д. Рассказы учителей, воспитателей о

труде, наблюдения учащихся за трудовой деятельностью, а главное - участие

в ней.

Задачи

работы

по

организации

трудового

воспитания

и

обучения

следующие:

.

обе спечить

максима льно

возможную

для

данного

р е б е н к а

самостоятельность

в

бытовом

и

санитарно-гигиеническом

обслуживании

себя;

.

выработать

положительное

отношение

к

посильным

видам

труда,

готовность

к

помощи

в

хозяйственно-бытовом

труде,

умение

выполнять

несложные виды этого труда;

. сформировать привычку и положительную установку к определенному виду

труда в течение установленного времени;

.

по

индивидуальным

возможностям

каждого

научить

переключаться

с

выполнения

одной

знакомой

операции

на

другую,

выполнять

несколько

взаимосвязанных операций последовательно;

. научить работать совместно с товарищами, соблюдая принятые нормы и

правила поведения.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов

воспитания

личности.

Включаясь

в

трудовой

процесс

ребенок

коренным

образом

меняет

свое

представление

о

себе

и

о

окружающем

мире.

Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием

успехов в трудовой деятельности. Кроме этого в процессе труда развиваются

способности,

умения

и

навыки.

В

трудовой

деятельности

формируются

новые виды мышления. Вследствие коллективности труда ребенок получает

навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в

обществе.

Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к

самопознанию.

Кроме

этого

в

процессе

труда

развиваются

способности,

умения

и

навыки.

В

трудовой

деятельности

формируются

новые

виды

мышления. В следствии коллективности труда школьник получает навыки

работы,

общения,

сотрудничества,

что

улучшает

адаптацию

ребенка

в

обществе.

Трудовое воспитание должно строиться с учетом индивидуальностей

каждого ребенка, оно должно лечить, увлекать, наконец, помочь школьнику

стать личностью, а не прививать лишь рефлексы и инстинкты.

Литература:

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.

Чуркина А.И. Трудовое обучение во вспомогательной школе. - М., 2008.

Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М., 2002.