Автор: Малина Анастасия Геннадьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ школа №565
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Роль трудового воспитания в формировании нравственных качеств характера школьников"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 565 Кировского района
Санкт-Петербурга
Статья
ТЕМА:
«Роль трудового воспитания в формировании нравственных качеств
характера школьников»
Автор - составитель:
Малина Анастасия Геннадьевна
2019/20 уч.г
Трудовое
воспитание
школьников
осуществляется
в
единстве
воспитательных усилий школы, семьи и общественности. Ведущую роль в
этом процессе занимает школа.
Трудовое
воспитание
следует
рассматривать
как
важнейший
фактор
формирования личности ребенка. Труд оказывает влияние на формирование
волевой
и
эмоциональной
сферы
ребенка.
Нередко
можно
видеть,
как
скованный
и
нерешительный
в
классе
ученик
становится
активным
и
целеустремленным
на
занятиях
в
рабочей
комнате,
мастерской,
на
пришкольном участке. Успехи в работе вселяют в учеников уверенность в
свои силы и возможности, повышают самооценку, способствуют повышению
уровня
мотивации
достижения
результата.
В
процессе
труда
лучше
проявляются предусмотрительность и самоконтроль детей. Когда ребенку
удается
сделать
нужную
вещь
правильно,
он
испытывает
огромное
удовлетворение. Так зарождается чувство собственного достоинства даже у
ранее совсем неуверенного в себе ребенка.
Когда
ученик
коррекционной
школы
получает
плохую
отметку
за
неправильно решенную задачу или ошибки в диктанте, он не всегда убежден
в том, что эта плохая оценка справедлива. Но когда ученик обнаруживает
дефект
в
сделанной
им
вещи,
-
это
сразу
дает
ему
представление
о
допущенной ошибке и побуждает в дальнейшем более внимательно следить
за ходом своих действий.
Формы
организации
трудового
воспитания
могут
быть
самыми
различными,
но
их
осуществление
связано
с
тремя
видами
трудовой
деятельности: учебной, бытовой и общественно полезной, каждая из которых
способна при правильной организации корректировать личностное развитие
учащегося. Так, например, систематически выполняемая работа позволяет
развивать чувство долга и товарищества, ответственности за порученное дело
и
такие
качества
личности,
как
настойчивость,
честность,
правдивость.
Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые
оказывают
благотворное
влияние
на
весь
организм
ребенка.
У
них
воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за
чистотой
помещения,
что
создает
условия
для
здорово
образа
жизни.
Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть
его красоту, получить удовлетворение от его результатов.
Таким образом, трудовое воспитание в условиях коррекционной школы
носит не только обучающий и воспитывающий характер, но самое главное -
оно
имеет
коррекционную
направленность.
Трудовая
деятельность
способствует
коррекции
дефектов
в
личностном
развитии
ребенка,
формирует
волевую
и
эмоциональную
сферы,
вырабатывает
социально
значимую мотивацию, подготавливает ребенка к будущей профессиональной
деятельности, то есть, осуществляет его социальную адаптацию.
Одним
из
условий
успешного
включения
учащихся
в
трудовую
деятельность является выбор доступных для них элементарных видов труда.
Однако, как показывает опыт, этого еще недостаточно. Одним из решающих
условий включения выпускников школы в производственный труд является
воспитание у них достаточной самостоятельности в выполнении трудовых
заданий.
Важно научить детей преодолевать возникающие трудности, сформировать
у них желание преодолевать эти трудности. Важно показать учащимся ту
реальную пользу, которую каждый из них может приносить окружающим.
Достигается
это
сочетанием
практической
деятельности
учащихся
с
систематической разъяснительной работой. Сюда относятся беседы, рассказы
о труде, экскурсии на производство и т.д. Рассказы учителей, воспитателей о
труде, наблюдения учащихся за трудовой деятельностью, а главное - участие
в ней.
Задачи
работы
по
организации
трудового
воспитания
и
обучения
следующие:
.
обе спечить
максима льно
возможную
для
данного
р е б е н к а
самостоятельность
в
бытовом
и
санитарно-гигиеническом
обслуживании
себя;
.
выработать
положительное
отношение
к
посильным
видам
труда,
готовность
к
помощи
в
хозяйственно-бытовом
труде,
умение
выполнять
несложные виды этого труда;
. сформировать привычку и положительную установку к определенному виду
труда в течение установленного времени;
.
по
индивидуальным
возможностям
каждого
научить
переключаться
с
выполнения
одной
знакомой
операции
на
другую,
выполнять
несколько
взаимосвязанных операций последовательно;
. научить работать совместно с товарищами, соблюдая принятые нормы и
правила поведения.
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов
воспитания
личности.
Включаясь
в
трудовой
процесс
ребенок
коренным
образом
меняет
свое
представление
о
себе
и
о
окружающем
мире.
Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием
успехов в трудовой деятельности. Кроме этого в процессе труда развиваются
способности,
умения
и
навыки.
В
трудовой
деятельности
формируются
новые виды мышления. Вследствие коллективности труда ребенок получает
навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в
обществе.
Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к
самопознанию.
Кроме
этого
в
процессе
труда
развиваются
способности,
умения
и
навыки.
В
трудовой
деятельности
формируются
новые
виды
мышления. В следствии коллективности труда школьник получает навыки
работы,
общения,
сотрудничества,
что
улучшает
адаптацию
ребенка
в
обществе.
Трудовое воспитание должно строиться с учетом индивидуальностей
каждого ребенка, оно должно лечить, увлекать, наконец, помочь школьнику
стать личностью, а не прививать лишь рефлексы и инстинкты.
Литература:
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.
Чуркина А.И. Трудовое обучение во вспомогательной школе. - М., 2008.
Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М., 2002.