Напоминание

"Путешествие на музыкальную поляну"

Автор: Файрушина Ольга Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1 п. Новый"
Населённый пункт: поселок Новый, Воткинский район, Удмуртия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Путешествие на музыкальную поляну"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад №1 п.Новый

Конспект НОД

с использованием логоритмических приемов

Образовательная область «Художественно –

эстетическое развитие» раздел «Музыка»

«Путешествие на музыкальную поляну»
Составитель:
Файрушина Ольга Владимировна
музыкальный руководитель высшая категория

Задачи:
 Обогащать музыкальными впечатлениями, знакомя детей с разнообразными произведениями.  Развивать у детей музыкально-сенсорные способности: музыкальный, звуковысотный, ритмический и динамический слух.  Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, воображения. Воспитание уверенности в своих силах.  Развитие слухо-зрительно-двигательной координации, выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.  Развивать у детей ассоциативное мышление (звук – линия). Учить составлять музыкограмму.  Продолжать формировать коммуникативные навыки у детей.  Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на музыку.
Предварительная работа:
упражнение на легато и стаккато; разучивание музыкально-дидактической игры «Определи настроение»; ритмические упражнения и игры; пантомимические этюды; наблюдение на прогулке с воспитателем за солнцем и солнечным лучом; игры на музыкальных инструментах в самостоятельной деятельности.
Оборудование:
карточка с изображением линии движения звука; бубны по количеству детей; ассоциативные (цветовые) карточки по количеству детей; магнитная доска; мел; маркеры; листы бумаги (1/2 А4); магнитофон; аудиозапись «Итальянская полька» С.Рахманинова.

Ход занятия

Методические приемы
Музыкальный руководитель встречает детей у входа. М.Р: -Здравствуйте, ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие на волшебную музыкальную полянку, где нас ждет много интересного. Согласны? В кого нам можно превратиться, чтобы вместе с музыкой очутиться на первой полянке? «Игра-превращение». Тогда в путь! Только идти мы с вами будем не обычно: внимательно слушайте музыку – слова вам подскажут, как нужно идти.
Двигательное упражнение на координацию речи и

движения «Ты шагай»
Ты шагай, ты шагай, Ноги выше поднимай! И потопай по дорожке, Веселей стучите ножки. Ты беги, ты беги, На носочках ты беги. И на пяточках пойдем, Топать громко мы начнем. Ты скачи, ты скачи, На лошадке поскачи. Маршируй ты веселее, Ножки топают дружнее. М.Р: - Ну, вот оказались мы с вами на лесной полянке. Но чтобы не потеряться, нам нужно научиться аукаться. Посмотрите как.
Голосовая импровизация «АУ».
М.Р: - На этой лесной полянке живет веселый Дядюшка Ау. Только он очень скромный и никому не показывается. Но он очень любит играть в эхо. Поиграем с ним?
Речедвигательная игра «Эхо»
Эхо, эхо! Вот потеха! Не могу сдержать я смеха! Поиграю я в игру: Все, что хлопнешь, - повторю! Введение детей в воображаемую ситуацию; дети придумывают себе роль. Самостоятельное исполнение; эмоциональное поощрение воспитателя. Показ наглядности с изображением линии движения звука; дирижерский жест; образец исполнения муз. руков-лем; самостоятельное повторное исполнение. Муз. рук-ль подходит по выбору к детям (5-6 чел.), прохлапывает разные ритмические рисунки – дети повторяют; прохлапывание
Музыкальный руководитель предлагает детям прохлопать за педагогом двухтактовые ритмоформулы. М.Р: - Молодцы! Но нам нужно спешить. Попрощаемся с Дядюшкой Ау.
Голосовая импровизация «До свидания»
(легато, стаккато сверху вниз) М.Р: - Отправляемся дальше на другую полянку. И что же мы здесь видим? На этой волшебной полянке выросли музыкальные инструменты – бубны. Поиграем?
Ритмическая игра «Бубен»
Инструменты разложены по кругу. Дети идут по кругу. Шли мы, шли, Потом устали, Инструменты в руки взяли, На них марш мы заиграли. (играют четвертями) Побежали, побежали И немножко мы устали, Инструменты в руки взяли, На них полечку сыграли. (играют восьмыми) М.Р: - Положим бубны в корзинку, а сами отправимся дальше на полянку, где одни пенечки. Присаживайтесь. (садятся на стульчики) М.Р. Ребята, скажите, всегда ли у вас одинаковое настроение? А какое бывает у вас настроение? Бывает плохое настроение, почему? (ответы) У музыки тоже бывает разное настроение. Какое? Я вам предлагаю поиграть: если музыка будет грустная или веселая – вы будете показывать соответствующую карточку.
Музыкально-дидактическая игра

«Определи настроение»
(раздаточный материал) М.Р: - А у меня плохое настроение, когда на небе не ритма одновременно со словами; при затруднении – помощь педагога; одновременное прохлапывание ритмического рисунка с ребенком; показ исполнения ребенком, точно исполняющим задание. Дирижерский жест; образец исполнения; самостоятельное повторное исполнение без показа педагога. Участие воспитателя; словесная инструкция; показ вариантов игры на инструменте детьми; исполнение с нарушением чередования; повторное самостоятельное исполнение. Беседа; самостоятельный показ с опорой на
показывается солнышко. Но сейчас у нас весна, и солнышко часто нас радует своими теплыми солнечными лучами. Давайте представим, что на нашу ладошку упал солнечный лучик и она постепенно становится все теплей и теплей.
Упражнение на релаксацию «Солнечный лучик»
Это к нам кусочек солнца Залетел сейчас в оконце. Луч в ладошку мы возьмем И к своей груди прижмем. М.Р: - Ну вот мы с вами посидели на пенечках, отдохнули, пора нам дальше отправляться. Расскажу вам одну сказку, а вы мне будете помогать, и изображать все движениями.
Мимическое упражнение «Злой волшебник»
В лес пришел волшебник злой. Он ужасный и большой. Он руками замахал И зверей заколдовал. Но пришли друзья-детишки, Озорные шалунишки, Стали думать и решать, Как зверей расколдовать. Чтоб заклятье злое снять, Надо музыку позвать. М.Р: - Я вам предлагаю закрыть глазки и послушать музыку. А потом вы мне расскажете, каких героев вы представили, слушая ее. Присаживайтесь на пенечки.
Слушание музыки «Итальянская полька»

С.Рахманинов
(дети рассказывают свои фантазии, образы, на которые их вдохновила музыка. Беседа по характеру и содержанию. М.р: - Ребята, а как вы думаете, можно ли нарисовать музыку? ( ответы) А я сейчас вам докажу, что можно: различными линиями. М.р. Ребята, я вам предлагаю нарисовать музыку, которую мы с вами слушали. Согласны? Я вам еще раз ее индивидуальные ассоциативные (цветовые) карточки. Показ муз. руков-лем; совместное исполнение; задание на определение способа извлечения струи теплого воздуха; беседа. Самостоятельное исполнение с опорой на содержание художественного слова; эмоциональное поощрение воспитателем. Слушание отрывка муз. произведения закрытыми глазами; беседа о характере музыки, образах.
включу, а вы, слушая музыку, попробуете ее нарисовать.




Творческое задание « Нарисуй музыкограмму».
М.Р: -Ребята, как вам понравилось на музыкальной полянке и быть музыкантами? А что было интересного? Для кого? Вот музыкант …..скажет. А вот музыканту…… И мне хорошее настроение передали, и солнышко ярче засветило. Но пришло время прощаться до следующей встречи. Попрощаемся, но по музыкальному.
Ритмическое упражнение «До свидания!»
«Игра-превращение» М.Р: - Влево, вправо повернись, и в ребяток превратись! Дети спокойно выходят из зала. Показ детьми вариантов рисования музыки линиями на доске (по желанию); соотнесение предложенных детьми вариантов с характером музыки; беседа; самостоятельное рисование музыки; комментарии; одобрения ; поддержка самостоятельности; помощь воспитателя при затруднении. Совместное исполнение со словами.