Напоминание

"Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста"

Автор: Наволоцкая Маргарита Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ "Детский сад комбинированного вида "Аленушка"
Населённый пункт: село Кичменгский Городок, Вологодская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развитие

памяти у детей

старшего

дошкольного

возраста.

«Память человеку необходима для проявления души». Блез Паскаль. «Без памяти человек не может ничего изобрести, не может скомбинировать и двух идей». Вольтер.
Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Без нее невозможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим. Чтобы развить умение быстро и точно воспринимать, узнавать и воспроизводить материал в условиях нарастающего потока информации и внедрения различных учебных программ в современных школах, в ДОУ необходимо вести целенаправленную развивающую работу. Именно старшему дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека: у детей 5-6 лет уже имеется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти.
Актуальность темы:

Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста с целью облегчить процесс обучения в начальной школе и обеспечить залог успешного усвоения знаний.
Цель:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме. 2. Выявить особенности развития произвольной памяти старших дошкольников. 3. Подобрать комплекс игр, направленных на развитие разных видов памяти. 4. Проверить эффективность использования данных игр на повышение уровня развития памяти дошкольников.
Задачи:


Что такое память?
Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Развитие памяти зависит от условий жизни ребёнка, от его воспитания и обучения.

Виды памяти
Память Память Слуховая Слуховая Зрительная Зрительная Смысловая Смысловая
Взрослые тренируют свою память с помощью чтения, разгадывания кроссвордов, изучения иностранных языков… У детей же память развивается с помощью игр и игровых упражнений.
Формы работы:


«ПОДБЕРИ ПАРУ»

Примеры игр:
Можно придумать много вариантов этой игры для старших дошкольников. Например, показав картинки на одну секунду, убрать и попросить назвать пару предметов, название которых начинается на определенный звук. Можно попросить вспомнить количество парных и одиночных картинок. Можно предложить детям вспомнить расположение картинок и т.д.

«НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»
Дети рассматривают предложенную им картинку, которая затем убирается. Затем им предлагается похожая картинка. Детям нужно найти определенное количество отличий.
Ребёнок смотрит на картинку в течение нескольких секунд, затем она убирается. Задаются самые разнообразные вопросы: • Сколько предметов изображено? • Какие предметы изображены? • Какого цвета были предметы (бантик, цветочек и т.д.)?
«ПОСМОТРИ И ЗАПОМНИ»


«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»
На столе раскладываются любые предметы, игрушки и т.п. (в количестве не больше 7 штук для ребенка 5-6 лет, если ребенок младше, то число предметов должно быть меньше). Ребенку дается 30 секунд, чтобы запомнить, что и где лежит. Затем он отворачивается. Взрослый переставляет предметы, либо что-то убирает совсем или заменяет на другой предмет. Ребенок должен определить, что изменилось.

«СДЕЛАЙ, КАК Я!»
Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по шесть спичек. Один, ведущий, выкладывает из шести спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру. Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.

«ПАРЫ СЛОВ»
Предлагается ребёнку запомнить несколько пар слов (начать можно с 2-4). Например, вы называете такие пары слов, которые имеют смысловые связи: собака-кость, чашка-чайник, гвоздь-молоток. Далее просите ребёнка запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребёнок должен вспомнить и назвать второе слово.

«ОПИШИ СОСЕДА»
Вы вместе с ребенком выбираете знакомый вам обоим предмет, человека… все, что угодно. Нужно припомнить как можно больше отличительных его свойств, признаков. Называть можно по одному признаку, по очереди. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь об этом предмете, когда будет его очередь…

«НАРИСУЙ ПО ПАМЯТИ»
Ребенку предоставляется для запоминания на одну минуту несложная картинка, затем взрослый ее убирает. Малыш должен нарисовать картинку по памяти. Как вариант данного задания: дорисовать по памяти недостающие части или детали рисунка.

«ПОВТОРИ ЗА МНОЙ»
Взрослый просит ребенка повторить за ним определенную последовательность движений, например, дотронуться левой рукой до правого уха, улыбнуться, присесть и т.д. Или скопировать определенное положение пальцев…

Заключение:
Регулярное включение игр и упражнений в занятия и свободную деятельность дошкольников позволяет добиться неплохих результатов в развитии разных видов памяти, а также положительно влияет на развитие познавательной деятельности ребенка. За счет развития логической памяти запоминание становится более быстрым, а материал откладывается в памяти на длительное время.