"Роль семьи в воспитании и обучении детей с нарушениями речи"
Автор: Проняева Наталья Николаевна Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №16"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роль семьи в воспитании и обучении детей с нарушениями речи"
Роль семьи в воспитании и обучение детей с нарушениями
речи.
Становление личности человека — сложный и многогранный процесс. Важнейшее место
в этом процессе принадлежит семейному воспитанию. Особенность семейного
воспитания состоит в его эмоциональном характере, который основан на родственных
чувствах, выражается в глубокой любви к детям и ответном чувстве детей к родителям.
Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности
детей с недостатками речевого развития. В большинстве случаев, родители, имеющие
детей с недостатками развития речи, чувствуют себя неудовлетворенными,
подавленными и задают себе вопрос: «Почему именно мой ребенок такой?»
Неадекватное отношение родителей к ребенку возникает как следствие непонимания
причины речевого нарушения. Основная задача учителя-логопеда, как специалиста,
хорошо знающего специфику дефекта и пути его преодоления – ориентироваться на
ребенка, его интересы; помочь родителям правильно воспринимать своего ребенка.
Совместная работа учителя-логопеда с родителями является неотъемлемой частью
всего педагогического процесса и существенно влияет на успешность коррекционно-
воспитательной работы. Мой опыт работы показывает, что полная реализация целей
коррекционно-образовательного процесса достигается через оптимизацию
внутрисемейной атмосферы и гармонизацию детско-родительских отношений.
Л. С. Выготский подчеркивал, что особенности личности аномального ребенка во многом
определяются его положением в семье. Правильная организация семейного воспитания
позволяет создать адекватные психолого-педагогические условия для преодоления
недостатков речи и общего развития детей. Для семей, в которых есть дети с
нарушениями речи, характерны как общие черты детско-родительских отношений
(стили семейного воспитания и типы родительского отношения), так и специфические,
связанные с развитием речи у ребенка. В целом для разных родителей, воспитывающих
ребенка с нарушением речи, характерны следующие типы поведения в отношениях с
ребенком:
родители растеряны;
родители жалуются либо отрицают состояние ребенка с нарушениями речи;
родители ищут пути решения проблем.
Особенности детско-родительских отношений и их влияние на речевое развитие детей.
Семейное воспитание оказывает огромное влияние на развитие речи ребенка. Особое
значение при этом имеют особенности межличностных отношений в семье.
Родительские установки, или позиции, — один из наиболее изученных аспектов детско-
родительских отношений. При этом под родительскими установками А.С. Спиваковская
понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к
ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Еще в 30-х гг.
были выделены следующие родительские установки и соответствующие им типы
отношения родителей к детям с отклонениями в речевом развитии: «принятие и
любовь»; «явное отвержение»; «излишняя требовательность»; «чрезмерная опека», а
также была прослежена определенная зависимость между поведением родителей и
поведением детей. Так, например, «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство
безопасности и способствуют нормальному развитию личности, в то время как «явное
отвержение» вызывает у детей задержку развития речи и социальных навыков, ведет к
агрессивности и эмоциональному недоразвитию.
В. И. Гарбузов с соавторами выделили три типа неправильного воспитания,
практикуемых родителями.
Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) — неприятие
индивидуальных особенностей ребенка. Наряду с жестким контролем воспитания тип А
может сочетаться с недостатком контроля, равнодушием к распорядку жизни ребенка,
полным попустительством.
Воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее) возникает на почве мнительности
родителей в отношении здоровья, способностей, социального статуса ребенка среди
сверстников и особенно его успехов в учебе. Проявляется в чрезмерной опеке,
болезненном восприятии его неудач, стремлении самолично решать его проблемы. В
этих случаях дети растут пассивными, несамостоятельными, неуверенными в себе.
Воспитание по типу В (эгоцентрическое) — "кумир семьи", "маленький", "единственный",
"смысл жизни" — культивирование внимания всех членов семьи на ребенке, иногда в
ущерб другим детям или членам семьи. Ребенку предъявляются завышенные
требования, не соответствующие реальным его возможностям. Родители могут
требовать от ребенка говорить правильно, писать без ошибок, не учитывая его
психофизические особенности и ограничения, наличие у ребенка реальных трудностей
речевого и языкового развития. Всю ответственность за выход из сложившейся
ситуации родители возлагают на ребенка. Такой тип воспитания приводит к
дезориентации ребенка, формированию у него невротических реакций.
Таким образом, наличие неадекватных родительских установок и типов семейного
воспитания является одним из факторов риска речевых нарушений у детей. Исходя из
этого, основной целью учителя-логопеда в работе с родителями, воспитывающими
детей с нарушениями речи, является оптимизация и коррекция детско-родительских
отношений.
Основные задачи:
1.
Оказать квалифицированную поддержку родителям.
2.
Помочь близким взрослым создать комфортную для развития
ребёнка семейную среду.
3.
Создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении
ребёнка.
4.
Формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.
Формы совместной работы учителя-логопеда с родителями:
В начале учебного года учитель-логопед обследует речь детей. В
основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы
педагогического изучения: оно должно быть комплексным и целостным. Логопедическое
обследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации,
сведений о родителях ребенка. Учитель-логопед должен познакомиться с родителями
детей, которые будут у него заниматься. Из первой беседы выясняются условия
воспитания ребенка в семье, особенности ребенка, увлечения, интересы. Учитель-
логопед интересуется жалобами и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по
поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна как для специалиста, так и для
родителей. От ее атмосферы и правильного построения зависит дальнейшее
сотрудничество. Нужно настроить и привлечь родителей к совместной работе,
объяснить какую помощь от них ждет учитель-логопед в воспитании и обучении, в целях
достижения успеха коррекционной работы.
Проведение открытых логопедических занятий, индивидуальных
занятий с родителями. Во время занятий используется личностно-ориентированный
подход, направленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств
родителей, что необходимо им для успешного сотрудничества со своим ребёнком.
Индивидуальная работа с родителями совместно с их детьми включает следующие
формы: демонстрация родителям приёмов работы с ребёнком; конспектирование
родителями занятий; выполнение домашних заданий со своим ребёнком;
самостоятельное чтение родителями литературы, специально подобранной для решения
конкретного вопроса.
Проведение консультаций. Положительным результатом консультаций считаю
ситуации, когда родители, прислушавшись к рекомендациям и почувствовав
возможность получения реальной поддержки, самостоятельно возвращаются на
повторную консультацию, где прослеживается динамика психофизического
развития ребёнка, а также эффективность предложенных рекомендаций.
Лекционно-просветительская работа – проводится для получения
необходимых теоретических знаний родителей по различным вопросам воспитания и
обучения детей. Посещая эти занятия, родители приобретают не только знания, но и
поддержку друг друга, понимание того, что они не одиноки, что есть другие семьи с
похожими проблемами, это придает родителям спокойствие, снимает напряжение.
К лекционно-просветительской работе относится и проведение тематических
родительских собраний. Необходимо знакомить родителей с требованиями, приемами и
содержанием работы учителя-логопеда, ведь зачастую, они не имеют представления о
том, какую огромную работу проводит учитель-логопед, какие задачи воспитательного и
образовательного процесса он решает.
Организация «круглых столов», родительских конференций. Эти
встречи проводятся в непринуждённой обстановке, дают родителям много полезной
информации, очерчивают круг вопросов, на которые они ещё не смогли получить
ответы.
Следует отметить, что изучение детско-родительских отношений в семьях, где
воспитывается ребенок с нарушениями речи, – одна из актуальных тем на стыке
психологии и логопедии. Благодаря использованию представленных форм работы с
родителями, установлению доверительно-партнерских отношений между всеми
участниками коррекционного процесса отмечаются существенные позитивные
изменения: в восприятии семейных отношений с ребенком; в осознании своего
положения в семейном коллективе; в динамике родительского отношения к детям,
которое становится более тёплым, принимающим. Успешно преодолеваются не только
собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения
ребенка, но и решаются многие внутрисемейные конфликты и проблемы родителей, в
семье создается благоприятный психоэмоциональный климат. Родители более
адекватно и оптимистично оценивают состояние и перспективы своих детей.
Во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей
говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны,
энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы
и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…». На
гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и взрослые люди –
родители и педагоги, неся перед детьми нравственную, моральную, человеческую и
гражданскую ответственность.