"Формирование социально-компетентной личности в современных условиях"
Автор: Михальченко Татьяна Васильевна Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №4"
Населённый пункт: город Артемовский, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование социально-компетентной личности в современных условиях"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад№4»
Тема: Формирование социально-
компетентной личности в современных
условиях.
автор статьи старший воспитатель
высшей категории
Михальченко Татьяна Васильевна
Артемовский, 2015
Формирование социально-компетентной
личности в современных условиях.
Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и
воспитания, кроме традиционных вопросов – чему и как учить в
современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека,
который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе
исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности
ребенка, анализу процессов, влияющих на её формирование.
Современное общество требует инициативных молодых людей,
способных найти «себя» и свое место в жизни, восстановить русскую
духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных,
способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.
Основные культуры личности закладываются впервые годы жизни, а
значит, на семью и дошкольные организации возлагается особая
ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
В связи с этим проблема социально – личностного развития ребенка во
взаимодействии с окружающим его миром – становится особо актуальной на
данном современном этапе.
Реализуя нормативно-правовые документы, проводились встречи с
педагогами по следующим темам:
Непрерывной непосредственно образовательной деятельности
Принцип интеграции во всех областях деятельности
Самостоятельная деятельность воспитанников в режиме дня
Интегральные показатели развития воспитанников
Индивидуально – личностный подход к детям
Разработка и внедрение в образовательный процесс рабочей
программы
Изучение и внедрение нормативных документов в соответствии
закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273 - ФЗ
Социально-компетентная личность воспитанника развивается через все
образовательные области и направлены на решение следующих задач:
личностное развитие;
формирование гендерной, семейной, гражданской
принадлежности, чувства принадлежности к мировому сообществу;
приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми;
развитие интеллектуальных и личностных качеств;
установка на активную, инновационную деятельность, умеющих
быстро адаптироваться к новым условиям, готового к освоению новых форм
и видов деятельности.
Планирование образовательной деятельности
Утро:
игры, дежурство, индивид.
работа, поручения,
утр. гимнастика, КГН
Прогулка:
игры, наблюдения,
труд, индивидуальная работа,
физкультурно-оздоровительная работа.
Непосредственная образовательная деятельность:
игровая форма проведения.
Вторая половина дня:
оздоровительные и закаливающие процедуры,
КГН, игры, досуги, кружки,
индивидуальная работа.
Назначение нормативной карты развития воспитанника – дать в руки
воспитателя простой и удобный инструмент, позволяющий определять
индивидуально-групповую картину развития воспитанника в соответствии с
общепринятыми возрастными нормами и при необходимости (в случае
обнаружения отставания детей в той или иной сфере развития или «забегание
вперед» большой части группы) изменить тактику организации текущего
образовательного процесса.
Психологический фон развития воспитанника
Назначение данной карты – помочь воспитателю контролировать
психологический фон развития воспитанника. В её основу положены, прежде
всего, представления Э. Эриксона, согласно которым в дошкольном возрасте
помимо формирования у ребёнка инициативности происходит процесс своего
рода «подтверждения» тех субъектных психологических образований,
которые формировались на предыдущих этапах онтогенеза: базисного
доверия (открытости) к миру и к себе и самостоятельности.
Растущая независимость в бытовом плане.
Контакты со взрослыми.
Контакты со сверстниками.
Положительно относится к себе.
Нормативные карты развития воспитанников
автор Н.А.Короткова.
Основанием выделения сфер инициативы послужили мотивационные
содержательные характеристики деятельности. Учитывались основные
сферы инициативы ребенка, которые обеспечивают, с одной стороны,
развитие наиболее важных психических процессов, а с другой стороны, -
эмоциональное благополучие, самореализацию в разных видах деятельности,
полноту «проживания» дошкольного детства.
творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как
основную творческую деятельность воспитанника, где развиваются
воображение образное мышление);
инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в
разные виды продуктивной деятельности, где развиваются произвольность,
планирующая функция речи);
коммуникативная инициатива (включенность ребенка во
взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная
функция речи);
познавательная инициатива – любознательность (включенность в
экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую
деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-
временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).
Не зря наш садик «росинкой» зовут: