"Формирование социально-компетентной личности в современных условиях"

Автор: Михальченко Татьяна Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №4"
Населённый пункт: город Артемовский, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование социально-компетентной личности в современных условиях"
Дата публикации: 26.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад№4»

Тема: Формирование социально-

компетентной личности в современных

условиях.

автор статьи старший воспитатель

высшей категории

Михальченко Татьяна Васильевна

Артемовский, 2015


Формирование социально-компетентной

личности в современных условиях.
Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов – чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребенка, анализу процессов, влияющих на её формирование. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и свое место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные культуры личности закладываются впервые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные организации возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. В связи с этим проблема социально – личностного развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром – становится особо актуальной на данном современном этапе. Реализуя нормативно-правовые документы, проводились встречи с педагогами по следующим темам:  Непрерывной непосредственно образовательной деятельности  Принцип интеграции во всех областях деятельности  Самостоятельная деятельность воспитанников в режиме дня  Интегральные показатели развития воспитанников  Индивидуально – личностный подход к детям  Разработка и внедрение в образовательный процесс рабочей программы  Изучение и внедрение нормативных документов в соответствии закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273 - ФЗ
Социально-компетентная личность воспитанника развивается через все образовательные области и направлены на решение следующих задач:  личностное развитие;  формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, чувства принадлежности к мировому сообществу;  приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;  развитие интеллектуальных и личностных качеств;  установка на активную, инновационную деятельность, умеющих быстро адаптироваться к новым условиям, готового к освоению новых форм и видов деятельности.


Планирование образовательной деятельности

Утро:
игры, дежурство, индивид. работа, поручения, утр. гимнастика, КГН
Прогулка:
игры, наблюдения, труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа.
Непосредственная образовательная деятельность:
игровая форма проведения.
Вторая половина дня:
оздоровительные и закаливающие процедуры, КГН, игры, досуги, кружки, индивидуальная работа.
Назначение нормативной карты развития воспитанника – дать в руки воспитателя простой и удобный инструмент, позволяющий определять индивидуально-групповую картину развития воспитанника в соответствии с общепринятыми возрастными нормами и при необходимости (в случае обнаружения отставания детей в той или иной сфере развития или «забегание вперед» большой части группы) изменить тактику организации текущего образовательного процесса. Психологический фон развития воспитанника  Назначение данной карты – помочь воспитателю контролировать психологический фон развития воспитанника. В её основу положены, прежде всего, представления Э. Эриксона, согласно которым в дошкольном возрасте помимо формирования у ребёнка инициативности происходит процесс своего рода «подтверждения» тех субъектных психологических образований, которые формировались на предыдущих этапах онтогенеза: базисного доверия (открытости) к миру и к себе и самостоятельности.  Растущая независимость в бытовом плане.  Контакты со взрослыми.  Контакты со сверстниками.  Положительно относится к себе.
Нормативные карты развития воспитанников автор Н.А.Короткова. Основанием выделения сфер инициативы послужили мотивационные содержательные характеристики деятельности. Учитывались основные сферы инициативы ребенка, которые обеспечивают, с одной стороны, развитие наиболее важных психических процессов, а с другой стороны, - эмоциональное благополучие, самореализацию в разных видах деятельности, полноту «проживания» дошкольного детства.  творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность воспитанника, где развиваются воображение образное мышление);  инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);  коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
 познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно- временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).
Не зря наш садик «росинкой» зовут:

Здесь утра прохлада и дома уют,

Здесь радуга красок и творчества море,

Таланты, как птицы в небесном просторе!

Пусть здешней росой наполняются дети,

Пусть дом этот будет просторен и светел,

И радость не кончится здесь никогда,

Росою пусть будет живая вода,

Чтоб каждый, кто был здесь и пил эту воду,

Преодолеет все в жизни невзгоды!