Напоминание

Патриотическое и нравственное воспитание – важнейший аспект формирования профессионального мировоззрения будущего специалиста

Автор: Колесников Сергей Николаевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "Владимирский аграрный колледж"
Населённый пункт: с.Новоалександрово, Суздальский район, Владимирская область
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое и нравственное воспитание – важнейший аспект формирования профессионального мировоззрения будущего специалиста







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Патриотическое и нравственное воспитание –

важнейший аспект формирования

профессионального мировоззрения будущего специалиста

Свое выступление мне хотелось бы начать со старой индейской притчи.

Когда–то давно старый индеец открыл своему внуку одну истину: « В каждом

человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк

представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту,

верность...». Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на

несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце

побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда

побеждает тот волк, которого ты кормишь»...

Никогда не устареют слова А.Макаренко: «Дети – это наша старость.

Неправильное воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша

вина перед другими людьми, перед всей страной». Нравственное становление

детей,

их

жизненное

самоопределение

важнейшая

составляющая

общественного

развития.

Особенно

остро

это

чувствуется

сейчас,

когда

происходит

направленная

на

детей

пропаганда

разврата,

жестокости

и

насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий

при

полной

неспособности

правоохранительных

и

иных

органов

государственной

власти

реагировать

на

факты

нарушения

прав

детей

и

каким–либо

образом

изменить

сложившуюся

ситуацию.

Это

приводит

к

формированию вредных привычек у детей.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную

радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться

жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем

детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им

нужно

очень

многое.

Чтобы

стать

добрыми

к

людям,

надо

научиться

понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки,

быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно

относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества

человека

будущего

общества,

но

главное,

что

эти

качества

должны

закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было

счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое

оранжевое солнце, синее–синее небо, густая зеленая трава. Удивительное

восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию

между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы

не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

Стараюсь в процессе обучения и воспитания развивать и постоянно

поддерживать гуманные гражданские чувства – гордость за принадлежность

к своему народу. В основу своей деятельности я закладываю следующие

принципы:

Личностно–развивающий

принцип

каждый

урок

должен

воспитывать нравственно.

– Принцип деятельностного подхода – на каждом уроке должны быть

разнообразные виды работ.

Принцип

сотрудничества

и

взаимопомощи

использовать

различные формы работы.

Принцип

проблемности

обучения

каждый

урок

решение

личностно–значимой проблемы.

Как показывает реальная практика, в колледже удержать подростка

можно не уроком, а отношением к нему, особой атмосферой, укладом жизни

в колледже. Вот как отвечает на вопрос об идеальном учителе ученица: «На

мой взгляд, хороший учитель – это не только тот, кто умеет вести урок и

знает материал. Это еще и увлеченный воспитатель, способный организовать

нас после занятий, научить чему–то доброму и полезному в жизни». Живой

душевный опыт у детей незначителен. А ведь «душа обязана трудиться – и

день и ночь, и день и ночь…». Душа и разум человека должны быть в

гармонии. Только немногие люди могут противостоять безнравственности.

Остальные находятся в плену у всевозможных страстей.

Пути

решения

проблем

нравственно–патриотического

воспитания

могут

осуществляться

как

в

процессе

специального

обучения,

так

и

в

свободное время. Могут быть использованы этические беседы, конкурсы,

тематические досуги.

Свою задачу в качестве учителя и классного руководителя вижу в том,

чтобы воспитать достойных граждан своего общества, своей страны. Учить

подрастающее

поколение

уважать

людей,

живущих

рядом,

их

традиции,

историю, любить родной край, свою малую Родину, народ, живущий в ней.

Согласен с мнением В.Даля «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет

сделать

воспитанника».

Я

родился

и

вырос

в

СССР,

с

детства

привиты

основы морали, нравственности. Нашему поколению присущи такие качества

характера,

как

ответственность

за

людей

и

поступки,

сопереживание

и

взаимопомощь,

честность,

дисциплинированность,

чувство

гордости

за

Родину. Считаю, что такими качествами должен обладать каждый человек.

Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Я всегда

говорю своим ученикам: «Не пытайся изменить мир – попробуй изменить

себя». Если каждый из нас осознает, что он живет в большой, красивой и

многонациональной

стране

России,

станет

развивать

чувство

любви

к

Родине,

будет

беречь

место

и

природу,

где

он

живет,

развивать

в

себе

порядочность,

нравственность,

чувство

долга,

культуру

общения,

как

интересно и легко мы будем жить.

Гражданственность и патриотизм во все времена определяли духовно–

нравственное состояние общества. Сейчас, когда все чаще можно встретить

жестокость и насилие, проблема гражданско–патриотического воспитания

становится более актуальной.

На

значимость

данной

проблемы

указывает

создание

н а

государственном

уровне

документов:

Концепции

патриотического

воспитания

граждан

Российской

Федерации,

государственной

программы

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», Концепции

духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Они

«направлены

на

формирование

у

граждан,

и,

прежде

всего,

у

подрастающего

поколения,

высоких

нравственных,

мора льно–

психологических

качеств,

среди

которых

немаловажное

значение

имеют

гражданственность,

патриотизм,

ответственность

за

судьбу

Отечества

и

готовность к его защите».

Гражданское и патриотическое воспитание не могут рассматриваться

отдельно друг от друга, так как воспитывать гражданина страны означает

воспитывать патриота.

Воспитание

гражданина

страны

одно

из

главных

условий

национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это

человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе,

защищать

свое

человеческое

право.

Понятие

гражданственность

предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по

отношению

к

себе

самому,

своей

семье,

коллективу,

к

родному

краю,

Отечеству,

планете

Земля.

Это

проблемы

не

только

философские,

социальные,

экономические,

но

и

педагогические.

Важно

воспитать

деятельного

гражданина

своей

Родины,

а

не

стороннего

наблюдателя.

Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека.

Поэтому

гражданин

с

педагогической

точки

зрения

это

самобытная

индивидуальность, личность, обладающая единством духовно–нравственного

и правового долга.

Гражданско–патриотическое воспитание способствует становлению и

развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей

страны.

Цель патриотического воспитания:

Создание

условий

для

формирования

личности

гражданина

и

патриота

России

с

присущими

ему

такими

качествами

как

сострадание,

сочувствие,

чувство

собственного

достоинства,

осознание

себя

частью

окружающего мира, потребностью участвовать во всех делах на благо семьи,

школы, родного города, страны.

Задачи:

дать

представления

о

правах

и

обязанностях

человека,

гражданина, семьянина, товарища;

ф о рм и р о ват ь

у

о бу ч а ю щ и хс я

м о р а л ь н ы е

к ач е с т в а ,

нравственность,

коллективизм,

трудолюбие,

уважение

и

усвоение

норм

ценностей, способов поведения;

создать

условия

для

формирования

у

учащихся

чувств

сопричастности к родному дому, семье;

формировать

у

студентов

осознание

принадлежности

к

школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных

интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в

коллективе;

развивать

элементарные

представления

о

наиболее

значимых

страницах истории страны; о традициях и культурном достоянии Родины; о

примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

воспитывать

ценностное

отношение

к

семье,

к

своей

малой

родине,

России,

государственной

символике,

родному

языку,

народным

традициям, к старшему поколению;

спо собствовать

во спит анию

чувства

любви,

д о л г а ,

ответственности, национальной гордости, готовности к защите Отечества.

Патриотическое воспитание сегодня рассматривается как специально

организованный

и

управляемый

целенаправленный

процесс

развития

патриотических

чувств,

формирования

патриотического

сознания

и

поведения

детей

и

учащейся

молодежи.

Патриотическими

ценностями

являются любовь к своей земле, своему народу, своему языку, гордость за

отечественную

историю,

народных

героев,

память

человечества

о

безымянных

героях,

дань

уважения

им.

В

интеллектуальной

сфере

необходимо сформировать объем, глубину действенность знаний о войне,

мире,

Родине,

долге,

справедливости,

ответственности

за

себя

и

судьбу

страны,

смерти

как

прекращение

жизни,

ценности

жизни,

идеал

и

предназначения мужчины и женщины, поступок одного человека в контексте

общественных событий. Необходимо наиболее точно передать школьнику и

закрепить в его сознании информацию об исторических событиях военного

времени и сформировать у него необходимое отношение к этой информации.

Твердую уверенность в правильности, истинности предлагаемой информации

он почувствует только тогда, когда будет опираться на научные, проверенные

факты, подтвердит ее у авторитетных людей, выяснит в процессе анализа

документов, мемуарной литературы, активном общении, обмене мнениями.

Но одних знаний недостаточно, чтобы воспитать патриота.

Необходимо сформировать мотивационную сферу, т.е. правомерность и

обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к

человеку,

смысл

жизни,

правдивость.

Этот

процесс

возможен,

когда

он

соприкасается с эмоциями.

В

эмоциональной

сфере

необходимо

формировать

характер

нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм

и идеалов, таких, как жалость, сочувствие, благодарность, стыд, возмущение,

негодование, гордость, доброта, честь, совесть. Здесь важно воспитателю

уметь воздействовать на психику слушателя, обращать некоторые факты,

доводы,

выводы

к

чувствам.

Логически

правильные

аргументы

могут

оказаться недостаточными, если не затронут чувства, не остановят внимания,

не заденут интересов воспитанников. Чтобы школьники слушали воспитателя

внимательно

и

с

интересом,

размышляли,

мысленно

искали

под

его

руководством собственные решения проблем и приходили к верным выводам,

выступление педагога должно быть очень эмоциональным.

В волевой сфере – нравственно-волевые устремления в реализации

нравственных

поступков:

мужество,

смелость,

выносливость,

честь,

самоотверженность.

Здесь

нужно

использовать

систему

положительных

примеров, призванных служить им образцом для подражания, основой для

формирования идеала. История Великой Отечественной войны сохранила для

потомков огромное количество таких примеров героизма во время оккупации

и освобождения Белоруссии от коричневой чумы.

В предметно-практической сфере – необходимо развивать способность

совершать нравственные поступки – в данном случае помощь ветеранам,

уход за могилами и памятниками воинам, изготовлении подарков, участие в

акциях «Милосердие», «Поиск», содействие благу Родины, участие в акциях

против

войн

и

насилия

как

элемент

жизни

современного

человека.

Общеизвестно, что правильно организованная деятельность педагога – ее

направленность,

характер,

построение,

организация

оказывает

большое

воспитательное

влияние

на

формирование

будущего

патриота.

Данная

деятельность должна быть достаточно длительной, стабильной, правильно

дозированной.