Автор: Зарубина Елена Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФГАОУ ВО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина" Нижнетагильский технологический институт филиал Нижнетагильский машиностроительный техникум
Населённый пункт: г. Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: Анализ использования кейс-метода и его влияния на результаты обученности студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет по отраслям
Анализ использования кейс-метода и его влияния на результаты
обученности студентов специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Главным
условием
применения
кейс-метода
в
обучении
является
наличие
проблем,
на
основе
которых
формируются
и
формулируются
практические задания для обсуждения и нахождения оптимального решения
студентами. Учебно-методическое обеспечение занятия включает наглядный,
раздаточный
и
другой
иллюстративный
материал,
основную
и
дополнительную
литературу,
нормативные
материалы,
критерии
оценки
работы.
В
большей
или
меньшей
степени
кейс-метод
используется
при
преподавании
всех
дисциплин
и
профессиональных
модулей,
так
как
моделирование реальных ситуация является основой успешного овладения
профессией «бухгалтер». Наиболее полноценно кейс-метод используется при
изучении
профессионального
модуля
04
Составление
и
использование
бухгалтерской отчетности МДК 04.01 Технология составления бухгалтерской
отчетности, а также при написании выпускной квалификационной работы.
При
изучении
данного
курса
каждому
студенту
предлагается
смоделировать
финансовую
деятельность
организации
на
основе
предложенных
хозяйственных
операций,
произошедших
на
условном
предприятии за определённый период. Студенты самостоятельно выбирают
форму ведения бухгалтерского учета, открывают счета, заполняют журнал
хозяйственных
операций,
в
котором
регистрируют
все
операции,
путем
формирования
оборотной
ведомости
осуществляется
самоконтроль
выполнения
задания.
Результатом
работы
является
годовой
отчет
предприятия, заполняются следующие формы бухгалтерской отчётности:
Бухгалтерский баланс;
Отчёт о финансовых результатах;
Отчёт о движении денежных средств.
Таким
образом,
в
ходе
учебного
процесса
студенты
имитируют
деятельность главного бухгалтера организации.
На
следующем
этапе
изучения
ПМ
04,
а
именно,
при
изучении
МДК.04.02.
Основы
анализа
бухгалтерской
отчетности,
у
студентов
появляется
возможность
проявить
себя
как
финансовый
аналитик.
Выполняется
анализ
финансового
состояния
условного
предприятия
на
основе форм отчетности, полученных при выполнении кейс-задания по МДК
04.01. По сути дела, профессиональный модуль состоит из двух кейсов,
целью
которых
является
составление
и
анализ
финансовой
отчетности.
Экзамен
по
профессиональному
модулю
проводится
в
форме
защиты
курсовой работы.
Средством для достижения поставленных целей при изучении ПМ 04
является кейс, как пакет документов для работы студентов.
Структура и содержание кейса:
предъявление темы занятия, проблемы, вопросов, задания;
подобное описание практической ситуации;
сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;
учебно–методическое обеспечение:
наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;
литература основная и дополнительная;
критерии оценки работы по этапам.
Таблица 1 – Порядок работы с использованием кейс – метода
№
п/п
Наименование этапа
Время
этапа урока
1
Подготовка к занятию преподавателем и
студентами
Домашняя
работа
2
Организационная часть. Выдача кейса.
5
3
Индивидуальная самостоятельная работа
студентов с кейсом. Получение дополнительной
информации.
10
4
Проверка усвоения теоретического материала по
теме.
10
5
Работа студентов в микрогруппах.
30
6
Дискуссия (коллективная работа студентов).
15
7
Оформление студентами итогов работы.
5
8
Подведение итогов преподавателем.
5
Алгоритм выполнения кейс-задания:
составление баланса на начало месяца по исходным данным;
открытие счетов;
составление журнала регистрации хозяйственных операций;
отражение хозяйственных операций на счетах;
подсчет оборотов и сальдо по счетам;
расчет фактической себестоимости продукции;
определение финансового результата;
составление оборотной ведомости;
составление бухгалтерского баланса;
составление отчета о финансовых результатах;
составление отчета о движении денежных средств;
на основании полученной отчетности проведение АФХД при изучении
МДК 04.02.
Проведем
анализ
использования
кейс-метода
и
его
влияния
на
результаты обученности студентов, рассчитаем статистические показатели
результатов обученности по МДК 04.01.
Мода — это наиболее часто встречающийся вариант ряда. Это оценка
большинства
студентов.
При
вычислении
моды
для
интервального
вариационного ряда необходимо сначала определить модальный интервал (по
максимальной частоте), а затем — значение модальной величины признака по
формуле:
где:
— значение моды
— нижняя граница модального интервала
— величина интервала
— частота модального интервала
— частота интервала, предшествующего модальному
— частота интервала, следующего за модальным
Медиана
— это
значение
признака,
которое
лежит
в
основе
ранжированного ряда и делит этот ряд на две равные по численности части.
Оценка у среднего студента в ранжированном ряду.
Для определения медианы в дискретном ряду при наличии частот сначала
вычисляют
полусумму
частот
,
а
затем
определяют,
какое
значение
варианта приходится на нее. (Если отсортированный ряд содержит нечетное
число признаков, то номер медианы вычисляют по формуле:
М
е
= (n
(число признаков в совокупности)
+ 1)/2,
в случае четного числа признаков медиана будет равна средней из двух
признаков находящихся в середине ряда).
Коэффициент
вариации–
э т о
мера
относительного
разброса
случайной величины от среднего значения; показывает, какую долю среднего
значения этой величины составляет её средний разброс.
Коэффициент
вариации
равен
отношению
стандартного
отклонения
к
среднему значению:
Совокупность
считается
однородной,
если
коэффициент
вариации
не
превышает 33%
Коэффицие́
нт
асимметри́
и
—
числовая,
характеризующая
степени
несимметричности
распределения
данной
случайной
величины;
максимальное отклонение отдельной величины от среднего значения.
Таблица 2 – Статистические показатели результатов обученности по МДК
04.01
Годы
Мода
Медиана
Коэффициент
вариации, %
Коэффициент
асимметрии, %
2014/2015
2
3
37,4
17,6
2015/2016
3
3
18,4
93,0
2016/2017
3 4
4
20,3
16,3
2017/2018
4 5
4
16,3
-45,9
2018/2019
4
4
17,6
32,4
Показатели моды и медианы демонстрируют положительную динамику
обученности
за
межаттестационный
период.
Коэффициент
вариации
находится в пределах нормы, за исключением 2014/2015 уч.года. В среднем
мера
разброса
составила
22%.
Разброс
в
37,4%
в
2014/2015
уч.году
объясняется
большим
количеством
неудовлетворительных
оценок
(6
шт).
Значение коэффициента асимметрии обусловлено наличием либо отличной
оценки
на
фоне
невысокого
среднего
балла,
либо
наоборот
–
удовлетворительная оценка при среднем балле 4,29.
Проведем анализ взаимосвязи между успеваемостью по МДК 04.01
Технология составления бухгалтерской отчетности (изучение при помощи
кейс-метода) и МДК 04.02 Основы анализа финансовой отчетности на очной
форме
обучения.
А
также
оценим
взаимосвязь
между
МДК
04.01
и
результатами
защиты
выпускной
квалификационной
работы.
Данное
и с с л е д о в а н и е
п р о в о д и л о с ь
п р и
п о м о щ и коэффициента
Фехнера, изменяющегося
в
пределах
[-1;+1]
и
применяемого
для
оценки
тесноты связи качественных признаков (непараметрические методы).
Значение коэффициента
Фехнера
Качественная характеристика силы связи
[-0,9;-1]
Очень высокая обратная
[-0,7;-0,9]
Высокая обратная
[-0,5;-0,7]
Заметная обратная
[-0,3;-0,5]
Умеренная обратная
[-0,1;-0,3]
Слабая обратная
0
Связь отсутствует
0,1 - 0,3
Слабая прямая
0,3 - 0,5
Умеренная прямая
0,5 - 0,7
Заметная прямая
0,7 - 0,9
Высокая прямая
0,9 - 1
Очень высокая прямая
Коэффициент корреляции знаков, или коэффициент Фехнера, основан
на
оценке
степени
согласованности
направлений
отклонений
индивидуальных
значений
факторного
и
результативного
признаков
от
соответствующих средних. Вычисляется он следующим образом:
где n
a
- число совпадений знаков отклонений индивидуальных величин от
средней; n
b
- число несовпадений. Коэффициент Фехнера может принимать
значения от –1 до +1. Kф = 1 свидетельствует о возможном наличии прямой
связи, Kф = -1 свидетельствует о возможном наличии обратной связи.
Расчет коэффициента Фехнера для ПМ 04 МДК 04.01 и КР ПМ 04
2014-2015 уч.г.
X
i
Y
i
Знаки
отклонений от
среднейX
Знаки
отклонений от
среднейY
Совпадение (а)
или
несовпадение
(b) знаков
5
5
+
+
А
5
5
+
+
А
5
4
+
+
А
5
4
+
+
А
4
4
+
+
А
4
4
+
+
А
4
3
+
-
В
3
3
-
-
А
3
3
-
-
А
2
3
-
-
А
Хср 4,0
Yср 3,8
Кф
=
9
−
1
9
+
1
=
0,8
Значение коэффициента свидетельствует о том, что можно предполагать
наличие прямой связи.
2015-2016 уч.г.
X
i
Y
i
Знаки
отклонений от
среднейX
Знаки
отклонений от
среднейY
Совпадение (а)
или
несовпадение
(b) знаков
5
5
+
+
А
4
5
+
+
А
4
4
+
+
А
4
4
+
+
А
4
4
+
+
А
3
4
-
+
В
3
3
-
-
А
3
3
-
-
А
3
3
-
-
А
3
3
-
-
А
3
2
-
-
А
3
2
-
-
А
Хср 3,23
Yср 3,5
Кф
=
11
−
1
11
+
1
=
0,83
Значение коэффициента свидетельствует о том, что можно предполагать
наличие прямой связи.
2016-2017 уч.г.
X
i
Y
i
Знаки
отклонений от
среднейX
Знаки
отклонений от
среднейY
Совпадение (а)
или
несовпадение
(b) знаков
5
5
+
+
А
5
4
+
+
А
5
4
+
+
А
4
4
+
+
А
4
4
+
+
А
4
4
+
+
А
4
4
+
+
А
3
4
-
+
В
3
3
-
-
А
3
3
-
-
А
3
3
-
-
А
Хср 3,91
Yср 3,82
Кф
=
10
−
1
10
+
1
=
0,82
2017-2018 уч.г.
X
i
Y
i
Знаки
отклонений от
среднейX
Знаки
отклонений от
среднейY
Совпадение (а)
или
несовпадение
(b) знаков
5
5
+
+
А
5
5
+
+
А
5
5
+
+
А
4
5
-
+
В
4
4
-
-
А
4
4
-
-
А
3
3
-
-
А
Хср 4,29
Yср 4,43
Кф
=
6
−
1
6
+
1
=
0,71
2018-2019 уч.г.
X
i
Y
i
Знаки
отклонений от
среднейX
Знаки
отклонений от
среднейY
Совпадение (а)
или
несовпадение
(b) знаков
5
5
+
+
А
4
5
+
+
А
4
5
+
+
А
4
4
+
-
В
4
4
+
-
В
3
4
-
-
А
3
3
-
-
А
3
3
-
-
А
Хср 3,75
Yср 4,13
Кф
=
6
−
2
6
+
2
=
0,50
Значение коэффициента свидетельствует о том, что можно предполагать
наличие прямой связи.
2014-2015
2015-2016
2016-2017
2017-2018
2018-2019
0
0,1
0,2
0,3
0,4
0,5
0,6
0,7
0,8
0,9
0,8
0,83
0,82
0,71
0,5
Связь между МДК 04.01 и КР
К-т Фехнера
Рисунок 1 – Взаимосвязь между МДК 04.01 и курсовой работой по ПМ
04
Расчет коэффициента Фехнера для ПМ 04 МДК 04.01 и ВКР
2014-2015 уч.г.
X
i
Y
i
Знаки
отклонений от
среднейX
Знаки
отклонений от
среднейY
Совпадение (а)
или
несовпадение
(b) знаков
5
5
+
+
А
5
5
+
+
А
5
5
+
+
А
5
5
+
+
А
4
5
-
+
В
4
5
-
+
В
4
4
-
-
А
3
4
-
-
А
Хср 4,4
Yср 4,8
Кф
=
6
−
2
6
+
2
=
0,50
2015-2016 уч.г.
X
i
Y
i
Знаки
отклонений от
среднейX
Знаки
отклонений от
среднейY
Совпадение (а)
или
несовпадение
(b) знаков
5
5
+
+
А
4
5
+
+
А
4
5
+
+
А
4
5
+
+
А
4
5
+
+
А
3
4
-
-
А
3
4
-
-
А
Хср 3,9
Y ср 4,7
Кф
=
7
−
0
7
+
0
=
1
Значение
показателя
в
2014-2016
уч.годах
объясняется
наличием
отчисленных
студентов
–
до
ВКР
доходит
значительно
меньшее
их
количество.
2016-2017 уч.г.
X
i
Y
i
Знаки
отклонений от
среднейX
Знаки
отклонений от
среднейY
Совпадение (а)
или
несовпадение
(b) знаков
5
5
+
+
А
5
5
+
+
А
5
5
+
+
А
4
5
+
+
А
4
4
+
-
В
4
4
+
-
В
4
4
+
-
В
3
4
-
-
А
3
3
-
-
А
3
3
-
-
А
3
3
-
-
А
Хср 3,91
Y ср 4,09
Кф
=
8
−
3
8
+
3
=
0,45
2017-2018 уч.г.
X
i
Y
i
Знаки
отклонений от
среднейX
Знаки
отклонений от
среднейY
Совпадение (а)
или
несовпадение
(b) знаков
5
5
+
+
А
5
5
+
+
А
5
5
+
+
А
4
5
-
+
В
4
5
-
+
В
4
5
-
+
В
3
4
-
-
А
Хср 4,29
Yср 4,88
Кф
=
4
−
3
4
+
3
=
0,14
2018-2019 уч.г.
X
i
Y
i
Знаки
отклонений от
среднейX
Знаки
отклонений от
среднейY
Совпадение (а)
или
несовпадение
(b) знаков
5
5
+
+
А
4
5
+
+
А
4
5
+
+
А
4
4
+
-
В
4
4
+
-
В
3
4
-
-
А
3
4
-
-
А
3
4
-
-
А
Хср 3,75
Yср 4,38
Кф
=
6
−
2
6
+
2
=
0,50
Значение коэффициента свидетельствует о том, что можно предполагать
наличие прямой связи.
2014-2015
2015-2016
2016-2017
2017-2018
2018-2019
0
0,2
0,4
0,6
0,8
1
1,2
0,5
1
0,45
0,14
0,5
Связь между МДК 04.01 и ВКР
К-т Фехнера
Рисунок 2 – Взаимосвязь между МДК 04.01 и ВКР
Низкий
показатель
2017-2018
уч.г.
объясняется
небольшим
количеством
студентов
(отличие
в
оценках
одного
человека
дает
существенное изменение показателя).
Таблица 3 – Анализ взаимосвязи среднего балла по МДК 04.01,
курсовой работы и ВКР
Годы
Средний
Средний
Средний
Связь
Связь
балл МДК
04.01
балл по
курсовой
работе и
ПМ 04
балл по
ВКР
между
МДК 04.01
и курсовой
работой
между
МДК
04.01 и
ВКР
2013/2014
3,33
3,80
4,75
0,80
0,50
2014/2015
3,23
3,38
4,71
0,83
1,00
2015/2016
3,91
3,82
4,09
0,82
0,45
2016/2017
4,29
4,43
4,88
0,71
0,14
2017/2018
3,75
4,13
4,38
0,50
0,50
2018/2019
3,70
3,91
4,56
0,73
0,52
Из
проведенного
анализа
можно
сделать
вывод,
что
более
тесная
взаимосвязь наблюдается между МДК 04.01 и курсовой работой по МДК
04.02. Как
видно
из
таблицы,
между
анализируемыми
видами
учебной
деятельности
существует
высокая
связь
прямой
направленности,
свидетельствующая о том, что оценка по защите курсовой работы на 73%
зависит от уровня успеваемости по МДК 04.01. В свою очередь, уровень
сдачи
ГИА
на
52%
зависит
от
уровня
освоения
МДК
04.01.
Данные
результаты вполне объяснимы, так как тематика ВКР намного шире вопросов,
изучаемых в МДК 04.01.