Напоминание

Нравственное развитие личности как показатель качества образования: исторический аспект

Автор: Осипенкова Ирина Владимировна
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: Педагогический институт ТОГУ
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Нравственное развитие личности как показатель качества образования: исторический аспект







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ

КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Нацеленность личности и общества на раскрытие творческого потенциала

индивида

и

изменение

культуры

и

социума

на

основе

развития

духовно-

нравственных

ценностей

является

особенно

актуальным

в

условиях

модернизации

современного

отечественного

образования.

Как

двуединый

процесс,

включающий

в

себя

обучение

и

воспитание,

рассматривают

образование

Б.М.

Бим-Бад

и

А.В.

Петровский.

Согласно

их

точке

зрения,

воспитание

предполагает

усвоение

ценностей,

что

способствует

развитию

духовно - нравственной личности. В то же время любое усвоение ценностей

немыслимо без обучения, которое направлено на развитие интеллектуально-

практической

стороны

человека. Образ человека как социального субъекта,

носителя

национальной

культуры

обогатился

представлениями

о

нравственности, активности и стремлении к самоусовершенствованию.

Вечная проблема нравственного развития личности

затрагивалась и в

трудах творцов истории педагогики синтетически-антропологического течения

рубежа XIX-XX веков (В.П. Вахтерова, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, М.И.

Демкова). В этих работах логически четко формулировались те положения,

которые

к

началу XX

века

становились

педагогическими

аксиомами:

нравственность

вне

общества

невозможна;

нравственность

есть

истина

общественных

отношений

и

т.п.

Человек

воспринимался

как

существо

активное,

способное

взять

на

себя

ответственность

за

конструирование

отношений между обществом и природой.

Учитывая, что качество образования определяется становлением духовно-

нравственной

личности,

педагоги

стремились

придать

нравственно-

образовательный характер процессу обучения. В качестве

педагогического

понятия, нравственность соотносилась и с другим педагогическим понятием –

«воспитание» и выражала его цель. Исходя из этого, отечественные педагоги

рубежа

веков

вышли

за

пределы

обучения,

ограниченного

лишь

самим

процессом

познания

истины.

Под

«осуществлением

истины»

понималось

сближение

обучения

и

воспитания

(П.Ф.

Каптерев).

В

процессе

обучения

осуществляется познавательная и предметно-технологическая деятельность, а

в

процессе

воспитания

преобладает

усвоение

культурного

опыта

и

нравственных

норм

отношений.

Хотя

воспитание

и

обучение

имеют

по

существу одинаковые цели, но при некоторых условиях между ними могут

возникать

несоответствия.

Это

происходит

в

том

случае,

когда

задачу

«образования ума» сужают только до процесса познания.

Взаимосвязь обучения и воспитания позволили П.Ф. Каптереву сделать

вывод о том, что вместе то и другое составляет образовательный процесс,

сущностный компонент которого составляла нравственность. Раскрывая это

положение, он останавливался на конкретных областях знаний,

входящих в

образовательный процесс и затрагивающих нравственность. К ним он относил

антропологические и социально-исторические знания, проясняющие отношение

личности к обществу и природу самой личности, воспитывающие готовность

отстаивать нравственные убеждения и претворять их в жизнь.

Образовательный

процесс

лишь

содержит

возможности

для

нравственного

развития

ученика.

Чтобы

эти

возможности

реализовались,

необходима

целенаправленная

педагогическая

деятельность.

Связав

успех

профессиональной

деятельности

учителя

с

личностно-профессиональными

свойствами, П.Ф. Каптерев все личностные «свойства» распределил на две

группы: интеллектуальные («умственные») и нравственно-волевые. К первой

группе педагог отнес профессиональную подготовку учителя. В другую группу

вошли такие качества, как справедливость, последовательность в требованиях,

чуткость, любовь к детям. Воспользовавшись систематизацией П.Ф. Каптерева,

мы

можем

расширить

аксиологический

ряд.

Так,

к

интеллектуальным

профессиональным

ценностям

разными

педагогами

были

отнесены

знание,

понимание

«всех

педагогических

законов»

(М.И.

Демков),

широкое

общее

образование

и

культура

(В.П.

Вахтеров),

умение

учителя

«будить

мысль»

(П.Ф. Лесгафт).

Признавая

за

школой

необходимость

формирования

духовно-

нравственных ценностей, а не только умственного и физического развития,

педагоги рубежа веков утверждали, для этого необходимо почти идеальное

понимание и выполнение учителем своих обязанностей. По их представлению

именно

духовно-нравственная

атмосфера

образовательного

процесса

свидетельствует о его качестве и оказывает благотворное влияние на человека.

Потенциальные возможности осуществления целей духовно - нравственного

развития

личности

отечественные

педагоги

усматривали

в

способностях

человека к взаимодействию с социальной и культурной средой.

Прослеживая развитие педагогической мысли на рубеже XIX-XX веков,

можно

отметить,

что

проблема

духовно-нравственного

развития

личности

актуализируется в кризисные периоды развития общества и разработка этой

проблемы

выдающимися

учеными

-

педагогами

рубежа

веков

принесет

несомненную пользу практической деятельности образовательных учреждений

в современном обществе.

Литература

1. См.: Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте

социализации // Педагогика. 1995. № 1.

2. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. - М., 1987.

3.

См.: Демков

М.И.

Курс

педагогики

для

учительских

институтов,

высших женских курсов и педагогических классов женских гимназий. Ч.

1. М., - Пг., 1917.

4. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., 1982.

5. См. Лесгафт П.Ф. Главные труды с комментариями профессоров В.А.

Таймазова, Ю.Ф. Курамшина и А.Т. Марьяновича. – СПб., 2006.