Автор: Осипенкова Ирина Владимировна
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: Педагогический институт ТОГУ
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Нравственное развитие личности как показатель качества образования: исторический аспект
НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Нацеленность личности и общества на раскрытие творческого потенциала
индивида
и
изменение
культуры
и
социума
на
основе
развития
духовно-
нравственных
ценностей
является
особенно
актуальным
в
условиях
модернизации
современного
отечественного
образования.
Как
двуединый
процесс,
включающий
в
себя
обучение
и
воспитание,
рассматривают
образование
Б.М.
Бим-Бад
и
А.В.
Петровский.
Согласно
их
точке
зрения,
воспитание
предполагает
усвоение
ценностей,
что
способствует
развитию
духовно - нравственной личности. В то же время любое усвоение ценностей
немыслимо без обучения, которое направлено на развитие интеллектуально-
практической
стороны
человека. Образ человека как социального субъекта,
носителя
национальной
культуры
обогатился
представлениями
о
нравственности, активности и стремлении к самоусовершенствованию.
Вечная проблема нравственного развития личности
затрагивалась и в
трудах творцов истории педагогики синтетически-антропологического течения
рубежа XIX-XX веков (В.П. Вахтерова, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, М.И.
Демкова). В этих работах логически четко формулировались те положения,
которые
к
началу XX
века
становились
педагогическими
аксиомами:
нравственность
вне
общества
невозможна;
нравственность
есть
истина
общественных
отношений
и
т.п.
Человек
воспринимался
как
существо
активное,
способное
взять
на
себя
ответственность
за
конструирование
отношений между обществом и природой.
Учитывая, что качество образования определяется становлением духовно-
нравственной
личности,
педагоги
стремились
придать
нравственно-
образовательный характер процессу обучения. В качестве
педагогического
понятия, нравственность соотносилась и с другим педагогическим понятием –
«воспитание» и выражала его цель. Исходя из этого, отечественные педагоги
рубежа
веков
вышли
за
пределы
обучения,
ограниченного
лишь
самим
процессом
познания
истины.
Под
«осуществлением
истины»
понималось
сближение
обучения
и
воспитания
(П.Ф.
Каптерев).
В
процессе
обучения
осуществляется познавательная и предметно-технологическая деятельность, а
в
процессе
воспитания
преобладает
усвоение
культурного
опыта
и
нравственных
норм
отношений.
Хотя
воспитание
и
обучение
имеют
по
существу одинаковые цели, но при некоторых условиях между ними могут
возникать
несоответствия.
Это
происходит
в
том
случае,
когда
задачу
«образования ума» сужают только до процесса познания.
Взаимосвязь обучения и воспитания позволили П.Ф. Каптереву сделать
вывод о том, что вместе то и другое составляет образовательный процесс,
сущностный компонент которого составляла нравственность. Раскрывая это
положение, он останавливался на конкретных областях знаний,
входящих в
образовательный процесс и затрагивающих нравственность. К ним он относил
антропологические и социально-исторические знания, проясняющие отношение
личности к обществу и природу самой личности, воспитывающие готовность
отстаивать нравственные убеждения и претворять их в жизнь.
Образовательный
процесс
лишь
содержит
возможности
для
нравственного
развития
ученика.
Чтобы
эти
возможности
реализовались,
необходима
целенаправленная
педагогическая
деятельность.
Связав
успех
профессиональной
деятельности
учителя
с
личностно-профессиональными
свойствами, П.Ф. Каптерев все личностные «свойства» распределил на две
группы: интеллектуальные («умственные») и нравственно-волевые. К первой
группе педагог отнес профессиональную подготовку учителя. В другую группу
вошли такие качества, как справедливость, последовательность в требованиях,
чуткость, любовь к детям. Воспользовавшись систематизацией П.Ф. Каптерева,
мы
можем
расширить
аксиологический
ряд.
Так,
к
интеллектуальным
профессиональным
ценностям
разными
педагогами
были
отнесены
знание,
понимание
«всех
педагогических
законов»
(М.И.
Демков),
широкое
общее
образование
и
культура
(В.П.
Вахтеров),
умение
учителя
«будить
мысль»
(П.Ф. Лесгафт).
Признавая
за
школой
необходимость
формирования
духовно-
нравственных ценностей, а не только умственного и физического развития,
педагоги рубежа веков утверждали, для этого необходимо почти идеальное
понимание и выполнение учителем своих обязанностей. По их представлению
именно
духовно-нравственная
атмосфера
образовательного
процесса
свидетельствует о его качестве и оказывает благотворное влияние на человека.
Потенциальные возможности осуществления целей духовно - нравственного
развития
личности
отечественные
педагоги
усматривали
в
способностях
человека к взаимодействию с социальной и культурной средой.
Прослеживая развитие педагогической мысли на рубеже XIX-XX веков,
можно
отметить,
что
проблема
духовно-нравственного
развития
личности
актуализируется в кризисные периоды развития общества и разработка этой
проблемы
выдающимися
учеными
-
педагогами
рубежа
веков
принесет
несомненную пользу практической деятельности образовательных учреждений
в современном обществе.
Литература
1. См.: Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте
социализации // Педагогика. 1995. № 1.
2. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. - М., 1987.
3.
См.: Демков
М.И.
Курс
педагогики
для
учительских
институтов,
высших женских курсов и педагогических классов женских гимназий. Ч.
1. М., - Пг., 1917.
4. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., 1982.
5. См. Лесгафт П.Ф. Главные труды с комментариями профессоров В.А.
Таймазова, Ю.Ф. Курамшина и А.Т. Марьяновича. – СПб., 2006.